Разработка урока по истории Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Цели урока:

- формирование представления о Вавилоне - главном городе Двуречья;

- формирование представления о законах царя Хаммурапи;

УУД познавательные: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон; раскрыть на примере законов Хаммурапи роль права в регулировании отношений в обществе.

УУД личностные: развить интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.

УУД регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

УУД коммуникативные: сформировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); самостоятельно делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная (активное слушание, работа с картой, работа с историческим документом, фронтальный опрос), групповая, в парах, индивидуальная (работа с тестовыми материалами), лабораторная работа.

Техническое оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран, компьютер), интерактивная система оценки качества знаний VOTUM.

Ход урока.Деятельность

учащихся

Организационный

момент

- Приветствие

- Проверка готовности к уроку

- Проверка отсутствующих

- Приветствие

- Дежурный называет фамилии отсутствующих

Опрос









Постановка цели урока (целеполагание)

Ребята, для того, чтобы мы с вами были готовы изучить новую тему, нам нужно повторить то о чём мы говорили с вами на прошлом уроке.

Индивидуальный опрос по карточкам.

Фронтальный опрос. У меня такие вопросы:

- Где расположено Двуречье и почему она так называется? Покажите на карте и опишите это место словами.

Реки Тигр и Евфрат впадают в ….

Климат Двуречья был …

Игра «Да» или «Нет» Я утверждаю, что…

1. Междуречье иначе называется Двуречье.

2. Двери у бедняков были деревянные.

3. Ур и Урук это название рек.

4. Религия жителей Двуречья - языческая.

5. Клинопись - это узоры на посуде.

Из многочисленных городов Древнего Междуречья самыми крупными были ____ и __________.

Жители Междуречья почитали Бога Солнца ___, Бога _____ Син, Бога воды ______. В Древнем Междуречье было особое письмо ___. Число _____ они считали священным. Государство возникло более __ тысяч лет тому назад. В Древнем Вавилоне с _ по __год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые_______.

Смогли ли вы полностью выполнить задание полностью?

Какое предложение осталось незаполненным?

Почему не смогли заполнить?

И что нам делать?

А как мы это узнаем?

Может быть, прочитаем в учебнике или в документе.

- А какие признаки государства вы знаете?


По желанию 1 ученик показывает расположение, объясняет название, описывает, остальные добавляют или поправляют.

Отвечают на вопросы




Нет

В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

- Государство имеет своё название, свою территорию, своего правителя, своё войско.

Мотивация учащихся

- И вот сегодня мы свами познакомимся ещё с одним важным признаком государства - законом, и тем государством, который впервые дал нам свод записанных законов. Итак, ребята, тема нашего урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

- Сегодня на уроке мы познакомимся с древним Вавилоном, как первым государством, в котором действовал закон. Познакомимся с понятием закон и с древнейшим сводом законов царя Хаммурапи. Работать мы с вами будем по такому плану.

План урока:

1.Вавилон - главный город Двуречья.

2. Законы царя Хаммурапи.

- А вот и задание на урок: «Можно ли считать, что законы царя Хаммурапи справедливы?

- Записывают тему урока в тетрадь.

Рассказ учителя, показ по интерактивной карте.

- Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. И победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте - в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат.

По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилона был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. (запись в тетрадях).

- Около 1750 года до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал Вавилонское царство, охватившее почти всё Двуречье -от Персидского залива до Ассирии

. Ребята для того чтобы вы смогли каждый перед собой увидеть место расположение Вавилонского царства, откройте пожалуйста страницу 67 в учебнике и найдите царство. Назовите самые крупные города Вавилонии.

geacron.com/home-en/



Записывают в тетрадях имя царя и дату его правления.


Работают по карте в учебнике.

Хаммурапи был мудрым законодателем. А как вы понимаете слово законодатель?

- Как вы понимаете слово закон?

- Действительно, закон - это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства. По правилам живёт любая страна мира. Все люди должны выполнять эти правила. Государство принуждает человека выполнять эти правила. Давайте мы с вами запишем это определение в тетради.

- Ребята, а как же спустя много лет учёные смогли узнать о законах Хаммурапи?

Просмотр фильма «Вавилонское искусство- стелла с кодексом Хаммурапи и ответить на вопросы. (youtube.com/watch?v=oci0XqRUDuo)

Где находится стела царя Хаммурапи

  1. Что находилось в верхней части камня?


  1. А кто помнит, как называли бога Солнца в Египте?


  1. Кто стоит перед Шамашем?


  1. Что вручает бог Солнца Шамаш Хаммурапи?


  1. Чем покрыта Вся остальная поверхность столба с двух сторон?

