План урока на тему Северная война

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Учебный предмет: история

Класс: 8 класс

Тип урока: изучение нового материала

Учитель Абеленцев Сергей Викторович

Тема: «Северная война» (1700-1721гг.)

Цель урока: Формирование представлений о причинах Северной войны, значении победы России в Северной войне. Содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Задачи урока:

* Объяснять и раскрывать значение исторического события - Северная война.

* Объяснять роль исторического события - Северная война для развития России начала 18 века.

* Расширять опыт оценочной деятельности, формулировать собственную гипотезу.

* Совершенствовать умения работать с учебной информацией, анализировать факты, обобщать, делать выводы.

* Осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений.

Предметные:

Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне

Метапредметные:

Содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

Личностные:

Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, в парах

.

Методы проведения урока: беседа, репродуктивный (объяснение), самостоятельная работа,

частично-поисковый, проблемный.

Ресурсы:

Учебник : История России. Под ред. А.В. Торкунова. М., Просвещение, 2016, компьютер, мультимедийный проектор, иллюстративный материал на электронном носителе, картосхемы, раздаточный материал (таблица для заполнения при выполнении заданий)

карта «Северная война»

Основные понятия: конфузия, рекрутский набор, регулярная армия, военный устав, империя, редут, Полтавская битва.



Этапы урока

I. Организационный этап. (1 мин.)

Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к учебной деятельности,

на личностно значимом уровне.

Вступительное слово учителя.

Добрый день ребята, я рад видеть вас на уроке здоровыми, улыбающимися, доброжелательными. Надеюсь, наш урок будет насыщенным и плодотворным и принесёт вам не только новые знания, но и положительные эмоции.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II. Мотивация (3 мин)

Сегодня мы продолжим изучение раздела "Россия при Петре I".

Наш урок посвящён событиям XVIII века - Северной войне, которая стала поворотной в истории России.

Постановка проблемы, цели, задачи урока.

Учитель

Петр Алексеевич Романов возвратился в Москву с твердым намерением начать преобразования и реформирование Российского государства. Так, с 1698 года началась жестокая целеустремленная ломка старой России, ставшей к концу правления Петра Великого мощной в военном и экономическом отношении европейской державой. С чего же решил начать свои преобразования будущий император?

Выдвигают предположения о теме, задачах и проблеме урока. Участвуют в беседе

Мы будем рассматривать эту тему по такому плану:

1) Причины войны и её начало.(1700)

2) Реформа армии.

3) Полтавская битва (1709).

4) Прутский поход (1711).

5) Победы русского флота (1714, 1720).

6) Ништадтский мир (1721).

Задание на урок:

По ходу урока вы будете заполнять таблицу. (Приложение № 1)

Учитель раздает учащимся листы.

Знакомятся с листами, задают вопросы.

III. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)

Учитель

После "Великого посольства" стали четко ясны направления и задачи внешней политики Петра I. Укажите какие направления и задачи внешней политики выбрал Петр I , были ли альтернативы? Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр ?

Ответы и комментарии учащиеся записывают в таблицу:

Например:

- . из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран;

-. для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики;

- . Петр выбрал прямое военное столкновение со Швецией.

IV. Изучение нового материала (25 мин)

1. Причины войны и её начало. (1700)

Рассказ учителя:

Швеция к началу XVIII века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро»(карта «Северная война»). Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.

Поводом к войне для России стал момент, когда все ведущие страны были заняты дележом "Испанского наследства", Россия в 1699г. заключила Северный союз с Данией, и Саксонией, приобрела боевой опыт в Азовских походах.

Выделите основные причины Северной войны и запишите их в таблицу.

Начало боевых действий

Для Северного союза война началась неудачно.

В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва (карта «Северная война»). Здесь, под Нарвой, в 1700 году шведская армия разгромила русские войска.

После поражения России под Нарвой, шведский король Карл XII думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Августа II и надолго «увяз» в Польше.

После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не Пётр. Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.

2. Реформа армии (3 мин.)

Итак, «нарвская конфузия» не прошла даром для молодого царя, он деятельно занялся созданием регулярной армии.

Используя учебник (§ 4 п.3), выпишите меры, принятые Петром I, для усиления русской армии и прокомментируйте (3-4 минуты). Сделайте вывод - какой стала русская армия в 1708-1709гг?

И это привело к первым победам.

В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику Пётр переименовал его в Шлиссельбург («ключ-город»)(карта «Северная война»)

В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России

Мы переходим к 3 пункту плана.

