Для подготовки к экзамену по истории

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подборка заданий по истории (окажет помощь при подготовке задания №23)

1. Назовите не менее трех результатов революции 1905- 1907гг. Приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала 20 века.

1) Три изменения, произошедшие в политической системе Российской империи в ходе революции 1905- 1907гг.:- создан законодательный представительный орган- Государственная дума- гарантированы фундаментальные политические свободы- пересмотрены Основный Законы Российской империи- разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов- отменены выкупные платежи- сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономические забастовки, повышена заработная плата

2) Три положения, отражающих значение революции:- революция ускорила процессы экономической. Политической, социальной модернизации России, перехода ее от традиционного общества к обществу индустриальному- был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной Думой- получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране- революция не смогла разрешить многих и властью так и не был налажен, что стало одной из нового революционного взрыва.

2. Назовите политические партии и блоки, представители которых вошли в 1917г. в первый состав Временного правительства. Назовите вопросы, решение которых Временное правительство отложило до созыва Учредительного Собрания.

1) Политические партии: - «Союз 17 октября»- конституционно- демократическая партия (кадеты)- Прогрессивный блок (прогрессисты)

2) Могут быть названы вопросы:- о будущем государственном устройстве страны;- аграрный вопрос;- рабочий вопрос;- национальный вопрос

3. Назовите причины ужесточения сталинского политического после ВОВ. Приведите примеры ужесточения режима.

Примеры сталинского режима:- укрепление после Великой Победы в войне авторитета Сталина;-- принятие Сталиным решения о следовании довоенной модели развития страны, требовавшей жестокой централизации государственного управления;- стремление укрепить единомыслие в обществе, подавить возникшие после войны демократические настроения среди населения

Примеры, свидетельствующие об ужесточении сталинского режима:- «ленинградское дело»-«дело врачей»- кампания борьбы с «космополитизмом»- арест ряда военачальников- преследования бывших военнопленных- депортация некоторых народов- запрет творчества некоторых представителей культуры- запрет развития ряда научных направлений.

4. Назовите характерные черты жизни и быта советских людей в первые годы после ВОВ. Приведите примеры положения населения в городе и деревне.

Характерные черты жизни и быта советских людей:- налаживание мирной жизни, возращение солдат с фронта, многих людей из эвакуации;- отмена сверхурочных работ, восстановление 8- часового рабочего дня и отпусков- тяжелые условия труда при восстановления разрушенного войной хозяйства-нехватка продовольственных и промышленных товаров- недостаток жилья.

Примеры: В городе:- плохое оборудование на предприятиях, большая доля ручного труда, низкие расценки его оплаты;- жизнь в старых домах, чаще всего в коммунальных квартирах, а иногда в бараках;- высокие цены в магазинах, снабжение товарами по карточкам, очереди в магазинах;- проведение принудительных госзаймов среди населения в городе;- отмена карточек в 1947г.

В деревне:- недостаток промышленных товаров, сельхозтехники;- почти бесплатная работа в колхозах из- за обязательной сдачи урожая на госпоставки4- принудительное сокращение размеров приусадебных участков колхозников;- отсутствие у колхозников паспортов и, следовательно, права на выезд из деревни

5. Назовите не менее трех особенностей ситуации, сложившейся в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере советского общества в 1970-е- начале 1980-х гг. Приведите не менее трех причин, способствовавших складыванию отмеченных вами особенностей.

Могут быть названы три особенности:- преобладание темпов экстенсивного развития экономики-снижение темпов экономического роста, формирования «механизма застоя»- снижение качественных показателей экономического развития-проблемы с внедрением в производство достижений научно- технического прогресса- большие затраты на развитие ВПК- остаточный принцип финансирования социальной сферы, легкой промышленности- дефицит товаров широкого потребления- расширение сферы «теневой экономики»

Могут быть приведены любые две причины, способствовавшие их складыванию:- сохранение командной экономической системы. Отвергавшей инновации , НТП-- отказ руководства страны от продолжения экономических реформ, начатых в середине 1960-х гг.- диспропорции в развитии отдельных отраслей промышленности-разрыв между ростом денежных доходов населения и темпами развития экономики.

6. В чем заключались важнейшие достижения в промышленном развитии страны в 1930-е года? Приведите не менее трех примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях ) индустриализации вам известно? Назовите не менее трех трудностей и негативных последствий .

