Урок по истории в 6 классе на тему Опричнина

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории России в 6 классе.

Тема: Опричнина.



Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыков работы учеников с учебным пособием, картой, составление опорного конспекта, формирование умения рассуждать и доказывать свою точку зрения, дать моральную оценку действиям Ивана IV для достижения целей.

Задачи:

развивающая - развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи;


образовательная - через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях;
воспитательная - формирование ценностных суждений.

Оборудование:


  • раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме «Опричнина Ивана Грозного»);


  • Карта « Российское государство в XVI веке»;


  • компьютер в кабинете; мультимедийный проектор;


ХОД УРОКА

I. Организационный этап


Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.

План урока:

1. Причины и цели опричнины.

2. Развитие опричнины.

3. Итоги опричнины

- Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем время правления Ивана Грозного. Я бы хотела, чтобы в начале урока вы ответили на вопрос:

- За что Ивана Васильевича называли Грозным?



(Ответы учащихся)

Слайд № 2

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Ознакомление с задачами урока. (СЛАЙД 3)

ЗАПИСЬ ТЕМЫ, плана В ТЕТРАДЬ. (слайд 4)

- В течение урока вы будете делать записи для лучшего усвоения материала.


4. Проверка домашнего задания (стр. 212 )

Ответить на вопросы.

5. Изучение новой темы.

- На прошлых уроках вы узнали, что в 1547 году Иван Васильевич IV был провозглашен царём и стал проводить реформы. (слайд 5,6)

Но в 1553 году, после похода на Казань, царь тяжело заболел.

Призвав к себе бояр, он потребовал, чтобы они при его жизни присягнули его малолетнему сыну - царевичу Дмитрию.

Но бояре не желали видеть на престоле младенца, понимая, что вновь наступит время борьбы за влияние на царя между боярами. Да и члены Избранной рады также не торопились присягнуть на верность Дмитрию, считая, что престол должен перейти к Старицкому князю Владимиру Андреевичу.

Но Иван поправился, а обиду на бояр затаил, стал подозрительным, мнительным. А смерть наследника Дмитрия, и любимой жены Анастасии, сделала его жестоким и мстительным.

Первыми кто пострадал от царя, были члены Избранной рады: Адашев и Сильвестр. Первый был казнен, а второго отправили в ссылку в Соловецкий монастырь. Многие стали спасаться от ярости царя бегством за границу.

Царь решительно задумал ликвидировать самостоятельность бояр, лишить их какого-либо влияния на государственные дела, то есть стать единоличным правителем, достичь неограниченной власти.

С этой целью Иван Грозный объявил о введении опричнины.



(Слайд 9,10)

Итак, в 1565 он объявил о введении в стране Опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство.



Опричнина - название удела Ивана Грозного, существовавшего в 1565 - 1572гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом.

Опричнина - система внутриполитических мер Ивана IV для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (казни, земельные конфискации, массовые репрессии).

В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников.

Опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими.

(Слайды 11)

Первоначально был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек.

В начале 1565 года царь направил в Москву две грамоты, которые должны быть оглашены на Красной площади.

Работа с документом 1

Первая была адресована митрополиту Афанасию, в которой он объявлял бояр и духовенство изменниками и расхитителями и сообщал о своем решении оставить престол. Вторая грамота была адресована жителям города, в которой он объяснял причины своего отъезда, заявляя, что на народ московский, он обиду не держит.

Горожане потребовали от духовенства и бояр уговорить царя вернуться. В столице началась паника. К царю выехала делегация.

Документ 2

Иван IV предъявил свои требования, при исполнении которых он соглашается вернуться в Москву:

- предоставить ему право казнить «изменников», то есть неугодных, по своему усмотрению;

- учредить в стране особый порядок, то есть предусматривалось разделение всей территории государства на две части:

1) опричнину - земли, взятые в особое царское управление;

2) земщина - земли, которыми должны ведать бояре.



(слайд № 12)

Цели опричнины:

- стремление царя к единоличной власти;

- сосредоточение главных сил для продолжающейся Ливонской войны.

Будучи опричным игуменом, царь исполнял все монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра - к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день. При этом есть мнение, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви

Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам.

Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях. Иван лично руководил походом.

Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч-Успенском монастыре митрополита Филиппа, который критиковал жестокость царя и опричников.



(Слайд № 13)

Шесть недель опричное войско грабило и разоряло Новгород, в некоторых источниках записано, что ежедневно по приказу царя казнили до 600 человек.

В 1569-1571 гг. на Россию обрушилась чума. Особенно пострадали западные и северо-западные районы, в том числе и Новгород. От заразы погибли около 300.000 граждан России. В самой Москве в 1569 г. гибло по 600 человек в день.

В 1572 году царь отменяет опричнину. А само слово «опричнина » запрещает упоминать. Многие его верные слуги из опричного войска были казнены, среди них и Федор Басманов (сообщение). Малюта Скуратов (сообщение).

Прочтите в учебнике материал об итогах правления Ивана Грозного, выделите главные. (стр. 219)

• Хозяйственный упадок;

• Бегство крестьян в Поволжье; на юге беглые крестьяне становятся казаками;

• В 1581 году вводятся заповедных лет (запрещение переходить крестьянам в Юрьев день), начало крепостного права;

• Боярско - княжеская власть стала зависимой от царя;

(Слайды 14,15,16)

Для закрепления изученного материала провести тестирование. Слайды 17-20


6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- За активную работу на уроке я поставила оценки следующим учащимся ( сообщение оценок). Думаю, что те, кто не получил сегодня оценок, немного подготовятся и у них все получится на следующем уроке. Запишите домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по параграфам 23-25.

- Всем спасибо за урок!



Рефлексия:


  1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
    2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
    3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?


Для закрепления изученного материала провести тестирование.
Проверка усвоенного поводится с помощью ЦОР. Тесты выведены на экран. Взаимопроверка.

© 2010-2022