- Преподавателю
- История
- Открытый урок по истории России на темуСеверная война (7 класс)
Открытый урок по истории России на темуСеверная война (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Орлова Л.П. |
Дата | 06.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Северная война
(повторительно-обобщающий урок)
7 класс
Учитель: Орлова Людмила Петровна
Слово учителя: Ребята, вам нужно ответить прилагательными на вопрос «Какой мечтал видеть Россию Пётр1? ( мощной, великой, сильной, развитой, торговой, морской).
Каким образом можно было этого добиться? (выход к морю).
К какому морю? ( Балтийскому морю)
Какая война велась за выход к Балтийскому морю? ( Северная война)
Как вы думаете, какой будет тема урока? Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь ( Слайд1).
Давайте вместе с вами сформулируем цели урока:
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о Северной войне, способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на примере истории крупнейших битв Северной войны.
Планируемые результаты:
предметные:
1. развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;
2. развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать;
3. выделять главное, сопоставлять факты и события, находить причину и следствие, формулировать выводы;
4. оценивать значение военных побед на суше и на море.
метапредметные:
формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; анализировать историческую ситуацию на основе карты.
личностные:
выражают адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно- познавательную мотивацию учения, осмысливают последствия Северной войны для страны.
2
Ребята, вам было дано задание на дом - подготовить ответы на вопросы из рубрики : Впервые в России:
1. Кто в России стал первым русским солдатом? ( Бухвостов, в 1683г. Он «самоохотно» явился для записи и потешные полки Петра1.
2. Кто первым в России получил первый русский орден? ( первым орденом святого Андрея Первозванного в 1699г . Был награждён Ф. А. Головин.)
3. Когда, где и в честь кого был дан первый в России салют? ( в 1696г. в Черкасске донские казаки удостоились такой чести за доблесть, проявленную за взятие Азова)
4. Когда в России вышла первая газета? Как она называлась? «Ведомости». В 1703г.
Ребята, вы - журналисты газеты « Ведомости». А я - ваш главный редактор. Многим из вас было дано задание по подготовке дополнительного и интересного материала о Северной войне.
Для всех журналистов - проблемное задание:
Какую роль (отрицательную или положительную) сыграла личность Петра1 на каждом этапе военных действий. (см. слайд3)
Назовите даты 1-го периода войны? (1700-1708гг.)
Назовите даты 2-го периода войны? (1709-1713гг.)
Назовите даты 1-го периода войны? (1714-1721гг.)
Прежде чем мы приступим к повторению темы и вы нас познакомите с результатами своей журналистской деятельности, вам нужно сдать экзамен на знание темы. Учащиеся работают над тестом.
После выполнения работы над тестами, состоящими из 2-ух вариантов, по10 вопросов в каждом, учащиеся осуществляют самопроверку
Слайд 4 - ответы;
Слайд5 - критерии оценок .
3
Итак, приступаем к повторению 1-го этапа военных действий (Слайд 6)
Каким было начало Северной войны (удачным или неудачным) для России? Где Россия потерпела первое поражение? Покажите на карте (слайд 7)
Вот что сказал Пётр 1 о поражении под Нарвой (слайд8)
Почему Пётр1 поражение под Нарвой назвал великим счастьем? ( Он понял в чём причины поражения русской армии и принял меры по реорганизации русской армии).
Слово предоставляется журналистам о реформе армии
( Ракитин А. и Глызин С).
(слайд 9, 10, 11)
Вопросы для сравнения армий17 и 18вв. для журналистов:
-
Что было основой русской армии в 17веке? (дворянское ополчение)
-
Что стало основой русской армии при Петре17 ( пехота. Она составляла три четверти вооружённых сил России).
-
Чем заменена дворянская конница? ( регулярная кавалерия)
-
Какой ещё род войск стал основным в армии Петра1 ( артиллерия).
-
Создан ли был флот?
-
Почему Пётр1 потерпел поражение под Азовом в 1695г.?
-
Почему одержал победу в 1696г.?
Вопросы учащимся:
Почему одной из мер, принятых для реформирования армии, стало создание специальных учебных заведений для офицеров? (для формирования собственных офицерских кадров).
Офицеры готовили необученных новобранцев к службе.
4
Приглашается журналист Серых, которому удалость наблюдать работу одного из офицеров. ( Рассказ Алексеева « Сено-солома ). Далее следует релаксация (сено, солома).
Далее следует кадр из олимпиады в Сочи (флот, слайд12)
Вопрос к классу: Сколько кораблей было в русской армии к концу Северной войны?
Далее следует кадр из олимпиады в Сочи (армия, слайд 13)
Вопрос к классу: Какова численность регулярной армии к концу Северной войны?
Учитель: И первые победы не заставили себя ждать. Один из учеников у доски называет первые победы русской армии ( слайд 14). Учащиеся следят по карте.
Слово предоставляется журналисту, которому нужно было найти интересные факты о первых победах.
