Исследовательская работа Земское самоуправление в России

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Урок закрепления материала с элементами игры по истории 8 класс.

Тема: Земское самоуправление в России.

Цель: опираясь на знания учащихся о суть реформы по отмене

крепостного права (1861г.) и последовавших за ней либеральных

реформ 60-70-х гг.XIX в, остановиться более подробно на реформе

земского самоуправления. Рассмотреть механизм ее действия

в российском обществе конца XIX нач. XX века, проанализировав

достоинства и недостатки означенной реформы, обобщить ее

положительный опыт и возможности применения его в условиях

современной России.

Оборудование: схемы "Система земских органов самоуправления",

"Российские земства", карта "Губернское деление

России", отрывки из "Из положения о губернских и

уездных земских учреждениях (1864г.)" и статьи

А.И.Солженицина "Как нам обустроить Россию".

Тип урока: урок закрепления материала с элементами игры.

I. Вопросы повторения.

Историки считают реформу по отмене крепостного права едва ли не самым основным событием в истории России XIX века.

?Как вы думаете, почему этому событию предают такое большое значение?

?Что изменила эта реформа в истории нашей страны?

Действительно, отмена крепостного права коренным образом изменила экономическую основу нашего государства, но и потребовала существенной перестройки структуры общественных отношений. Изменившаяся ситуация требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу должны были выполнить последовавшие за основной реформой, реформы 60-70-х гг., историки называют эти реформы либеральными.

?Назовите эти реформы. (из названий станет ясно какую сферу жизни общества и государства они затрагивали)

?Скажите, а каковы общие принципы, заложенные в эти реформы? Что позволяет историкам называть эти реформы либеральными?

ГЛАСНОСТЬ! выборность! БЕССОСЛОВНОСТЬ!

Сегодняшнее занятие мы посвятим более глубокому изучению одной из названных вами реформ - земской.

Наша задача будет заключаться в том, чтобы тщательно разобраться в том, как работала земская система управления в России XIX века. И я предлагаю урок построить как практическое занятие. Правда, в исторической науке возможности эксперимента весьма ограничены - отсюда идея построить наше занятие в форме игры.

Я предлагаю вам на несколько минут представить, что наша аудитория это не 8а класс на уроке истории, а уездное земское собрание в момент решения основных вопросов своей деятельности. Например, Клинское земское уездное собрание.

А наших уважаемых гостей я попросила бы выполнить роль представителей государственных органов. И если в конце урока у вас будет желание высказаться по поводу работы нашего собрания, мы буде очень рады.

Но прежде чем назваться уездным земским собрание, давайте вспомним, что представляла собой структура земских органов и каковы правила выборов гласных и управы?

II. Выборы земской управы.

Теперь мы со знанием дела можем преступить к процедуре выборов. Для наших гостей я хотела бы объяснить, что в земскую управу выдвигаются следующие ученики нашего класса:

Схема:

Исследовательская работа Земское самоуправление в России

Нашим гостям, выполняющим функции представителей царской администрации, мы с помощью представлений, предлагаем познакомиться с кандидатами.

Попков Михаил, ученик 8а класса гимназии № 15. Очень выдержанный и основательный молодой человек. Несмотря на некоторую стеснительность и природную скромность, очень отзывчив и всегда готов помочь товарищам. Как ученика его отличает высокая ответственность, старательность, аккуратность, умение концентрироваться, неспешность и вдумчивость. Одинаково хорошо успевая по всем школьным предметам, он более всего склонен к гуманитарным наукам. История - один из его любимых предметов. Много читает, особо интересуется проблемами военной истории.

Миронова Ольга, ученица 8а класса гимназии. Доброжелательность, открытость, отзывчивость - вот те качества характера, которые ей уважение одноклассников и учителей. Одна из лучших учениц класса и гимназии, но ей совершенно не свойственны такие качества как надменность и заносчивость. Чувство юмора, артистизм, легкость в общении, а также умение по-новому, неординарно взглянуть на любые проблемы, сделали ее незаменимым организатором многих интересных дел в классе. История - один из любимых предметов Оли. Еще одно ее увлечение - путешествия и туризм, но оказываясь в других странах, она в основном интересуется их прошлым.