Ребята, у Хаммурапи свой закон, а у нас свой закон-это быть здоровым и не болеть, поэтому давайте мы с вами остановимся на физминутку.

Ответы детей.

Записывают в тетрадь определение.



В Лувре.

В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог Солнца - Шамаш.

Амон-Ра

Перед Шамашем стоит царь Хаммурапи.

Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл - знак власти над людьми. Шамаш - небесный судья, он вершит суд в небесах, а Хаммурапи - земной бог, он вершит суд на земле.

Вся остальная поверхность столба с двух сторон был покрыт клинописным текстом. И когда учёные расшифровали его, они увидели свод законов царя Хаммурапи.

Постановка проблемного вопроса.

Организация групповой деятельности.

Группы разбиваются по рядам.

- Отдохнули, успокоились и опять возвращаемся к законам Хаммурапи.

А какими были эти законы? Суровыми или мягкими?

Справедливыми или несправедливыми?

Для ответа на этот вопрос вам предстоит поработать в группах. Лабораторная работа с текстом законов Хаммурапи.

ГРУППА № 1. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне

жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229

ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были

несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям. Анализ статей №№ 195,196,197,

198,199,200,201,202,203,204,205,206

ГРУППА № 3 Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54, 117

ГРУППА № 4 пункт 4.5 п.14

  1. Какие категории населения упоминаются в законах?

  2. Какие законы вам показались жестокими, почему?

  3. Какие законы можно считать справедливыми и несправедливыми, почему?

  4. Почему в отмеченных законах за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

  5. Есть выражение «Око за око - зуб за зуб», какой закон соответствует этой пословице?

  6. Обратимся к законам о рабах. Выгодно ли в Вавилоне было убивать рабов.

ГРУППА № 5

Работа в рабочей тетради стр.40-41 Задание51, 52

Работа в группах.





Ответы детей

(рабы, воины, богатые и бедные, ремесленники, собственники и нанятые люди)

(разный социальный статус)


Вывод: в Вавилоне невыгодно было убивать рабов - это покушение на частную собственность и на основную рабочую силу.

Закрепление

- Ребята, можно ли считать законы Хаммурапи справедливыми?

- Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?

Давайте сделаем общий вывод.

Законы царя Хаммурапи были очень жестокие и несправедливые по отношению к рабам и зависимым людям, но они были необходимыми для

спокойно жизни людей.

-А вы хотели бы жить по таким законам? А почему?

Оценки качества знаний VOTUM

Если останется время:

Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи. Преступление Наказания

1. Если сын ударит своего отца… А). ..то должно выбить его глаз.

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей… Б) …то должно выбить его зуб.

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе… В) …то ему должно отрубить руку.

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей… Г) …то должен починить за собственное серебро.

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то… Д) …то должно отрезать ему ухо.

- В конце нашего урока я хочу, чтобы вы задали себе два вопроса:

- Что я узнал сегодня нового по данной теме?

- Что меня более всего удивило, заинтересовало?

Ответы детей.

Примерные ответы:

- Это были правила по которым жили жители этого государства.


Ответы по желанию.

Домашнее

задание

§ 14 Подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.

Записывают д/з в дневник

Оценивание

Выставление оценок за работу на уроке.

С комментариями учителя оценки выставляются в дневники учащихся.

Приложение1

Пакет документов

1 группа. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229

1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод

2. Распределите статьи между всеми членами группы

3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.

§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

§ 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

§ 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

§ 14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям -мушкенумам. Анализ статей №№ 195,196,197, 198,199,200,201,202,203,204,205,206

1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод.

2. Распределите статьи между всеми членами группы.

3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.

§ 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

§ 196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

§ 197. Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

§ 198. Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

§ 200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

§ 201. Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

§ 202. Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

§ 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

§ 204. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.

§ 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

§ 206. Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: «Неумышленно я ударил», - и оплачивать лекаря.

МУШКЕТУМ- частично зависимый человек.

ГРУППА № 3 Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были необходимыми для жителей Вавилонии, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54, 117

1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод

2. Распределите статьи между всеми членами группы

3. Внимательно прочитайте задание и сформулируйте вывод.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

§ 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

§ 54. Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

§ 117. Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода. Адад- град

ГРУППА № 4 пункт 4.5 п.14

  1. Какие категории населения упоминаются в законах?

  2. Какие законы вам показались жестокими, почему?

  3. Какие законы можно считать справедливыми и несправедливыми, почему?

  4. Почему в отмеченных законах за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

  5. Есть выражение «Око за око - зуб за зуб», какой закон соответствует этой пословице?

  6. Обратимся к законам о рабах. Выгодно ли в Вавилоне было убивать рабов.

ГРУППА № 5

Работа в рабочей тетради стр.40-41 Задание51, 52

10

© 2010-2022