Кочевые племена эпохи раннего железа на территории Казахстана

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Кочевые племена эпохи раннего железа на территории Казахстана.

Цели урока: - повторить и закрепить знания об истории племён эпохи раннего железа на территории Казахстана;

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Казахстан в эпоху раннего железа»

Развивающая: развитие способности анализа предоставляемого материала, творческого самовыражения, логического мышления, формировать навыки обобщения полученных знаний, умение выделять основные данные от второстепенных.

- Воспитательная: Способствовать воспитанию исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа.

Тип урока: повторительно - обобщающий

Оборудование и материалы: Презентация, ватманы, карточки, листы с заданиями.

Методы и приемы: репродуктивный, самостоятельная работа, групповая работа, работа с иллюстрациями.

Эпиграф урока

Мильоны - вас. Нас - тьма, и тьма, и тьма.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы- мы! Да, азиаты- мы!

С раскосыми и жадными очами!

Александр Блок.

Ход урока.

Организационный этап (приветствие, готовность к уроку)

Сегодня мы с вами повторим знания полученные на предыдущих уроках по теме - «Казахстан в раннем железном веке». Мы совершим мысленное путешествие в прошлое, побываем в гостях у саков. Вы готовы отправиться сейчас в далекое прошлое?

На нашем пути будут встречаться препятствия, которые мы будем стараться преодолевать, как и много веков назад преодолевали их наши предки. Сегодня мы закрепим свои знания об племенах проживавших на территории Казахстана в раннем железном веке. Повторяя пройденный материал, мы будем опираться на разделы основных тем, которые были посвящены истории саков.

Класса делится на 2 группы: Победит команда, ответившая на большее количество вопросов. Если команда не может ответить на свой вопрос, то другие команды имеют право дать ответ и получить дополнительные баллы. Ваши правильные ответы подсчитывает жюри в составе:_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 1. «источники информации о саках»: 3мин

Учащиеся работают с текстами, высказываниями древних историков о саках. Ученики по фразе из текста должны определить название своей команды:

  1. команда

Фразы из текста:

«…по одежде и образу жизни они похожи на на скифов. Они - и всадники, и пешие воины (есть у них и тот и другой род войска), и стрелки из лука, и копейщики - имеют обыкновение носить секиры… Они ничего не сеют, питаются домашними животными и рыбой. Из богов больше чтут солнце, которому приносят в жертву коней».

МАССАГЕТЫ


  1. команда:

Геродот сообщал, что соседями савроматов они были, которые жили «…у подножья высоких гор… каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий у них нет; более того, они и соседей своих примиряют в несогласии, а кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, получит от них кров и помощь… имя сему народу - …».

АРГИППЕИ

Задание 2. «Социум»

Расположите группы по занимаемому социальному положению в обществе. Укажите цвет одежды.

Жрецы Красный цвет

Воины Желтый, синий

Общинники Белый цвет

(Ответы детей)

Сакское общество состояло из трех групп:

Воины: носили одежду красного цвета.

Жрецы: носили одежду белого цвета.

Скотоводы и земледельцы: носили одежду желтого цвета и синего цвета.

А что еще нам известно о хозяйстве и быте сакских племен? Поможет нам в этом новое задание.

Задание 3: «Хозяйство и быт саков».

(для фронтального опроса) «Согласны ли вы?» Ели первый участник команды отвечает не верно, право отвечать переходит к другому участнику команды (все ошибки исправлять и аргументировать)

Задание команде «МАССАГЕТЫ»

1. Согласны ли вы, что основное место в хозяйстве саков занимало земледелие? (НЕТ)

2. Согласны ли вы, что саки вели оседло-кочевой образ жизни? (НЕТ)

3. Согласны ли вы, что скотоводство у них было только одного вида: кочевое? (ДА)

4. Согласны ли вы, что зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках? (НЕТ)

5. Согласны ли вы, что саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней? (НЕТ)

6. Согласны ли вы, что особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей? (ДА)

7. Согласны ли вы, что саки разводили лошадей трех видов: для мужчин, для женщин и детей? (НЕТ)

Задание команде «АРГИППЕИ»

1. Согласны ли вы, что саки употребляли в пищу продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты? (НЕТ)

