Урок Противоречия эпохи Петра 1, 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Противоречия эпохи Петра 1».

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания учащихся об историческом развитии России в первой половине 18 века; показать противоречивость личности Петра и проводимой им политики.

ЗАДАЧИ УРОКА: формировать навыки самостоятельной работы, умения составлять сравнительную таблицу ,анализировать, сопоставлять, обобщать и систематизировать материал.

ЭПИГРАФ УРОКА:»Достойна удивления разность между государственными

учреждениями Петра Великого и его временными указаниями. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые- нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика.»(А.С. Пушкин.)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, выставка книг о Петре 1,портре-ты,раздаточный материал, элементы костюмов 18 века.

План урока.

1.Организация класса на работу.

2.Активизация познавательной деятельности. Формулирование задач урока.

3.Моделирование ситуации.

4.Проверка опережающего домашнего задания.

5. Выполнение познавательных заданий.

6.Оценка деятельности Петра 1.Контроль и коррекция знаний.

7. Рефлексия.

8.Домашнее задание.

9.Итог урока.

ХОД УРОКА.

1Организация класса на работу.

Сообщение учителя о завершении работы над темой «Эпоха Петра 1», о необходимости остановиться на одной характерной черте.

2.Активизация познавательной деятельности, формулирование задач урока.

Название черты зашифровано в кроссворде, который предстоит решить.

1.Слово ,которым Петр называл Петербург. 2.Первый русский фельдмаршал.3.Крепость,взятая русскими войсками в 1696 году.4.Друг Петра, один из руководителей посольства.5.Политический статус русского государства после окончания Северной войны.6.Учитель Петра.7.Духовная коллегия, созданная в 1721 году. 8.Река, на которой стоит город Полтава. 9.Украинский гетман-изменник. 10.Отборные турецкие войска.11.Человек,придумавший новые источники дохода государства. 12.Гребные суда. Ключевое слово- противоречие.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

28 января 1725 года умер первый русский император -Петр Алексеевич Романов.

«…Кого хороним?... Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!»- эти слова произнес Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

« Солнце земли Русской»- высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются и сегодня. Вспомним оценку деятельности Петра 1, данную Н. М. Карамзиным: « Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России -виною Петр».

Одни восхищаются Петром:

« Петр- великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

В. Татищев.

А для других:

« Петр- разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были блестящей ошибкой»

М. Щербатов.

В наши дни мы слышим продолжение этих споров.Последнее время все чаще раздаются утверждения ,будто реформы царя ока зались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЗАДАЧ УРОКА

О Петре написано много книг. И начнем мы, как некогда начал свои публичные чтения о Петре Великом С. М. Соловьев: « Мы собрались здесь накануне праздника, чтобы приготовиться к нему: накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников Русской земли приглашаю Вас, господа, к труду - обозреть труд его, подумать над ним».

В совместной деятельности учителя и учащихся формулируется учебная задача урока:

- « обозреть» то, что узнали о Петре 1, о развитии России в конце 17- начале 18 века, о времени, которое С. М. Соловьев назвал « переходом из возраста, в котором преобладает чувство в возраст, в котором господствует мысль». 3.МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ.(проигрывание двух ролевых ситуаций).

1) Наталья Кирилловна и Софья отвечают на вопросы судьи.

СУДЬЯ: Наталья Кирилловна, расскажите о своем сыне.

НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА: 30 мая 1672 гола, в день Исаакия Далматского, в первом часу ночи у меня родился сын. Нарекли его Петром. До того в царской семье никого так не называли, но это имя было широко распространено в России и приятно людям. В день святых апостолов Петра и Павла(29 июня) произошло таинство крещения в Чудовом монастыре.

СУДЬЯ: Имел ли право ваш сын по законам престолонаследия занять российский престол?

НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА :Нет. От первой жены Алексея Михайловича(Милославской) осталось шесть дочерей. Все были крепки здоровьем, а одна из них- Софья- отличалась и большими духовными силами, была, по отзыву ее врача,»великого ума и самых нежных проницательств, больше мужского ума исполненного дева». И было два сына: Федор,который сильно страдал цингой, и Иоанн- он кроме физической слабости имел слабый ум.

СУДЬЯ: И все же Петр стал наследником российского престола. В каких условиях воспитывался Петр?

