Рабочая программа по истории 8 класс

Программа разработана на  основе   примерной программы  по истории (Сборник нормативных документов «история», примерные программы по истории / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008); авторской  программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулина Программы образовательных учреждений История 6-11 классы: - М.: Просвещение – 2008.     Учебники:  Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени.   1800—1900 М.: Просвещение, 2010; Данилов А.А. История. Россия  XI...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

г. Новоалександровск, Ставропольского края

«Утверждено»

Протокол педагогического совета №

от ___________ 2014 г.

Председатель ПС_______ И.А. Фоменко





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «История» для 8 класса

Срок реализации 1 год

Ступень основного (общего) образования,

70 часов, базовый уровень



Программа разработана на основе примерной программы по истории (Сборник нормативных документов «история», примерные программы по истории / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008); авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулина Программы образовательных учреждений История 6-11 классы: - М.: Просвещение - 2008.

Учебники: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900 М.: Просвещение, 2010; Данилов А.А. История. Россия XIX век М.: Просвещение,2011.





Составитель: Волчанова Наталья Ивановна

учитель истории, I квалификационной категории



г. Новоалександровск, 2014 год



Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден 2004г);

- Примерной программы (ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании») по истории (Сборник нормативных документов «история», примерные программы по истории / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008);

- авторской программы (А.А. Данилова, Л.Г. Косулина Программы образовательных учреждений История 6-11 классы: - М.: Просвещение - 2008).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы.

Календарно-тематический план рабочей программы предусматривает вариант учебного процесса и обучения:

- Всеобщая история. Новая история. 1800-1913гг. - 25 часов;

-История России века XIX - 45 часов.

Цель рабочей программы:

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития российского общества в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и выработка в доступной для учащихся форме на основе обобщения фактического материала проблемного, диалектического понимания истории

Задачи рабочей программы:

знакомство учащихся с основными событиями российской истории XIX в., включающими в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей; представление разнообразных вариантов объяснения событий истории и отражения их в современной жизни;

расширение представления школьников об основных источниках знаний по истории России, выявление их специфики для XIX в.;

продолжение обучения приёмам исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

овладение навыками применения исторических знаний при рассмотрении и оценке современных событий;

создание условия для формирования ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей XIX в., восприятия идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;

развитие гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны;



Содержание программы учебного предмета.

Всеобщая история. Европа и Северная Америка в XIX - начале ХХ вв.

Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.

Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX - начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX - начале ХХ вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х. Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм - идеология и политика.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.

Россия в первой четверти XIX в.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.

Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

Россия во второй четверти XIX в.

Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.

Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Культура и быт в первой половине XIX в. Сословный характер образования. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.

Пореформенное развитие страны. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.

Революционное движение в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.

Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.

Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.

Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения. Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

1




Переход от традиционного, к индустриальному обществу в Европе.

Прочитать стр. 3-5, ответить на вопросы

Раздел 1. Европа и Северная Америка в XIX - начале XX в (14 часов + 1 час повторение).

2




Индустриальная революция: достижения и проблемы. Промышленный переворот.

§1-2, изучить

3




Изменения в социальной структуре общества. Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

§3-4, изучить

4




Либералы, консерваторы и социалисты. Формирование идеологий. Возникновение рабочего движения.

§9-10, изучить

5




Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

§11-12, изучить

6




Англия: сложный путь к величию и процветанию. Чартистское движение.

§13, изучить

7




Франция Бурбонов и Орлеанов: революция 1830г. Франция: революция 1848г. и Вторая империя.

§14-15, изучить

8




Германия: на пути к единству. Объединение Италии.

§16-17, изучить

9




Война, изменившая карту Европы (Франко-прусская война).

§18, изучить

10




Германская империя в конце XIX - начале XX в.

§19, изучить

11




Великобритания: конец Викторианской империи.

§ 20, изучить

12




Франция: Третья республика.

§21, изучить

13

Италия: время реформ и колониальных захватов.

§22, изучить

Италия: время реформ и колониальных захватов.

§22, изучить

14




От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиск выхода из кризиса.

§23, изучить

15




США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. Гражданская война. Империализм и вступление в мировую политику.

§24-25, изучить

16




Повторение: Европа и Северная Америка в XIX - начале XX в.

Повторить даты

Раздел 2. Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX - начале XX в (5 часов).

17




Латинская Америка в XIX - начале XX в.: время перемен.

§26, изучить

18




Япония на пути модернизации. Сопротивление реформам.

§27, изучить

19


Китай: сопротивление реформам. Революции.

§28, изучить

20

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

§29, изучить

21

Африка: континент в эпоху перемен (колониальные захваты).

§30, изучить

Раздел 3. Европа и мир накануне Первой мировой войны (1 час).

22

Международные отношения: дипломатия или войны? Возникновение военно-политических блоков.

§31, изучить

Раздел 4. Развитие культуры XIX - начале XX в.

(2 часа + 1 час повторение).

23

Наука: сознание научной картины мира.

§5-6, проанализировать

24

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература и искусство.

§7-8, проанализировать

25

Повторение: «История Нового времени»

Повторить весь курс.

1

Россия на рубеже веков XVIII- XIX в.Экономический и политический строй.

Раздел 1. Россия в первой половине XIX в. (19 часов +1 час повторение).


2

Внутренняя политика в 1801-1806гг. Александра I.

