- Преподавателю
- История
- Программа спецкурса по истории и обществознанию
Программа спецкурса по истории и обществознанию
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Морозова Л.П. |
Дата | 18.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №76»
«Утверждено»
педагогическим советом
протокол от _______2016г.№____
Введено приказом от______2016г.№_____
Директор гимназии
___________ Сабирова М.Р.
Программа спецкурса по истории и обществознанию
«Актуальные проблемы культурного развития в условиях современной концепции исторического образования» (количество часов в неделю -1, в год - 35)
Составители - Горбушина С.Ю., Морозова Л.П,
(учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории). Чурбанова И.А. (учитель истории и обществознания первой квалификационной категории)
«Согласовано»
Заместитель директора________ Зайнуллина Н.А. от_________2016г.
«Рассмотрено»
на заседании МО, протокол от______2016г. №____
Руководитель МО ________ Зайнуллина Н.А. от_________2016г.
Набережные Челны
2016г.
Календарно-тематическое планирование уроков
п\п
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Кол-во
часов
Ка-
лендар-
ные
сроки
Фак-
тичес-
кие
сроки
Планируемые результаты
Виды деятельности
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные
1
Духовная культура
1
Научатся: определять элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия; анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формирование «стартовой» мотивации к обучению
Беседа о связи духовной и материальной культуры. Обсуждение ценностного и деятельного подходов к рассмотрению культуры.
2
Духовное производство
1
Научатся: определять, что такое этикет, его происхождение и правила; раскрывать отличия и связь материального и духовного производства.
Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Работа с текстом учебника, выявление отличий и связи материального и духовного производства.
3
Формы и виды культуры
1
Научатся: определять, что такое массовая, народная и элитарная культура; формы и разновидности культур, Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности
Составление сравнительно-сопоставительной таблицы «Формы культуры». Обсуждение в группах отличительных черт народной, массовой и универсальной культуры.
4
Зарождение культуры в условиях первобытного общества
1
Научатся: овладевать целостными представлениями об условиях развития первобытного общества; какие отрасли культуры развиваются в раннем периоде истории.
Получат возможность научиться: называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; характеризовать условия образ жизни первобытных людей
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
Формировать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Способствовать выработке собственной гражданской позиции.
Создание смыслового плана с описанием исторических особенностей отраслей ранней культуры
5
Практическая работа «Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека»
1
Научатся: применять исторические и обществоведческие знания для раскрытия причин и оценки сущности событий периода появления человека; раскрыть основные понятия: антропология, археология и этнография;
Получат возможность научиться: различать факты и описывать его особенности; определять свое отношение к наиболее значимым событиям.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Составление опорной схемы на основе текста. Разработка и подбор уже готовых условных обозначений к каждому важному положению текста
6
Народная культура в истории народов мира
1
Научатся: различать особенности народной культуры, раскрывать термин «народная культура»;
Получат возможность научиться: называть характерные и существенные признаки культуры разных народов.
Регулятивные: уметь анализировать собственную работу: соотносить план и результаты.
Познавательные: находить дополнительную информацию, используя газеты и журналы.
Коммуникативные: составление вопросов по заданной теме
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Конкретизирующая таблица: «Архаические цивилизации Африки и Азии - материальная культура, повседневная жизнь».
7
Дворянская культура как фактор зарождения элитарной культуры
1
Научатся: раскрывать такие термины как «элитарная культура», «дворянская культура»; приводить в качестве аргументов отдельные мысли и оценки из трудов историков
Получат возможность научиться: сравнивать данные разных, оценивать разные точки зрения, определять и объяснять свое отношение к идеям философов.
Регулятивные: осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Познавательные: уметь создавать текст по определенной тематике.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Заочное путешествие в Европу и Россию XVIII- XIX вв. Анализ отрывков из работ В.С.Соловьева о «русском европейце» и К.Д.Кавелина о критическом отношении к культуре Европы. Написание эссе по темам «Русское Просвещение и зарождение дворянской культуры», «Европа как объект для подражания русского дворянства»
8
Зарождение массовой культуры в индустриальном обществе
1
Научатся: определять что такое «индустриальное общество», «массовая культура», рассмотреть условие формирования массовой культуры в рамках индустриального общества.
Получат возможность научиться: излагать свое мнение о причинах и следствиях исторических событий; реконструировать по «текстам эпохи» участников, условия и события этого периода; оценивать сущность событий индустриальной эпохи.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Проектно-исследовательская работа «Ранняя массовая культура России» «Дух века и рынок культуры». Исследование «текстов эпохи»: журналы, афиши, плакаты, мемуары, дневники, архивы.
