- Преподавателю
- История
- Конспект урока в 6 классе Владимиро-Суздальское княжество. Учебник под ред. Торкунова
Конспект урока в 6 классе Владимиро-Суздальское княжество. Учебник под ред. Торкунова
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евсейчик Н.П. |
Дата | 16.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО педагога: Евсейчик Наталья Петровна Должность: учитель истории, обществознания
Предмет: история Класс: 6
Учебник: Арсентьев, Данилов
Тема урока : Главные политические центры Руси.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование : Владимиро- Суздальское княжество
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок: Класс активный, темп средний. Знают что такое политическая раздробленность, ее причины и последствия.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целейСформировать знания о центрах политической жизни Руси, о политических и экономических особенностях Владимиро-Суздальского и Галицко- Волынского княжеств;
Актуализировать понятия «политическая раздробленность», « наследственная и ограниченная монархия»,
Познакомить учащихся с государственными деятелями данного периода;
Продолжить работу по формированию умения анализировать информацию, сравнивать и обобщать, делать вывод;
Создать условия для формирования познавательного интереса и бережного отношения к прошлому своей страны
Базовый
регулятивные
целеполагание- как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Программный
познавательные
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения , извлечение необходимой информации из текстов
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Программный
коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи
Программный
личностные
- личностное самоопределение
-осознание себя как гражданина своей страны
- осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений.
В процессе формирования
Мотивационно- целевой и ориентировочный этап (10 минут)
- Здравствуйте! Садитесь!
- Ребята, говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…
Дети: (хором) …хотим все знать!
Учитель: Приступим к работе.
У: Прошу обратить внимание на доску.
Здесь указаны 2 этапа из периодизации истории России, вам необходимо назвать 3-ий этап (на магнитной доске прикреплены листы с тремя периодами из истории Российского государства, третья часть закрыта:
Периодизация истории России:У: Скажите, что такое политическая раздробленность?
Ответы детей: Политическая раздробленность - это процесс распада государства на несколько княжеств, отдельных земель.
У: Какое событие считается началом образования раздробленного государства?
Ответ детей (Любечский съезд, 1097); /cлайд № 3/.
Учитель Сейчас мы вспомним, каковы были причины, последствия раздробленности Древнерусское государство. Мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с заданием.
На выполнение задания дается 3 минуты. Затем каждая проверяем правильность ваших ответов ( на слайде.)
На сколько княжеств раскололась Русь. (15) Обратимся к карте. Карта в учебнике стр. 105. , слайд
Какие из этих княжеств были самыми большими и значительными и являлись главными политическими центрами?
Ответы : Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были:
Галицко-Волынское княжество
Владимиро-Суздальское княжества
Новгородское княжество.
Учитель : Вы правильно определили княжества, которые были самыми крупными на Руси в период раздробленности. Сегодня мы поговорим об одном из них.
Открываем тетради, записываем число и тему урока в тетрадь
Учитель: Я хочу рассказать вам одну историю :
Три всадника, символизирующие Юго-Западную, Северо-Восточную и Северо-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:
На право пойдешь - будешь полным хозяином в своем уделе.
Налево пойдешь - будешь считаться со своеволием бояр.
Прямо пойдешь - заключишь ряд о служении»
Учитель Мы с Вами на развилке исторических путей. Какой путь выбирают князья? К чему будут стремиться? По какой дороге в своем развитии пойдут русские земли?
И чтобы выяснить это мы сегодня отправляемся в путешествие во Владимиро- Суздальское княжество. Отправляясь в любое путешествие , что прежде всего мы хотим узнать о том месте в которое отправляемся . А что же мы можем узнать в своем путешествии о княжествах?
-
Территория и природные условия (географическое положение, месторасположения, природные условия).
-
Основные городские центры
-
Занятия населения
-
Политические особенности ( Форма правления ( как управлялись княжества)
-
Выдающиеся князья ( кто правил в княжествах)
Поисково- исследовательский этап (20 минут)
ЗАДАНИЕ 1 ( 10 минут) Сегодня мы будем работать в парах.
Читаете пункт параграфа, обсуждаете, записываете ваше общее мнение. Через 5 минут каждая группа рассказывает нам, что выяснила о своем княжестве. (пункт 1-2 учебника)
Группы выступают
Задание 2 (10 минут)
Слова учителя: «Раздробленность Руси стало временем правления множества выдающихся политических деятелей. Сегодня мы рассмотрим, как различные князья стремились прославить свои княжества, укрепляя их позиции, обосабливая от соседских земель.
Выдающимися князьями Владимиро - Суздальского княжество были Юрий Долгорукий, свое прозвище он получил за то, что протягивал руки в самые дальние уголки древнерусского государства. Андрей Боголюбский стал называться именно так, после того как построил церковь в местечке Боголюбово. Всеволод Большое гнездо получил свое прозвище потому , что у него было много детей.
Сейчас разобьемся на 3 группы, каждая изучает своего князя и заполняет таблицу.
Выступление групп
Какие особенности вы выделили у князей В- С. княжества ? Какая форма правления была в княжестве?
Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху.
Выделяют два вида монархии - наследственная - когда власть передается по наследству и никем и ничем не ограничивается. и ограниченная - когда власть передается по наследству, но кем- то или чем-то ограничена.
Теперь, когда мы разобрались с понятиями , давайте уточним, какая форма правления была во Владимиро - Суздальском княжестве? ( неограниченная монархия).
Физминутка
Учитель называет характеристику.. Класс поднимает вытянутые руки вверх - если утверждение верно.
