Конспект урока Европейский средневековый город

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории средних веков в 7 классе

Тема: Европейский средневековый город.

Форма урока: урок с использованием интерактивных технологий на всех этапах урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями.

  • Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, исследуя причины и места возникновения средневековых городов, сравнивать античные и средневековые города.

  • Высказывать собственное мнение о роли городов в экономическом и социальном развитии средневековой Европы.

  • Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость.

  • Прививать навыки общения с комп'ютером.

  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся.

Задачи урока:

  • Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город".

  • Продолжение формирования чувства уважения к культуре народов Европы.

  • Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов.

  • Формирование умения самостоятельно добывать знания.

  • Формирование умения слушать одноклассников.

  • Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание.

  • Закрепить навыки работы с исторической картой.

Основные понятия: сословная монархия, феодальная раздробленность, город, феодал, рыцарь, духовенство, сеньор, вассал, сословие, ратуша, кафедральный собор.

Оборудование: Атлас по истории средних веков (карта "Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке"), компьютерная презентация, отрывки из фильмов.

Методы работы: наглядный (презентация, тексты документов, портрет Марко Поло), исследовательский (изучение документов), практический (сравнение сословий, античных и средневековых городов), творческий (нахождение символа для обозначения города и горожанина, самостоятельная подготовка сообщений по теме).

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление новых знаний.

1 этап. Проверка домашнего задания.

Повторение домашнего задания через ассоциации.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 2 - 5)

Учитель задает к каждой группе картинок вопросы:

- Кто это? Как вы догадались?

- Как эти группы людей можно назвать по-другому? («Те, кто молится…»,

«Те, кто воюет…», «Те, кто трудится…»)

- Какое место занимало духовенство в средневековом обществе?

- Можно ли сказать, что светские феодалы - привилегированная группа населения?

- Кто такие сеньоры и вассалы?

- Можно ли отнести крестьян к господствующему сословию? Почему? Какую роль они играли?

Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 6)

Учащиеся называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."

Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 7):

  • Общность происхождения

  • Общие занятия

  • Похожий образ жизни

  • Одинаковые права и обязанности

Как называются группы людей с одинаковыми правами и обязанностями? (Сословие)

Дайте полное определение термина СОСЛОВИЕ.

Учитель предлагает учащимся подобрать символ для обозначения каждой группы (Слайд 8)

Ученики называют свои символы.

Учитель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). (Слайд 9)

Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 10), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"

Ученики предлагают свои варианты.

Физкультминутка (1 минута на радость - потанцуем)

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить о средневековом городе и его жителях и постараемся найти символ для обозначения города и горожанина.

2 этап. Объяснение нового материала.

Тема урока - "Европейский средневековый город" (Слайд 11)

1. Возникновение городов.

Учитель: Что такое город?

Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место". Учащиеся записывают это определение.

Учитель: Найдите однокоренные слова к слову "город" и выделите в них корень.

Учитель: Существовали ли города в древности? Назовите древние города. (Слайд 12)

(Афины, Рим, Александрия, Мемфис, Фивы, Библ, Сидон, Константинополь, Спарта …)

Учитель: А сейчас назовите древнерусские города, о которых мы говорили на уроках истории

Украины. (Киев, Чернигов, Переяслав, Новгород …)

Учитель: Первые города в Европе - это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки (на экране - слайд 13 "Римская крепость").

Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 15.

(на экране - слайд 14 с картой "Завоевания Карла Великого"). Назовите эти города!

Прошло 200 - 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах - иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 - 200 городов!

Что же произошло? Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?

Учитель: На то были свои причины. Люди к этому времени научились хорошо обрабатывать железо и придумали более совершенные орудия труда, например, тяжёлый колёсный плуг. Он лучше вспахивал землю, а значит и урожай был лучше. Для изготовления железных орудий труда нужно было много металла. Поэтому в Европе возрастает добыча железной руды и развивается кузнечное дело. Для изготовления более сложных орудий труда требуются специалисты. Среди крестьян выделяются мастера-умельцы. Они начинают заниматься только своим делом, а продукцию свою обменивают на продукты питания. Этим и живут.

1) Так происходит отделение ремесла от сельского хозяйства. К чему это приводит? У людей появляется необходимость где-то обмениваться своими изделиями. Где? Это мы узнаем, изучив документ о происхождении города Брюгге (учебник, с.55)

2) Рост населения Европы.

3) Бегство крестьян от феодалов.

Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране (слайды 15-19, 20-й - обобщающий все ранее просмотренные изображения) и прочитать мнение историков по этому поводу.

Учитель предлагает проверить правильность догадок учащихся, выводя на экран схему "Почему возникают города?". (Слайд 21)

Учитель: Какая из причин будет являться главной, определяющей? ( Воцарение спокойствия в Европе.)

Учитель: Где же возникали города? (Слайд 22)

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель выводит на экран (Слайд 23) схему образования названий средневековых городов (Окончания - бург, - берг, - фурт / крепость /, - бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся найти на карте учебника или атласа "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом. ( Нюрнберг, Франкфурт, Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.)

Учитель: В каких ещё местах возникали города? Об этом мы узнаем, изучив документ «Памятники городов» Ал-Казвини.

Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами: "Где же возникали средневековые города?" (Слайд 24)

(На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.)

Заслушиваются сообщения учащихся о возникновении городов.

2.Население городов.

Учитель: Население средневековых городов было небольшим. Большими считались города, где проживало 20-30 тысяч, средними - 3-5 тысяч. Маленькие - 1-2 тысячи. Города-великаны: Париж, Милан, Флоренция, Кордова, Севилья (80-100 тысяч) В Венеции проживало 100 тысяч. В Константинополе в период расцвета - 300-400 тысяч жителей.

Кто же жил в средневековом городе?

Ремесленники (они же торговцы), парикмахеры, владельцы постоялых дворов, слуги, чернорабочие, юристы, врачи, студенты и профессора, феодалы со своими вассалами и слугами, «чёрное» и «белое» духовенство, купцы. (Смотрим картинки с изображением ремесленников разных специальностей).

Особая группа населения - нищие.

Изучаем документ на с.56 учебника и отвечаем на вопросы.

3. Внешний вид городов.

Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу. Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

На экране проходит ряд слайдов (Слайды 25 - 35) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации.

Строительный материал - камень, дерево, солома. Пожары!

Улицы: гончаров, ткачей, пекарей, сапожников, оружейников, кузнецов и т.д. Вход в ремесленную мастерскую украшала эмблема: калач, сапог, меч, ключ и т.д. Дороги не мощёные - пыль, грязь, мусор!

Отсутствие гигиены, антисанитария - болезни и эпидемии. КАКИЕ БОЛЕЗНИ? С XII века - трактиры, гостиницы, общественные бани, больницы!

На заключительных слайдах ряда (Слайды 36 - 38) учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).

Учитель: Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?

Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.

Учитель: определите, что за сооружения являлись символами города (на экране - слайд 39 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).

Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша - место заседания городского совета, рынок - место постоянной торговли, собор - главная городская церковь".

Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.

На экране - слайд 40.

Учитель: Что за сооружение являлось сердцем города, что - его мозгом и душой? Почему?

Учащиеся: Ратуша - мозг, рынок - сердце, собор - душа ( комментарии учащихся)

Учитель предлагает учащимся узнать, какие еще сооружения были в средневековом городе.

Работа с историческим источником - стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу"

Учащиеся называют колодцы, ворота, каменные мосты, фонтаны и т. д. по источнику.

4. Горожанин - человек нового типа.

Учитель: (Слайд 42) Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?

Ученики: Горожане.

Учитель: Чем занимались горожане?

Ученики: Ремеслом и торговлей.

Учитель: А как назывались деревенские жители?

Ученики: Земледельцы, крестьяне.

Учитель: Каково их основное занятие?

Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)

Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.

Учащимся предлагается тест - один на парту для работы в парах. Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином (Слайд 43).

Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой (Слайд 44), потом - правильный.

МАРКО ПОЛО - ЧЕЛОВЕК НОВОГО ТИПА (учебник, с. 67.)

3 этап. Закрепление новых знаний.

Учитель предлагает учащимся тест по теме "Средневековый город" с вариантами ответа на экране (Слайд 46).

Вопросы:

" 1. Город - это:

А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.

2. Города основывались:

А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах

3. Сердцем города являлся:

А) рынок, Б) собор, В) мост".

Учитель: В заключение вернемся к началу урока. Итак, какой символ вы предложили бы для обозначения средневекового города и горожанина? (Слайд 47)

Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя выбор символа.

РЕФЛЕКСИЯ:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Что было интересным, запоминающимся, необычным?

  3. Что показалось скучным?

  4. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: п. 5,

подготовка сообщений о средневековых городах (дифференцированно)



© 2010-2022