Примеры достижений:- была создана современная индустриальная база, страна превратилась из аграрной в индустриально - аграрной ;- проведена электрификация (план ГОЭЛРО, первые советские электростанции), построены крупные электростанции (Днепрогэс), создан энергетический комплекс; -получили развитие новые отрасли промышленности - автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность и др ,;-началось строительство крупных промышленность предприятий в районах Сибири и Дальнего Востока -была создана мощная оборонная промышленность - была достигнута технико-экономическая независимость СССР

Проблемы (трудности и негативные последствия):- И. проводилась в жесткие сроки, при чрезмерном напряжении человеческих сил и была оплачена дорогой ценой лишений людей, потери здоровья и т.п.- имели место диспропорции: развивалась преимущественно тяжелая промышленность, заметно отставали отрасли легкой и пищевой промышленности.- продвижение в промышленном развитии слабо сказывалось на улучшении условий жизни людей- сложилась командно- административная система.

7. Назовите не менее трех реформ Избранной Рады. Напишите фамилии трех деятелей Избранной Рады.

Реформы:- созыв 1549 году первого Земского Собора- принятие нового Судебника (1550г.)- отмена кормлений- совершенствование деятельности приказов, центральных органов исполнительной власти- ограничение местничества- создание стрелецкого войска- принятие «Уложения о службе», укрепившего поместную дворянскую армию- изменение порядка налогообложения, установление единицы налогообложения (соха) и размера взимаемых с нее повинностей (тягло)- принятие «Стоглава», регулировавшего деятельность церкви и направленного на унификацию обрядов.

Деятели Избранной Рады:- князь А.М. Курбский- митрополит Макарий-протопоп Сильвестр- дьяк И.М. Висковатый-А.Ф. Адашев

8. Назовите не менее трех признаков коренного перелома в ходе ВОВ. Назовите не менее трех сражений и военных операций этого периода.

Признаки коренного перелома в ходе ВОВ:- переход стратегической инициативы к Вооруженным силам СССР- обеспечение надежного превосходства советской оборонной промышленности и тыловой экономики над экономикой фашистской Германии- достижение Советским Союзом военно- технического превосходства в снабжении действующей армии новейшими видами вооружения- качественные изменения в соотношении сил на международной арене в пользу стран антигитлеровской коалиции

Сражения этого периода:- Сталинградская битва- Битва на Орлово- Курской Дуге- форсирование Днепра, освобождение Левобережной Украины, Донбасса, Киева- прорыв блокады Ленинграда- наступательные операции на Кавказе.

9. Назовите не менее трех итогов ВОВ 1941- 1945гг. и не менее трех операций завершающего этапа войны.

Положения, характеризирующие итоги ВОВ: - победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость, была восстановлена государственность народов Европы, оккупированных Германией. - фашистская Германия и Япония потерпели военно- политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали. -фашизм и нацизм были осуждены как идеология насилия, агрессии, расового превосходства- в Европе и на дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения. В частности Польша получила Силезию, СССР- Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова; -вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной и Юго- Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под прямым его контролем - возросло влияние США, утвердившихся в роли лидеров западного мира - был дан мощный импульс национально- освободительному движению, началось разрешение колониальной системы

Сражения этого периода:- снятие блокады Ленинграда- освобождение Белоруссии (операция «Багратион»)- Львово- Сандомирская операция-Висло- Одерская операция- Восточно- Прусская операция- Берлинская операция.

10. Укажите и кратко охарактеризуйте предпосылки и основные события Смуты конца 16- начала 18 века.

Предпосылки Смуты:- кризис династии Рюриковичей (слабый царь Федор Ивановича, драма в Угличе), ослабление центральной власти- политическая борьба претендентов за власть, земское избрание на царство Бориса Годунова- обострение социального недовольства вследствие политики закрепощения крестьян, усиления налогового гнета, а также неурожаев, голода.-волнения и бегство крестьян

События Смуты:- 1605г.- начало Смуты: появление Лжедмитрия 1, его поход на Москву, «восшествие на престол»;-1606г.- боярский заговор, свержение самозванца, избрание на царство Василия Шуйского-восстание под руководством И. Болотникова- 1607г.- Лжедмитрий 2 («тушинский вор»)- польско-шведская интервенция, осада Смоленска- 1610г.- «семибоярщина»- 1611- 1612гг.- народные ополчения (Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин), освобождение Москвы- 1613г. - Земский Собор, избрание на царство Михаила Романова.

