• Преподавателю
  • История
  • План-конспект открытого урока ФГОС на тему: 110 летний юбилей здания Индигирской Спасской церкви (история, хроника, факты)

План-конспект открытого урока ФГОС на тему: 110 летний юбилей здания Индигирской Спасской церкви (история, хроника, факты)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект открытого урока ФГОС на тему: 110 летний юбилей здания Индигирской Спасской церкви (история, хроника, факты)





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Абыйская средняя общеобразовательная школа им. дтн Слепцова А.Е.»

678894, Республика Саха (Якутия), Абыйский улус, с. Абый, ул. Баронова, 11

Тел.факс 23-137, э/почта [email protected], сайт abuysch.narod.ru/










План- конспект открытого урока ФГОС

на тему: 110 летний юбилей здания Индигирской Спасской церкви (история, хроника, факты)

5- 6 классы









Дата проведения: 11.02.2016 года



Учитель: Томский Тимофей Арианович




Абый- 2016

Цель урока- ознакомление учащихся с основными этапами из истории здания Индигирской Спасской церкви.

Вид урока: Урок- экскурсия.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма проведения: Лекция с элементами игры- викторины.

Задачи урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с основными видами храмов разных религий, научить распознавать особенности архитектуры деревянных церквей.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать данные, сопоставлять факты.

Воспитательные: способствовать укреплению коллектива класса на основе общего интереса к общей теме; способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к памятникам родной истории.

Оборудования: Плакаты- слайды с рисунками на тему.





  1. Организационный момент: ( 5 минут).

Приветствие. Проверка явки учащихся. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Сегодня самой основной достопримечательности, можно сказать даже бренду нашего наслега, самому старейшему строению Абыя - зданию Индигирской Спасской церкви исполняется 110 лет. И вот мы собрались, чтобы отметить со всеми почестями эту значимую дату. Как мы знаем, в здании церкви в данное расположился историко- этнографический музей. Но в народе до сих пор здание с почтением называют Божим домом- храмом ( Таҥара дьиэтэ). Существуют две трактовки объяснения слова «храм». Первая говорит о том, что слово это произошло от древнеславянского «хором»- «дом», а вторая- от арабского «харам»- «нельзя!». Проанализием-ка!

Сейчас мы приступим к нашему народному традиционному обряду поклонения священному огню и приступим к уроку.

  1. Проведения обряда- (5 минут).


  1. Основная часть. (20 минут).

Начнем с истории. Как мы знаем, центром огромного Эльгетского улуса до начала XIX века был город Зашиверск. В течении XVIII века ряд эпидемий почти полностью опустошили население города, да и само расположение города оказалось на невыгодном месте и город постепенно шел к вымиранию. В 1852-1853 гг. вся утварь Зашиверской Спасской церкви была перевезена на трех плотах в новую церковь, которая называлась Крест- Майорская. Она была расположена в 150 верстах вниз по Индигирке и освящена в 1853 году. Притч Зашиверской Индигирской Спасской церкви находился там до 1899 года, когда было решено перенести его на Абый. Тогда и начинается история здания православного храма села Абый, именно села, так как по словарю Даля, село- это населенное место с церковью.

Впервые вопрос о перенесении церкви на Абый был поднят еще 1871 году священником И. Габышевым. Причиной такого решения было то, что урочище Абый было самым большим в Эльгетском улусе и находилось в наиболее географически приспособленном месте для будущего центра улуса. Еще в 1896 году на урочище Абый было 12 юрт, в них проживали 146 человек. В Абые действовала одна из трех школ грамоты улуса, находились также инородная управа, часовня, хлебный магазин и соляная стойка. Прихожане, живущие вокруг Абыйской часовни, которая превратилась в Индигирскую Спасскую церковь, были довольны тем, что рядом с ними расположилась церковь.