Расположено на северо- востоке ( да )
Форма правления - органиченная монархия (нет )
Главные города Ростов, Суздаль (да )
Форма правления не ограниченная монархия монархия(да)
В княжестве плодородные земли (да )
много леса (да )
У князя Всеволода было много детей (да )
Юрий Долгорукий в 1147 году основал Москву (да)
Умнички!
А сейчас мы вернемся к проблемному вопросу и выберем тот путь по которому нужно пойти в Владимиро-Суздальское княжество пойдет ваше княжество и объяснит почему , вы выбрали именно это высказывание
«На право пойдешь - будешь полным хозяином в своем уделе. ( Владимиро-Суздальское княжество)
Практический этап (10 минут)
Учитель Когда вы возвращаетесь домой из поездки или экскурсии, путешествия. Что обычно спрашивают у вас ваши родители и друзья ?
Ответы детей Что понравилось, что запомнилось- расскажи.
1. Рассказ о княжестве
________ княжество расположено на _____________Руси. Природные условия_________________. Главные города___________________ Население занимается_______________. Князьями в разные годы были________________. Особенностью их правления было_____________. Власть в княжестве _______________________________
5. Игра «Крестики- нолики
1. В Владимиро-Суздальском княжестве княжестве сложилась неограниченная монархия (дА)
2. Первое упоминание о Москве относится к 1147 г.(да)
3. Всеволод Большое гнездо хотел присвоить себе титул Великого князя владимирского (да)
4. Во сне князю Андрею явилась Богородица, повелевшая оставить икону Богоматери во Владимире.(дА)
5. В политической жизни Владимиро-Суздальского княжества князья играли незначительную роль.(нет)
6. Андрей Боголюбский был убит в результате заговора его приближенных - братьев Кучковичей (да)
7 . У князя Всеволода было большое количество детей(да)
8. Резидентцию в боголюбово построил Юрий Долгорукий (нет)
9. Киевская земля- главный политический центр древнерусского государства (нет)
Оценочно- рефлексивный этап( 5 мин)
Наш урок подходит к концу .
Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке по слудующей схеме:
Сегодня на уроке я узнал….
Своей работой на уроке я ….
Я ставлю себя оценку ….., потому что ….
Открываем дневники , записываем домашнее задание: параграф 13 читать, составить рассказ от имени человека, совершившего путешествие в княжество.
Закончим мы словами , которыми начали наш урок: Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…
Дети: (хором) …хотим все знать!
Спасибо за урок
Карточка для первой группы:
Используя схему рыбий скелет, разместите на верхних костях политические причины , на нижних - экономические.
Перечень причин:
-
феодальной собственности на землю, присвоение земельных угодий.
-
борьба за киевский престол
-
порядок управления в вотчинах
-
стремление отделиться от Киева
-
изменения в хозяйственной жизни
-
эксплуатация зависимого населения
-
отсутствие порядка наследования престола
-
упадок торговли
Карточка для второй группы
Используя схему «ПАУК» заполните щупальца паука . На щупальцах с правой стороны расположите положительные последствия , с левой - отрицательные.
Перечень последствий:
-
Рост городов
-
Слабая центральная власть
-
Рост ремесла, хозяйства
-
Рост торговли.
-
Расцвет городской культуры
-
Низкая обороноспособность.
-
Выделение уделов в крупных княжествах
-
Княжеские усобицы с целью укрепить или расширить княжества
Ответы
Ответы
ВЛАДИМИРО - СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Юрий Долгорукий
Юрий Долгорукий - младший сын Владимира Мономаха. Княжил в Ростово - Суздальском княжестве. Свое прозвище получил за стремление «Протягивать руки» в самые разные концы русской земли. Основал новые города Дмитров и Звенигород. С именем этого князя связано первое летописное упоминание о Москве. Это произошло в 1147 году. А 1156 году он приказал заложить в Москве «град- крепость»
Заветной целью Юрия был киевский престол. Он дважды захватывал Киев. Умер в 1157 году.
Андрей Боголюбский
Андрей Боголюбский - сын Юрия Долгорукого. Вопреки воле отца уехал жить во Владимир, и увез с собой киевскую святыню - икону Богоматери. Вдруг кони остановились и не двинулись больше с места. Князю пришлось заночевать в поле. Во сне Андрею явилась богородица, которая повелела основать на месте видения церковь, а икону оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью и белокаменный дворей. Новая резиденция Андрея получила название Боголюбово, а сам князь - прозвище Боголюбский. С того времени Северо-Восточную Русь стали называть Владимиро - Суздальским княжеством по имени ее главных городов.
Владимир организовал поход на Киев. Город был разграблен и сожжен.
В Киеве Владимир не остался - выказав тем самым пренебрежение к древней столице.
Большое внимание уделял укреплению и возвышению своего княжества.
Убит в 1174 году.
Всеволод Большое Гнездо
Всеволод Большое Гнездо- младший брат Андрея Боголюбского, княжил во владимиро -Суздальском княжестве
Свое прозвище получил потому, что у него было много детей. При его кнежении могущество Владимиро- Суздальского княжества еще более выросло. В Киев не поехал, а посадил туда зависимого от себя князя. Присвоил себе титул великого князя Владимирского. Могущество Владимиро- Суздальского княжества при Всеволоде большое Гнездо еще более возросло. Ему не удалось избежать распада своего княжества. Уже при жизни он начал раздавать уделы своим сыновьям. Умер в 1212 г.
Рассказ о княжестве
_______________________________________________________ княжество расположено на ___________________________Руси. Природные условия______________________________________________
_______________________________________________________________.
Главные города___________________ ______________________________
Население занимается____________________________________________
_______________________________________________________________
Князьями в разные годы были_____________________________________
_______________________________________________________________
Власть в княжестве ______________________________________________
Назывантся такая форма правления_________________________________