Технологическая карта. Первая мировая война. 9 класс

Технологическая карта урока в формате ФГОС.  Тип урока: комбинированный. Урок-проект. Урок систематизации и обобщения знаний и умений.   Педагогическая технология: проектная деятельность, технология критического мышления. Урок полностью раскрыт в приложении: сценарий урока.Учащиеся получают предварительное задание (просмотр фильма "Первая мировая", изучают дополнительную литературу - Как создать фильм). Полученные знания используются на этапе Постороения учебной задачи - как мотивационный этап. ...
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Козлова Татьяна Александровна

  2. Место работы: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Полевской

  3. Предмет: история

  4. Класс: 9

  5. Тема урока: «Первая мировая война - Великая война за цивилизацию».

  6. Базовый учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век.

  7. Тип урока: комбинированный. Урок-проект. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

  8. Педагогическая технология: проектная деятельность

Тип урока: создание учебного проекта

Цели урока:

  • Образовательная: проанализировать причины и итоги первой мировой и гражданской войн; охарактеризовать основные события; дать оценку действиям участников войн.

  • Развивающая: развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие логического мышления во время работы с историческими документами; способствовать развитию памяти, мышления, речи, умению аргументировать свои ответы; устанавливать причинно-следственные связи; решать проблемные задачи, анализировать, делать обобщающие выводы.

  • Воспитательная: формирование гражданственности и патриотизма; учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

  • реализация готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

  • развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

  • Метапредметные:

  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

  • формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью.


  • Предметные:

  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

  • освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

  • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты



Методы и формы учебной деятельности.

по источнику передачи и восприятия учебной информации:

- словесные, наглядные;

по степени активности познавательной деятельности:

- объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый;

Виды учебной ситуации деятельности учителя:

- учитель-коллега, учитель-соавтор

Деятельность ученика:

- индивидуальный вклад в создание коллективного продукта (проекта)

Оборудование: индивидуальные задания учащимся для создания учебного проекта



Этап урока

Формиреумые УУД

Деятельность учителя/ используемые ЭОР

Деятельность ученика

  1. Ориентировочно - мотивационный

1.Формирование мотива действий.

УУД:

Познавательные:

(умение строить логическую цепь размышлений);

Коммуникативные:

(умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации);

Личностные:

(Формирование учебной мотивации);


1. Напоминает, что подготовка к данному уроку началась заранее. Ученики получили опережающее задание:

Первое: ознакомиться с материалами фильма «Первая мировая. Неизвестная война» режиссер Е. Романова, авторы сценария А. Буровский и Д. Вересов (culture.ru›Спецпроекты›Великая война).

Второе: познакомиться с дополнительным материалом «Создание фильма. Подготовительный период. Создание сценария».

(snimifilm.com›statyi/sozdanie-filma…period)

От того, как вы отнеслись к выполнению своего задания, будет зависеть и общий результат вашей деятельности.

2. Сообщает, что сегодня они будут создавать документальный фильм, и каждый должен внести свой вклад в его создание, используя все доступные средства.

1. Проверяют свою

готовность

к уроку


2.Актуализация знаний.

УУД:

Познавательные:

(Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта);

Регулятивные:

(осознание, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; умение вступать в диалог);

Коммуникативные:

Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе коллективной работы)

1. На экране слайд «Указом Президента России впервые в 2013 году день 1 августа объявлен Днем памяти солдат, погибших в годы Первой мировой войны». (Слайд № 1)

Затем звучит видеоролик «1 августа - День воинской славы России. День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне» (histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nachalas-piervaia-mirovaia-voina).

2. Обращение к учащимся:

Всем ли понятна тема урока? - Первая мировая война.

Почему 1 августа? - день начала войны России с Германией.

3. Задание учащимся:

Составьте алгоритм рассказа об этом историческом событии. Выстройте алгоритм, проранжировав последовательность изложения материала.

(Приложение № 1). Выводится на экран

4. Обращение к учащимся:

Можно очень ярко и трагично рассказать по алгоритму об этом событии. Итак, мы сегодня займемся серьезным и не простым делом - мы создадим сценарий документального фильма о Первой мировой войне. Союзники России в этой войне характеризовали ее как «Первая мировая: Великая война за

цивилизацию» - я взяла это мнение для первоначального названия нашего фильма. Будет приветствоваться, если у вас возникнет свой вариант названия фильма.

5. Обращение к учащимся:

О чем фильм, мы определили. Последовательность изложения - тоже.

6. Вопрос к учащимся:

Как написать сценарий фильма? Напомню: (Слайд № 2)

Задачи документалистики:

  • Средство обучения (учебные фильмы)

  • Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т.д.)

  • Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)

  • Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)

  • Публицистика

Объединяет их общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём» (Хью Бэдли).

Какую задачу (-и) будет решать наше кино? (Средство обучения, историческое исследование).

Вы знаете, что изначально нужно создать литературный сценарий, а чтобы перенести литературный сценарий на видеопленку, нужно подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий. Я предлагаю немного интерпритировать это применительно к нашему уроку.

Сначала вы создадите литературный сценарий, а затем результат вашего творческого исследования наглядно представите в виде постановочного сценария, который будет является продуктом вашей деятельности (Цель - конечный продукт).

1. Высказывают свои

предложения по

содержанию

вопросов:

размышляют,

отвечают

на вопрос,

аргументируют ответ

2. Составляют алгоритм самостоятельно

3. Построение учебной задачи

УУД:

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- строить понятные для соучастников высказывания;

Личностные:

- формирование учебной мотивации

1. Обращение к учащимся:

Самый оптимальный вариант для решения поставленной цели - это работа в группах.

Вопрос к учащимся:

Объясните, почему работа в группах самый оптимальный способ для выполнения задания? (каждая группа раскрывает, освещает, конкретизирует определенный блок содержания).

Действительно: нельзя за короткое время охватить необъятное, поэтому каждая группа будет выполнять свою конкретную задачу в общем деле.

Группы:

Историки (использование карт, портретов и т.д.)

Художники (изготовление агитационных плакатов воюющих сторон и т.д.)

Литераторы (поэтическое слово, синквейн, проза и т.д.)

Документалисты (использование документов и т.д.)

Костюмеры (рисунки, сравнение и т.д.)

Каждая группа получает конкретную задачу, рекомендованы средства ее решения (рисунок, коллаж, схема, поэтическое слово, синквейн, музыка, портрет и т.д.).

Определите руководителя группы, который будет отвечать как за процесс выполнения задания, так и за конечный результат.

2. Обращение к учащимся:

А.И.Солженицин высказал такое мнение о войне:

«Самым неосмысленным безумием ХХ века была, несомненно, Первая мировая война». Если принять это высказывание за гипотезу, то в своем фильме вы должны либо ее доказать, либо опровергнуть.

В вашем распоряжении 20 минут. Желаю удачи!

1.Ученики

подтверждают

готовность к работе

2. Ученики размышляют, отвечают на вопрос, аргументируют ответ

  1. Операционно - исполнительский

4. Решение учебной задачи

УУД:

Познавательные:

(овладение способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию)

Личностные:

(формирование учебной мотивации;

проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.)

Коммуникативные:

(умение создавать устные высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и со сверстниками;

1. Я думаю, что слова Томаса Вудро Вильсона могут послужить канвой ко всему фильму и стать первым кадром фильма:

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война.

Их поиски тщетны, причину эту они не найдут.

Война началась не по какой-то одной причине,

война началась по всем причинам сразу»

(Томас Вудро Вильсон).


2. В случае необходимости, учитель конкретизирует деятельность учащихся в группах.

1. Ученики работаю в группах, выполняют творческую работу.

2. Каждой группе предложен пакет с иллюстритивным материалом, документы, стихи.

В раздаточном пакете материалы не только по Первой мировой войне, но и по Крымской, Второй мировой, русско-японской, революции.

3. Возможно привлечь дополнительные источники информации (Интернет, энциклопедии)

III. Рефлексивно - оценочный



5. Подведение предварительных итогов урока.

УУД

Познавательные:

(Осуществлять анализ объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме);

Коммуникативные:

(Уметь формулировать собственное мнение и позицию);

Регулятивные:

(Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания);

1. По истечении времени, учащиеся по алгоритму представляют свои результаты.

Причем, начинают Историки и заканчивают Историки (причины и итоги). Доказана или опровегнута гипотеза, предложенная в начале работы.

2. Рассматриваются варианты названия фильма, выбирается (при наличии) наиболее удачный.

3. Предложить Литераторам завершить фильм поэтическим словом.

1. Ребята представляют работу в группах.

2. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор.

3. Определяют наиболее сложные моменты.

6. Итоговая самооценка

УУД

Регулятивные (осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки).

1. Учитель предлагает оценить свою работу, используя рефлексивную карту.

1. Заполняют рефлексивную карту.


7. Домашнее задание

УУД:

Регулятивные - формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

1. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе по теме: « Была ли возможность случая у России: победить в войне и избежать революции?

В качестве материала, который может задать тон предлагается следующее высказывание « Кое-что мы должны оставлять на волю случая» ,- говорил английский адмирал Нельсон.

2. Составить презентацию по теме «Первая мировая война»

1. Записывают домашнее задание



© 2010-2022