- Преподавателю
- История
- Рабочая программа факультатива по истории Актуальные вопросы истории: теория и практика (11 класс)
Рабочая программа факультатива по истории Актуальные вопросы истории: теория и практика (11 класс)
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евдокименко И.В. |
Дата | 24.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО ИСТОРИИ
(11 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по истории России составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и историко-культурного стандарта. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе. «Трудными» исторические процессы и явления в истории России названы в связи с тем, что в учебниках по истории недостаточно материалов и достоверной информации о некоторых сложных (с точки зрения преподавания истории в школе) исторических вопросах. На занятиях учащиеся получат возможность работать с дополнительными справочными материалами, что позволит узнать наиболее распространенные точки зрения на эти события. Знания, которые получат учащиеся, должны послужить основой для аналитического разбора исторического процесса - с общими характеристиками и оценками. В процессе работы учащиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в ходе изучения дисциплины «История России». Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам:
«Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй половине XX в - начале XXI вв.»
Программа соответствует следующим документам: основной образовательной программе среднего общего образования, примерной программе по истории, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования - курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен знать, понимать:
-
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
-
периодизацию отечественной истории;
-
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всеобщей истории;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе):
-
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
-
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне 3 ч.
Февральская революция 1917 года: причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов, первые декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война.Первые мероприятия Советской власти. Разгон Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма». Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция. Итоги гражданской войны.
Тема 2. Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры 3 ч.
Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. Политическая жизнь в 20-е - 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация.
Тема 3. Характер национальной политики большевиков и ее оценка 1 ч.
Национальная политика большевиков и ее оценка. Образование СССР. Культурная революция.
Тема 4. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий 3 ч.
Политическая жизнь в 20-е - 30-е гг. Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента
Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры.
Тема 5. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны 2 ч.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР.
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Зимняя война».
Тема 6. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне 1 ч.
Изменения политической карты Европы.
Тема 7. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны» 2 ч.
Истоки «холодной войны». Эйфория Победы.
Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
Тема 8. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева 3 ч.
Начало критики сталинизма.
Особенности национальной политики. Расширение прав союзных республик.
Программа построения коммунизма в СССР.
Тема 9. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения 3 ч.
Десталинизация и ресталинизация. Кризис идеологии. Идейная и духовная жизнь советского общества. Политика разрядки.
Тема 10. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР 5 ч.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно- политических сферах. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Изменения в советской внешней политике. Демократизация советской политической системы Подъем национальных движений
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.
Тема 11. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг. 4 ч.
Начало радикальных экономических преобразований. Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Тема 12. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. 4 ч.
Политические партии в 2000-е годы. Построение вертикали власти и гражданское общество
Рыночная экономика и монополии. Россия в системе мировой рыночной экономики
Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.
Тематическое планирование
п/ п
Разделы программы
Количество часов
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
3
Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
3
Характер национальной политики большевиков и ее оценка
1
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
3
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
2
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
1
Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны».
2
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева
3
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
3
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР
5
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
4
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
4
34
Cписок литературы для учителя
-
Левандовский А.А. Щетинов Ю.А. История России, XX- нач. XXI века: учебн. для 11 кл. ОУ. - М.: Просвещение, 2014.
-
Волобуев О.В., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. Всеобщая история. Базовый и углублённый уровни. 11 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2014.
Список литературы для обучающихся
-
Агафонов С. В. История России в таблицах: 6-11-й кл.: справ.материалы /С. В. Агафонов. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
-
Жукова Л. В. История Россия с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие /Л. В. Жукова. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.
-
История в схемах и таблицах /авт.-сост. Северинов К. М. - СПб.: Тригон, 2008Данилов А.А. Бранд М.Ю.История России. 10 класс: учебник для ОУ в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
museum.ru/ Портал «Музеи России».
ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.
artclassic.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культуры)
feb-web.ru/ - фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
history.sgu.ru/ - русская история в зеркале изобразительного искусства.
history.tom.ru/ - история России от князей до Президента.
historydoc.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).
intellect-video.com/russian-history - история России и СССР: онлайн-видео.
ttp://militera.lib.ru - военная литература: собрание текстов.
ru.wikipedia.org - Википедия: свободная энциклопедия.
ru.wikisource.org - Викитека: свободная библиотека.
statehistory.ru - сайт «История государства»
bibliotekar.ru - Библиотекарь.Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.
hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm - библиотека исторического факультета МГУ.
hist.msu.ru/ER/index.html - Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
historicus.ru - Историк: общественно-политический журнал.
history.pu.ru/elbib - электронная библиотека исторического факультета СПбГУ.
history.pu.ru/elbib/ - электронная библиотека исторического факультета СПбГУ.
lectures.edu.ru - лекции по истории для любознательных.
lectures.edu.ru/ - Лекции по истории для любознательных.
ostu.ru/personal/nikolaev/index.html - Геосинхрония: атлас всемирной истории.
portal-slovoru - православный образовательный портал «Слово».
Календарно - тематическое планирование
Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
3
1.
Война как революционизирующий фактор. Диктатура пролетариата. Советы как форма власти. Гражданская война как общенациональная катастрофа.
2.
Незавершенность и противоречия модернизации. Вопрос о земле
3.
Национальный фактор в Гражданской войне.
Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
3
4.
Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Голод в СССР в 1932-1933 г
5.
Создание новых отраслей промышленности. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу
6.
От обязательного начального образования - к массовой средней школе. Создание новых научных центров.
Характер национальной политики большевиков и ее оценка
1
7.
Образование СССР. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах.
Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
3
8.
Партийные органы как инструмент сталинской политики.
9.
ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента
10.
Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры.
Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
2
11.
Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Угроза международной изоляции СССР.
12.
Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Зимняя война».
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
1
13.
Изменения политической карты Европы.
Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны».
2
14.
Истоки «холодной войны». Эйфория Победы.
15.
Советский «атомный проект», его успехи и его значение. «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла».
Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева
3
16.
Начало критики сталинизма.
17.
Особенности национальной политики. Расширение прав союзных республик.
18.
Программа построения коммунизма в СССР.
Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.
3
19.
Десталинизация и ресталинизация.
20.
Кризис идеологии. Идейная и духовная жизнь советского общества.
21.
Политика разрядки
Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР
5
22.
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно- политических сферах. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах.
23.
Изменения в советской внешней политике.
24.
Демократизация советской политической системы
25.
Подъем национальных движений
26.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Ликвидация СССР и создание СНГ.
Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
4
27.
Начало радикальных экономических преобразований.
28.
Нарастание политико-конституционного кризиса. Принятие новой Конституции России
29.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений.
30.
Дефолт 1998 г. и его последствия.
Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
4
31.
Политические партии в 2000-е годы.
32.
Построение вертикали власти и гражданское общество
33.
Рыночная экономика и монополии. Россия в системе мировой рыночной экономики
34.
Внешнеполитический курс в годы президентства В.В. Путина.