История конфессий Жуковского района 8 класс

На протяжении веков интересы человека постоянно менялись и меняются до сих пор. Несмотря на смуты, нашествия врагов, междоусобицы, противоположные интересы не менялось одно –потребность в вере в бога. Что бы ни происходило, что бы не менялось, кто бы не стоял у власти, наряду с идеологией, порядками и обычаями были религиозные верования. Новым этапом в истории нашей Родины стал ХХ век. Появилась новая мысль и новая идеология, в которой не было места религии. Одной из ее составляющих был атеизм. ...
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Жуковская средняя общеобразовательная школа №2



РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ





Исследовательская работа



«История конфессий в городе Жуковка»




Предметная область: общественно-научные предметы



Автор работы: Винцкевич Екатерина

Возрастная категория: учащаяся 9 а класса

Руководитель Василенко Ольга Константиновна, учитель истории и обществознания









г. Жуковка 2014




Содержание

Введение..............................................................................................................................................................3

Глава 1. Положение религии в Жуковке в период СССР.................................................5

Глава 2. История конфессий г. Жуковке …..................................................................................8

Глава 3. Статистика изменения религиозного положения до и после распада СССР.......................................................................................................................................................................11

Заключение......................................................................................................................................................13

Список используемой литературы..............................................................................................14







Введение


На протяжении веков интересы человека постоянно менялись и меняются до сих пор. Несмотря на смуты, нашествия врагов, междоусобицы, противоположные интересы не менялось одно -потребность в вере в бога. Что бы ни происходило, что бы не менялось, кто бы не стоял у власти, наряду с идеологией, порядками и обычаями были религиозные верования.

Новым этапом в истории нашей Родины стал ХХ век. Появилась новая мысль и новая идеология, в которой не было места религии. Одной из ее составляющих был атеизм. События после Октября 1917 года в России резко изменили привычное отношение к вере обществу в целом. Религия стала неуместным элементом в жизни народа, она не дополняло, как раньше, а наоборот мешало строительству и развитию свободного народа и страны в целом. Религия - это враг трудящегося, это прошлое, мешающее построению светлого коммунистического будущего.

Народ постепенно стал возвращаться к религии, так как новая власть не препятствовала возрождению верований. Начался новый виток в истории религиозных течений. В жизни нашей страны стала утверждаться роль религии. Это проявилось в сотрудничестве церкви с институтами власти и светскими организациями, разработке совместных программ, позволяющих решать духовно-нравственные и социальные проблемы общества. В этих условиях особенно актуальной стала проблема переосмысления взглядов на религию, ее место и роль в духовной жизни общества. Это и определило актуальность моего исследования. Таким образом

Цель исследования: Изучение истории религиозных течений в Жуковке.

Задачи:

  1. Проанализировать и описать развитие религиозных течений в г. Жуковке.

  2. Проследить отношение к религии в советское время в городе Жуковке.

  3. Изучить особенности религиозных изменений в городе в наши дни

Объект исследования : История религиозных конфессий в Жуковке.

Предмет исследования : Развитие православия и баптизма в Жуковке.

Гипотеза: После распада СССР жители Жуковки изменили свое отношение к религиозным верованиям и атеизм сменился верой в бога.

Методы исследования используемые в ходе работы: сравнительный, изучение документации, метод обработки данных, статистический анализ.

Этапы исследования:

1.Подготовительный:

- продумывание содержания исследования;

- определение проблемы, гипотезы, цели, задач, методов и приемов исследования;

2. Аналитический:

- подбор источников и литературы, научных статей, в которых описывается положение религии в СССР и России

- анализ анкетирования

3. Обобщающий:

- текстовое оформление исследования

- оформление презентации

В ходе исследовательской работы получены следующие результаты:

подобраны источники и литература, в которых говорится о изменении положения в религиозных верованиях жителей Жуковки; данный материал проанализирован, систематизирован и письменно оформлен, создана презентация по данной теме исследования, который можно использовать на классных часах и уроках основ православной культуры в 8-9 классах.






Глава 1. Положение религии в Жуковке в период СССР.