3. Полтавская битва (8 мин.)

Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной (карта).

Пётр I впоследствии назвал это сражение «матерью Полтавской баталии».

Что имел в виду Пётр, давая такую оценку битве?

Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа- правитель Украины и глава украинского войска. Пользовался огромной доверенностью московского правительства и самого Петра I Мазепа не верил в силу России и Петра I. Его целью было с помощью шведов создать «самостийное» Украинское государство.

Генеральное сражение решено было дать под Полтавой. 4 июня к Полтаве приехал царь Пётр и лично занялся осмотром местности и выбором места сражения

Используя схему сражения (Полтавская битва), оцените этот выбор

Оба монарха перед сражением совершили осмотр своих армий, оба обратились с речью к солдатам.

Прослушав их речи, догадайтесь, какая принадлежит Карлу, какая Петру.

Зачитывают учитель

Карл XII: «Воины! Я призываю вас овладеть этой землёй, её богатствами. А после сражения приглашаю офицеров в шатры царские!»

Пётр I:» Воины! Вот пришел тот час, который решит судьбу Отечества! Я призываю вас принять сражение за государство, за народ, за веру нашу, за церковь!

27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведская армия скрытно подошла к редутам, но Была обнаружена.Так началось великое сражение. «И грянул бой, Полтавский бой…». Познакомимся с ходом Полтавской битвы

Рассказ учителя

Задание классу: Определите причины победы русской армии в Полтавской битве. Какое значение имела Полтавская победа для хода войны? Для России в целом? Ответьте на вопросы к карте «Полтавская битва» (Приложение № 2)

В Европе сама мысль о том , что Карл XII может потерпеть поражение, казался абсурдом, и, когда слухи о бое докатились до Европы, газеты по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось , что армия Карла XII фактически уничтожена…

Мы переходим к 4 -ому пункту плана.

4. Прутский поход (4 мин.)

Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710 году. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

Каковы последствия Прутского похода?

В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?

Поражение и потеря Азова уже не могли повлиять на превращение России в великую державу.

5. Победы русского флота (3 мин.)

После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами.

Какие? Найдитена карте в учебнике (страница 30) и выпишите даты и места этих морских сражений. Сформулируйте их значение.

6 Ништадский мир (3 мин.)

После победы России на море Швеции ничего не оставалось, кроме как, подписать мирный договор с Петром I в местечке Ништадт.

Определите условия Ништадтского мира запишите их в таблицу.

Варианты записей в таблице

Записывают

1. Господство Швеции на Балтике.

2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.

Находят озвучивают и записывают

1. Русские потеряли 8 тыс. солдат - шведы - 3 тыс.

2. Армия Петра I осталась без артиллерии.

Находят комментируют, записывают

1. Замена стрелецких войск регулярной армией.

2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)

3. Создание военных заводов на Урале.

4. Создание военных учебных заведений.

5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).

6. Строительство военно- морского флота.

Армия стала боеспособной и сильной.

Находят на карте Санкт- Петербург.

1. Военные реформы Пётра I.

2. Боеспособность и мобильность русской армии.

3. Возрос боевой дух армии.

4.Мужество и героизм солдат.

5.Умелое командование.

6.Храбрость и неожиданная хитрость русских войск.

Ответ: Полтавская победа означала перелом в войне.


в 1714г. у мыса Гангут и в 1720 г. у острова Гренгам.

Значение морских побед: Победы русского флота окончательно вынудили шведов начать переговоры о мире.

Ответ: В 1721 году в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Швецией и Россией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии, Ингерманладии (Ижорская земля).

V. Закрепление учебного материала(5 мин.)

Давайте закрепим изученный материал в виде решения примерных экзаменационных заданий по нашей теме:

Учащиеся отвечают на вопросы по карте (Приложение № 2-3. Задания взятые из КИМ ОГЭ)

VI. Рефлексия (5 мин.)

Задаёт вопросы о цели занятия.

1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.

Что Вы сегодня узнали нового?

Какая сегодня стояла перед нами цель?

Добились ли мы ее?

Какое задание вы выполняли в течении урока?

Учитель собирает рабочие листы и анализирует их заполнение вместе с учащимися.

VI. Домашнее задание (1 мин.)

1. Написать эссе на тему: «Петр I - великий полководец или великий реформатор?»

2. Сделать презентацию на тему: «Северная война».

3. Придумать вопросы викторины по теме «Северная война».

Записывают домашнее задание.

© 2010-2022