9
Религия
1
Научатся: определять роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий.
Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Обсуждение значения религии для человека. Сравнительный анализ мировых религий с последующим сооставлением конкретизирующих схем и таблиц.
10
Возникновение религиозной картины мира
1
Научатся: определять причины возникновения религиозных представлений; раскрывать термины, используя тексты «анимизм», «фетишизм», «тотемизм», «Язычество».
Получат возможность научиться: соотносить единичные исторические факты и общие явления; делать выводы и выражать свое мнение.
Познавательные: уметь искать и выделять информацию в предложенных текстах.
Регулятивные:уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения.
Коммуникативные:ставить вопросы,обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Дискуссия о причинах становления новых систем религиозного мировоззрения, их влияние на общество, поведение человека
11
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций
1
Научатся: раскрывать термины «буддизм», «конфуцианство», «иудаизм», «религия спасения»; анализировать особенности данных религий и их общие черты
Получат возможность научится: структурировать материал в форме таблицы, выявляя характерные и существенные признаки ранних религий;
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности
Работа с текстом, составление «тезисного плана» и на основе этих тезисов создание кластера. Составление конкретизирующей таблицы «Традиции и ценности ранних религий: общее и особенное»
12
Складывание мировых религий
1
Научатся: определять особенности возникновения мировых религий; раскрывать их ценностные характеристики; условия из зарождения
Получат возможность научиться: составлять сравнительный анализ, выявлять общее и различное между тремя мировыми религиями; проводить поиск информации.
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Сравнительный анализ «Общее и особенное в духовных традициях разных мировых религий»
13
Искусство
1
Научатся: определять функции искусства, виды искусств; выделять особенности искусства в отличие от науки.
Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Обсуждение проблемы соотношения реальности и вымысла в искусстве, а также проблемы предназначения творчества в искусстве. Составление сравнительной таблицы по основным направлениям в искусстве.
14
Развитие ремесел и зарождение искусства
1
Научатся объяснять значение терминов «ремесло», «искусство»; описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебного материала, материалов интернета, фильма
Получат возможность научиться: выявлять факторы влияющие на появление искусства; осуществлять поиск информации о памятниках культуры древности.
Познавательные: уметь искать и выделять информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Просмотр фильма «Всемирная история живописи», обсуждение в группах, о факторах, влияющих на создание традиций искусства. Сообщения о роли и значении, особенностях проявления образов и символики в декоративно-прикладном искусстве народных промыслов.
15
Влияние культуры Древнего Рима и Греции на развитие современной европейской цивилизации
1
Научатся: представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждение;
Получат возможность научиться: выделять особенности культуры Древнего Рима и Древней Греции; на основе «погружения в эпоху» формировать собственное мнение и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций.
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности
Творческие проекты о культурном наследии античности, просмотри обсуждение фильма, выявление основных стилей и особенностей культуры этого периода, влияние на культуру эпохи классицизма и современную культуру. Экскурсия в античный мир
16
Эпоха Возрождения и ее значение для народов Европы
1
Научатся: давать характеристики личности и творчества представителей Возрождения; представлять описание памятников культуры данного периода;
Получат возможность научиться: характеризовать художественные направления и стили европейского искусства XVI- XVII вв.; высказывать суждение об их художественных особенностях.
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Обсуждение Фрагментов фильма «Всемирная история живописи». Создание проблемной ситуации «Была ли эпоха Возрождения в России?». Работа с иллюстративным материалом, выделение особенностей присущих культуре этой эпохи.
17
От модерна к постмодернизму. Изменение эстетических основ художественного творчества
1
Научатся: раскрывать значение терминов и понятий «ампир», «романтизм», «реализм», «импрессионизм»;
Получат возможность научиться: характеризовать основные стили и направления в художественной культуре XIX в.
Регулятивные: осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Познавательные: уметь создавать текст по определенной тематике.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Работа с текстом и составление конкретизирующей таблицы. Составление кластера с выделением основных смысловых блоков. Обсуждение в группах «Серебряный век - феномен контркультуры?»
18
Образование
1
Научатся: определять, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ; осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы.
Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Работа с текстом и составление конкретизирующей таблицы. Составление кластера с выделением основных смысловых блоков.
19
Первые школы и университеты. Традиции и новации.