Пирожкова Мария, ученица 8а класса гимназии №15.

Преступая к любому делу, Маша очень внимательно и тщательно взвешивает ситуацию, все "за" и "против". Авантюрность ей не свойственна. Но если она за что-то берется, то можно быть уверенным - все будет сделано основательно, аккуратно и вовремя. Несмотря на любую сложность и трудность поручения, она никогда не пожалуется и не оставит дело на полдороги. Скромная, немногословная, предпочитающая держаться "в тени", и, несмотря на это, Маша очень сильная и цельная натура, настоящий лидер.

Медведева Ирина, ученица 8а класса гимназии №15.

Глубокий интеллектуал, совершенно не претендующий на лидерство. Очень основательна, неспешна, способна одинаково заинтересованно выполнять как творческие, так и монотонные виды работы. Для нее не бывает "проходных" тем и заданий, все порученное она выполнит скрупулезно, вникнув во все тонкости дела. Необыкновенная работоспособность - ее хороший помощник в изучении всех школьных предметов. К числу увлечений Иры уверенно можно отнести литературу, историю, геральдику. Ира является одним из авторов герба нашей гимназии.

Карманова Кристина, ученица 8а класса гимназии №15.

Яркая и интересная личность. Её отличает широкий кругозор и многообразие увлечений - от хореографии и современной музыки до истории, путешествий и чтения фантастики. Сила характера сочетается в ней с открытостью и добротой. Мечтательность - одна из сторон ее натуры. Чего стоит, например, ее мечта перенестись на машине времени в прошлое и побеседовать с императорами России или хотя бы с одним из них. Уверенность в себе, пожалуй, позволила бы ей на равных общаться даже с царственными особами.

Итак, в Клинскую земскую управу избраны:

Попков Михаил

Миронова Ольга

Пирожкова Мария

Самое большое количество голосов набрал Миша,

поэтому будет разумно предложить именно его кандидатуру на должность Председателя.

Уважаемые гости, требуется ваше согласие. Вы должны утвердить или не утвердить данный состав управы и председателя.

? А в каких случаях губернатор мог не утвердить состав управы?

? Что могло быть основанием для этого?

Прошу избранных занять места. И предоставляю им возможность вести собрание.

( Чтобы создать атмосферу уездного земского собрания, давайте в своих выступлениях и обращении друг к другу использовать такие обороты, как "уважаемое собрание", "господин председатель", "господа гласные", "наш уезд" мы ведь Клинское уездное собрание.)

Дима Плеханов выполняет функции секретаря нашего собрания.

П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я

III. Определение функций земства и его взаимоотношений с царской администрацией.

Речь председателя и представителей управы.

Члены управы должны проанализировать поступившие предложения, дать им оценку и выделить из предложений те, которые входят в компетенцию земств и те, которые в их полномочия не входят.

Схема. Предложения земского собрания.

2.Устройство больницы.

3.Приглашение агронома.

4.Строительство дороги.

5.Выделение средств малоимущим.

1.Изменение порядка избрания гласных.

2.Введение волостного земства.

3.Направление царю предложений об изменении структуры органов государственной власти.

4.Обращение к другим земствам создать общеземскую организацию.

Мы на конкретных примерах рассмотрели тот круг вопросов, которые могло поднимать и рассматривать уездное земское собрание.

?Нет ли у представителей царской администрации каких-либо нареканий к нашей работе?

IV.Оценка деятельности земств.

В таком случае давай попытаемся дать оценку деятельности земств, выяснив сначала недостатки, а потом достижения.

Исследовательская работа Земское самоуправление в России

"-"

- отсутствие в структуре земских органов волостных земств

и общегосударственного земского органа.

- чрезмерная опека и контроль со стороны государственных

органов.

- ограничение деятельности земств только хозяйственными

функциями. В.И.Ленин назвал земства "..пятым колесом в телеге русского государственного управлении…"

-преобладание дворянства в органах земского самоуправления, несмотря на

провозглашенный принцип бессословности.

