Урок конспект миф о волках. (7 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО

Бурнашева Любомира Александровна

Школа,улус

ВВСОШ№2 им.М.Т.Егорова, Верхневилюйск

Должность

Учитель истории и обществознании

Категория

1кат

Тема урока,класс

«Волк в мифах», 5 кл

Адрес

Ул.Герой Васильева 47

Электронная почта

[email protected]






План-конспект открытого урока


Ф.И.О. Бурнашева Любомира Александровна, учитель истории

ОУ: МБОУ СОШ №2 им. М.Т.Егорова

Предмет: история

Класс:

Тип урока: прохождение новой темы

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы

Тема урока: «Волк в мифах»

Цель урока: Обобщить и систематизировать накопленные знания; уметь сравнивать, вырабатывать свое отношение к различным теориям.

Задачи урока:

  1. Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся.

  2. Создать условия для развития у учащихся умений, связанных с целеполаганием;

  3. Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

  4. Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;

  5. Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.

Планируемые результаты:

УУД:

Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Принятие познавательной цели (целеполагание).

Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы и сайта мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме «Волк в мифах».


Ход урока.

Организационная часть (3 мин.)

- Добрый день. Сегодня я буду вести у вас открытый урок. Надеюсь, что на этом уроке мы будем с вами сотрудничать. Итак, давайте, начнем наш урок.


-1слайд:

Волк мог служить эмблемой воинов и выступать в качестве атрибута бога войны. Важная роль отводилась волку в культе Марса в Риме и Одина в скандинавской мифологии. В хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях воины, отражая представление о волчьей стае как символе единой дружины, именовались волками и часто одевались в волчьи шкуры.

Как вы думаете, какое отношение к уроку имеет этот текст?


(Ответы учащихся)

Молодцы! Вы угадали тему нашего урока


-2 слайд:

Значит сегодняшняя наша тема «Волк в мифах».




-3 слайд.

Цель урока. Выявить что действительно волк является символом, прародителем у многих народов.

Мы будем работать в группе. Я вам подготовила задания. Для этого я вам раздам листы анализа урока. Мне нужны эксперты из групп которые в конце урока вы будете анализировать свою деятельность на уроке.





1 этап (10 мин.)

-4 слайд;

Задание№1. Дайте аргументированный ответ

1.Почему в мифах почитают волка потому что …

2.В каких мифах встречаются волки?

3.Почему перед боем тюркские воины во время атаки имитировали волчий вой?



5,6 слайд

В мифах, фольклоре и волшебных сказках волк олицетворяет свирепость, коварство, жестокость, зло, но также храбрость и победу. Кроме того, при определенных обстоятельствах волк мог стать могучим защитником беспомощных созданий. Общим для многих мифологий Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени (а иногда и его близнеца) волчицей. Известно множество историй о волках-прародителях: римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема; древнеиранская - о волчице, вскормившей Кира и т.д. У степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины мог называться волком или имеющим «голову (тело) волка».

- 7 слайд.

Высказывание историка

«Волки дорожат свободой и этим выделяются среди всех других зверей. Они отличаются по психологии от своих родичей - служилых собак и подлых шакалов. Их отличает ум, смелость, решительность, самоотверженность, преданность другу, лидерство среди зверей…" (Р. Безертинов)


-8слайд

Физкультминутка «Улыбаемся друг другу.

Поменяемся друг с другом местами.

Похлопаем»



































2 этап (10 мин.)


-9,10 слайд; Задание №2 Грамотность чтения


У степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины мог называться волком или имеющим «голову (тело)» волка. Волк мог служить эмблемой воинов и выступать в качестве атрибута бога войны. Неудивительно, что для этих народов, волк символизировал доблесть, силу и хитрость. Именно поэтому, перед боем тюркские воины во время атаки имитировали волчий вой, что приводило противника в ужас, благодаря чему воины быстро добивались победы.