11. Назовите не менее трех реформ РПЦ в середине 17 века и не менее трех последствий преобразований проведенных патриархом Никоном.

Три цели реформ РПЦ:- унификация системы церковных обрядов, порядка богослужения, богослужебных книг- повышение авторитета и усиление значения церкви в жизни общества

- борьба с явлениями, подрывавшими духовный авторитет церковно служителей (пьянство, стяжательство, неграмотность священников и пр.)- противодействие проникновению светских начал в духовную жизнь общества- преобразование церкви в условиях усиления церковно- политических связей России с южнославянскими странами.

Два последствия преобразований- реформа привела к унификации церковных обрядов и богослужебных книг, способствовала укреплению духовной, идейной целостности русского православия- долгий спор о верховенстве светской и духовной власти был решен в пользу власти светской, был сделан важный шаг к подчинению церкви государству- острая борьба сторонников и противников Никона и его реформ привела к расколу РПЦ- старообрядческое движение стало одной из форм социального протеста во 2-ой половине 17- 1-ой половине 18 веков.

12. Назовите основные этапы процесса объединения русских земель вокруг Москвы и дайте краткую характеристику каждого из них.

Четыре этапа объединения русских земель:- конец 13- 1-ая половина 14 веков- 2-ая половина 14 века- 1- ая половина 15 в.- 2-ая половина 15- начало 16 века

Краткая характеристика каждого этапа:-1 этап: образование и начало возвышения московского княжества, борьба Москвы и Твери, успехи московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение, превращение Москвы в церковный центр русских земель- 2 этап: Куликовская битва, первое поражение в сражении с объединенными силами русских княжеств и земель, утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель- 3 этап: феодальная война, -4 этап: завершающий этап объединения, освобождение от ордынского ига, возникновение единого Российского государства.

13. Назовите не менее трех мероприятий, проведенных в СССР в период «оттепели» в сфере экономики и социальной политики. Приведите не менее трех положений, отражающих значение «оттепели» для отечественной истории 20 века.

Могут быть названы три мероприятия периода «оттепели»:- сохранение курса на приоритетное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности- активизация усилий, направленных на внедрение достижений науки и техники в производство- переход от отраслевого принципа управления народным хозяйством к территориальному (создание совнархозов)-распространение паспортной системы на колхозников- упорядочение пенсионного обеспечения, снижение пенсионного возраста- освоение целинных и залежных земель- ограничение приусадебных хозяйств- проведение денежной реформы. Повышение розничных цен.

Положения, отражающие значение « оттепели»:

-была предпринята первая попытка десталинизации советского общества- «оттепель» была первой попыткой реформирования общественной системы, сложившейся в ССР в 1930-е гг., освобождения ее от наиболее одиозных элементов (массовые репрессии, террор, культ личности) при сохранении однопартийности, руководящей роли КПСС, общественной собственности и централизованного планирования, командной экономики-политика «оттепели» не была последовательной ,целостной, но она внесла существенные изменения в духовную атмосферу как шаг к свободе. К социализму, очищенному от деформаций и искажений, к гражданской ответственности, самостоятельности, инициативе.

14. Раскройте характерные черты социально- экономической политики в СССР во второй половине 1950-х- первой половине 1960-х гг.

Общая характеристика периода:- попытки реформирования разных сфер жизни в период руководства Н.С.Хрущева- либерализация, «оттепель»;

Политика в промышленности:- меры по децентрализации управления-ликвидация отраслевых министерств, образование совнархозов- вступление в эпоху НТР- приоритетное развитие атомной энергетики. Химической промышленности и др.

Политика в области с/х:- укрупнение колхозов, преобразование части колхозов в совхозы- повышение закупочных цен на с/х продукцию;- освоение целинных и залежных земель.

Социальная политика:- повышение окладов и пенсий, снижение пенсионного возраста-развертывание массового жилищного строительства- сокращение рабочего дня. Выдача паспортов колхозникам- повышение закупочных цен на продукты.

Вывод: противоречивость и непоследовательность политики; элементы субъективизма и администрирования; кризисные явления в экономике, порождавшие недовольство в разных группах населения.



