Великая Отечественная война: правда и вымысел

Данная методическая разработка представляет материал итогового урока по истории России по теме " Великая Отечественная война 1941-1945 г.". Форма урока - пресс-конференция. Класс разделен на две группы. Одни представляют Российскую Федерацию, другие - иностранных журналистов и советологов. Зарубежные представители задают проблемные вопросы по истории Второй мировой войны, российские представители отвечают на острые вопросы, используя наглядный материал ( таблицы, слайды, плакаты, видео), док...
Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I.Тема урока:"Великая Отечественная война: правда и вымысел".

II.Цели урока:

1. Повторить ранее изученный материал по теме "Великая Отечественная война".

2. Углубить и расширить представление учащихся по основным проблемам войны: советско-германский

фронт-решающих, Отечественный характер войны, мы и союзники, личность в истории и др.

3. Дальнейшее формирование умений:

a) вести дискуссию.

b)устанавливать важнейшие причинно-следственные связи.

c) самостоятельно работать с разнообразной литературой (мемуары, исследования, переписка, художественная литература).

d) умение вести исследовательскую работу на основе письменных документов, материалов музеев, бесед с участниками событий.

III.Форма урока: пресс конференция. Класс делится на 2 группы:

журналистов и представителей Российской Федерации.

1. Журналисты:

  • журнал "Мировая история" (В/бр)

  • ж. "Континент" (Франция) глава отдела "Россия: прошлое и настоящее"

  • Джорджтаунский университет, советолог.

  • Библиотека Конгресса США, референт

  • радио "Свобода" Кёльн. Спец, по проблемам России XX в.

2. Российские специалисты по истории Отечества:

  • представитель АИФ

  • группа историков Российской академии наук

  • историки МГУ, кафедра Отечественной истории.

  • представители Российского Государственного Архива.

  • представители Центрального Государственного архива Министерства обороны.

2.Вопросы журналистов.

  1. В вашей исторической литературе всегда делается упор на то, что в развязывании войны огромную роль сыграли страны буржуазной демократии: США, Великобритания, Франция. Они проводили политику невмешательства или подталкивания агрессора на войну в СССР. Однако, известно, что в 20-е годы ваша страна способствовала созданию военно-экономического потенциала Германии. Как это могло случиться?

Признаете ли вы долю своей вины в этом?

  1. Народы Прибалтики считали и считают договор о ненападении между Германией и СССР и секретный протокол к договору незаконным и предательским по отношению к ним. А как вы оцениваете их?

  2. Можно ли было избежать II мировой войны?

  3. Сталин в первые дни войны ввел в традицию объяснять неудачи Красной Армии внезапностью нападения фашистской Германии на СССР. На сколько это соответствует истине?

  4. Долгое время в вашей исторической литературе о войне с Финляндией упоминалось как о незначительном конфликте. Но ведь это не так. Чем вы можете объяснить этот факт?

  5. Как могло случиться, что второй по значению город - Ленинград - оказался в таком тяжелом положении в самом начале войны? И почему удалось выдержать блокаду?

  6. В годы войны были созданы 2 органа руководства страной: ГКО и Ставка. Но, как утверждал Жуков, в начале войны всю власть в своих руках сосредоточил Сталин. Как вы считаете, была ли оправдана такая жесткая централизация?

  7. Известно, что перед Московской битвой ваши экономические и военные ресурсы были ограничены и несмотря на это вы выиграли битву. Немцы ссылаются на русские морозы. А чем вы объясняете свою победу?

  8. Известен факт, что 16 октября 1941 г. по Ленинградскому шоссе к городу прорвалась колонна немецкой мотопехоты, но была остановлена советскими танками. Это на расстоянии 15 км от Кремля. Почему до 1987 г. об этом факте всегда умалчивали?

  9. Американский генерал Уокер после войны выступил с заявлением, что Сталинградская битва - это лишь пропагандистская выдумка коммунистов и ничего особенного под Сталинградом не произошло. Можете ли вы возразить ему?

  10. Почему в вашей стране Сталинградскую и Курскую битву считают коренным переломом в войне?

  11. Войну с фашистской Германией вы называете так же как и войну с Наполеоном 1812 г. - Отечественной. Какой смысл вы вкладываете в это понятие?

  12. Были ли трудности в работе советской экономики в годы войны?



  1. В августе 1941 года выходит инструкция о переселении немцев, проживающих в Поволжье и членов семей военнослужащих Красной армии немецкой национальности ,в Казахстан, Алтай, Сибирь. В 1943-1944 годах прошли операции по выселению чеченцев ,ингушей и других малых народов .Они обвинялись в сотрудничестве с фашистами .По-моему эти факты говорят о том ,что не было у вас того единения народа ,о котором часто пишите.

  2. Ваш народ победу в войне долгое время связывал с именем Сталина ,и считалось, что войну выиграли благодаря Сталину .Но вот с 1969 года начали выходить воспоминания Г.К.Жукова. Его книги стали на западе бестселлерами .Я помню в ФРГ в 1971 году на книге Жукова по всему периметру красными буквами было написано :"Eines der groben Dokumente unserer Epoche ("Один из величайших документов нашей эпохи").Сейчас вы торжественно отметили 100-летие со дня рождения Г.К.Жукова .Какого ваше мнение об этом человеке ?

  3. Зачитать выдержки из приказа Ставки №270 и №227.Не противоречат ли документы Вашим утверждениям о высоком патриотизме в годы войны советских людей ?

  4. У нас в Штатах в школьных и университетских учебниках освещаются в основном события в Африке ,Тихом бассейне ,но только не о Советско-Германском фронте. А вы утверждаете ,что ваша страна сыграла решающую роль в разгроме Германии .Тем самым вы принижаете роль ваших союзников в этой войне.

  5. Вашим военным историком Д.Волкогоновым издана книга о войне под названием "Триумф и трагедия".Считаете ли вы такую оценку им Великой Отечественной войне соответствующей истине ?

  6. Я придерживаюсь ,точки зрения, что Сталин и ваше руководство "Освобождали страны Европы и целью "экспорта социальной революции ,что социализм вы принесли "на штыках".А какова ваша точка зрения на освободительную миссию?





IV.Ход конференции.

1.Вступительное слово учителя:

История-это наша память. Жив тот народ ,который хранит память о прошлом .Поэт сказал : «Это надо не мёртвым, это нужно-живым» .Мы в вечном долгу перед нашими предками ,которые расстались с самым дорогим -жизнью ,чтобы жили-мы.

Древний китайский мудрец сказал ,что рост человека измеряется не с ног до головы ,а с головы до неба. Пусть такая страница истории нашей Родины ,как Великая Отечественная война, с которой вы познакомились ,поможет вам стать выше , мужественнее ,мудрее и добрее.

На нашей пресс-конференции присутствуют представители от Российской Федерации в лице журналистов и фотокорреспондентов .В зале представлены документы и фотодокументы ,находки с мест боёв под Москвой ,статистические данные. Всё это любезно представили нам сотрудники Российских архивов.

2.Журналисты последовательно задают вопросы. Представители российской делегации отвечают на них. Идет дискуссия .

V.Заключение

Председатель к журналистам : Время пресс-конференции исчерпано. Удовлетворены ли вы ответами? Ваше мнение.

Домашнее задание:

  1. Сделать таблицу «Взаимоотношения и внешняя политика СССР ,США ,Великой Британии ,Германии после войны .

  2. Продолжить работу над рефератами.

© 2010-2022