Далее следует рассказ журналиста « Ведомости» о медале за Орешек. ( слайд 15)
Вопрос к классу: Что означает надпись : «90 лет находился в руках неприятеля»?
Учитель: На отвоёванных землях Пётр решил заложить город.
В каком году произошло основание Петербурга? (1703г.) ( слайд 16)
Далее учитель включает отрывок из мультфильма из серии «Гора самоцветов» « Пётр и Петруша» ( слайд 17) и предлагает придумать продолжение сказки.
Далее идёт работа журналиста над « Медным всадником» . ( слайд 18,19) и кадр из сочинской олимпиады.(слайд 20).
Далее предоставляется слово журналистам ля защиты своего проекта-газеты «Ведомости», номер газеты посвящён основанию г. Петербурга.
5
Учитель: В чём военный и политический смысл строительства Петербурга на окраине государства и превращения его в столицу? Всегда ли так строятся столицы?
Учитель : Итак, одержаны первые победы. А где в это время находился Карл 12 со своим войском?
1.Когда он принудил короля Речи Посполитой к капитуляции?
2.В каком году Карл 12 вторгся вновь в Россию?
3.Куда он направлялся?
4.Какую тактику избрал Пётр1 к шведскому войску? ( тактика томления)
5.Когда произошло сражение у Лесной? (слайды 21,22 . На 22 слайде по карте показать место сражение у Лесной)
6.Как Пётр1 оценил победу у Лесной? (матерь Полтавской баталии).
Что это за Полтавская баталия, рассмотрим чуть позже, характеризуя 2 этап военных действий, а сейчас закрепим 1 этап , выполняя работу по составлению синквейна о роли Петра1 на 1-ом этапе военных действий, работая в парах.(слайд 23).
Теперь переходим ко 2-ому этапу военных действий (слайд24).
Показывается маленький отрывок о ходе Полтавской битвы (слайд26).
Далее учащиеся выполняют следующее задание: с помощью карты (слайд27) называют этапы Полтавской битвы и определяют, о каких этапах идёт речь в историческом описании и в поэме А.С. Пушкина «Полтава». Учащиеся выполняю работу в парах на раздаточном материале.
Затем проверяют (слайд28).
Критерии оценок (слайд29).
Далее зачитывается документ о Полтавской битве (слайд30).
Учитель: Какого значение Полтавской битвы?
6
Слово предоставляется журналистам, подготовившим презентацию о памятниках в честь Полтавской битвы(слайды31-37)
Вопрос: Надо сохранять памятники прошлого? Нужно ли знать и помнить прошлое?
Слово предоставляется журналистам, подготовившим номер газеты «Ведомости « о крупных сухопутных сражениях Северной войны.
Учитель: Подведём итог 2-го этапа. Составим синквейн (слайд38) о роли Петра1 на2-ом этапе военных действий. Работаем в парах.
Переходим к 3-ему этапу. Назовите даты 3-его этапа. (слайд39).
Учитель: Как вы думаете, почему Карл12 не подписывал мирный договор с Россией? ( России нужно было одержать победы на море).
Какое первое крупное сражение на море произошло между русскими и шведами? В каком году? ( слайд40).
Покажите на карте ( слайд41).
Предоставляется слово журналистам , работающим над материалом Гангутского сражения.( учащиеся работают над макетом из пластилина по Гангутскому сражению.)
Интервьюирование журналистов:
-
Когда произошло сражение?
-
Сколько русских кораблей отправились в поход?
-
Что это были за корабли?
-
А у шведов?
-
Плюсы и минусы галер?
-
Плюсы и минусы линейных кораблей?
-
Где русские корабли поджидали шведы?
-
Кто командовал русским флотом при Гангуте?
-
Какой хитрый план придумали Пётр1 и Апраксин?
-
Чем закончилось сражение?
Далее ( слайд42) - схема Гангутского сражения.
7
Карта ( слайд43) - Покажите, где произошло Гренгамское сражение?
После Гангута и Гренгама - русский флот - самый сильный в Балтийском флоте.
Приглашаются журналисты для защиты проекта- газеты по морским сражениям
. Вопрос по медали за Гангутское сражение . Что означала надпись на медали за участие в Гангутской битве: « Прилежание и верность превосходит силно».
День Гангутского сражения - одна из главных дат в военно- морском флоте России - благодарность за труд и мужество матросов и офицеров.
В каком году и где подписан мирный договор между Россией и Швецией (слайд44).
Релаксация: отреагируйте на победу в Северной войне так, как по-вашему мнению реагировали люди в 18 веке.
Какой титул получил Пётр 1 за заслуги перед Отечеством за победу в Северной войне. (слайд45).
Задание: Составьте синквейн на тему:
Какова роль Петр1 на 3-ем этапе военных действий?
Подведение итогов урока,( слайд47)
Домашнее задание: составить кластер по Северной войне.