Конспект урока истории 8 класс. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема и номер урока в теме: «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского», 3 урок в теме «Россия в первой половине XIX века»

  1. Базовый учебник:

Данилов, А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2008.

  1. Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения и ЭОР.

  2. Задачи:

- образовательные: способствовать формированию представления о личности и деятельности М. М. Сперанского, проекте его преобразований с использованием ЭОР; создать условия для выявления причинно-следственных связей влияния реформ на изменение формы правления в России; способствовать пониманию взаимосвязи между общественными и политическими событиями; формировать основы социально-критического мышления

- развивающие: развивать познавательные общеучебные умения: постановка и формулирование проблемы, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование; развитие умения выделять главное, обобщать; развивать регулятивные универсальные учебные действия через целеполагание с использованием ЭОР, самоконтроль, развивать коммуникативные умения в процессе сотрудничества в работе в группе через извлечение и обработку электронной образовательной информации, высказывания мнения по заданной проблеме, оформление мысли в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры - таблица и схема, осуществления расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

- воспитательная: создать условий для формирования личностной позиции, формирования интереса к историческому прошлому России; создать условия для формирования умения строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий

4.Тип урока: урок изучения нового материала

5. Методы обучения: частично-поисковый (классификация по степени активности познавательной деятельности учащихся, Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)

6. Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо


  1. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая

  2. Необходимое техническое оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows, экран, проектор.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

« истинно или ложно».

1. В 1801 г. Россия и Англия заключили конвенцию « О взаимной дружбе»

2. Третья антифранцузская коалиция, созданная Россией, Великобританией, Австрией и Швецией распалась.

3. Встреча императоров Александра I и Наполеона I, состоялась 25 июня 1809 г. в Тильзитском дворце.

4. Россия, несмотря на принуждение со стороны Франции, не стала присоединяться к континентальной блокаде Великобритании.

5. Командующим русской армии в русско-турецкой войне в 1811 году был назначен М.И. Кутузов.

6. Планы Наполеона - использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне вторжения в Россию не были сорваны.

7. 24 октября 1813 года между Россией и Ираном был подписан Бухарестский мирный договор.

8. Итогом русско-иранской войны стало серьёзное расширение и укрепление русских рубежей России.

9. К резкому обострению отношений между Наполеоном и Александром I привёл отказ сестры Александра I выйти замуж за Наполеона.

10. В марте 1812 года произошёл окончательный разрыв между императорами России и Франции.

Слайд 1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Истинно

С

П

А

С

А

В

М

К

И

Я

ложно

Р

Л

Е

Р

И

Н

С

Т

О

Й

Взаимопроверка

КЛЮЧ: СПЕРАНСКИЙ

Слайд 2

Поставить количество баллов в лист для оцениввания

3. Сообщение темы и целей урока.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, как оно связано с темой урока?

- Запишите тему и поставьте для себя задачи.

4. Слайд

Рассказ о беседе Ал-дра с Наполеоном в Эрфурте.

По слухам, Наполеон в дни свиданий с Александром поговорил с этим человеком, подвел его к царю со словами: « Не угодно ли Вам, государь, обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?»

Слайд

Памятник «Тысячелетие Руси»

(№1) Предлагает посмотреть фото памятника. Из государственных деятелей первой половины XIX века на памятнике изображены Александр Первый, Виктор Павлович Кочубей (член Негласного комитета) и Михаил Михайлович Сперанский.

Предлагает записать и осмыслить тему урока, определить цели. Реформаторская деятельность Сперанского»

«Как вы думаете, почему именно этому человеку Александр Первый предложил разработать проект реформ?»

Изучение нового материала. (Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала).

  1. Личность Сперанского.

Одним из последствий Тильзитского мира была утрата Александром I авторитета, для восстановления которого он решил провести новые реформы. Нужны были и новые люди, которые смогли бы продолжить основные направления реформ уже несуществующего Негласного комитета. Выбор императора пал на Михаила Михайловича Сперанского.

-Индивидуальное, опережающее задание

  • Знакомясь с фактами из биографии этого человека, подумайте, что необычного в биографии Сперанского? (Слайд 4)

  • (Сообщение ученика).

(нетипичное для высших сановников происхождение, быстрый карьерный рост)

В 1803 г. Сперанский был директором одного из департаментов МВд, которым управлял Кочубей.

- кто такой Кочубей? - Министр ИД, член Негласного комитета

Поворот в дальнейшей карьере произошел благодаря воле случая: В конце1806 г. Кочубей будучи больным, вместо себя отправил с докладом Сперанского Доклада произвел сильное впечатление, такое же, как и сам автор. Александр сразу оценил его незаурядный ум. Началось восхождение Сперанского.



  • Как должны были воспринимать Сперанского в придворной и аристократической среде?

Итак нам нужно с вами рассмотреть, какой проект реформ органов государственной власти был предложен М.М. Сперанским.

Работа в группах. Поработать с документами, текстом параграфа , проанализировать их и представить нам результаты своей работы в виде схем.

2.Интерактивные упражнения Учащиеся представляют новый продукт в виде схем и устных ответов, сравнивают с имеющимися в презентации схемами по группам

1 группа Вспомнить схему государственного строя России в конце XVIII века, назвать изменения, произошедшие в 1802 году (создание министерств, превращение Сената в высшее судебный орган), вспомнить идеи Просвещения XVIII века, сделать вывод о форме правления

Группа № 2.

Проанализируйте материал учебника стр.20-21 и составить схему «Органы государственной власти по проекту Сперанского Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:

а) организация государственной власти;

Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа №3 составить таблицу «Социальная структура населения России и права сословий по проекту Сперанского»

Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:

а) какие сословия должны были быть созданы;

б) какие права получили бы эти сословия.

Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа№4

Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:

б) организация выборов.

Подготовьте схему (на доске) и рассказ.

Группа №5 Подготовьте и задайте каждой группе по 2 вопроса по данной теме ( опережающее задание )

Слайд с темами групп. Итак что же мы с вами видим?

Как изменились бы права граждан в случае осуществления реформ? Можно ли было бы говорить о равноправии?

К какой форме правления был бы сделан шаг в результате реализации проекта Сперанского?

- Чем, по мнению Сперанского, должен был отличаться российский путь к конституции от европейского?

Оцените свою степень активности работы в группе при составление схем. Поставьте в свой лист оценивания.

Подытоживая реформаторскую деятельность,

- Хорошие реформы?

- Перечислите на что направлены реформы? ( даже малые уступки..)

Возвращаясь к началу урока «Как вы думаете, почему именно этому человеку Александр Первый предложил разработать проект реформ?»

Подумайте, почему Александр I так и не решился реализовать проект полностью?

3. Оппозиция реформам. Отставка М.М.Сперанского

Отправляет в отставку.

Однако отправляет в отставку, затем в ссылку. В 1811 г., в Нижний Новгород, затем в Пермь. 1811. Почему?

  • Поработайте с документами, воспоминаниями современников о Сперанском. Проанализируйте их и выясните в чем причины отставки М.М.Сперанского.

Работаем по группам.

Группа №1

Одним из наиболее активных критиков планов Сперанскоговыступил знаменитый писатель и историк Н. М. Карамзин. Он считал, что реформаторская программа не отражает реального положения дел в стране, что Сперанский недооценивает веками складывавшиеся в России традиции и порядков. Именно на этом противопоставлении реформ и традиций российского государства Карамзин построил свою «Записку о древней и новой России». Всякое нарушение самодержавного характера власти, по его мнению, приведет к смуте. Карамзин указывал Александру I, что государственные преобразования совершаемые Сперанским есть ничто иное, как произвольное подражание революционной Франции, которая является очагом революционной заразы и безбожия. «Одна из главнейших причин неудовольствия россиян на нынешнее правление, - указывал Карамзин, - есть излишняя любовь его к преобразованиям, потрясающим Империю, благотворность коих остается сомнительной».

Как вы считаете, к какому общественно-политическому течению можно отнести Карамзина по его взглядам?

Чтение определения консерватизма (стр. 24)

2 группа.
"Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его "плане всеобщего государственного образования", которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он "слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым".
"В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной".
"Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы".

3 группа.
"Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: "О древней и новой России" Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей".
"Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию "совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам". В ее глазах Сперанский был "преступником", овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. "Зловредный попович" имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини".

4 группа

Из воспоминаний Д.Н. Ручина.

Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут верх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим.

5 группа

Из «Записок» Ф.Ф.Вигеля о впечатлении от отставки М.М. Сперанского среди провинциального дворянства. 1812г.

Все были уверены, что неоспоримые доказательства в его виновности открыли, наконец, глаза обманутому государю; только дивились милосердию его и роптали. Как можно было не казнить преступника, государственного изменника, предателя и довольствоваться его удалением из столицы и устранением от дел. Не менее того сию меру, слишком строгую, если человек был безвинен, торжествовали как первую победу над французами. Многие помню приходили меня поздравлять…

Подводя итоги групповой работы, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

  1. Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

  2. Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.

  3. Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.

  4. Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

  5. Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

  6. Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

  7. Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. "Он все делает наполовину" (Сперанский об Александре!)

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Проверим как насколько нам удалось разобраться в материалах нашего урока

Тестовое задание

1. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся:

  1. высшим судебным органом

  2. законосовещательным органом при императоре

  3. главным органом исполнительной власти

  4. законодательным органом власти

2. Проект политической реформы М. М. Сперанского был подготовлен в:

  1. 1803 г.

  2. 1805 г.

  3. 1809 г.

  4. 1811 г.

3. Согласно «Введению к уложению государственных законов»:

  1. управление государством должно осуществляться на основе разделения властей

  2. вся полнота власти должна принадлежать только императору

  3. исполнительную власть осуществляет Сенат

  4. законодательная власть принадлежит министерствам

4. Противодействовали реформам М. М. Сперанского:

  1. либералы

  2. консерваторы

  3. крепостные крестьяне

  4. рабочие

5. Соотнесите идеи, связанные с государственными преобразованиями, и их авторов (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв):Идеи

Авторы

1) Ограничение самодержавной власти царя и ликвидация крепостного права

А) Негласный комитет

2) Сохранение и упрочение самодержавия как единственного пути в развитии государственности России

Б) М. М. Сперанский

3) Предоставление помещикам возможности освобождать своих крестьян за выкуп с землёй

В) Н. М. Карамзин

Взаимопроверка теста

Выставить полученную вами оценку в лист

5.Домашнее задание. П.3 задания по выбору

3 этап урока. Рефлексия В своих листочках Оцените свою степень активности работы на уроке по пятибалльной шкале.

Листочки сдать

Проводится в виде написания синквейна.

Вот примеры синквейнов, подготовленных учащимися:

АЛЕКСАНДР

Мыслящий, наивный.

Мечтает, планирует, но не осуществляет.

Он - сфинкс, не понятый до гроба.

Он самодержец.

РОССИЯ

Огромная, сильная,

Создает, трудится, развивается.

Она достойна счастья.

Надеюсь.

СПЕРАНСКИЙ

Умный, мечтающий.

Планирует, разрабатывает, стремится.

Он мечтает о свободе в России.

Напрасно.

Выставление оценок

Сегодня на уроке мы прошли по следам эпохи Александра I. Мы выдвигали гипотезы, предположения, анализировали документы, делали выводы. Чью роль мы пытались выполнять? Для чего мы это делали?

© 2010-2022