Конспект урока Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Древнее Двуречье.

Цели: 1) Изучить географическое расположение, уклад жизни, культуру древнего Двуречья. Ввести понятия: клинопись, ирригация, шумеры;

2) развивать способность обобщать, развивать образное и пространственное мышление, познавательные способности, картографические умения, умение выделять существенное, развивать навыки быстрого чтения;

3) Воспитывать коммуникативную культуру, трудолюбие, дисциплинированность, взаимоподдержку.

Оборудование: 1) контурные карты;

2) карта древнего Востока;

3) плакат с изображением поселка древних шумеров;

4) пластилин, зубочистки;

5) опорные и словарные слова.


1.Организацион-

ный момент.

Нацеливание.

2.Работа по новой теме.







3.Работа с кон-

турными картами.




4.Работа по ри-

сунку, беседа о

жизни шумеров.

Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересной стране. О стране, которая подарила нам множество очень интересных мифов и сказаний, о стране, которая оставила нам множество культурных ценностей.

- А сейчас взгляните все на доску, давайте прочитаем тему нашего сегодняшнего урока (древнее Двуречье).

Сегодня мы будем говорить о Двуречье, второе название - Междуречье.

-Как вы думаете, почему его так называют?

Эта страна лежит между двумя большими реками - Ефратом и Тигром. Отсюда и такое название.

Древнее Двуречье состояло из нескольких небольших государств. А каждое государство, как вы уже знаете имеет свой центр, т.е. города. Такими центрами были, например, города Вавилон, Мари. Кроме этих городов было множество других. Из этих многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.(показ по карте). Это были не просто города, а важнейшие центры торговли. Из этого следует то, что города должны связываться торговыми путями с городами в других странах. Одним из самых главных таких путей был путь, который связывал города Двуречья с городом Мемфисом, который находится в Египте(показ по карте).

Кто мне еще раз покажет на карте:

- границы древнего Двуречья;

- 2 самых больших города Двуречья - Ур, Урук;

- основной торговый путь, соединяющий города Двуречья и город Мемфис.

Двум ученикам даю работу с контурными картами.

Задание:

- обозначить границы др. Двуречья;

- 2 самых больших города Двуречья;

- проведите основной торговый путь, соединяющий города др.Двуречья с городом Мемфис.

А сейчас проверим, как вы меня слушали.

- Почему Двуречье получило такое название?

- Когда появились первые государства в др.Двуречье?

- Какие города были самыми большими в Междуречье?

Теперь, ребята, посмотрите на доску(на доске изображения поселка шумеров)

Кто такие шумеры?

Эти жители Междуречья. Именно они создавали первые государства в др.Двуречье.

(хоровое проговаривание - шумеры)

Проанализируя эту иллюстрацию, мы узнаем, как и где жилижили древние шумеры.

- Что вы можете сказать о жизни шумеров, опираясь на иллюстрацию?

- Чем они занимались? (земледелием)

Действительно, почвы в Двуречье были удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но бывало так, что реки разливались и очень бурно. Порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны скота.

- А как же шумеры боролись с этим?

Строили насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей использовали ирригацию.

Ирригация - система орошения полей с помощью искусственных каналов

(хоровое повторение)

-Многие поселения древних земледельцев, вырастая, превращались в города-центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу рек или возле канала. Жители плавали между ними на суденышках, сплетенных из гибких веток, обтянутых кожей.

-Обратите внимание, какого цвета были дома? (Фиолетовые)

-Как вы думаете, из чего они сделаны? (Из глины)

-В южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а это значит, не было строительство из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома - все здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было очень дорогим материалом - деревянные двери были лишь у богатых людей, в бедных вход закрывали циновкой.

Топлива в Двуречье было мало и глиняные кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Не обожженный кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла проехать повозка.

-А теперь мой рассказ повторит на оценку…








5.Беседа о богах.






6.Беседа о клинописи



7.Сообщение ученика




8.Имитация письма

9.Работа в парах

жили древние шумеры.

- Что вы можете сказать о жизни шумеров, опираясь на иллюстрацию?

- Чем они занимались?(земледелием)

Действительно, почвы в Двуречье были удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но бывало так, что реки разливались и очень бурно. Порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны скота.

- А как же шумеры боролись с этим?

Строили насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей использовали ирригацию.

