Конспект открытого урока 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Культура России в XVI в.: музыкальная культура, архитектура, изобразительное искусство

Цель: сформировать представление, что избавление от ордынской зависимости и создание единого государства привели к формированию единой национальной русской культуры, к небывалому культурному подъему России; познакомить с особенностями и достижениями архитектуры, музыкальной культуры и изобразительного искусства в XVI веке.

Задачи:

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия;

обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Оборудование: компьютер, проектор, презентации, изображения памятников архитектуры, выставка книг, новые словарные слова.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: защита проектов

1.Организационное начало урока.

Колокольный звон (играет музыка) (слайд 1)

Колокольный звон на Руси оповещал ее жителей о каких -либо важных событиях.

У нас сегодня тоже важное событие - открытый урок.

Посмотрите на свои рабочие места - все ли учебные принадлежности на месте. Вы готовы начать урок?

2.Проверка домашнего задания.

Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? С какими пунктами параграфа познакомились?

Ответы детей

Познакомившись с материалом пунктов «Просвещение», «Начало книгопечатания», «Летописание» и «Литература» пришли к выводу, что в это время начинается формирование единой русской культуры. Проверим полученные знания в форме тестирования. Время на работу 5 минут. В ходе самопроверки вы определите сумму баллов за работу.

Взаимопроверка написания теста (Баллы на слайде) (слайд 2)

3.Подготовка к восприятию нового материала.

Откройте таблицу, которую мы заполняли. Назовите особенности развития культуры России в XVI веке, которые отметили в ней. Они касались просвещения, книгопечатания, летописания и светской литературы. Откройте стр. 105 учебника и посмотрите какие разделы параграфа нам сегодня предстоит изучить на уроке.

Сформулируйте тему

Учащиеся называют тему урока

Тема высвечивается на слайде 3

4.Проблема урока

Предположите, будут ли проявляться особенности культуры в них.

1 ребенок : Я думаю, что если культура включает достижения в живописи, архитектуре и музыкальной культуре, то отмеченные особенности будут проявляться.

2 ребенок: Я считаю, будут проявляться не все особенности.

Ребенок дает определение понятию культура

У нас возникла проблема о проявлении особенностей культуры в архитектуре, музыкальной культуре и изобразительном искусстве, которую мы решим в ходе урока.

Исходя из проблемы определим цели урока

Цели:

1.Выявить проявление особенностей развития архитектуры, музыкальной культуры, изобразительного искусства.

2.Историческое значение развития русской культуры XVI века

В этом нам поможет дальнейшее заполнение таблицы.

Познакомить детей с планом

План (слайд 4)

1.Музыкальная культура

2.Архитектура

3.Изобразительное искусство

Звучит музыка (русская, гусли) (слайд 5)

На каких инструментах был исполнен данный фрагмент?

Ответить на этот вопрос вам поможет миниатюра на стр. 108 с изображениями древнерусских инструментов.

Ответы детей (слайд 6)

Действительно, гусли чаще всего использовались русскими. Слушая рассказ о музыкальной культуре, заполняйте таблицу.

Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение, ( слайд 7) развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе (слайд 8) существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры - тексты церковных песнопений. (слайд 9)

Следующим этапом развития церковной музыкальной культуры было появление трёхголосного пения. «Трехголосие осмысляется как триединое ангельское пение. Три голоса, сливаясь воедино, создавали образ ангельского пения, поэтому переход от средневековой монодии к многоголосию произошел достаточно органично.

Не стоит забывать и о мастерах церковного пения. Самыми известными в то время были Фёдор Крестьянин и Стефан Голыш, которые основали две крупнейшие школы церковного пения.

Богатой и разнообразной была в то время песенная культура народов России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические,(слайд 10) лирические, шуточные произведения (слайд 11). Они позволяли сохранить культурные традиции и обряды того или иного народа. Но музыкальные инструменты у народов различались. Русские чаще всего использовали гусли (слайд 12), карелы - разновидность гуслей кантеле (слайд 13), башкиры и татары - курай (флейту) (слайд 14), варган, смычковый кубыз. Марийцы сопровождали свои песнопения игрой на барабане, свирели, деревянной трубе (слайд 15), удмурты - на продольной флейте и свирел (слайд 16).

Но особенностью оставалось церковное пение. (слайд 17)

5. Динамическая пауза (физминутка).

Перенесемся в XVI век. Под русскую музыку проведем динамическую паузу. (слайд 18)

6.Защита проектов

К уроку вы подготовили проекты. Представляем проект «Архитектура. Итальянские мастера», «Русские зодчие», «Изобразительное искусство».

Продолжайте заполнять таблицу.

Оценка проектов ( на слайде и на партах у детей оценочные листы)

Вопросы к проектам:

Итальянские мастера: Зачем приглашали итальянских мастеров (Итальянские архитекторы были известны, как искусные мастера)

Русские зодчие: Почему в России большое внимание уделялось сооружению крепостей (У России было много врагов, приходилось защищать свои границы с помощью крепостей)

Изобразительное искусство: Почему церковь оказывала большое влияние на развитие живописи ( В жизни общества церковь играла большую роль).

Оценка проектов слайд 19

7.Первичное закрепление.

Обратимся к проблеме урока, проверим ваши записи.

Дети читают записи.

Ваши примеры доказывают что, особенности развития культуры России в XVIвеке: проявились и в живописи и в изобразительном искусстве и в музыкальной культуре.

8. Закрепление

Вспомним о чем мы говорили на уроке (кроссворд). Слайд 20

В ходе отгадывания кроссворда, у нас высветилось слово ПОДЪЕМ. Слайд 21

Сделаем вывод о развитии культуры России в XVIвеке.

Составим синквейн, ключевое слово КУЛЬТУРА слайд 22

На слайде правило составления синквейна

  • первая строка - тема синквейна, одно слово (Культура)

  • вторая строка - два прилагательных (Единая многонациональная)

  • третья строка - три глагола (Изменялась, Развивалась, Обогащалась)

  • четвертая строка - предложение из четырех слов(Культура XVI в. переживала культурный подъем)

  • пятая строка - одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы (Подъем)

Вывод: Россия переживала культурный подъем, началось формирование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми эти земли имели тесные связи.

9.Рефлексия

1.Что вызвало затруднение…..

2.Что особенно заинтересовало ……

3.Что еще хотели бы узнать………..

Уч.: На уроке мы узнали о развитии культуры в XVIвеке. Расширить свои знания по теме вы сможете прочитав книги, которые представлены на выставке

10.Итог урока

Покажите свое настроение в виде смайликов, которые лежат у вас на партах

Домашнее задание: стр. 105 - 111, для самостоятельного изучения стр. 108 - 109, вопр. 7,9 стр. 111

По выбору: рисунок ,кроссворд, мини - сочинение, сообщение о религиозных праздниках . слайд 23



© 2010-2022