В апреле 1903 года консистория благословила строительство нового храма в Абые, на урочище Боруулаах Атах (старое название места, где сейчас расположено село Абый). За строительством должны были наблюдать местный священник и члены строительного комитета, избранные из числа прихожан. Казначеем по строительству нового храма был избран Петр Федорович Слепцов, делопроизводителем- отставной канцелярский служитель Николай Иннокентьевич Коновалов, членами исполнительного комитета новой церкви: Н.В.Ефимов, Н.М.Ефимов и Д.Х.Слепцов. При избрании членов строительного комитета учитывали, что они «веры православной, у исповеди Святого Причастия бывают, под судом и следствием не состояли и не состоят, поведения честного и ни в каких худых поступках замечены не были. Со временем в состав строительного комитета были избраны Н.Х.Слепцов из Эльгетского наслега и Е.И.Слепцов из I Юсальского наслега. Председателем по должности был назначен священник С. Попов. Все члены комитета были утверждены епархиальным начальником.

Всем миром заготавливали бревна. Не лишь бы какие, а рубили прямую как стрела, смолистую, мелкослойную, несуковатую лиственницу. Вырубали не всю лесосеку сплошь, а каждое дерево выбирали отдельно, как говорили старики- «с молитвою», одно к одному, без сучка и задоринки и без единого порока. Для постройки нового храма в Абые по решению общего собрания от 27 апреля 1902 года родоначальники и прихожане обязаны были доставить бесплатно 353 бревна. Труд наемных рабочих и другие расходы по строительству храма должны были оплатить из пожертвованных денег, сумма которых в то время, по сборной книге, составляла 2684рубля 20 копеек и обещанной епархальным начальством суммы, которая равнялась 1000 рублям.

Житель I Эгинского наслега Константин Рязанский заключил контракт на доставку 200 бревен, но к 1903 году он доставил 321 бревно, кроме того 9 бревен он подарил храму. Лес он сплавлял по Индигирке на собственном «коче».

Свезли лес на облюбованное место, но за работу приниматься не спешили. Чтобы строить церковь или часовню, мастер должен был очиститься от всякой скверны; не пил, не ел скромного- постился, потом мылся в бане, обряжался в чистую рубаху и молился богу. Не даром поговорка сложена: «С богом начинай, а руками кончай».

Житель Борогонского наслега Баягантайского улуса Николай Иванович Кривошапкин заключил контракт с прихожанами Индигирской Спасской церкви о работе мастером с 23 апреля 1903 года по 23 апреля 1906 года на строительстве нового храма. Начать работу он должен был с двенадцатью рабочими. Ежегодно работа по строительству храма должна была проводиться в теплое время года, с 23 апреля по 7 октября. Также он обязался из готового материала бесплатно соорудить над храмом три креста и иконостас церкви. Для закладки фундамента храма прихожане должны были откопать ямы глубиною в два аршина (аршин- 70 см). Они должны были предоставить два помещения (для мастера и мастерской) и инструменты. Во время строительных работ мастер должен был жить и питаться за счет прихожан.

Для строительства нового храма благочинный протоиерей Н. Добронравов выслал столярные и плотничные инструменты и железные материалы на 200 рублей и сообщил епископу Якутскому и Вилюйскому о том, что в конце апреля 1903 года начинаются работы по построению храма на Абые и просил «благословить начало работы и разрешить освятить основание новосоздаваемого храма».

Священнику С. Попову не пришлось завершить строительство и служить в новом храме, так как ему пришлось уйти на заслуженную пенсию. Вместо него с 1 января 1915 года был назначен священник Иннокентий.

16 августа 1905 года строительство храма завершилось. 11 февраля 1906 года новый храм в Абые «по чиноположению церкви» был освящен благочинным протоиереем Николаем Добронравовым и священнослужителями о. Порфирием Коноваловым, о. Иннокентием Винокуровым и дьяконом Иннокентием Кандинским. В последующие годы на средства прихожан продолжались работы по строительству притчтовых домов, утеплению храма и сооружению его ограды. Это здание храма сохранилось до наших дней, являясь символом и свидетельством мастерства, пожертвований предков современных абыйчан.

