- Преподавателю
- История
- План-конспект урока Восстание Спартака (5 класс)
План-конспект урока Восстание Спартака (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Героева Р.М. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
ГКОУ «СОШ №7 с.п.Орджоникидзевское»
Открытый урок
«Восстание Спартака»
Провела в 5 «А» классе учитель истории
Героева Р.М..
Тема урока: Восстание Спартака.
Задачи урока: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения; познакомить с героической личностью Спартака.
Цели: продолжить формирование у учащихся умений составлять рассказы, делать выводы, анализировать изучаемые события, работать с картой.
Оборудование: ТСО: компьютер, проектор, экран; учебник, карта «Рост Римского государства»,м/р (Кочергина), стр.138-140, м/р(Арсланова), стр.236-239, презентация, карточки.
Тип урока- комбинированный.
Ход урока:
I.Орг.момент
II.Опрос д /з
1.В чем причины разорения земледельцев в Риме? Почему они не обращались за помощью к Сенату?
2.Что побудило Тиберия Гракха выступить в защиту землевладельцев? Расскажите о его деятельности? Почему его поддерживало большинство бедняков?
3.Что представлял собой земельный закон Т.Гракха? В каком году он принят? Почему Сенат противился принятию закона?
4.Расскажите о заговоре против Т.Гракха.
5.Кто продолжил дело Т.Гракха? Что он сумел сделать для земледельцев? Как отреагировали богачи? Сколько лет в Риме длилась гражданская война?
6.Сколько лет прошло от изгнания царя в Риме до принятия закона Т.Гракха?
Работа у доски:
Сопоставьте даты и события :
1.Земельный закон Т.Гракха А.133-30 г.до н.э.
2.Создание единого Китая Б.334-325 г.до н.э.
3. Саламинская битва В.221 г.до н.э.
4.Поход А. Македонского на Восток Г.133 г. до н.э
5.Гражданские войны в Италии Д.480 г. до н.э.
Расставьте события в хронологическом порядке:
1.Марафонская битва
2.Основание Рима
3.Отмена долгового рабства в Риме
4.Правление царя Хаммурапи
5. Создание единого Китая
III. Новый материал
Слайд1.Тема урока: Восстание Спартака.
Слайд2. План урока
1.ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ.
2.НАЧАЛО ВОСТАНИЯ.
3.ПОБЕДЫ ВОССТАВШИХ.
4.ПОРАЖЕНИЕ ВОССТАВШИХ.
Слайд3. ЗАДАНИЕ НА УРОК
Объясните, почему рабы потерпели поражение ?
Как вы думаете, а могли ли они одержать победу ?
Слайд4.ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ?
Вспомните все, что вам известно о положении рабов в Древнем Риме и сделайте вывод о том, почему началось восстание под предводительством Спартака ?
Слайд5. По ответам учащихся определяются ПРИЧИНЫ ВОССТАНИЯ :
1.Скопление огромной массы рабов.
2.Жестокое обращение с рабами.
Слайд6. В 74 г.до н. э. в г. Капуя началось восстание рабов. Руководил им гладиатор Спартак. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать жизнью на арене амфитеатра»-эти слова стали девизом восставших. Спартак и его товарищи смогли бежать из школы.
Слайд7. Восставшие не остались в городе, а сразу же отправились на расположенный рядом Везувий и построили здесь лагерь.
Число восставших росло. Сенат направил к Везувию 3000-й отряд, блокировавший восставших.
Тогда рабы сплели из лозы лестницы, ночью спустились в долину и разбили противника.
Слайд8. Узнав о победе Спартака, рабы Южной Италии поддержали восставших. Армия Спартака составила 50 тысяч человек, но они не умели воевать. Гладиаторы обучали рабов владению оружием, а ремесленники ковали оружие.
Слайд9. Сенат отправил против восставших обоих консулов. Спартак, видя что с римлянами не справиться, решил идти на север к Альпам.
Разделив армию на 2 части, консулы преградили путь рабам и спереди, и сзади.
Но Спартак повернул назад и разбил сначала один отряд, а затем и другой.
Слайд10. Месяц спустя рабы почти достигли своей цели они подошли к Альпам. Здесь их вновь подстерегали римляне. Спартак бросил в бой свои лучшие силы гладиаторов, и одержал победу. Но за Альпы рабы не пошли. Почему? Неизвестно. .
Слайд 11.Рабы прошли всю Италию с севера на юг и подошли к Мессенскому проливу, отделявшему Италию от Сицилии. Спартак договорился с пиратами о переправе.Он надеялся поднять на восстание рабов в Сицилии, и навсегда разбить Рим.
Слайд12. Вслед за рабами в Южную Италию пришли легионеры. Новый консул Красс решил блокировать восставших. В узком месте римляне возвели ров и стену.
Слайд13. Вначале Спартак не придал этому значения он надеялся на переправу, но пираты, получив деньги, исчезли. Рабы попытались переправиться на досках, бочках и др. средствах, но попали в бурю.
Тогда Спартак решил прорваться через укрепления.
Слайд14. Рабы бросились на штурм. Битва продолжалась весь день и обе стороны понесли огромные потери. Из армии Спартака только треть смогла прорваться.
Слайд15. Сенат перепуганный прорывом Спартака , посылает в подмогу Крассу Помпея и Лукулла.
Спартак был ранен, но продолжал сражаться.
Слайд16. В итоге Спартак погиб, а многие из его сторонников попали в плен.
Расправа была ужасной - раненых отдали на растерзание диким животным в амфитеатрах, а живых распяли, и оставили умирать .
Слайд17. Рефлексия. Учащиеся делают выводы по вопросам поставленным в начале урока: почему рабы потерпели поражение ? Как вы думаете, а могли ли они одержать победу ?
Слад18. Дата восстания рабов под руководством Спартака-74-71 гг. до н.э.
Слайд 19. Сколько лет прошло со времени восстания Спартака?
Слайд20. Домашнее задание: & 51; составить план основных этапов восстания.
III.Итоги урока.