2. Согласны ли вы, что саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом? (НЕТ)

3. Согласны ли вы, что сакские семьи обладали равным количеством земли и скота, поэтому среди них не было ни богатых, ни бедных? (НЕТ)

4. Согласны ли вы, что саки были искусными мастерами и ремесленниками? (ДА)

5. Согласны ли вы, что у саков хозяйство и быт были на высоком уровне развития? (ДА)

6. согласны ли вы, что саки изготавливали напиток «хаома» ? (ДА)

7. согласны ли вы, что саки во время охоты или войн использовали куйме ( юрту на повозке)? (ДА)

Благодаря развитому хозяйству и хорошо организованному обществу, у саков культура достигла высокого уровня развития. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

задание 4 «Культура и религия саков». «Знаешь ли ты?»

На доске задания, каждая группа выбирает одно задание и либо отвечает на вопрос, либо объясняет иллюстрацию.

1.Иллюстрация Золотого человека. Что здесь изображено? К какому периоду относится эта находка?

2.Иллюстрация. Вопрос. Птица, конь, козел, 4 стрелы. Что обозначали эти символы, где вы их видели?

4.Вопрос. Каких зверей изображали сакские ювелиры, почему? Как назывался стиль в искусстве саков?

5.Иллюстрации гончарных изделий. Какой вид ремесла здесь изображен? Какие еще ремесла вы знаете?

задание 5 «Борьба саков за независимость»:

Ученики получают карточки с короткими фразами - СМС. Необходимо определить от кого пришло сообщение и в связи с чем.

Гадкий сак! Завёл нас в пустыню. (Дарий о Шираке)

Мама, прости. Позор смою смертью. (Спаргапис, сын Томирис)

Великий завоеватель нас не победил! (саки об Александре)

Я предлагаю тебе царица стать моей женой (Кир, царице Томирис)

Золотой человек-2 найден!!!!! (археолог о находке в Байгетобе )

Я приготовил для вас пир (Кир, сакам)

Я не виновата, он сам пришёл! (Томирис о Кире)

Правители государств, которые сталкивались в бою с саками, утверждали, что с ними очень трудно воевать. Тактика ведения боя была тесно связана с образом жизни племен, так как саки были кочевниками.

задание 6 Игра «Юные археологи»

А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в археологов.

Каждой группе нужно побыть в качестве археологов на раскопках сакских курганов. ( где обнаружен, структура кургана, кто захоронен, находки.)

  1. команда- Иссыкский курга

  2. команда- Байгетобе курган

Задание 7 .Найдите ошибки. Групповая работа.
Каждой команде дается карточка с заданием. В задании 5 утверждений, в которых есть ошибки . Команда должна найти их и исправить. После окончания выполнения задания карточка передается другой группе для проверки и оценки.


1. Курганы «с усами» представляют собой большой и малый курган, а также каменные гряды, отходящие от курганов на запад.
2. Археолог К.А. Акишев считает, что Тасмолинская культура относится к аргиппеям.
3. В горах Восточного Казахстана проживали аримаспы, чье имя означает «стерегущие железо».
4. К Шиликтинскому могильнику относится 71 курган.
5. На правом берегу реки Есиль расположено укрепление-городище раннежелезного века - Карлыга.
6. Курганы в местности Улыбай в Северном Казахстане составляют Улыбай-Шиликтинскую культуру.

Подведение итогов.

В заключении, давайте подведем итоги нашего урока.

(жюри считают набранные баллы)

Группы выставляют друг другу оценки

Рефлексия

С каким настроением пришли на урок?

А с каким уходим?

А теперь:

Топните правой ногой, если урок был скучным и неинтересным

Возьмитесь за руки, если вы любите историю

Поднимите руку, если вы будете выполнять домашнее задние

Похлопайте, если вы с удовольствием придете на следующий урок.

Сегодняшний открытый урок хотелось бы закончить следующими словами нашего Президента Н.А.Назарбаева:

«За то, что мы сохранились как народ,

За то, что удалось удержать землю отцов,

За то, что обретя свободу,

Мы подняли знамя независимости,

За все это поколение ныне живущих

благодарно склоняет головы перед памятью предков»

Спасибо за внимание. До свидания.



© 2010-2022