• Преподавателю
  • История
  • Методические рекомендации по теме «Обучение истории детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методические рекомендации по теме «Обучение истории детей с ограниченными возможностями здоровья»

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида№3 Костромской области




«Обучение истории детей с ограниченными возможностями

здоровья»






Выполнила: Беляева О.В.


Беляева Ольга Валерьевна, работаю государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида№3 Костромской области, учителем истории и обществознания. Меня интересуют вопросы преподавания истории и обществознания, контроль знаний учащихся на уроках, развитие познавательных интересов учеников в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке, образовательной практике является область коррекционной педагогики. Остановимся немного на этом вопросе.

Десять лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях массовых детских садов и обычных общеобразовательных школ.

Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной

адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна

из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется

Самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного

образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты

населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию

образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в

физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального

закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране

создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей

с недостатками умственного и физического развития.

В общегосударственном законе "Об образовании", "Программе развития

образования на 1999-2003 гг.", Программе "Дети-инвалиды" и других документах

закреплены ключевые позиции по совершенствованию данной образовательного

направления.

Воспитание и обучение с ограниченными возможностями здоровья - сложная социальная и педагогическая проблема.

Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их

возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными

к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание,

они легко отвлекаются, быстро устают. Опыт показал, что дети трудно усваивают основной курс истории из-за недостаточной дифференцированности временных и пространственных представлений, представление о себе и окружающем мире, а также из-за бедности словарного запаса, недостаточности коммуникативной функции речи. Общеучебных и общеинтелектуальных умений. Изучая « ленту времени», даём учащимся представления о веке, последовательности и длительности исторического времени. Ученикам трудно даётся соотнесение понятий год и век, век и столетие, наша эра и до нашей эры.

Развивая тему «Уроки истории», учитель рассказывает о том, что люди, изучая историю усваивают положительный опыт, стараются не повторять ошибок прошлого. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как освободительная война, захватническая война, с причинами их возникновения. Сведения такого рода даются без отнесения их к определённым странам и событиям, поэтому усваиваются очень плохо.

В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (учебно-познавательная - в школьном возрасте, познавательно-трудовая - в подростковом).

Важным этапом в работе учителя является работа по оценке знаний учащихся.Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков убедительно показали многообразие функций проверки знаний.

Диагностика успеваемости учащихся - это методы и приемы объективного выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий. Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем. Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий. Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок

времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.

Широко используется тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие программы.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью

выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,

соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании

исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне

контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и

огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что показанные учащимся знания соответствуют этой оценке.

Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос, ему может быть посвящена часть урока.

Главная цель - выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.

Организация и методика устного опроса.

При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-

методических моментов, обязательных во всех классах.

Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде.

Это - обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,

чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса; подглядывание

текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно оценивать ответы

учащихся с места. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно держать открытой. Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу. Для учеников, работающих по сниженной программе ,предлагаются работы по тестам предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от возраста и способностей ученика. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.

Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.

Важно, чтобы дети уже в 7 классе начали овладевать некоторыми

стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно

рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных

действий. 4. Итоги войны.

Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного

ответа является план ответа на доске. Значительно облегчается изложения материала учащимися при ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.

Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее

развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой

рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его

показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,

сопоставлять и сравнивать.

Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного

кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только

изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее сильными

учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью урока.

Опрос с помощью карточек - своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.

Например, учитель задает вопрос о походах, учащиеся вынимают из конверта словарную карточку с надписью «Ермак» и молча показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов, связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос. Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3 минуты.

Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она

является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной

деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности,

правильности выполнения упражнений.

Прежде всего проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и

развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися

исторического материала, но также прочность знаний.

Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее

значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлен6ии

того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения,

воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них мировоззрения.

Учителю необходимо стимулировать высказывание учащимися моральных оценок

исторических явлений, одобрения или порицания действия исторических лиц.

Беседы на такие темы имеют большое значение для лучшего осмысления и

закрепления знаний, для выработки умений выражать и доказывать свои мнения и

для морального воспитания детей.

Приложение 1

Примеры вопросов теста на:

1) выявление знаний:

В каком году была принята Конституция РФ?

а) 1917

б) 1984

в) 1993

Кострома 2010 г.

© 2010-2022