Открытый урок по истории России на темуСеверная война (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северная война

(повторительно-обобщающий урок)



7 класс

Учитель: Орлова Людмила Петровна



Слово учителя: Ребята, вам нужно ответить прилагательными на вопрос «Какой мечтал видеть Россию Пётр1? ( мощной, великой, сильной, развитой, торговой, морской).

Каким образом можно было этого добиться? (выход к морю).

К какому морю? ( Балтийскому морю)

Какая война велась за выход к Балтийскому морю? ( Северная война)

Как вы думаете, какой будет тема урока? Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь ( Слайд1).

Давайте вместе с вами сформулируем цели урока:

Цели урока:

- обобщить знания учащихся о Северной войне, способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на примере истории крупнейших битв Северной войны.

Планируемые результаты:

предметные:

1. развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

2. развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;

3. выделять главное, сопоставлять факты и события, находить причину и следствие, формулировать выводы;

4. оценивать значение военных побед на суше и на море.

метапредметные:

формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; анализировать историческую ситуацию на основе карты.

личностные:

выражают адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения, осмысливают последствия Северной войны для страны.

2



Ребята, вам было дано задание на дом - подготовить ответы на вопросы из рубрики : Впервые в России:

1. Кто в России стал первым русским солдатом? ( Бухвостов, в 1683г. Он «самоохотно» явился для записи и потешные полки Петра1.

2. Кто первым в России получил первый русский орден? ( первым орденом святого Андрея Первозванного в 1699г . Был награждён Ф. А. Головин.)

3. Когда, где и в честь кого был дан первый в России салют? ( в 1696г. в Черкасске донские казаки удостоились такой чести за доблесть, проявленную за взятие Азова)

4. Когда в России вышла первая газета? Как она называлась? «Ведомости». В 1703г.

Ребята, вы - журналисты газеты « Ведомости». А я - ваш главный редактор. Многим из вас было дано задание по подготовке дополнительного и интересного материала о Северной войне.

Для всех журналистов - проблемное задание:

Какую роль (отрицательную или положительную) сыграла личность Петра1 на каждом этапе военных действий. (см. слайд3)

Назовите даты 1-го периода войны? (1700-1708гг.)

Назовите даты 2-го периода войны? (1709-1713гг.)

Назовите даты 1-го периода войны? (1714-1721гг.)

Прежде чем мы приступим к повторению темы и вы нас познакомите с результатами своей журналистской деятельности, вам нужно сдать экзамен на знание темы. Учащиеся работают над тестом.

После выполнения работы над тестами, состоящими из 2-ух вариантов, по10 вопросов в каждом, учащиеся осуществляют самопроверку

Слайд 4 - ответы;

Слайд5 - критерии оценок .

3

Итак, приступаем к повторению 1-го этапа военных действий (Слайд 6)

Каким было начало Северной войны (удачным или неудачным) для России? Где Россия потерпела первое поражение? Покажите на карте (слайд 7)

Вот что сказал Пётр 1 о поражении под Нарвой (слайд8)

Почему Пётр1 поражение под Нарвой назвал великим счастьем? ( Он понял в чём причины поражения русской армии и принял меры по реорганизации русской армии).

Слово предоставляется журналистам о реформе армии

( Ракитин А. и Глызин С).

(слайд 9, 10, 11)

Вопросы для сравнения армий17 и 18вв. для журналистов:

  1. Что было основой русской армии в 17веке? (дворянское ополчение)

  2. Что стало основой русской армии при Петре17 ( пехота. Она составляла три четверти вооружённых сил России).

  3. Чем заменена дворянская конница? ( регулярная кавалерия)

  4. Какой ещё род войск стал основным в армии Петра1 ( артиллерия).

  5. Создан ли был флот?

  6. Почему Пётр1 потерпел поражение под Азовом в 1695г.?

  7. Почему одержал победу в 1696г.?

Вопросы учащимся:

Почему одной из мер, принятых для реформирования армии, стало создание специальных учебных заведений для офицеров? (для формирования собственных офицерских кадров).

Офицеры готовили необученных новобранцев к службе.

4

Приглашается журналист Серых, которому удалость наблюдать работу одного из офицеров. ( Рассказ Алексеева « Сено-солома ). Далее следует релаксация (сено, солома).

Далее следует кадр из олимпиады в Сочи (флот, слайд12)

Вопрос к классу: Сколько кораблей было в русской армии к концу Северной войны?

Далее следует кадр из олимпиады в Сочи (армия, слайд 13)

Вопрос к классу: Какова численность регулярной армии к концу Северной войны?

Учитель: И первые победы не заставили себя ждать. Один из учеников у доски называет первые победы русской армии ( слайд 14). Учащиеся следят по карте.

Слово предоставляется журналисту, которому нужно было найти интересные факты о первых победах.