Московский дворянин Киреев писал о расстановке сил в земствах "Мы, дворяне - гласные, купцы, мещане, духовенство - согласные, крестьяне - безгласные."

-далеко не на всей территории страны вводились ЗОС,

только в 33 европейских губерниях.

Исследовательская работа Земское самоуправление в России




"+"

- огромный вклад в развитие образования и медицины,

статистики.

- приобщение широких слоев населения к решению

вопросов управления.

= земства заложили основу для формирования

гражданского общества в нашей стране.

?гражданское общество -

- земская среда дала России авторитетных и деятельных

политиков. "ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ"

V. Использование опыта земств в современных условиях.

Богатейший опыт земств - может ли он быть полезным в

в современных реалиях нашей страны, или этот опыт должен стать достоянием истории и музейным экспонатом?

Как считают многие современные историки, политологи, публицисты считают, что здесь очень многое может быть полезным.

Я хотела бы привлечь ваше внимание к отрывку из статьи А.И.Солженицына.


Документ 2. А.И.Солженицын. "Как нам обустроить

Россию"(1990г.)

…Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропрочной жизни, да само понятие "гражданской свободы" теряет смысл.

Демократия малых пространств тем сильна, что она НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. Голосование может производиться только за отдельных лиц. В объеме местного земства они, обычно, избирателям хорошо знакомы.

…Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мiр, а в иные поры - городские веча, казачье само-

управление. С конца прошлого века росла и проделала немалый путь еще одна форма его- ЗЕМСТВО, к сожалению, только уездное и губернское, без корня волостного земства и без обвершения всероссийским.

… Много лет занимавшись государственной историей предреволюционной России, я использую тут опыт наших лучших практических деятелей и умов, соединенный с моей посильной разработкой. Разумеется, тот опыт

не может быть просто перенесен в сегодняшнюю растерзанную страну, где искажены самые основы жизни, но и без него вряд ли наш подъем

произойдет здоровыми путями.

- как называет А.И.Солженицын систему самоуправления подобную земской?

- по мнению автора есть ли корни, традиции самоуправления в российском обществе?

- в чем, по его мнению, сила "демократии малых пространств"?

!- давайте еще раз вернемся к понятию "гражданское общество". Как вам кажется, есть ли связь между такими понятиями как гражданское общество и местное самоуправление?

VI.Подведение итогов урока.

Мы всесторонне исследовали деятельность земств в России XIX , и анализ этой деятельности привел нас к выводу о том, что это были организации, которые приносили большую пользу в начале своей истории и в современных условиях могут стать ответом на знаменитый вопрос "Что делать?" или "Как нам обустроить Россию".


Источники и литература:

1.Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс. М., 2003.

2.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. М., 2003.

3. История Московской области

4.Клинский край. Учебное пособие по краеведению для учащихся общеобразовательных школ. Клин, 2005.

5.Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г).

6.Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию.










Раздаточный материал.

Документ 1

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864г.)

1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяй­ственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружении и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями.

V.Управление делами взаимного земского страхования имуще­ства.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленнос­ти.

VII. Участие ... в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений...

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел…

9.Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам…

Документ 2.

А.И.Солженицын. "Как нам обустроить Россию"(1990г.)

…Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропрочной жизни, да само понятие "гражданской свободы" теряет смысл.

Демократия малых пространств тем сильна, что она НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ. Голосование может производиться только за отдельных лиц. В объеме местного земства они, обычно, избирателям хорошо знакомы.

…Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мiр, а в иные поры - городские веча, казачье само-

управление. С конца прошлого века росла и проделала немалый путь еще одна форма его - ЗЕМСТВО, к сожалению, только уездное и губернское, без корня волостного земства и без обвершения всероссийским.

… Много лет занимавшись государственной историей предреволюционной России, я использую тут опыт наших лучших практических деятелей и умов, соединенный с моей посильной разработкой. Разумеется, тот опыт

не может быть просто перенесен в сегодняшнюю растерзанную страну, где искажены самые основы жизни, но и без него вряд ли наш подъем произойдет здоровыми путями.

© 2010-2022