Конспект урока по теме Новгородская республика

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Новгородская республика.

Цели: показать формирование новой формы правления на Руси; рассмотреть отличия монархии от республики; охарактеризовать географическое местоположение Новгорода; выяснить занятия жителей и категории населения.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки для звука, учебник под ред Торкунова, рабочая тетрадь к учебнику Торкунова, карта «Русь в XII - XII вв», тестовые задания, документ из работы Ключевского В. О. Курс русской истории. М., 1987.

Ход урока:

Здравствуйте. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуем их. Садитесь.

Вспомним феодальные центры во второй половине XII - XIII вв, покажите по карте у доски и вспомним притчу, которую мы читали с вами, и сделайте вывод по прошлому уроку и подумайте о чем мы будем говорить с вами сегодня:

«Три всадника, символизирующие Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:

Направо пойдешь - будешь полным хозяином в своем уделе.

Прямо пойдешь - заключишь ряд о служении.

Налево пойдешь - будешь считаться со своеволием бояр». (Спасибо Евсейчик Наталье Петровне).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами сегодня? Ответы детей. (О дороге, которая идет прямо - о Новгороде). Но, мне бы хотелось проверить, на сколько вы поняли прошлую тему, решаем тест, а двое (слабых) поработают по карте у доски.

Листы с заданиями на партах с начала урока.

Тест

1. Географическое местоположение Владимиро-Суздальского княжества:

А) северо-восток Руси

Б) юго-запад Руси

В) север Руси

2. Форма правления во Владимиро-Суздальском княжестве:

А)неограниченная монархия

Б) республика

В) земщина

3. Кто не относится к князям Владимиро-Суздальского княжества?

А) Александр Невский

Б) Андрей Боголюбский

В) Юрий Долгорукий

4. Почему Владимиро-Суздальское княжество получило такое название?

А) потому что его основал Владимир и Суздаль

Б) потому что важную роль играли города Владимир и Суздаль

В) нет правильного ответа.

5. Дайте определение понятию «политическая раздробленность».

Ключи: 1-А, 2-А,3-А,4-Б, 5-период распада государства на уделы.

Вопросы для тех, кто у доски:

  1. Покажите то княжество, которое мы изучали на прошлом уроке, и определите его географическое местоположение? (Северо-восток Руси)

  2. Исходя из его местоположения перечислите, чем занимались жители данного княжества?

  3. Перечислите города, которые расположены в этом городе? (Владимир, Суздаль, Ярославль, Москва).

  4. Почему это княжество получило название Владимиро-Суздальское княжество?

Спасибо, садитесь. Сдаем тесты.

Откройте тетради, запишите число «14.03.2017» и тему урока: «Новгородская республика».

Объясните мне, пожалуйста, что такое республика?

Республика- форма правления, при которой верховная власть принадлежит, выбранным на определенный срок, органам власти.

Какое гос-во первым в мире стало называться республикой? В каком году это было? (Рим, до н.э.). А у нас республика? Докажите. Какие республики существовали в средневековой Западной Европе? (в Германии - Гамбург, Любек, Бремен; в Италии - Венеция, Флоренция, Милан; во Франции - Альен).

Теперь просмотрим с вами фильм о Древнем Новгороде. Смотрите внимательно потому, что сегодня будем работать по нему в течение урока. (Останавливаю по мере получения информации и задаю вопросы, на которые отвечают обучающиеся).

Просмотр фильма до плана города, а я в это время проверяю тест.

Вопросы по новой теме:

  1. Определите географическое местоположение и перечислите племена, которые заселяли территорию? (стр. 60, 105 учебника). Север Руси.Новгородская земля раскинулась от Финского залива на западе до Урала на востоке, от Северного Ледовитого океана на севере до верховьев Волги на юге. Его историческое ядро составляли земли кривичей, словен новгородских и чудских (финских) племен).

  2. Вы изучаете географию? Опишите природно-климатические условия Новгородской земли. (Леса, болота).

  3. Занятия жителей Новгорода, можете открыть стр. 82 учебника. (Ремесло, торговля, бортничество, рыболовство, скотоводство, охота).

Теперь заполните в РТ п.14 № 1.

Провести ФМ

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)

Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)

Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)

  1. Вспомните, какие были районы в Новгороде и перечислите основные категории населения (бояре, купцы, ремесленники-черные люди). А теперь обратимся к учебнику на стр 118 и объясните что такое артель, «Иваново сто» и ответьте на вопрос: «Как назывались объединения купцов в СВ-х городах в Западной Европе?» (Гильдия).

Сейчас, вы поделитесь на группы и получите документ с заданиями. Ваша задача прочитать и сделать выводы по документу.

1 группа.

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Вече

По происхождению своему новгородское вече было городским собранием... Оно не было постоянно действующим учреждением, созывалось, только когда являлась в нем надобность. Вече собиралось по звону вечевого колокола... обыкновенно на площади, называвшейся Ярославовым двором. Вече не было по составу своему представительным учреждением, не состояло из депутатов: на вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином. Вече обыкновенно состояло из граждан одного старшего города; но иногда на нем являлись и жители младших городов земли, впрочем, только двух, Ладоги и Пскова.

Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т.п.

На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством.


2 группа.

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Посадник и тысяцкий

Исполнительными органами веча были два высших выборных сановника, которые вели текущие дела управления и суда, - посадник и тысяцкий. Пока они занимали свои должности, они назывались степенными, т. е. стоящими на степени, а покинув степенную службу, получали звание посадников и тысяцких старых. Довольно трудно разграничить ведомство обоих сановников: посадники степенные и старые в походах командуют новгородскими полками; тысяцкие делают одни дела с посадниками. Кажется, пособник был собственно гражданским управителем города, а тысяцкий - военным и полицейским... Оба сановника получали свои правительственные полномочия на неопределенное время: одни правили год, другие меньше, иные по нескольку лет.

Посадник и тысяцкий правила с помощью целого штата подчиненных им низших агентов, называвшихся приставами, биричами подвойскими, половниками, изветниками, которые исполняли разные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решение веча, призывали к суду, извещали суд о совершенном преступлении, производила обыски и т. п.

3 группа.

Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Совет господ

По характеру своему вече не могло обсуждать предлагаемые ему вопросы, а тем менее возбуждать ах, предлагать законодательный почин. …Подготовительным и распорядительным. учреждением был новгородский совет господ.

Постоянным председателем этого совета остался местный владыка- архиепископ, в палатах которого он и собирался. Новгородский совет... состоял из княжеского наместника и городских властей:

из степенных посадника и тысяцкого, из старост кончанских и сотских. Рядом с степенными на совете сидели и старые посадники и тысяцкие. Совет... подготовлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял новые проекты законов, не имея своего собственного голоса в законодательстве; но по характеру социально-политического строя Новгорода этот совет на деле имел более важное значение. Состоя из представителей высшего новгородского класса, имевшего могущественное экономическое влияние на весь город, этот подготовительный совет часто и предрешал вносимые им на вече вопросы, проводя среди граждан подготовленные им самим ответы... это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления.

4 группа.

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Князь

Новгородскими рядами, в которых излагались принимаемые выбранным князем обстоятельства, и определялось его значение в местном управлении. Князь был в Новгороде высшей правительственной и судебной властью, руководил управлением и судом, определял частные гражданские отношения согласно с местным обычаем и законом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но все эти судебные и административные действия он совершал не один, а в присутствии и с согласия новгородского посадника: "…без посадника ти, княже, суда не судити, ни волостей раздавати, ни грамот ти дати" На низшие должности, замещаемые не по вечевому выбору, князь избирал людей из новгородского общества, а не из своей дружины. Все такие должности, волости, раздавал он с согласия посадника. Князь не мог отнять без суда должности у выборного или назначенного на нее лица.

Всеми... доходами и угодьями он пользовался по правилам, точно определенным, в урочное время и в условленных размерах. Князь, по договорам, не мог иметь в Новгородской земле своих источников дохода, независимых от Новгорода. В договорных грамотах особым условием запрещалось князю с его княгиней, боярами и дворянами приобретать или заводить села и слободы в Новгородской земле и принимать людей в заклад, т. е. в личную зависимость.

По договорным грамотам князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только через новгородских посредников; он не мог затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов.

Князь должен был стоять около Новгорода, служа ему, а не во главе его, правя им. Он для Новгорода или наемник, или враг; в случае вражды к нему, как к враждебной державе, посылали с веча на городище ультиматум, грамоту, "исписавше всю вину его", с заключением: . . .поеди от нас, а мы собе князя промыслим".

Работа в группах.

После ответов составьте схему управления Новгородом (данная схема есть на доске, но прикрыта. Открыть только после того, как кто-нибудь ответит):

архиепископ посадник тысяцкий

Вече приглашается князь

дружина

5. Последний вопрос, который мы с вами рассмотрим сегодня это культура. Откройте учебник на стр.120 - 122 и просмотрим. Скажите, пожалуйста, зачем церковь Св. Георгия построили на берегу реки? (чтоб было видно тем, кто приплывал в Новгород). Что общего у всех 3 изображенных церквей? (небольшие и одноглавые). На стр.122 какой вывод можете сделать о летописях. (Князь уходит из главных ролей). Как вы думаете, жители Новгорода были грамотными или нет? (Грамотными, т.к в фильме это подтверждается люди занимались ремеслом, торговлей и писали берестяные грамоты, а это требовало знаний)

Какие есть вопросы по теме? Закрепим наши знания, которые мы получили сегодня, выполнением заданий в РТ параграф 13 № 3.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Для меня трудным было…

Полученные знания я могу применить …

Д/З самостоятельно разобрать стр. 123-128 и выполнить РТ южные и юго-западные земли Руси №№ 1-4.

Выставление оценок.



© 2010-2022