Программа элективного курса Лицо в истории (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель:Зоммер А.А.

учитель истории, обществознания и ОРК и СЭ

МБОУ города Кургана «СОШ № 41»


Пояснительная записка


Программа элективного курса «Лицо в истории» предназначена для изучения обучающимися 8 классов.

Курс рассчитан на 8 часов. Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощуще­ния своей принадлежности к великой и сложной культуре, зани­мающей большое место в мировой истории. Особенно это актуаль­но в современное время: время возрождения России.

Цель элек­тивного курса «Лицо в истории» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятель­но принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать необ­ходимые качества.

Задачи курса:


  • Способствовать развитию гражданственности учащихся, при­учая их к сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

  • Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому.

  • Создавать условия для развития у учащихся интеллектуаль­ных и практических умений в изучении истории.

  • Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.

  • Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных осо­бенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Осо­бое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования обще-учебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:


  • Определять достоверность исторических фактов.

  • Устанавливать последовательность, синхронность историче­ских событий.

  • Сравнивать предлагаемые исторические события, историче­ские личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и раз­личия.

  • Высказывать суждения об изученном материале, версиях, су­ществующих в различных источниках по поводу исторических со­бытий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в прове­дении элективного курса следующие формы и приемы:


  • Лекции с последующим опросом.

  • Лекции с обсуждением документов.

  • Беседы.

  • Семинары.

  • Практические работы.

  • «Мозговой штурм».

  • Викторины.

Элективный курс рассчитан на 8 часов.






























По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:


  • Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.

  • Называть характерные, существенные черты минувших собы­тий и исторических личностей.

  • Сравнивать исторические события и исторических деятелей.

  • Излагать суждения о причинно-следственных связях истори­ческих событий и личностей.

  • Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты дея­тельности отдельных людей в истории.

  • Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, вы­являть сходства и отличия.

  • Определять и объяснять свое отношение к наиболее значи­мым событиям и личностям в истории, их оценку.





































Учебно-тематический план


Наименование тем

Всего часов







1.

Введение.

1

2.

Российское рефор­маторство

1

3.

Первые отечествен­ные реформаторы и их преобразования

1

4.

Иван Грозный

1

5.

Петр 1

1

6.

Александр II: вели­кие реформы

1

7.

П. А. Сто­лыпин - последний рефор­матор Российской империи:

1

8.

Обобщение

1


Итого

8









Учебно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Формы занятия







Лек­ции

Прак­тика

Се­мина­ры



1.

Введение.

1

1


1

Участие в семинаре

2.

Российское рефор­маторство

1


1


Письменная работа

3.

Первые отечествен­ные реформаторы и их преобразования

1

1


1

Участие в семинаре

4.

Иван Грозный

1


1


Письменная работа

5.

Петр 1

1


1


Письменная работа

6.

Александр II: вели­кие реформы

1

1



Участие в семинаре

7.

П. А. Сто­лыпин - последний рефор­матор Российской империи:

1


1


Участие в семинаре

8.

Обобщение

1


1


Защита проектов


Итого

8

3

5

2


Содержание 8 часов


1. Введение.

Структура курса, его особенности. Необходимость и актуаль­ность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.

2. Российское реформаторство.

Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрица­тельные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль ре­форматоров в развитии российского государства.

3. Первые отечественные реформаторы и их преобра­зования.

Княгиня Ольга и Владимир Свя­тославович. Их роль в развитии русского государства. Админист­ративно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - ко­ренное преобразование русской истории.

4. Иван Грозный.

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская дея­тельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникно­вения и результаты.

5. Петр I.

Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформа­торской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и прави­тель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.

6. Александр II: великие реформы.

Личность Александра II. Причины проведения реформ во вто­рой половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьян­ской реформы. Значение реформ Александра.

7. П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи.

Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Россий­ской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина.

8. Обобщение.

Актуализация знаний обучающихся по изученным вопросам.


Литература


1.Х.Аверх, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.

2.Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. -Л., 1989.

3.Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000.-№4.

4. Захарова, Л. Г. Александр II, Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.

5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.

6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.

7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Вели­кого. - Репринт, изд. -М., 1991.

8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. -М., 1989.

9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализо­валась реформаторская альтернатива. - М, 1991.

10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История Рос­сии: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.

11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М., 1990.

12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Выс­шая школа, 1999.

13. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII-XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.

© 2010-2022