Конспект урока в 6 классе Владимиро-Суздальское княжество. Учебник под ред. Торкунова

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО педагога: Евсейчик Наталья Петровна Должность: учитель истории, обществознания

Предмет: история Класс: 6

Учебник: Арсентьев, Данилов

Тема урока : Главные политические центры Руси.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование : Владимиро- Суздальское княжество

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: Класс активный, темп средний. Знают что такое политическая раздробленность, ее причины и последствия.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целейСформировать знания о центрах политической жизни Руси, о политических и экономических особенностях Владимиро-Суздальского и Галицко- Волынского княжеств;

Актуализировать понятия «политическая раздробленность», « наследственная и ограниченная монархия»,

Познакомить учащихся с государственными деятелями данного периода;

Продолжить работу по формированию умения анализировать информацию, сравнивать и обобщать, делать вывод;

Создать условия для формирования познавательного интереса и бережного отношения к прошлому своей страны

Базовый

регулятивные

целеполагание- как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Программный

познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения , извлечение необходимой информации из текстов

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Программный

коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи

Программный

личностные

- личностное самоопределение

-осознание себя как гражданина своей страны

- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений.

В процессе формирования













Мотивационно- целевой и ориентировочный этап (10 минут)

- Здравствуйте! Садитесь!

- Ребята, говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…

Дети: (хором) …хотим все знать!

Учитель: Приступим к работе.

У: Прошу обратить внимание на доску.

Здесь указаны 2 этапа из периодизации истории России, вам необходимо назвать 3-ий этап (на магнитной доске прикреплены листы с тремя периодами из истории Российского государства, третья часть закрыта:

Периодизация истории России:У: Скажите, что такое политическая раздробленность?

Ответы детей: Политическая раздробленность - это процесс распада государства на несколько княжеств, отдельных земель.

У: Какое событие считается началом образования раздробленного государства?

Ответ детей (Любечский съезд, 1097); /cлайд № 3/.

Учитель Сейчас мы вспомним, каковы были причины, последствия раздробленности Древнерусское государство. Мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с заданием.

На выполнение задания дается 3 минуты. Затем каждая проверяем правильность ваших ответов ( на слайде.)

На сколько княжеств раскололась Русь. (15) Обратимся к карте. Карта в учебнике стр. 105. , слайд

Какие из этих княжеств были самыми большими и значительными и являлись главными политическими центрами?

Ответы : Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были:

Галицко-Волынское княжество

Владимиро-Суздальское княжества

Новгородское княжество.

Учитель : Вы правильно определили княжества, которые были самыми крупными на Руси в период раздробленности. Сегодня мы поговорим об одном из них.

Открываем тетради, записываем число и тему урока в тетрадь

Учитель: Я хочу рассказать вам одну историю :

Три всадника, символизирующие Юго-Западную, Северо-Восточную и Северо-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:

На право пойдешь - будешь полным хозяином в своем уделе.

Налево пойдешь - будешь считаться со своеволием бояр.

Прямо пойдешь - заключишь ряд о служении»

Учитель Мы с Вами на развилке исторических путей. Какой путь выбирают князья? К чему будут стремиться? По какой дороге в своем развитии пойдут русские земли?

И чтобы выяснить это мы сегодня отправляемся в путешествие во Владимиро- Суздальское княжество. Отправляясь в любое путешествие , что прежде всего мы хотим узнать о том месте в которое отправляемся . А что же мы можем узнать в своем путешествии о княжествах?

  1. Территория и природные условия (географическое положение, месторасположения, природные условия).

  2. Основные городские центры

  3. Занятия населения

  4. Политические особенности ( Форма правления ( как управлялись княжества)

  5. Выдающиеся князья ( кто правил в княжествах)

Поисково- исследовательский этап (20 минут)

ЗАДАНИЕ 1 ( 10 минут) Сегодня мы будем работать в парах.

Читаете пункт параграфа, обсуждаете, записываете ваше общее мнение. Через 5 минут каждая группа рассказывает нам, что выяснила о своем княжестве. (пункт 1-2 учебника)


Группы выступают

Задание 2 (10 минут)

Слова учителя: «Раздробленность Руси стало временем правления множества выдающихся политических деятелей. Сегодня мы рассмотрим, как различные князья стремились прославить свои княжества, укрепляя их позиции, обосабливая от соседских земель.

Выдающимися князьями Владимиро - Суздальского княжество были Юрий Долгорукий, свое прозвище он получил за то, что протягивал руки в самые дальние уголки древнерусского государства. Андрей Боголюбский стал называться именно так, после того как построил церковь в местечке Боголюбово. Всеволод Большое гнездо получил свое прозвище потому , что у него было много детей.

Сейчас разобьемся на 3 группы, каждая изучает своего князя и заполняет таблицу.

Выступление групп

Какие особенности вы выделили у князей В- С. княжества ? Какая форма правления была в княжестве?

Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху.

Выделяют два вида монархии - наследственная - когда власть передается по наследству и никем и ничем не ограничивается. и ограниченная - когда власть передается по наследству, но кем- то или чем-то ограничена.

Теперь, когда мы разобрались с понятиями , давайте уточним, какая форма правления была во Владимиро - Суздальском княжестве? ( неограниченная монархия).

Физминутка

Учитель называет характеристику.. Класс поднимает вытянутые руки вверх - если утверждение верно.

Расположено на северо- востоке ( да )

Форма правления - органиченная монархия (нет )

Главные города Ростов, Суздаль (да )

Форма правления не ограниченная монархия монархия(да)

В княжестве плодородные земли (да )

много леса (да )

У князя Всеволода было много детей (да )

Юрий Долгорукий в 1147 году основал Москву (да)

Умнички!