Ирригация - система орошения полей с помощью искусственных каналов. (Хоровое повторение.)

-Обратите внимание какого цвета были дома? (Фиолетовые)

-Как вы думаете из чего они были сделаны? (из глины)

В южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а это значит, не было строительства из дерева и камня.

Дворцы, храмы, жилые дома строились из больших глиняных кирпичей. Дерево было очень дорогим материалом. Деревянные двери были лишь у богатых людей, бедные закрывали дверь циновкой.

Топлива в Двуречье было мало, поэтому кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце.

А теперь мой рассказ повторит…

-А чтобы узнать в каких богов верили жители древнего Двуречья вы должны прочитать 3 пункт параграфа 13 на стр.64. Читаем очень быстро.

-Что вы можете рассказать мне о божьем храме? (Он был высокий, ступенчатый)

-А в каком городе находится этот храм? (Такие храмы были во всех городах. Каждый город верил в определенного бога)

-А сейчас мы проверим, как вы запомнили имена этих богов. Вам нужно стрелками обозначить кто какой бог (Один ученик у доски)

Шамаш бог Луны

Син бог Солнца

Эа бог Плодородия

Иштар бог Воды

-Итак, теперь мы установили соответствия между богами, а теперь расскажите мне, чем занимались жрецы на этих высоких башнях?

(Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу.

Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священном. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.)

-Несмотря на то, что прошло много времени, раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанной таблички обычно обжигали в печи.

Это особое письмо Двуречья - клинопись (Хоровое повторение)

- каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг.

-А вот как учились писать, мы узнаем, когда послушаем сообщение.

Чтение сообщения учеником.

В клинописи несколько сот знаков и научиться писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Уроки продолжались от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.

Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики-«сыновья школы». А один из работников школы назывался буквально так: «Человек с палкой» - он следил за дисциплиной.

-Почему в Двуречье было трудно научиться писать?

-Расскажите о школе для обучения писцов?

-Сколько продолжались уроки?

-Кто стоял во главе школы? Как его именовали? А учеников?

-А сейчас мы попробуем себя в роли писцов древнего Двуречья. На ваших партах лежат пластины намазали пластилином, они заменят нам глиняные таблички и заостренные палочки. Давайте попробуем написать слово: Звезда.

-Делю класс на 2 варианта.

1 вариант читает «Сказание о Гильгамеше»

2 вариант «Миф о потопе»

Взаимопересказ.





6.Беседа о клинописи.



7.Сообщение ученика




8.Имитация письма


9.Работа в парах


беседуют с богами.

На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звездам предсказывали людям судьбу.

Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священном. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность на 360 градусов.)

-Несмотря на то, что прошло много времени, раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на мягкой глине концом специально заостренной палочки. Для придания твердости исписанной таблички обычно обжигали в печи.

Это особое письмо Двуречья - клинопись (Хоровое повторение)

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг.

-А вот как учились писать в Двуречье, мы узнаем когда послушаем сообщение.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться писать и читать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте.

Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, труды ученых звездочетов и законы царей.

Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы», ученики «сыновья школы». А один из работников школы назывался буквально так: «Человек с палкой» - он следил за дисциплиной.

-Почему в Двуречье было трудно научиться писать?

-Расскажите о школе для обучения писцов?

-Сколько продолжались уроки?

-Кто стоял во главе школы, как его именовали? А учеников?

-А сейчас мы попробуем себя в роли писцов древнего Двуречья. На ваших партах лежат пластинки, намазанные пластилином, они заменят нам глиняные таблички и заостренные палочки. Давайте попробуем написать слова : Звезда, Зерно.

Делю класс на 2 варианта.

1 вариант читает «Сказание о Гельгамеше»

2 вариант «Миф о потопе»

Взаимопересказ.


- Почему Двуречье получило такое название?

-Чем похожи Двуречье и Египет?

-В кого верили жители Двуречья?

-Что такое клинопись?

-Прочитать параграф 13 и придумать новые значки.

На этом наш урок закончен. Досвидания!
10.Итог урока


11.Домашнее задание

- Почему Двуречье получило такое название?

-Чем похожи Двуречье и Египет?

-В кого верили жители Двуречья?

-Что такое клинопись?

-Прочитать параграф 13 и придумать новые значки.

На этом наш урок закончен. Досвидания!


© 2010-2022