НАТАЛЬЯ КИРИЛЛОВНА: В условиях вражды и столкновения родов Милославских и Нарышкиных.В 1682 году Петр был провозглашен царем.

СУДЬЯ: Софья, могли ли вы стерпеть это?

СОФЬЯ: Нет, мой брат Иоанн старше Петра.15 мая я назначила стрелецкий бунт ,стрельцы ворвались во дворец.

СУДЬЯ: Что было с вами, Наталья Кирилловна?

Наталь я Кирилловна: Я схватила сына и скрылась в Грановитой палате. Стрельцы бегали по покоям и искали Нарышкиных. Был убит знаменитый воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский, изрублены боярин Иван Максимович Языков, князь Юрий Алексеевич Долгорукий. Целый день стрельцы хозяйничали в Кремле. С их помощью Софья захватила власть.

(Учитель подчеркивает, что все эти обстоятельства и события оказали влияние на дальнейшую судьбу Петра.)

Отрывок из «ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН» С.М. Соловьева: «Будучи еще одиннадцатилетним ребенком, Петр поражал своею необыкновенной живостью и красотой. Современники находили, что лицом он был материнскую родню…Красота и живость остались, но преждевременное развитие, страшные потрясения неумеренность в трудах и потехах потрясли крепкую натуру Петра и оставили следы на прекрасном лице его: голова тряслась и на лице являлись конвульсивные движения. Быстрый и пронзительный взгляд его производил неприятное впечатление на людей непривычных».

Противоречивыми оказались и судьба, и поступки Петра 1.

2). ПЕТР 1 И МЕНШИКОВ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ СУДЬИ.

СУДЬЯ: Александр Данилович Меншиков, вы- бывший сержант Преображенского полка, сын придворного конюха, а ныне любимец Петра. Как поступили после подавления бунта с таким же простым народом- стрельцами, поддержавшими Софью в 1689 году?

МЕНШИКОВ: Петр сурово обошелся с взбунтовавшимися стрельцами. 30 сентября жизни был лишен 201 человек. Сам Петр 5 стрельцам отрубил голову. 11 октября повесили 144 человека, на другой день-205, на третий-141. 195 стрельцов повешены у Новодевичьего монастыря перед кельей Софьи, трое из них- напротив окон. Я лично отрубил головы 20 стрельцам .Царь восседал на лошади и смотрел на зрелище. Целых пять месяцев трупы не убирали с места казни.

СУДЬЯ: Петр, в одном из писем жене Екатерине Вы писали: «В одной правой руке принужден держать шпагу и перо». Что это означало?

ПЕТР: Это означало, что мне приходилось быть одновременно реформатором и воином. Я использовал все методы- и силовые и мирные, чтобы вывести Россию в передовые страны.

СУДЬЯ: 21 ноября 1700 года Карл 12 с торжеством вступил в Нарву. Ему было 18 лет. В Швеции чеканили монеты с изображением Карла, слагали стихи. Были также отчеканены монеты , на которых изображали плачущего Петра. Петр, вы плакали?

ПЕТР: Я не плакал и не бросал оружие, хотя на то были веские основания. Я с еще большей энергией принялся укреплять войско и крепости.

СУДЬЯ: Да, Вы- истинный Христианин. Велели снять церковные колокола и отлить из них пушки. Чем это можно объяснить?

Петр: Требованием времени. Но христианином я остался до конца дней своих. Я умирал с богом на устах. В январе 1725 года, когда болезнь усилилась, близ моей спальни я велел поставить передвижную церковь.

4.ПРОВЕРКА ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

(Высказывания и их анализ).

Мнение историка Скундэ: « Петр творил реакционное дело, затормозившее развитие России на целую историческую эпоху. Вина царя- преобразователя состояла в том , что он с успехом создает крепостную фабрику, чем затормозил развитие буржуазных отношений и закрепил господство дворянства».

Историк и публицист Щербатов вычислил, что России для того, чтобы преодолеть путь, который она проделала в годы петровских преобразований, понадобилось бы 210 лет.

Историк, писатель и публицист первой четверти 19 века Н.М.Карамзин полагал ,что царь продвинул страну почти на шесть столетий вперед: « Немцы ,французы, англичане- были впереди русских по крайней мере шестью веками. Петр двинул нас своею мощной рукою, и мы в несколько лет почти догнали их». А между тем оба деятеля не относились к числу поклонников царя.

5.ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.