С приходом советской власти в конце 20-х годов, церковная деятельность в здании храма была упразднена и новая власть определила здесь место «народному дому» с читальней, а позже передала функции сельского клуба и в этой роли здание просуществовало вплоть до 1976 года. С 1976 года по 1988 год в бывшем церковном храме жили приезжие люди самого разного образа жизни, но с 1988 года, по инициативе председателя сельсовета Томской А.А., начались реставрационные работы здания. Так, рабочей группой, в числе которой были Свешников П.В., Слепцов И.Е., Афонский Н.И., Суханов А.Ф. были восстановлены кровля, купола, кресты, ограда, обшивка, было проведено центральное отопление. Тогда же, из города Якутска прибыли научные работники Якутского Государственного музея имени Ярославского во главе с Винокуровым П.В. и под руководством учителя истории АСШ Томского А.Т. стали создавать историко-этнографический музей в здании, который начал свою деятельность с 1993 года. Были вывешены две таблички с названиями здания- « Индигирская Спасская православная церковь» и «Абыйский историко-этнографический музей».

Итак, основные исторические этапы существования здания храма:

I. 1903-1906 гг.- строительство.

II. 1906- 1920-е гг.- церковная деятельность.

III. 1920-е-1976 гг.- «народный дом» и сельский клуб.

IV. 1976-1988 гг. - временное жилье приезжих.

V. 1988- 1993гг. - реставрационные работы.

VI. С 1993 года и по сей день- Абыйский историко- этнографический музей.

Таким образом, история здания храма является, как бы, отражением истории нашего государства- России XX века. Хотя, для полного восстановления исторической справедливости, на мой взгляд, здание Индигирской Спасской церкви вновь должно превратиться в «ковчег святости» плывущий по бурному «морю жизни».

Под конец главы, можно придти к такому выводу, что строительство здания проводилось всеми прихожанами, т.е. всем миром и после разрушительных годов безбожья, также воссоздавалось тем же миром. Этим самым, налицо тот факт, что наше село и олицетворение православной веры- здание храма являются чем-то одним целым, единым. Здесь можно привести и то, что с давних пор, бытует в народе нашего села такое поверье, что конец света наступит тогда, когда на месте нашей церкви вырастет березка, это значит тогда, когда мы забудем и забросим символ нашего села- наслега.

Проблема исследования закономерностей построения форм деревянных церквей является сложной и малоизученной, поэтому, для того, чтобы выяснить к какому же архитектурному стилю можно причислить строение здания нашего храма, мы прибегнем к такому методу, как сравнительный анализ.

Итак, рассмотрим наиболее характерные виды и типы деревянных храмов России и Сибири, в частности, ко времени начала строительства здания Индигирской Спасской церкви в Абые.

По внешним очертаниям, храмы делят на крестообразные и круглые виды. Крестообразный вид указывает на то, что в основание храма общества христиан положен крест Христов, а круглый вид храма символизирует бесконечность и вечность веры. Так как, здание нашего храма, если смотреть с верху, образует крест, то его следует причислить к крестообразному виду храмов . Смотрим на слайд- плакат и выявляем к какому виду относится наш храм.

Чтобы определить архитектурный тип здания Индигирской Спасской церкви, я приведу названия и описания базисных черт основных типов деревянных православных храмов.

Существуют 5 типов деревянных православных храмов:

  1. Клетский.

  2. Шатровый.

  3. Многоверхий.

  4. Многоярусный.

Характерные черты храмов:

  1. Клетский тип .