  1. Что выступал в качестве атрибута бога войны? (Волк)

  2. Найдите и подчеркните слова, которые показывают достоинства волка (доблесть, сила, хитрость)

  3. Кого древние тюрки могли назвать волком? (герой-родоначальник, вождь племени или дружины)


Атрибуты тела волка в поверьях и народной медицине служили талисманами, амулетами, лекарствами. Особую значимость охранной функции придавали зубам волка, отчасти его когтям - другому атрибуту хищности. Среди обрядовых регалий зубы волка (отдельно или вместе с челюстями, всем черепом, пастью, высушенной шкурой и пр.) были наиболее распространены. Древность их употребления подтверждается археологическими находками. У тюрков существовал миф под названием Боз Гурд, что значит Серый Волк. В нем рассказывается о магической силе волка.

1.Чему особенно придавали значимость? (зубам волка, когтям)

2.Что использовали в народной медицине? (атрибуты тела волка)

3.Миф, в которой рассказывается о магической силе волка? (Боз Гурд)

Проверка задания. Группы меняются ответами.

11 слайд; Задание №3 Рассказ о мифах


Группам даются тексты они выходят и рассказывают и дают краткое мнение.


В христианстве волк - зло, жестокость, хитрость и ересь, дьявол, угрожающий верующим. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы приручить дикость свирепого зверя, как это сделал, к примеру, Франциск Ассизский, атрибутом которого стал волк. Такое представление основано на знаменитой истории о волке, на которого охотились жители Губбио, так как тот приносил огромный вред. Но встретивший его Св.Франциск Ассизский обратился к нему «Брат Волк» и защитил его как друга, который прежде не знал ничего лучшего.

В греко-римской традиции Ромул и Рем, дети Марса и легендарные основатели Рима, были вскормлены волчицей. По преданиям, священные животные Марса - дятел, конь, бык и волк - вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений. С культом волка был связан и древнейший праздник Луперкалий, праздник очищения и плодородия, возможно связанный с обрядом инициации.

В средневековой геральдике о волке упоминают в положительном смысле: «Волк имеет значение бдительности и осмотрительности, и в этом качестве имя этого животного и его образ используется в гербах; волк заполучает свою добычу с таким умом, что редко попадается охотнику».

В египетской мифологии бог в образе волка, Упуат, почитался как бог-проводник, разведчик, а также покровитель умерших. Его эпитет - «вожатый» («тот, кто ведет»). Упуата называли «первым бойцом Осириса» и иногда отождествляли с ним.




12слайд.

Вывод учителя. Из ваших ответов мы пришли к выводу, что действительно волк является эмблемой воинов.

Высказывание историка «Волк - единственный из зверей, кто осмеливается идти на более смелого. Недостаток силы он заменит отвагой, ловкостью, выносливостью. Если же он проиграл бой, он умирает молча, не издав ни звука. И умирает, поворачиваясь лицом к своему врагу. И каждый воин гордится, что его сравнивают с волком» (А. Харченко)

13 слайд Рефлексия урока (5 мин.)


Наш урок подходит к концу. Давайте, подведем итоги нашего урока. Для этого я вас попрошу взять листы анализа урока, которые я раздала в начале урока. И теперь вы устно ответите на данные вопросы

-Мне урок понравился, потому что….

-Как ты думаешь, мы достигли цели урока?

-Что вам больше всего понравилось и почему?

-Вам было интересно на уроке? Что нового вы узнали из этого урока?

-Оцените свою деятельность на этом уроке?


Мы оценили свою деятельность на уроке, а теперь оценим эмоциональное состояние (Раздача жетонов)


14слайд. Ученики выбирают жетоны соответствующие их эмоциональному состоянию.

Зеленый- урок прошел удачно. Я легко справился с заданиям.

Желтый -сегодня на уроке не все задания были легкими.

Красный- задания а уроке оказались слишком трудными!




Выставление оценок


-15слайд:Д/З.

1.Написать эссе «Волк как небесный бог»;

2.Подготовить выступление «Мифы о волке» по материалам интернет- ресурсов


-16 слайд:Источники для полного узнавания про волка


historia.ru/ - Мир истории: Российский электронный журнал
history.milportal.ru/ - Военно-исторический журнал

piorme.narod.ru/history.htm - История в Интернете (коллекция ссылок)
bibliotekar.ru/index.htm - Электронные книги по истории на проекте «Библиотекарь.ру»
shard1.narod.ru/biblio1.htm - Книжные полки: монографии по истории России и Европы, мемуары, исторические источники, художественные произведения.

hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - Электронная библиотека исторического факультета МГУ



Спасибо за урок!


© 2010-2022