Далее следует рассказ журналиста « Ведомости» о медале за Орешек. ( слайд 15)

Вопрос к классу: Что означает надпись : «90 лет находился в руках неприятеля»?

Учитель: На отвоёванных землях Пётр решил заложить город.

В каком году произошло основание Петербурга? (1703г.) ( слайд 16)

Далее учитель включает отрывок из мультфильма из серии «Гора самоцветов» « Пётр и Петруша» ( слайд 17) и предлагает придумать продолжение сказки.

Далее идёт работа журналиста над « Медным всадником» . ( слайд 18,19) и кадр из сочинской олимпиады.(слайд 20).

Далее предоставляется слово журналистам ля защиты своего проекта-газеты «Ведомости», номер газеты посвящён основанию г. Петербурга.

5

Учитель: В чём военный и политический смысл строительства Петербурга на окраине государства и превращения его в столицу? Всегда ли так строятся столицы?

Учитель : Итак, одержаны первые победы. А где в это время находился Карл 12 со своим войском?

1.Когда он принудил короля Речи Посполитой к капитуляции?

2.В каком году Карл 12 вторгся вновь в Россию?

3.Куда он направлялся?

4.Какую тактику избрал Пётр1 к шведскому войску? ( тактика томления)

5.Когда произошло сражение у Лесной? (слайды 21,22 . На 22 слайде по карте показать место сражение у Лесной)

6.Как Пётр1 оценил победу у Лесной? (матерь Полтавской баталии).

Что это за Полтавская баталия, рассмотрим чуть позже, характеризуя 2 этап военных действий, а сейчас закрепим 1 этап , выполняя работу по составлению синквейна о роли Петра1 на 1-ом этапе военных действий, работая в парах.(слайд 23).

Теперь переходим ко 2-ому этапу военных действий (слайд24).

Показывается маленький отрывок о ходе Полтавской битвы (слайд26).

Далее учащиеся выполняют следующее задание: с помощью карты (слайд27) называют этапы Полтавской битвы и определяют, о каких этапах идёт речь в историческом описании и в поэме А.С. Пушкина «Полтава». Учащиеся выполняю работу в парах на раздаточном материале.

Затем проверяют (слайд28).

Критерии оценок (слайд29).

Далее зачитывается документ о Полтавской битве (слайд30).

Учитель: Какого значение Полтавской битвы?

6

Слово предоставляется журналистам, подготовившим презентацию о памятниках в честь Полтавской битвы(слайды31-37)

Вопрос: Надо сохранять памятники прошлого? Нужно ли знать и помнить прошлое?

Слово предоставляется журналистам, подготовившим номер газеты «Ведомости « о крупных сухопутных сражениях Северной войны.

Учитель: Подведём итог 2-го этапа. Составим синквейн (слайд38) о роли Петра1 на2-ом этапе военных действий. Работаем в парах.

Переходим к 3-ему этапу. Назовите даты 3-его этапа. (слайд39).

Учитель: Как вы думаете, почему Карл12 не подписывал мирный договор с Россией? ( России нужно было одержать победы на море).

Какое первое крупное сражение на море произошло между русскими и шведами? В каком году? ( слайд40).

Покажите на карте ( слайд41).

Предоставляется слово журналистам , работающим над материалом Гангутского сражения.( учащиеся работают над макетом из пластилина по Гангутскому сражению.)

Интервьюирование журналистов:

  1. Когда произошло сражение?

  2. Сколько русских кораблей отправились в поход?

  3. Что это были за корабли?

  4. А у шведов?

  5. Плюсы и минусы галер?

  6. Плюсы и минусы линейных кораблей?

  7. Где русские корабли поджидали шведы?

  8. Кто командовал русским флотом при Гангуте?

  9. Какой хитрый план придумали Пётр1 и Апраксин?

  10. Чем закончилось сражение?

Далее ( слайд42) - схема Гангутского сражения.

7

Карта ( слайд43) - Покажите, где произошло Гренгамское сражение?

После Гангута и Гренгама - русский флот - самый сильный в Балтийском флоте.

Приглашаются журналисты для защиты проекта- газеты по морским сражениям

. Вопрос по медали за Гангутское сражение . Что означала надпись на медали за участие в Гангутской битве: « Прилежание и верность превосходит силно».

День Гангутского сражения - одна из главных дат в военно- морском флоте России - благодарность за труд и мужество матросов и офицеров.

В каком году и где подписан мирный договор между Россией и Швецией (слайд44).

Релаксация: отреагируйте на победу в Северной войне так, как по-вашему мнению реагировали люди в 18 веке.

Какой титул получил Пётр 1 за заслуги перед Отечеством за победу в Северной войне. (слайд45).

Задание: Составьте синквейн на тему:

Какова роль Петр1 на 3-ем этапе военных действий?

Подведение итогов урока,( слайд47)

Домашнее задание: составить кластер по Северной войне.





© 2010-2022