1
Научатся: объяснять значение терминов «схоластика», «школа», «университет»; систематизировать материал в таблице;
Получат возможность научиться: путем погружения в эпоху высказывать суждения об особенностях образования данного периода;
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности
Заочное путешествие в средневековые европейские университеты - Оксфорд, Кембридж, Саламанкский в Испании. Составление сравнительной таблицы - общее и особенное российских университетов с европейскими. Написание письма от имени студента Славяно-греко-латинской академии XVII в.
20
Тенденции современного образования
1
Научится: проводить поиск необходимого материала; выявлять особенности современного образования, основные тенденции его развития;
Получат возможность научиться: высказывать свою точку зрения с опорой на СМИ и интернет.
Регулятивные: осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Познавательные: уметь создавать текст по определенной тематике.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Изучение отрывков об образовании в некоторых странах Европы, США и в России. «Круглый стол» на тему «Тенденции современного образования: достоинства и недостатки». Написание эссе «Формула современного образования»
21
Философия
1
Научатся: раскрывать значение понятия «философия», ее сущность и предмет изучения, рассмотреть историю развития философии
анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Работа с текстом и составление сравнительной таблицы «Основные направления философии». Обсуждение основных вопросов философии.
22
Философское наследие древних цивилизаций Востока, Древней Греции и Рима
1
Научатся: объяснять о значении таких философский идей как «конфуцианство», «индуизм»,
Получат возможность научиться: представлять описание произведений разных мыслителей древнегреческой и древнеримской философии; высказывать собственные суждения об основных идеях; систематизировать свои мысли в виде схемы
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Изучение текстовых материалов из работ мыслителей прошлого. Обсуждение их взглядов на место человека в мире и обществе, идеи политические идеалы Конфуция и Цицерона, Платона и Аристотеля. Составление презентации «Идеальный правитель глазами мыслителей древности».
23
Светское и духовное в философии Средневековья
1
Научатся: раскрывать понятия «Град Земной» и «Град Божий»; высказывать оценочные суждения по сущности и последствии борьбы между светской и духовной властью;
Получить возможность научиться: характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия; проводить поиск необходимой информации в текстовых и электронных источниках..
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Изучение текста и обсуждение идеи Августина Блаженного и Фомы Аквинского о «Граде Земном и граде Божьем» о приоритетах власти.
24
Философские основы Просвещения. Акцент на революционном характере идей Просвещения для своего времени
1
Научатся: раскрывать понятия «Просвещение», «Общественный договор», «Естественное происхождение прав»; объяснять в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение.
Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения в европейских странах; составлять характеристики деятелей Просвещения; построить причинно-следственные связи между идеями просвещения и революциями конца XVIII -XIX вв.
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Составление конкретизирующей таблицы, выделяющей основные идеи философов-просветителей. Написание эссе на тему «Идеология Просвещения - теоретический фундамент Французской революции». Изучение текстов и определение влияния идей просветителей на составление программных документов декабристов.
25
Развитие идеологического пространства индустриального общества
1
Научатся: объяснять значение понятий «консерватизм», «либерализм», «социализм-утопизм»; раскрыть причины распространения социалистических идей; Используя текст характеризовать основные идеи данных идеологий;
Получат возможность научиться: высказывать оценочные суждения о характере и последствиях возникновения основных идеологий; характеризовать идейные позиции кончервативного, либерального, социалистического течений в Европе.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Деловая игра: «Эволюция идей просвещения в идеях классической философии и идеях социалистов-утопистов».
26
Кризис классических идеологий в ХХ веке и поиск новой модели общественного развития
1
Научатся: объяснять причины упаднических настроений в обществе в ХХ в.; объяснять понятия «социальный либерализм», «социал-демократия», «христианская демократия»
Получат возможность научиться: рассмотреть и обсудить эволюцию идейных установок ведущих политических сил в странах Европы и США
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Изучение текста, составление опорной схемы по понятиям. Дискуссия о причинах роста упаднических идей в общественно-политической мысли Европы конца XIX-ХХ вв.
27
Мораль и мировоззрение
1
Научатся: определять, что такое мораль, мировоззрение, каковы их функции в обществе, какие существуют виды мировоззрения; устанавливать взаимосвязь морали и мировоззрения.
Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Изучение текста и составление схемы «Типы мировоззрения». Обсуждение роли мировоззрения в жизни и деятельности людей. Составление сравнительной таблицы «Сходства и отличия морали и права»
28
Зарождение моральных ценностей общества
1
Научатся: объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире;
Получат возможность научиться: характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (законы Хаммурапи, материальные и письменные источники)
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Работа в группах : дискуссия о причинах становления новых систем религиозного мировоззрения, их влияние на общество, поведение человека. Составление сравнительной таблицы «»Общее и особенное в идеях и традициях ранних религий»
29
Обсуждение вопроса зарождения протестантской этики и ее содержание. Мировосприятие человека индустриального общества
1
Научатся: объяснять опираясь на тексты трудов Кальвина, Лютера основные ценности протестантизма; анализировать основные идеи М.Вебера;
Получат возможность научиться: высказывать свое суждение об основных идеях реформистов; давать оценку сущности идеи М.Вебера ол влиянии протестантской этики на развитие капиталистических отношений.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Работа с текстом М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», составление схемы об основных ценностях индустриального общества. Дискуссия по вопросу «Влияние идей М.Лютера и Ж.Кальвина на возникновение капиталистического общества»
30
Причины нарастания технократизма и иррационализм в общественном сознание
1
Научатся: объяснять значение терминов «технократизм», «иррационализм»; каковы причины их появления в общественном сознании;
Получат возможность научиться: аргументировано высказываться опираясь на материал учебного текста и
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Изучение текста и составление тезисного плана об изменении общественного мировоззрения вследствие новых научных открытий. Работа в группах и выступление с аргументами о положительных и отрицательных сторон в идеях технократизма в общественном мировоззрении.
31
Наука и НТР
1
Научатся: определять, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; устанавливать взаимосвязь науки и НТР.
Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Изучение текста и составление схемы «Классификация наук». Выявление в ходе беседы особенностей науки как одной из форм духовной культуры. Беседа о взаимосвязи науки и НТР.
32
Мифологическая картина мира. Зарождение письменности и накопление знаний
1
Научатся: обяснять как отражались в древних сказаниях представления о мире первых людей;
Получат возможность научиться: систематизировать материал по схеме; формировать свое собственное мнение о ранней научной картине мира; презентовать свой материал.
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Изучение текста и составление развернутого плана. Представление проекта по темам: «Миф - это начальная форма изучения мира», Мифология - это результат потребности объяснить мир и разобраться в природных явлениях»
33
Складывание классической научной картины мира - от научной революции XVII в. К торжеству позитивизма в XIX в.
1
Научатся : называть и объяснять основные научные открытия и технические достижения XIX в., объяснять в чем их значение для современников и последующих поколений
Получат возможность научиться: сравнивать идеи представителей научной мысли и структурировать их в схему.
Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике, осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушая друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученной от успешной/неуспешной деятельности на уроке.
Формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Изучение текста и составления схемы о классической научной картины мира, основанной на достижениях Галилея и Ньютона. На основании отрывков из текстов ученых XIX в. Выявить значение понятия «позитивизм»
34
Основные направления НТР: от технической революции конца XIX в. К научно-технической революции ХХ в.
1
Научатся: объяснять значение понятия «НТР», раскрыть его особенности развития, рассмотреть факторы оказавшие влияние на возникновение научно-технической революции;
Получат возможность научиться: систематизировать информацию и выделять ее в отдельные смысловые блоки; делать вывод
Познавательные: ориентируются в учебнике, словаре; осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения заданий.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Составление кластера с выделением смысловых блоков о направлениях, влияющих факторах и последствиях НТР. Разрешение ситуативных задач о проблемах НТР. Написание репортажа-расследования о положительных и отрицательных сторонах НТП.
35
Проектная работа «В глубочайшей сущности культура есть не что иное, как творческий синтез» Вильгельм Виндельбанд
1
Научатся проводить обзор материалов газет и телевидения по вопросам, связанным с термином «культура» в широком и узком смысле;
Получат возможность научиться: работать в группах, распределять работу.
Познавательные: выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеческой деятельности.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают
действия с партнером.
Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.
Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Работа по группам и представление проекта-презентации по заданной теме.
Список литературы
Для учителей
-
Фортунатов В.В. История. СПб.: 2012.
-
Вигасин А.А. История древнего Востока. М.:Дрофа, 2009
-
Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. СПб.:2011
-
Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2010
-
Гуревич П.С. Основы философии. М.: 2011
Для учеников
-
Справочник школьника. Истрия мировой культуры. М.:Слово, АСТ, 2010
-
Цирульников А.М. Новая и новейшая история.Большая серия знаний. М.: 2009
-
Хрестоматия. История средних веков. Сост. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. М.: Просвещение, 2010
-
hrono.ru/
-
ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная_история
-
historycivilizations.ru/