- Преподавателю
- История
- Конспект урока Александр II и его реформы
Конспект урока Александр II и его реформы
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Илюхина Е.Г. |
Дата | 30.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Александр II и последствия его реформ
Цель:
Предметная: расширить и обобщить представления о причинах, сути и значении Великих реформ во II-ой половине XIX века через работу с историческим источником, проанализировать их итоги и последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность;
Метапредметная: содействовать развитию умений работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, работать в группе, делать целеполагание своей деятельности, рефлексии, самооценки; развивать критическое, аналитическое мышление; развивать умение работы с историческим источником
Личностная: формировать навыки коммуникации и умение принимать чужую позицию; развивать интерес к изучению истории Отечества; воспитывать у молодого поколения любовь к родной стране, ее прошлому.
Задачи:
-
Чтение и анализ текстов, выявление позиций авторов по поставленным вопросам.
-
Сопоставление позиций, выявление общего и различного, выявление противоречий в ходе индивидуальной работы и дискуссий в классе.
-
Построение учениками собственной авторской версии, оценки исторической личности (в письменной форме).
-
Защита собственной версии, предъявление аргументов (предполагает столкновение мнений учащихся).
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Ребята здравствуйте, сегодня вместе с вами я хочу обратиться к интереснейшей странице в истории нашего государства- это эпоха 19 века, эпоха либеральных реформ и в целом эпоха правления Александра II.
В начале нашего занятия я хочу обратить ваше внимание на следующий видеоролик (1 минута 35 сек.)
И так ребята, а в чем по вашему мнению состоял долг императора?
(улучшить жизнь народа, отменить крепостное право и т.д)
Согласитесь, ведь это благие цели…
Так скажите, а почему тогда его убили?
(неоднозначность реформ, не все были довольны, незавершенность и т.д)
Эти 2 вопроса нам помогут сформулировать проблему урока.(вопросы на доске)
Мы должны понимать, что Александр IIбыл вынужден проводить эти реформы и он проводил их сверху, и в этом то и заключается трагедия и боль, ведь ценой проведения этих реформ стала гибель императора. Ему говорили, что опасно проводить реформы в России, но гораздо опаснее останавливаться в их проведении.
Скажите пожалуйста, а как общество отнеслось к реформам и насколько оно было готово к ним? (Большая часть дворян не хотели реформ, боялись их)
О чем это говорит?
-Общество было неоднородным и отношение к реформам было разное
В начале 19 века в России начинают свое распространение общественно-политические течения. Какие?
-консерваторы
-либералы
-революционеры
Ребята, вы не зря поделены на группы…каждая из групп будет представлять отдельное общественно-политическое течение…
Принципы каждого течения у вас на столе и я вас прошу сформулировать цели вашего движение одной фразой
Консерваторы-сохранение традиций
Либералы-путь реформ
Революционеры-переустройство путем революции
Мы видим с вами что общество очень неоднозначно настроено и в этой ситуации Александр был вынужден проводить реформы
Наша с вами задача дать оценку тому как реагировало каждое из течений на реформаторскую деятельность АЛЕКСАНДРА и мы должны понять ПОЧЕМУ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ ПРИВЕЛО К ГИБЕЛИ ИМПЕРАТОРА.
У вас на столах документы авторскими позициями . Сточки зрения своего течения покажите отношение к реформам. Позиции сформулируйте на ватманах схематично. ( 5 минут-7)
Выступают с точками зрения. (на группу 3 минуты.)
Вопросы к группам с точки зрения другого течения.
И так ребята, скажите какие общие черты недовольства рефомами мы можем выделить их всех трех течений?
-все недовольны
-Не закономерны
-запоздалые
-непоследовательные
-незавершенные
Данный предмет противоречия указываем на доске.
Это и есть те критерии которые для нас важны, ведь именно они показывают реальное положение дел на тот момент.
И я снова задаю вам вопрос который звучал в начале вопроса, а почему убили Александра II, царя-Освободителя?
Ни одно из течений своего удовлетворения не нашло… и 11 марта1881 г революционной организацией земля и воля было совершено последнее 8 покушение на императора…и подводя итоги нашей с вами работы хочу обратить ваше внимание еще на один видеофрагмент сочень важными словами…
Фрагмент из цикла фильмов «Романовы».
Ребята, всем спасибо за работу.