История древнего мира. Зарождение демократии в Афинах

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 41. Зарождение демократии в Афинах

Цели урока:

Обучающие:

  • рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах.

  • обеспечить усвоение понятий «демократия», «реформы»;

Развивающие:

  • подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона;

  • продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам;

Воспитательные:

  • стимулировать становление ценностного отношения к демократической системе управления;

  • воспитывать интерес к истории как науке; к пониманию связи сегодняшних политических процессов с далёким прошлым человечества.

Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Построение понятия демократия через ролевую игру (процедура субъективации).

Работа включает в себя не просто формальное усвоение через репродуктивное восприятие, но и специально организованные процедуры осмысления и рефлексии.

Образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представления о чем-либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это возможно только в процессе обсуждения и совместной деятельности. Такая работа носит рефлексивный характер.

Основные понятия и термины: демос, конфликт, демократия, народное собрание, архонт, ареопаг, реформа, граждане.

Оборудование: схема государственного устройства Афинского общества, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал «Реформы Солона» - для трех групп, следы (много)

Ход урока.

1. Организационный моментэмоциональный настрой детей

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Вопрос:

1. В каком значении использовано слово «след»?

2. А как еще можно прославиться? (совершая хорошие поступки).

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории урока, моей учительской истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

(За правильные ответы даю ребятам жетоны - "следы ног")

2. Опрос:

1. Составьте схему государственного устройства Афинского государства (составляет схему без комментариев)

2. «Мой компьютер» - дайте определение понятию демос, архонт, ареопаг. При правильном ответе на нашем классном «мониторе» появиться определение. Если нет, зазвенит колокольчик. (3 следа)

3. Используя слова: Средняя Греция, демос, Аттика, ареопаг, Афины, архонты, полис составьте краткий рассказ о политическом развитии Аттики. (4 следа)

4. Расположите в правильной последовательности: Долговое рабство, долговой камень, плохой участок, неурожай, примитивные орудия труда. К чему вело такое положение? (3 следа)

5. Кому принадлежала власть в Афинском государстве? (1 след)

6. Откуда произошло выражение «драконтовские законы»? (5 следов)

7. Что означает крылатое выражение «драконтовские законы»?

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов великого историка Плутарха:

«Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, получая 1\6 части урожая, другие брали у богатых в долг деньги под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей, никакой закон не воспрещал этого…»

«Огромное большинство и к тому же люди большой физической силы собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбирать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Налицо конфликт.

Вопрос:

1. Что такое, по-вашему, конфликт?

Конфликт - это столкновение, серьезные разногласия, спор.

В подтверждение наших слов заглянем-ка в Афины и послушаем разговор двух греков пришедших на центральную площадь.

Торговец. Я богатый торговец. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ. Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды - все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.

А вот в теньке беседки, которая в Греции называется портиком, сидит человек. По его одежде мы видим, что этот человек не богатый и вид у него грустный. Подойдем, спросим, может случилось чего? Отчего ты такой печальный?

Свободный земледелец. А как мне не печалиться. Мне принадлежит маленький земельный участок на склоне гор. Ведь хорошие земли в долинах принадлежат знати. Каждый кусок хлеба дается мне тяжелым трудом. Этот год выдался особенно неурожайным, стояла сильная жара и чтобы прокормить свою семью я вынужден был взять в долг зерно у знатного и богатого соседа. Так на моем участке появился долговой камень. После этого я лишился покоя и сна. Не отдам я в срок долг - отберут у меня участок. Тогда конец моей свободной жизни я превращусь в раба. Рабами станут мои жена и дети. Не справедливы законы Афин.

Вопрос:

1.Между какими группами населения мог возникнуть конфликт? (демос и знать)

2. Из кого состоял демос? (свободные земледельцы, горожане)

3. Какую еще большую группу населения мы не назвали? (рабы)

Чтобы разобраться в причинах конфликта и способах выхода из него я предлагаю всем учащимся разделиться на 4 группы: рабы, свободные земледельцы, богатые горожане, знать.

(учащиеся работают в группах и пытаются ответить на поставленные вопросы)


  1. Чего вы хотите?

Рабы: хотят получить небольшой участок земли, чтобы вырастить на нем урожай, продать его и выкупить своих детей. А еще хоть капельку свободы.

Свободные земледельцы: хотят, чтобы никто не отбирал землю и не брал их в рабство. И земли побольше.

Горожане: деньги у нас есть, мы стремимся к власти. Мы хотим попасть в ареопаг, чтобы править издавать законы.

Знать: хотим подавить восстание. Хотим больше власти, больше богатства и не хотим ни с кем делиться.

Итак, вы готовы отстаивать свои интересы.

Вопросы:

1. Какие существуют два способа решения конфликта? (мирный и военный)


  1. Что вы потеряете в случаи поражения?

Рабы: нам терять нечего.

Свободные земледельцы: мы теряем урожай на своих землях, нас ожидает голод. В результате поражения мы теряем землю и свободу.

Горожане: мы боимся, что беспорядки помешают нашей торговле. Мы и так потеряли много покупателей.

Знать: нас немного в городе и нас могут убить.

Борьбу вело мелкое крестьянство, перед которым была угроза лишиться своей земли и стать арендаторами на собственных землях, а то и попасть в рабство. У знати и другой противник - довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желающих получить привилегии знати. В результате этого в стране вспыхивает восстание.