После революции 1917 года в России, с возникновением новой идеологии - коммунизма, в которую не вписывалась религиозная мораль, началась борьба с церковью. Методы антирелигиозной правительственной политики зафиксированы в дневниках Крупской Н.К.1

Основной упор в работе над отказом от прежних верований приходился на школу, как главного скульптора личности. За детьми следили, чтобы не было им вреда от сект. Особенно следили за баптистами, поскольку по свидетельствам старожил в Жуковке ходил слух о том, что «ближе к 2 августа они крестят своих новообращенных и в этот период дед старый девку молодую спортить может». После чего проводилась активная работа с детьми и их неблагонадежными родителями2.

В образовании добавили количество часов естествознания (для усиления материалистического восприятия), но при этом, как и везде столкнулись с главной проблемой - отсутствием грамотный кадров. До, почти середины 50х годов, по свидетельствам сторожил, образование того периода было в большинстве своем слабое, у учителей мало энтузиазма, да и со своим предметом знакомы они были скудно. За исключением тех немногих виртуозов, что знали и любили свой предмет.3 В то же время, сами учителя биологии преподававшие в советское время рассказывают, что пропаганда атеизма не была столь агрессивной, а на уроках старались просто объяснять детям без какого либо давления, что мир создавался в ходе эволюции4.

Формировать сознание должна была не только школа, но и улица и семья. На этот случай были разработаны планы мероприятий, которые не давали детям возможности скучать: концерты в школах, кружки, музыкальная школа и школа искусств. Применялась так же пропаганда в газетах, фильмах.5 Подобная «идеальная» политика была до Великой Отечественной войны.

Святых отцов теперь называли шарлатанами, а религиозных последователей фанатиками. Всеми силами препятствовали крестным ходам, называя его шабашем. Святые места разоблачают и закрывают. Святые родники и колодцы бетонируют.

С 1934 по 1949 годы период активной атеистической пропаганды в городе Жуковке. В период ВОВ контроль над религиями почти не велся. Однако и до и после войны строго следили за количеством верующих. Были члены дружины, которые участвовали в работе по формированию идеологии. Были случаи, что в виду отказа от веры дети могли отказывались от родителей. В случае, если ребенок приносил после пасхи крашеное яйцо, то в дом мог прийти завуч, который, читал назидательную лекцию о позоре ребенка с большим потенциалом 6.7

Во все годы советской власти жизнь конфессии внимательно отслеживалась. В облисполкоме были списки верующих. Постоянно отслеживался интерес молодежи к таким течениям. На службы ходили специальные дежурные с удостоверениями, выписанными в администрации. Перед каждым мероприятием со стороны религиозной организации подавались списки того, кто будет на них, для чего проводятся, на каких основаниях. В ответ на это, со стороны дома пионеров и школьных кружков проводились идеологические мероприятия по атеистическому воспитанию. А так же, ставили мероприятия так, что бы они совпадали с религиозными знаменательными событиями. Для взрослых, к примеру устраивали субботники. Особенно это было характерно за день до пасхи. 8

Так, в результате такой пропаганды после 1953 года по свидетельствам старожил, в одной молодой семье в Жуковке после смерти родителей молодые выкинули иконы, а часть отдали пожилым соседям, так и не вникнув в смысл их назначения. Двенадцать лет тому назад Евгения Василенко зашла к соседям занести перелетевшую через забор курицу, около курятника она увидела странный совок без ручки, собственно это был не совок, а кусок небрежно обрезанного металла. На вопрос что это за странная картинка на металле соседи ей ответили, что они пользуются ей давно. Совок используют для уборки цыплятниа. После того, как Е.И принесла и отмыла совок, выяснилось, что это фрагмент иконы конца ХIХ века выполненный на металле.

В результате усиленной пропаганды работа по искоренению религиозного сознания в городе Жуковке выполнялась. И результаты ее не могли не быть заметны.







Глава 2. История конфессий в Жуковке .

В конца ХIХ века, по сведениям Брянской земской управы, Жуковка представляла собой небольшой поселок, в котором проживало чуть больше 600 человек.

С самого образования поселка в обществе была не одна конфессия. Это объясняется тем, что работали на станции не только русские, но и поляки, евреи, белорусы, немцы, литовцы, латыши.9 По вероисповеданию в Жуковке проживало тогда 525 православных христиан, 59 иудеев, 10 католиков и 2 лютеранина. Мужское население превышало женское почти в 3 раза. 10

В 1927 году на свои средства построила молельный дом еврейская община. Дом построили напротив школы №1 г. Жуковке. Правда, никто не смог вспомнить, как он выглядел. В 1937 синагогу спалили и больше уже не восстанавливали.

