Технологическая карта В афинских школах и гимнасиях

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Афинские школы и гимнасии


История

Класс

5

Тема урока

Афинские школы и гимнасии

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Характеризуют афинскую систему образования и воспитания

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых поло-жений.

Регулятивные: самостоятельно формулируют задание, определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки.

Понимают важность учёбы и познания нового, принимают ценности других народов.

Решаемые учебные проблемы

В чём особенности образования и воспитания в Афинах?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Педагог, стиль, палестра, гимназий

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Ребята, давайте подумаем: чему учили детей в Спарте?

Почему именно военное дело, физическое развитие было главным? Сегодня мы посетим древние Афины.

Как вы думаете: о чём у нас пойдёт разговор на уроке?

Правильно, о школах в Афинах. Что нам предстоит выяснить?

Да, как и чему обучали в афинских школах.

Деятельность учащихся

Спартанское воспитание, его особенности, с чем это было связано.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление (приемы):

Ребята, кто такие педагоги? Как выглядят учителя, которые вас учат? А в древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба. Почему такое происходило?

Деятельность учащихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие - проговаривают и осознают его

3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Что нам предстоит сделать?

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

Надо сравнить обучение и воспитание в современной школе и афинской школе.

4. ЭТАП планирования.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Что нам нужно сделать, чтобы провести такое сравнение?

Подумайте об этапах работы.

Деятельность учащихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

Узнать, кто учил детей? Что было главным в обучении и воспитании? Использовать иллюстрации.

5 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Предлагаю поработать в парах. Выясните и расскажите друг другу: кто были педагоги в древних Афинах?

Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше»?

Ребята, чем и на чём вы пишите?

А в Афинах на чём писали и чем?

Предлагаю разделиться на группы и исследовать: обучение в афинской школе и обучение в палестре.


Сравните школу и палестру.

В чём отличие современной школы?

Да, действительно, именно у греков возникло правило: в здоровом теле - здоровый дух.

Ребята, а как вы думаете: все дети в то время учились хорошо?

Попробуем исследовать текст в учебнике «Жалоба раздраженной матери учителю на прогульщика сына», чтобы ответить на этот вопрос.

«Спроси-ка его, почтеннейший. Где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Ребята, а после окончания школы где могут продолжить образование сегодняшние выпускники?

А как это было у афинян?

Рассказ учителя об афинских гимназиях.

Беседа по рассказу: что такое гимнасии?

Чему учились взрослые люди?

Назовите известных греческих учёных.

Учёные и философы вели споры и о природе человека.

Давайте поработаем в группах и выясним точки зрения по этому вопросу.

Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевлёнными, другие - неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.

Одни люди созданы природой быть свободными, другие - рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».

Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: « по природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Деятельность учащихся

Педагог - «сопровождающий ребёнка». Он водил мальчика в школу и нёс его принадлежности. Сейчас учителя этого не делают. Дети сами всё несут в школу.

Ими были старые или увечные рабы, потому что они не годились для другой работы.

Ручкой, на бумаге.

Работа по иллюстрации учебника: дощечки, покрытые воском и стиль (палочка для письма)

Первая группа: учили читать, писать, считать, рисовать, стихи Гомера и других поэтов. Мальчики учились игре на флейте и хоровому пению.

Вторая группа: палестра - это школы борьбы, там мальчики с двенадцати лет занимались гимнастикой - борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. В борьбе побеждал тот, сумел положить соперника три раза на лопатки.

Проводится сравнение.

Начальное обучение похоже, а позже большое внимание в афинских палестрах придавалось физическому воспитанию юношей, чтобы они были здоровыми, ловкими, красивыми.

Выслушиваются разные версии.

Работа с документом.

Видно, что не все дети учились хорошо.

Ученик не любил писать на дощечке.

Мать просит, чтобы учитель его наказал (задал порку).

Сейчас в школе нет физических наказаний.

Из документа видно, что за обучение родители платили, а сейчас образование в школе бесплатное.



В колледжах, институтах, академиях.

Гимнасии - школы для взрослых.

Продолжали заниматься гимнастикой, слушали лекции известных учёных на строение Вселенной, об устройстве государства, обучались красноречию.

Аристотель, Антифонт, Сократ.

Работа с документом по группам.

Каждая группа излагает точку зрения «своего» учёного.

Сравниваются позиции учёных, высказываются мнения учеников по этому вопросу, делается вывод.

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Итак, ребята, давайте повторим то, что мы изучили на уроке.

Назовите учебные заведения в древних Афинах.

Что означают понятия - педагог, стиль, палестра, гимнасии.

Опишите по иллюстрации учебника урок гимнастики в палестре ( с. 183). Почему многие афиняне учились до старости?

Ученики проговаривают ответы, поправляют друг друга, помогают уяснить изученное.

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока? Что удалось выяснить? Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Узнали об особенностях афинской школы, сравнили обучение и воспитание в афинских школах и гимназиях с современной школой.

8 ЭТАП Домашнее задание. Сравните обучение и воспитание в Афинах и Спарте.






© 2010-2022