  1. Что требовали восставшие?

Против знати сплотились все остальные группы населения. Что же каждая группа населения требовала?

Задание: к/т № 18 стр. 14

Военное решение конфликта ни к чему не привело. Обстановка накалялась. Тогда попробовали решить конфликт мирным путем.

В 594 г. до н.э. архонтом избран Солон - богатый горожанин; именно ему принадлежит главная заслуга в организации переговоров между враждующими сторонами и внедрение в жизнь афинян реформ (изменений). Солон заявил, что цель его реформ - примирение враждующих сторон. Он прославился и как государственный деятель и как поэт. Говорят, что когда Солон стал выборным главой города то, не имея сил убедить горожан в своей правоте простыми словами, он начал читать им стихи, призывая к единству. Покоренные красотой и силой стихов афиняне согласились с ним. Сократ понимал, что больше всего Афинам вредят внутренние распри, возникающие между богатыми и бедными. Он издал законы, которые были записаны на деревянных таблицах и установлены на главной площади Афин. Благодаря этим законам установился мир и порядок. За это Солона причислили к числу 7 греческим мудрецам. Его имя стало нарицательным. Так стали называть государственных деятелей, которые ввели в своей стране мудрые законы или просто разумно правили.

(распределение второй группы)

Ребята, все вы будете работать с одним учебным текстом стр137 читаем пункты 2 и 3, но получите разные задания. Каждая группа работает над своим фрагментом урока. У каждого своя задача. Работа проводится в течение 5 минут, после которой мы с вами совместно восстановим законы Солона.

1 группа

С полей Аттики убирались … ________________________________________

Если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось … ________________________________________

Рабы-должники, оказавшиеся на чужбине…

2 группа

Архонтом мог стать … ________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _______________________

В нем участвовали … ____________________

3 группа

Судьи выбирались из … _________________

независимо от … _________ и _____________

по … ___________________________________

Солон о своих законах писал так:

«Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, - чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит мой над ними.

И запретил побеждать несправедливо других».

Прекратив междоусобные войны, Солон потребовал, от сограждан клятвы в течение 10 лет его законы не будут изменяться, а сам покинул Родину. Существуют две версии, почему Солон уехал из Афин. По первой - он уехал по торговым делам, по второй - Солон вынужден был бежать, т.к. его законами оказались недовольные.

Вопрос:

  1. Кто и почему были недовольны законами Солона?

  2. Какое значение имели законы Солона для Греции?

Только горожане были довольны произошедшими изменениями, ведь они получили возможность участвовать в управлении государством, т.е. народ получил власть.

В переводе с греческого языка демос - народ, кратос - власть. Сложите эти два слова, и вы получите основное понятие, над которым мы работали весь урок, и вместе с греками через борьбу, через столкновения и согласования различных интересов пришли к той форме правления, которая и сейчас существует. (Демократия)

2,5 тыс. лет назад греки о главе с Солоном придумали систему управления основы которой сохранились и сегодня. Особенно много внимания Солон уделял тому, чтобы не одна группа населения не получила решающего преобладания, чтобы между всеми поддерживалось равновесие.

Вот что по этому поводу писал Плутарх: «Солон составил совет ареопага из ежегодно сменяемых архонтов; он и сам был членом его, как бывший архонт. Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость, порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по 100 человек от каждого из 4 районов. Им он поручил предварительно раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесение ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения. А ареопагу он предоставил надзор за всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствие народу». Как мы видим многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время.

3. Закрепление пройденного материала.

Игра «Верно-неверно» (поднятие руки)

Верно ли, что установленный Солоном порядок управления государством назывался демократией?

Верно ли, что демократия зародилась в Афинах в 6 веке до н.э.?

Верно ли, что «отцом» демократии считается Солон?

Верно ли, что Солон жил в 776 г. до н.э.?

Верно ли, что Солон отменил рабство вообще?

Итог урока. Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.


Д/З п.30 читать, к\т № 18 и 20 учить, письменно № 19, 21


Абрамов Егор

Васильев Борис

Горбов Александр


Байбородин Федор

Болдарева Дарья


Иваненко Сергей

Молчанов Андрей


Новиков Дмитрий

Петрова Полина


Плетнева Дарья

Королев Василий

Королев Даниил


Рыбин Иван


Шестирикова Анна

История древнего мира. Зарождение демократии в Афинах

Торговец. Я богатый торговец. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.

Аристократ. Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды - все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.

Свободный земледелец. А как мне не печалиться. Мне принадлежит маленький земельный участок на склоне гор. Ведь хорошие земли в долинах принадлежат знати. Каждый кусок хлеба дается мне тяжелым трудом. Этот год выдался особенно неурожайным, стояла сильная жара и чтобы прокормить свою семью я вынужден был взять в долг зерно у знатного и богатого соседа. Так на моем участке появился долговой камень. После этого я лишился покоя и сна. Не отдам я в срок долг - отберут у меня участок. Тогда конец моей свободной жизни я превращусь в раба. Рабами станут мои жена и дети. Не справедливы законы Афин.









Средняя Греция

демос

Аттика

ареопаг

Афины

архонты


Архонтом мог стать … _____________________

__________________________________________

Для решения важных государственных дел стали созывать … _________________________

В нем участвовали … ______________________


© 2010-2022