15. Охарактеризуйте исторические условия развития и основные достижения культуры России в 14- 16вв.

Исторические условия:- возрождение хозяйства, экономической подъем в русских землях- создание единого государства- развитие национального самосознания, борьба за независимость от Орды.- развитие культурных контактов (деятельность итальянских зодчих в России)

Основные культурные достижения:- устное народное творчество- литературы (сказания Куликовского цикла, Хождения, жития, поучения- Четьи минеи, Домострой)- появление публицистики (Иван Пересветов, сочинения Ивана Грозного)-начало книгопечатания (Иван Федоров)- рост числа школ и училищ при церквах и монастырях- развитие каменного зодчества- сооружения Московского Кремля. Покровский собор (собор ВасилиБлаженного), шатровый стиль- Живопись: фрески (Новгород и др., города), иконопись- Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий- Роль РПЦ в духовной жизни и культуре 14-16вв.

16. Назовите основные направления развития и достижения советской культуры в 1920- 1930-е гг.

Общее направление развития- «культурная революция» (ее задачи)

Идеология:- утверждение коммунистической идеологии во всех сферах духовной жизни и культуры- классовый подход к культуре. Выдвижение лозунгов разрушения «буржуазной» культуры и утверждение новой. «пролетарской » культуры (Пролеткульт и другие организации)- преследование немарксистских концепций в обществознании. Изгнание многих философов и публицистов («философский теплоход»)

Образование:- ликвидация неграмотности, создание ликбезов. Новых школ, рабфаков- реформа начальных и средних школ. Преобразование их в бесплатную единую трудовую школу- формирование новой интеллигенции «из рабочих и крестьян»

Литература и искусство:- многообразие художественных течений и групп в литературе и искусстве в 1920-е гг. становление революционного искусства (плакат, сатира)- появление новых героев в литературе (произведения В.Маяковского. И. Бабеля, А. Фадеева, Д. Фурманов,. М.Шолохова и др.).-Развитие советского кинематографа (С. Эйзенштейн)-Утверждение социалистического реализма в 1930-е гг. в качестве господствующего течения

Государственная политика в отношении церкви:-Отделение церкви от государства, борьба с религиозным мировоззрением и обычаями, закрытие и разрушение церквей.

17. Раскройте особенности культурной и духовной жизни в СССР во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг.

Общая характеристика этого периода:

- годы. Когда страной руководил Н.С. Хрущев, характеризуются началом либерализации в разных сферах жизни общества- это годы «оттепели» в духовной жизни, культуре

Основные события и явления культурной жизни:- демократические перемены;- реабилитация осужденных ранее представителей научной и творческой интеллигенции- появление новых литературно- художественных изданий ( журналы «Новый мир», «Юность»)- создание новых театров- студий (Театр на Таганке, «Современник»)-снятие запретов на публикацию и исполнение ряда литературных и музыкальных произведений, подвергнутых критике в предшествующие десятилетия- реформирование системы образования- расширение контактов представителей советской интеллигенции с мастерами культуры зарубежных стран- сохранение партийного идеологического диктата-в основе культурной политики- тезис о построении коммунистического общества- осуждение Б.Пастернака

Вывод: Развитие культуры в рассматриваемый период носило противоречивый характер.

18.Укажите характерные черты демократизации культуры в России во второй половины 19 века.

Развитие образования:- развитие среднего и высшего образования- увеличение числа гимназий, училищ. Университетов. Появление женских курсов (эти формы образования оставались труднодоступными для представителей непривилегированных сословий)- создание сети начальных земских школ- открытие училищ, воскресных школ для рабочих

Культурно- просветительские учреждения- расширение сети публичных библиотек

- основание музеев, открытие музеев для публичного посещения (галерея П.М. Третьякова в Москве и др.)-развитие издательского дела, журналистики (увеличение числа газет и журналов, выпуск недорогих изданий, доступных для широкого круга читателей, - И.Д. Сытин)

Рост интереса к жизни народа- появление образа «человека из народа» в художественных произведениях- интерес к народному творчеству ,отражение его мотивов в искусстве- развитие традиционных художественных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома, Павловский Посад)

Вывод: начавшийся процесс демократизации не устранял сословных разграничений в культурной жизни

19. Назовите не менее трех условий проведения выкупной операции по реформе 1861г. Укажите не менее трех последствий выкупной операции для социально- экономического развития страны.