А сейчас мы вернемся к проблемному вопросу и выберем тот путь по которому нужно пойти в Владимиро-Суздальское княжество пойдет ваше княжество и объяснит почему , вы выбрали именно это высказывание

«На право пойдешь - будешь полным хозяином в своем уделе. ( Владимиро-Суздальское княжество)






Практический этап (10 минут)

Учитель Когда вы возвращаетесь домой из поездки или экскурсии, путешествия. Что обычно спрашивают у вас ваши родители и друзья ?

Ответы детей Что понравилось, что запомнилось- расскажи.

1. Рассказ о княжестве

________ княжество расположено на _____________Руси. Природные условия_________________. Главные города___________________ Население занимается_______________. Князьями в разные годы были________________. Особенностью их правления было_____________. Власть в княжестве _______________________________

5. Игра «Крестики- нолики


1. В Владимиро-Суздальском княжестве княжестве сложилась неограниченная монархия (дА)

2. Первое упоминание о Москве относится к 1147 г.(да)

3. Всеволод Большое гнездо хотел присвоить себе титул Великого князя владимирского (да)

4. Во сне князю Андрею явилась Богородица, повелевшая оставить икону Богоматери во Владимире.(дА)

5. В политической жизни Владимиро-Суздальского княжества князья играли незначительную роль.(нет)

6. Андрей Боголюбский был убит в результате заговора его приближенных - братьев Кучковичей (да)

7 . У князя Всеволода было большое количество детей(да)

8. Резидентцию в боголюбово построил Юрий Долгорукий (нет)

9. Киевская земля- главный политический центр древнерусского государства (нет)




Оценочно- рефлексивный этап( 5 мин)

Наш урок подходит к концу .

Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке по слудующей схеме:

Сегодня на уроке я узнал….

Своей работой на уроке я ….

Я ставлю себя оценку ….., потому что ….

Открываем дневники , записываем домашнее задание: параграф 13 читать, составить рассказ от имени человека, совершившего путешествие в княжество.

Закончим мы словами , которыми начали наш урок: Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…

Дети: (хором) …хотим все знать!

Спасибо за урок


















Карточка для первой группы:

Используя схему рыбий скелет, разместите на верхних костях политические причины , на нижних - экономические.

Перечень причин:

  1. феодальной собственности на землю, присвоение земельных угодий.

  2. борьба за киевский престол

  3. порядок управления в вотчинах

  4. стремление отделиться от Киева

  5. изменения в хозяйственной жизни

  6. эксплуатация зависимого населения

  7. отсутствие порядка наследования престола

  8. упадок торговли


Карточка для второй группы


Используя схему «ПАУК» заполните щупальца паука . На щупальцах с правой стороны расположите положительные последствия , с левой - отрицательные.

Перечень последствий:

  1. Рост городов

  2. Слабая центральная власть

  3. Рост ремесла, хозяйства

  4. Рост торговли.

  5. Расцвет городской культуры

  6. Низкая обороноспособность.

  7. Выделение уделов в крупных княжествах

  8. Княжеские усобицы с целью укрепить или расширить княжества



Ответы


Ответы











ВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Юрий Долгорукий

Юрий Долгорукий - младший сын Владимира Мономаха. Княжил в Ростово - Суздальском княжестве. Свое прозвище получил за стремление «Протягивать руки» в самые разные концы русской земли. Основал новые города Дмитров и Звенигород. С именем этого князя связано первое летописное упоминание о Москве. Это произошло в 1147 году. А 1156 году он приказал заложить в Москве «град- крепость»

Заветной целью Юрия был киевский престол. Он дважды захватывал Киев. Умер в 1157 году.

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский - сын Юрия Долгорукого. Вопреки воле отца уехал жить во Владимир, и увез с собой киевскую святыню - икону Богоматери. Вдруг кони остановились и не двинулись больше с места. Князю пришлось заночевать в поле. Во сне Андрею явилась богородица, которая повелела основать на месте видения церковь, а икону оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью и белокаменный дворей. Новая резиденция Андрея получила название Боголюбово, а сам князь - прозвище Боголюбский. С того времени Северо-Восточную Русь стали называть Владимиро - Суздальским княжеством по имени ее главных городов.

Владимир организовал поход на Киев. Город был разграблен и сожжен.

В Киеве Владимир не остался - выказав тем самым пренебрежение к древней столице.

Большое внимание уделял укреплению и возвышению своего княжества.

Убит в 1174 году.

Всеволод Большое Гнездо

Всеволод Большое Гнездо- младший брат Андрея Боголюбского, княжил во владимиро -Суздальском княжестве

Свое прозвище получил потому, что у него было много детей. При его кнежении могущество Владимиро- Суздальского княжества еще более выросло. В Киев не поехал, а посадил туда зависимого от себя князя. Присвоил себе титул великого князя Владимирского. Могущество Владимиро- Суздальского княжества при Всеволоде большое Гнездо еще более возросло. Ему не удалось избежать распада своего княжества. Уже при жизни он начал раздавать уделы своим сыновьям. Умер в 1212 г.

Рассказ о княжестве

_______________________________________________________ княжество расположено на ___________________________Руси. Природные условия______________________________________________

_______________________________________________________________.

Главные города___________________ ______________________________

Население занимается____________________________________________

_______________________________________________________________

Князьями в разные годы были_____________________________________

_______________________________________________________________

Власть в княжестве ______________________________________________

Назывантся такая форма правления_________________________________



© 2010-2022