Тема урока: «Начало Северной войны и строительство Петербурга»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Начало Северной войны и строительство Петербурга».

Цель урока: показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства; отметить прогрессивный характер Северной войны; дать представление о строительстве Санкт-Петербурга, назначении этого города.

Задачи:

  1. Показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота; дать общее представление о начале Северной войны, дать представление о строительстве Санкт-Петербурга и его назначении.

  2. Продолжить развивать умения работать с иллюстрациями и текстом учебника.

  3. Воспитывать у учащихся уважение к труду народа, к людям труда, создающим богатства на земле, борющимся за независимость и процветание страны

Основные знания: 1700- начало Северной войны ,причины Северной войны,1703- основание Санкт- Петербурга.

Основные термины и понятия: Санкт-Петербург, лоцман, регулярная армия.

Оборудование: карточки, иллюстрации, слайды

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I.Организация класса

  1. Урок не обычный

  2. Отсутствующие и причина

  3. Осанка учащихся

  4. Здоровье учащихся

II. Вводная беседа (портрет Петра I на доске и слайд)

  1. Из какой царской династии Петр I?

  2. Когда родился? (карточка 1672 г.)

  3. Кто был его отцом? (слайд с портретом Алексея Михайловича)

  4. О каких важных событиях в жизни Петра I вы знаете?

  5. С какой целью он организовал «Великое посольство»?

  6. Почему раньше срока вернулся в Россию? (слайд Царевна Софья и Утро стрелецкой казни)

  7. Кого встретил Петр I возвращаясь, домой? (карточка Август II)

  8. О чем они договорились?

Далее учащиеся работают по тестам по теме: «Начало Северной Войны».

Тесты прилагаются. Повторение пройденного материала.( индивидуальная работа у доски слабо обучающихся Гурин Р и Олейникова Ю.)

Подвести итоги работы с тестами и итог проверки пройденного материала.

Перейти к изучению нового материала.

IV. Актуализация знаний.

Построив Петропавловскую крепость (слайд крепости) в устье реки Невы, Петр I тем самым положил начало строительства нового города. В 1703 году (карточка на доске 1703 г.) вокруг крепости начинается строительство города.

Сообщение темы урока: «Строительство Санкт-Петербурга» (карточка на доске, запись темы в тетради).

Словарная работа: «Санкт-Петербург» - означает «город святого Петра», в честь покровителя царя апостола (карточка) Петра.

По замыслу Петра I название города в честь апостола Петра имело символическое значение ,так как город был призван стать ключом к Балтийскому морю.( апостол Петр является обладателем ключей к раю).

П….тербург (карточка) проверочное слово?

Лоцман (карточка) - морской специалист, который проводит корабли из моря в порт.

V. Изучение нового материала.

  1. Северная война против шведов начата, чтобы получить в Балтийское море

  2. Выход нужен для связи с Европой

В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» есть такие слова:

«Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будут город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно».

  1. Этим окном явилась Ижорская земля и построенный на ней город - порт Санкт-Петербург

  2. Места суров - болота, топь, ужасно сырой климат

  3. Строили город на нескольких островах

  4. Острова окружены водой

  5. Петр сам руководил строительством (слайд)

  6. Часто сам брал в руки топор

  7. С утра и до ночи стучали топоры

  8. Всем знатным людям было велено строить себе дома

  9. Для Петра I был построен деревянный домик (слайды)

Царь велел срубить сосны на берегу залива и построить ему дом. Была построена через два дня одноэтажная изба с двумя комнатами. В ней царь прожил больше четырех лет.

  1. О каких качествах царя говорит этот факт?

Но и когда он его покинул, то продолжал следить за его сохранностью. Домик Петра стоит, и сегодня в городе и является частью экспозиции Русского Музея.

Физминутка.

  1. Не забыли об укреплении обороны города

  2. Строится крепость Кронштадт (карточка)

  3. Санкт - Петербург не только город крепость, но и город - порт (слайд)

  4. Возводятся портовые сооружения и верфь (карточка)

  5. На верфи начинается строительство торговых и военных кораблей

  6. Из других стран пригласили специалистов

  7. Летом 1704 (карточка) года начинают подниматься деревянные дворцы

  8. Начали формироваться улицы

  9. Петр сам рисовал план города (слайд)

  10. Центральная улица - Невский проспект (карточка) начиналась от Петропавловской крепости

  11. Вдоль него и возводился город

  12. На строительстве работали солдаты и работные люди со всей страны

  13. Работали не покладая рук

Как вы понимаете смысл этих слов?

  1. Работали по пояс, стоя в воде, многие болели

  2. Несмотря на тяжелые условия, работы не останавливались

  3. Поистине героический труд во благо Родины

  4. За несколько лет вырос прекрасный город

  5. Дворцы,дома,порт,верфь,церкви,школы,заводы,мастерские,мосты,

каменные набережные - стали украшением города

  1. С 1712 года - город столица России

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом учебника: чтение по абзацам

Беседа по вопросам:

  1. О чем мы сегодня говорили на уроке?

  2. Что вы узнали нового?

  3. Зачем был нужен город - порт на берегу Балтийского моря?

  4. В каких условиях шло строительство города?

  5. Что было построено первым?

  6. Зачем нужна была городу крепость?

VI.Итоги урока

Оценить знания учащихся.

VIII. Домашнее задание. Тесты (тесты прилагаются)

Учителю: постоянно следить на уроке за соблюдением правил ТБ

Дополнительно.

Санкт - Петербург - второй по количеству жителей город в России. Он по праву считается одним из красивейших городов Европы. С 1712 по 1918 г. Санкт - Петербург был столицей России и резиденцией российских императоров. Сегодня - это крупнейший промышленный центр, центр культуры и образования.

(звучит отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» и на этом фоне показ слайдов современного Санкт - Петербурга)


© 2010-2022