А)Обращаем внимание на схему- цепочку «Реформы Петра 1» (раздаточный материал на столах у учащихся )

- Соответствовала ли реальная хронологическая последовательность петровских реформ логике, представленной на схеме? (акцент на параллельность проведения реформ, что было чрезвычайно трудно ).

-Какое событие способствовало ускорению реформ?

- Какой вышла Россия из Северной войны? ( могущество, международный авторитет, новая столица Санкт Петербург, империя с 1721 года ).

Б) заполнение таблицы.- Какое слово напрашивается для обобщенной характеристики реформ Петра 1? (революция ).

-Реформы Петра Великого - своеобразная «революция сверху».

В ) Исключите из логического ряда лишнее: рекрутский набор, губернии, мануфактура, регулярная армия, реформы, буржуазная революция, сенат, наемный труд, наемный солдат, империя, коллегии, Синод, конституция, монарх, кораблестроение, республика, Санкт-Петербург, президент, конституционная монархия, абсолютная монархия, подушная подать, ревизия.

---Почему именно эти слова исключили?

6. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА 1.

- Какова цена петровских реформ? (петровские реформы проведены ценой невероятного напряжения сил народа, поэтому нередки были восстания; цена за реформы заплачена немалая, по некоторым оценкам в России погиб каждый десятый из 14-17 миллионов ).

Почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяния? ( преобразования Петра легли тяжелым бременем на плечи народных масс, повлекли за собой снижение их жизненного уровня. Народу Петр и его дела были чужды: в этом монархе многие не без оснований видели виновника своих бед. Нередко дело доходило и до открытой борьбы против царя- реформатора).

Выводы после беседы:

1.Созданное Петром новое» регулярное» государство не толь ко существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило рычагом модернизации страны.

2. Платой за это радикальное преобразование явилось дальнейшее укрепление крепостного права, торможение формирования капиталистических отношений и сильнейший налоговый и податной гнет населения страны.

3.Реформаторская деятельность Петра 1 в основном имела насильственный характер .Темпы преобразования зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством .Реформы нередко носили случайный , незапланированный характер. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость проведения других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой.

4.В период царствования Петра 1 Россия стала сильным европейским государством, однако реформы первой четверти 18 века не изменили социально- экономического и политического строя России. Усилиями Петра 1 было создано государство ,которое можно характеризовать как самодержавную военно- бюрократическую монархию.

-Чему учит история петровской эпохи?

Вывод: правительство может и должно проводить преобразования, если в них назрела необходимость; для успеха преобразований необходимо привлекать людей на сторону реформаторов, приходится преодолевать сопротивление ; начиная реформы, надо смело идти вперед, доводя дело до конца; при этом, однако, надо думать об интересах всего общества, а не какой-группы лиц.

-Почему интерес к личности Петра возрастает в российском обществе всякий раз, когда наша страна оказывается перед необходимостью выбора путей дальнейшего развития?

Вывод: личность Петра и его реформы - предмет острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейщего развития. Так было, когда стоял вопрос об отмене крепостного права , так было в начале 20-го века , когда Россия встала на путь революционных преобразований. И сегодня, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.

Возвращение к эпиграфу, его анализ .

7 РЕФЛЕКСИЯ.

Оцените свое понимание темы и участия в уроке.

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1.проанализировать найденные высказывания, определить к ним свое отношение.

2.сочинение- рассуждение «Петр1-реформатор или человек, повернувший Россию вспять?»

3.выделить основные этапы в жизни Петра1.

9.ИТОГ УРОКА.

Конечно, в правлении Петра1 можно обнаружить немало исходящего от варварства. Но когда мы даем общую оценку его деятельности , то она ,эта деятельность, заслуживает похвалы и доброй памяти потомков.

М.М.Погодин писал: « Мы просыпаемся .Какой нынче день? Первое января 1842 года.- Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова.

Пора одеваться- ваше платье сшито по фасону, данному Петром 1, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую он завел; шерсть настригли с овец, которых развел он!

Попадается на глаза книга- Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал эти буквы. Вы начинаете читать- этот язык при Петре 1 сделался письменным, литературным, вытеснил прежний, церковный

Приносят газеты- Петр Великий их начал. Вам нужно купить разные вещи-все они от шелкового платка до сапожной подошвы будут напоминать вам о Петре Великом».

© 2010-2022