- Преподавателю
- История
- Программа элективного курса Лицо в истории (8 класс)
Программа элективного курса Лицо в истории (8 класс)
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зоммер А.А. |
Дата | 05.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Составитель:Зоммер А.А.
учитель истории, обществознания и ОРК и СЭ
МБОУ города Кургана «СОШ № 41»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Лицо в истории» предназначена для изучения обучающимися 8 классов.
Курс рассчитан на 8 часов. Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Цель элективного курса «Лицо в истории» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать необходимые качества.
Задачи курса:
-
Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
-
Формировать устойчивый интерес к историческому прошлому.
-
Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.
-
Развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания, творческие способности.
-
Формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования обще-учебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:
-
Определять достоверность исторических фактов.
-
Устанавливать последовательность, синхронность исторических событий.
-
Сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия.
-
Высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
-
Лекции с последующим опросом.
-
Лекции с обсуждением документов.
-
Беседы.
-
Семинары.
-
Практические работы.
-
«Мозговой штурм».
-
Викторины.
Элективный курс рассчитан на 8 часов.
По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:
-
Соотносить единичные факты и общие явления и процессы.
-
Называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей.
-
Сравнивать исторические события и исторических деятелей.
-
Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей.
-
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
-
Сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия.
-
Определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Учебно-тематический план
Наименование тем
Всего часов
1.
Введение.
1
2.
Российское реформаторство
1
3.
Первые отечественные реформаторы и их преобразования
1
4.
Иван Грозный
1
5.
Петр 1
1
6.
Александр II: великие реформы
1
7.
П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи:
1
8.
Обобщение
1
Итого
8
Учебно-тематический план
Наименование тем
Всего часов
В том числе
Формы занятия
Лекции
Практика
Семинары
1.
Введение.
1
1
1
Участие в семинаре
2.
Российское реформаторство
1
1
Письменная работа
3.
Первые отечественные реформаторы и их преобразования
1
1
1
Участие в семинаре
4.
Иван Грозный
1
1
Письменная работа
5.
Петр 1
1
1
Письменная работа
6.
Александр II: великие реформы
1
1
Участие в семинаре
7.
П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи:
1
1
Участие в семинаре
8.
Обобщение
1
1
Защита проектов
Итого
8
3
5
2
Содержание 8 часов
1. Введение.
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.
2. Российское реформаторство.
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
3. Первые отечественные реформаторы и их преобразования.
Княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
4. Иван Грозный.
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
5. Петр I.
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
6. Александр II: великие реформы.
Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра.
7. П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи.
Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина.
8. Обобщение.
Актуализация знаний обучающихся по изученным вопросам.
Литература
1.Х.Аверх, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
2.Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. -Л., 1989.
3.Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000.-№4.
4. Захарова, Л. Г. Александр II, Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.
5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.
6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. -М., 1991.
8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. -М., 1989.
9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М, 1991.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.
11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М., 1990.
12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999.
13. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII-XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.