Три условия проведения выкупной операции:- за землю нужно выплатить определенную сумму помещику- за основу был взят размер оброка. Который крепостной крестьянин платил помещику (выкуп должен был равняться такой сумме. Которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка)

-до проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности (временнобязанное состояние)

- государство выплачивало 75- 80 % выкупной суммы помещику сразу, остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды от процентами.

Три последствия выкупной операции:

-давала помещикам средства, необходимые для перевода хозяйства на новые условия, возникшие в связи с отменой крепостного- способствовали консервации полукрепостнических отношений в с/х (отработочная система, испольщина, издольщина)- негативным образом сказывалась на развитии крестьянских хозяйств, вынужденных отдавать часть произведенного продукта в качестве выкупных платежей- усиливала имущественную и социальную дифференциацию крестьянства, его разложение- усиливала имущественную и социальную дифференциацию крестьянства. Его разложение- втягивала крестьянское хозяйство в рыночные отношения, способствовала развитию товарно- денежных отношений, преодолению натурального хозяйства.

20. Назовите не менее трех изменений в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения. Приведите не менее трех положений, характеризующих значение этого документа.

Изменения в положении крестьянства и посадского населения после принятия Соборного уложения:

- отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых крестьян-установление наследственности крепостного состояния-предоставление землевладельцам права распоряжаться имуществом крепостного крестьянина-предоставление землевладельцам права вотчинного суда и полицейского надзора над крепостными -возложение на крепостных крестьян обязанности выполнять повинности в пользу государства- ликвидация «белых» слобод- запрещение крестьянам держать постоянную торговлю в городах и закрепление права торговли за посадскими людьми

Положения, характеризующие значение Соборного Уложения: - фактически завершило процесс юридического оформления крепостного права - способствовало укреплению царской власти, содержало ряд положений, направленных на защиту личности монарха и РПЦ - способствовало оформлению сословной структуры общества, определению прав и обязанностей основных сословий - в качестве свода законов Российского государства действовало вплоть до первой половины 19 века.

21. Раскройте основные итоги преобразовательной деятельности Петра 1.

Итоги внешнеполитической деятельности Петра 1.:- завоеван выход к Балтийскому морю, Россия приобрела статус великой державы (с 1721г. - империя)

Итоги внутренней политики в экономике:- в результате государственного содействия развитию промышленности. Политики протекционизма возникновение крупного мануфактурного производства. Новых отраслей промышленности- развитие торговли (политика меркантелизма)

В политической системе:-реформы государственного управления, создание нового государственного аппарата (Сенат, Коллегии), областная и городская реформы (создание местных органов управления)- церковная реформа. Создание Синода, подчинение церкви светской власти- военные реформы, регулярной армии и флота

В социальных отношениях:- укрепление положения дворянства, расширение его сословных привилегий (Указ о единонаследии, Табель о рангах)-Ужесточение крепостнических порядков, усиление эксплуатации крестьян и работных людей, введение подушной подати

В сфере культуры и быта:- введение гражданской азбуки, издание первой газеты, переход на новое летоисчисление- становление системы светского образования. развитие наук (основание Академии наук-введение европейских обычаев в быту

Вывод: преобразования Петра 1 привели к усилению военно- политического положения России в Европе. Укреплению самодержавия.

22. Назовите не менее трех народных выступлений, произошедших в 18 веке., укажите их причины (не менее трех).Следующие народные выступления 18 века:

- восстание 1705- 1706гг. в Астрахани;- восстание на Дону под руководством К. Булавина (1707- 1708гг.)- выступление работных людей на мануфактурах (20-е гг. 18 века)- религиозные выступления старообрядцев в первой четверти 18 века;- движения крестьян и работных людей в 30- 60 -е гг. 18 века;- крестьянско- казацкое восстание под предводительством Е. Пугачева 1773- 1775гг.\

Причины народных выступлений: ужесточение:- ужесточение крепостнического гнета;- рост повинностей крестьян и посадских людей;- тяжелое положение работных людей;- указы Петра 1. о приписных и посессионных крестьянах;- наступление государства на казачьи вольности;- преследование старообрядцев.

23. Объясните, в чем состояла историческая необходимость проведения реформ в России в середине 19 века.