§1, изучить

3

Внешняя политика в 1801-1806гг. основные цели и направления.

§2, изучить

4

Реформы М.М. Сперанского: причины и последствия.

§3, изучить

5

Отечественная война 1812 года.

§4, изучить

6

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг.

§5, изучить

7

Внутренняя политика в 1814-1825гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

§6, изучить

8

Социально-экономическое развитие. Развитие промышленности и торговли.

Р.К. Развитие Ставрополья и курортов.

§7, изучить

9

Общественные движения.. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

§8, изучить

10

Династический кризис 1825г. Восстание декабристов..

§9, изучить

11

Внутренняя политика Николая I.

§10, изучить

12

Социально-экономическое развитие. Начало промышленного переворота.

§11, изучить

13

Внешняя политика 1826-1849гг. Восточный вопрос.

§12, изучить

14

Народы России. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.

Р.К. Ставропольский край в годы Кавказской войны.

15

Общественные движения 30-50-х гг. Консервативное, либеральное движение. Западники. славянофилы (

§13, изучить

16

Крымская война 1853-1856гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы. Итоги войны.

§ 14, изучить

17

Развитие образования в первой половине XIX века, его сословный характер.

§15, изучить

18

Особенности и основные стили русской культуры. «Золотой век».

Р.К. «Золотой век русской культуры на Ставрополье».

§17, изучить

19

Русские первооткрыватели и путешественники.

§16, изучить

Русские первооткрыватели и путешественники.

§16, изучить

20

Перемены в быту основных сословий населения.

§18, изучить

21

Повторение: «Россия в первой половине XIX в.».

Карточки-задания

Раздел 2. Россия во второй половине XIX в. (22 часа + 2 часа повторение).

22

Россия накануне отмены крепостного права.

§19, изучить

23

24

Крестьянская реформа 1861 года.

§20, изучить

25

26

Либеральные реформы 60-70-х гг. земская, городская, судебная, военная реформы.

Р.К. «Реформы на Ставрополье».

§21-22, изучить

27

28

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.

Р.К. « Образование Новоалександровска».

§23, изучить

29

30

31

Общественное движение. Революционное народничество 60-80-х гг

§24-25-26, изучить

32

Внешняя политика Александра II. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии.

§27, изучить

33

Русско-турецкая война 1877-1878гг.: причины, ход военных действий, итоги.

§28, изучить

34

35

Внутренняя политика Александра III. Национальная и религиозная политика.

§29-30, изучить

36

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского ,С.Ю. Витте.

§31, изучить

37

Социальная структура пореформенного общества

§32-33, изучить

38

Общественное движение в 80-90-х гг.

§34, изучить

39

Внешняя политика Александра III.

§35, изучить

40

Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века.

§36, изучить

41

Литература и журналистика. Искусство.

§37, изучить

42

Архитектура. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Драматический театр.

§38, изучить

43

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

§39, изучить, подготовиться к тестированию

44

Повторение: «Россия во второй половине

XIX в.»

Подготовиться к контрольной работе

45

Итоговое повторение по курсу: «Россия в XIX в.».

Подготовить творческие работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XIX века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XIX века; изученные виды исторических источников.

должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснить смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать. Анализировать: исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту. Сопоставлять: однотипные процессы отечественной и зарубежной истории. Сравнивать: оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.

Владеть компетенциями:

- Коммуникативной

- Смыслопоисковой

- Информационно-поисковой

- Рефлексивной

- Учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно важные практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Перечень учебно-методических средств обучения.

- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. М.: Просвещение.

- Рабочая тетрадь А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. В 2-х частях.

- Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по История России XIX век. М.: Вако.

- Дидактический материал. История России 8 класс. Саратов: Лицей

- А.Я. Юдовская, П.А. Баранов. Всеобщая история. Новая история 1800-1913. М.: Просвещение.

- Рабочая тетрадь по новой истории 1800-1913. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. Выпуск 1,2.

- А.К. Соловьев Поурочные разработки по новой истории 1800-1913. М.: Вако.

- К.В. Волкова. Тематическое и поурочное планирование по новой истории 1800-1913. К учебнику А.Я. Юдовская, П.А.Баранов.

- Всеобщая история. Новая история 1800-1913. М.: Экзамен.

- Дидактический материал. Новая история 8 класс. Саратов: Лицей.

- Исторические карты по данному периоду (стандартные и мультимедийные)

Список литературы

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века. М., 1994.

Анисимов Е. В. Багратион. - М., 2009.

Архангельский А. Александр I. - М., 2008.

Бегунова А. Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I. М., 2000.

Бокова В. М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения первой трети XIX века. М., 2003.

Бокова В. Повседневная жизнь Москвы в XIX веке. М., 2010.

Бондаренко А.Ю. Милорадович. М., 2008.

Брюханов В. Мифы и правда о восстании декабристов. М., 2005.

Выскочков В.Л. Николай I.- М., 2006.

Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. М., 1998-2004.

Гордин Я. А. Зачем России нужен был Кавказ. Иллюзии и реальность. М., 2008.

Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. М., 2006.

Григорьев Б., Колоколов Б. Повседневная жизнь российских жандармов. М., 2007.

Рассмотрено Согласовано

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения __________ /Н.Н. Полянская /

учителей истории Дата ______________________

от______ № _______


_______ / Л.И. Воронина/



© 2010-2022