Прямоугольный сруб-клеть, покрытый двускатной кровлей, на которой возвышается маковка с крестом. Самые простые по типу постройки и самые первые храмы, походившие на простые избы. До XX века были наиболее распространенными. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, притворой, папертей и колокольни. Строились по оси Восток-Запад. Основные объемы храмов рубились в обло с остатком, алтари- в лапу. Внешний вид такого типа храма определен климатическими условиями и, по характеру использования, они относятся к, так называемым, типам теплых, зимних церквей.

Особенностью древних церквей клетского типа являлось то, что кровли устраивались не на стропилах, а представляли собой продолжение восточной и западной стен. Таким образом, кровля с храмом составляли одно целое.

Наиболее древним из дошедших до нас памятников деревянного зодчества этого типа является церковь прав. Лазаря (конец XIV в.).

Само здание храма клетского типа разделен на три части. На манер корабля-ковчега Ноя. Этим подразумевается, что храм- это корабль плывущий в житейском море к пристани Царства Небесного. Таково плана здания храмов еще называют «Неф»-ными, т.е. кораблеподобными.

  1. Шатровый тип.

Шатровые храмы имели то главное преимущество перед клетскими, что были обыкновенно очень большими по объему и имели значительную высоту. Термин «деревянный верх» заключает в себе устройство главного помещения в виде многогранной башни. Кровельное покрытие таких храмов устраивалось «кругло» (многогранником), а форма получила название «шатер».

Шатровые храмы значительно отличаются от клетских планом и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Сохраняя традиционный трехчастный план, шатровые постройки получили новые архитектурные формы, не употреблявшиеся в древности, что

позволило устроить при помощи тех же исходных материалов достаточно большие сооружения.

По своей планировочной структуре Зашиверская церковь, предшественница Абыйской церкви, относится к самому распространенному типу деревянных шатровых церквей- «восьмерик на четверике с трапезой», центрическое сооружение, состоящее из восьмигранной призмы, установленной на четырехгранном основании. Одноглавие шатрового храма символизирует Христа как Главу Церкви.

  1. Многоверхий тип.

Патриарх Никон запретил рубить шатровые храмы как не отвечающие древним традициям, ибо только круглый сферический купол отвечал идее о вселенском характере Церкви. Но шатровые храмы продолжали рубить. Многоверхие храмы представляют собой четырехгранное основание увенчанное от пяти до восемнадцати глав.

  1. Многоярусный тип .

К самым сложным, вобравшим в себя все предшествующие формы, относятся многоярусные храмы, которые начали рубить с конца XVII века. Они предствляют собой ярусную композицию «четверик- шестерик- восьмерик». Храм стоит на высоком подклете.

Итак, давайте приступим к сравнительному анализу и обратив внимание на иллюстрации выявим архитектурный тип здания нашей церкви.

Из приведенных выше примеров архитектурных типов деревянных православных храмов, на наш взгляд, наиболее близок по всем параметрам к зданию исследуемой церкви именно клетский тип строения храмов. Таким образом, можно подвести итог и определить, что Индигирская Спасская церковь, по архитектурным данным, является зданием крестообразного вида клетского типа православных церквей.

IV.Первичное закрепление знаний (15 минут).

Фронтальный опрос- викторина по теме.

  1. Как называется поселение с церковью? (село)

  2. Кто был инициатором перенесения церкви на Абый? (священник Габышев)

  3. Сколько юрт насчитывалось в Абые во время начала строительства церкви? (12)

  4. Как раньше называли местность, на котором расположен наш наслег? ( Боруулаах Атах)

  5. Как звали человека, доставившего по реке бревна для строительства церкви? (Константин Рязанский).

  6. Какие виды православных храмов по внешним очертаниям существуют? (крестообразные и круглые)

  7. Какие тыпы деревянных православных храмов мы узнали? ( Клетский, шатровый, многоверхий и многоярусный)

  8. Сколько лет длилось строительство здания церкви? (3 года)

  9. Как звали мастера- строителя? (Николай Иванович Кривошапкин)

  10. Сколько рабочих было задействовано при строительстве храма? ( 12)

V.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.


© 2010-2022