Внутренние предпосылки проведения реформ 1861- 1871гг. - разложение крепостнической системы хозяйствования; - имения помещиков: их доходность за счет усиления эксплуатации крестьян, а не внедрения новой техники - натуральное хозяйство крестьян: их бедность, низкая покупательская способность; - рост крестьянских выступлений; - необходимость преодоления отсталости российской промышленности: одна из причин- нехватка рабочих рук вследствие крепостной зависимости значительной части населения

Внешнеполитический кризис:-поражение России в Крымской войне 1853- 1856гг.Главная причина - военно- техническая отсталость страныОсознание русским обществом. Правительственными кругами аморальности крепостного права, необходимости его отмены для преодоления отставания России от ведущих стран Европы.

24. Раскройте тезис: «Поражение России в Крымской войне означало крушения принципов николаевского царствования».

В области внешней политики - не оправдался расчет Николая 1 на солидарность европейских монархов.-Англия и Франция вступили в войну против России-Австрия, которой Россия помогала подавить революционные выступления 1848- 1849гг., заняла позицию враждебного нейтралитета (выжидательную)-Россия оказалась в состоянии международной изоляции-Война показала, что великие европейские державы противостоят усилению влияния России на Балканах

В области внутренней политики- война выявила общую экономическую, техническую и военную отсталость России

Поражение было в значительной степени обусловлено особенностями внутреннего положения в России в годы царствования Николая, в том числе :- сохранением крепостнической системы в деревне- недостаточным развитием промышленности- плохим состоянием транспорта, слабой сетью ж/дорог - сохранением сословного принципа комплектования армии, препятствовавшего выдвижению одаренных людей «из простого народа»- устаревшим вооружением армии и флота Героизм российских солдат не был подкреплен необходимой экономической и военной мощью страны

Вывод: поражение в войне рассматривалось многими как следствие кризисного состояния Российской империи.

25. Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в России в годы царствования Александра 1. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

Направления преобразований Александра 1:- в сфере государственного управления;- в социальной сфере;- в сфере образования.

В сфере государственного управления:- поручение Сперанскому разработать проект, в основе которого принцип «разделения властей»;- образование Государственного Совета- проведение министерской реформы;

В социальной сфере:- издание указа о вольных хлебопашцах- запрещение печатать объявления о продаже крепостных крестьян-освобождение крестьян в прибалтийских губерниях- учреждение военных поселений

В сфере образования:- открытие лицея в Царском Селе;- включение в университетский устав положения об автономии университетов;- разрешение распространять иностранные книги в России;- образование учебных округов.

26. Объясните, как Отечественная война 1812г. повлияла на внутреннее развитие и международное положение России.

Последствия войны для внутреннего развития

:Главный результат- удалось отстоять независимость и целостность России

Потери среди военных и гражданского населения, уничтожение материальных и культурных ценностей

Подъем патриотических чувств, новый этап в развитии национального самосознания

Возросшее понимание единства нации, несмотря на сословные перегородки

Пробуждение чувства собственного достоинства у многих простых людей. В том числе крепостных крестьян, сражавшихся за свободу Отечества

события войны 1812г. и зарубежного похода способствовали распространению идей гражданского служения обществу, активизации общественного движения

победа в отечественной войне привела к подъему в сфере духовной культуры, литературы и искусства

В области международных отношений: Возросла роль России в европейской политике и международных отношенияхПобеда европейских монархий сопровождалась усилением консервативных, охранительных тенденций( участие России в Священном Союзе, подавлении освободительных движений в Европе)

27. Назовите основные направления (не менее двух) внешней политики СССР в 1945- 1953гг. Приведите не менее трех любых примеров проведения политики.

1) Основные направления политики:- участие в разрешении международных проблем в рамках ООН;- усиление влияния СССР на восточно- европейские государства;- поддержка национально- освободительного движения в колониальных и зависимых странах;- расширение влияния СССР на коммунистические и рабочие партии многих стран мира;- активное участие в организации движения сторонников мира

2) Примеры:- отказ СССР от принятия плана Маршалла;- форсирование Сталиным атомного проекта с целью ликвидации монополии США на атомное оружие, испытание атомной бомбы (1949г.);- помощь китайским коммунистам в гражданской войне;- помощь Северной Корее в ходе Корейской войны (1050- 1953гг.);- содействие образованию ГДР после создания ФРГ



© 2010-2022