Первый храм во имя святого Александра Невского, по рассказам сторожил, возвышался приблизительно на том месте, где сейчас находится здание банка. Рядом с храмом располагалось церковное кладбище (на месте современного сквера между зданием банка и городским рынком). Храм построили в память спасения царской семьи при крушении поезда близ станции Борки в 1888 году. Деревянный храм, был покрашен в бело голубой цвет. Об этом нам поведала Зинаида Федоровна Мацкевич 1919 г.р. известно, что хорошо пел хор при храме. После переворота 1917 года храм, как и тысячи - закрыт. В 1927 году в храме не осталось ни одного священника, они были высланы. Позже на сходке жителей поселка Жуковка представитель райисполкома сказал о том, что в виду отсутствия священнослужителей решено храм отдать под нардом. Храм становится овощехранилищем (1930 г). В 1931 году местные «активисты» сняли с церкви колокола. С тех пор звон православных колоколов не раздавался над Жуковкой более 60 лет. 26 апреля 1942 года Жуковский партизанский отряд под командованием комиссара Г.В.Мальцева уничтожил храм.11. Строительство ныне действующего храма во имя святого благоверного князя Александра Невского было начато в 1989г. с восстановления приходской общины. По благословению епископа Паисия Орловского и Брянского ( +2008 года ), 4 мая 1991 года совершено освящение закладного камня будущего храма. 4 мая 1995 года архиепископ Мелхиседек Брянский и Севский (ныне на покое) совершил чин освящения нового храма по улице Краснофокинская 7 д.12.

Настоятель храма на сегодняшний день - протоиерей Рустик Богатырев, благочинный Жуковского округа. Приход составляет около 10000 человек.

Вторыми по численности из конфессий были представители христиан протестантского толка - Евангельские христиане баптисты. Важно заметить, первые члены этой конфессии в Жуковке появились в конце ХIХ века и было их около 40 человек. Как отмечает одна из жительниц Жуковки: «после войны баптистам было проще жить, чем православным»13.

В виду того, что у баптистов по началу, так же, как и у православных, не было своего молитвенного дома, их приняли в Клетне и Краснополье. Свой храм в Жуковке у них появился в 1971 году, когда был куплен дом за 3400 советских рублей. По улице Калинина дом 33, где и находятся до сих пор. В 1987 г. по численности их было более 107. Сейчас чуть больше 60 человек. 14

Есть в нашем городе и мусульмане, численность их составляет приблизительно более 1000 человек . Своей мечети у них нет, а потому, как и где они отводят религиозные культы выяснить нам не представилось возможности.

Таким образом, несмотря на превосходство православия в городе, больше свободы в существовании религиозного вероисповедания во времена Советского союза было у баптистов. По численности, как раньше, так и сейчас православное течение христиан во многом превосходит баптистов.









Глава 3. Статистика изменения религиозного положения после распада СССР.

Чтобы провести более полное исследование, мы анкетировали старожил города Жуковки 1919-1949. Были заданы следующие вопросы:

  1. Как вы относились к религии в советское время?

  2. Как вы относитесь к религии сейчас?

  3. Верили ли вы в Бога в советское время?

  4. Верите ли вы сейчас?

  5. Крестили ли вы детей или сами крестились в советское время?


Было опрошено 12 человек, старожил Жуковского районаИстория конфессий Жуковского района 8 класс

Вопросы

В советское время

В пост советское время

Как вы относитесь к религии?

76%

69%

Верили ли вы в Бога ?

38%

76%

Крестили ли вы детей или сами крестились тайно?

23%

0

Вы посещали храм...

23%

76%

Вы были наблюдателем..

15%

0

Вы атеист..

23%

0


В ходе опроса выяснилось, что 76% отрицательно относились к религии в советское время, в наши дни 69% относятся к религии положительно. На 34% возросло число верующих. А 23% крестили детей в советское время. На 53% возрос церковный приход. 38% были наблюдателями и атеистами, однако, придерживались нейтралитета, после распада СССР эти люди стали верующими. 100% жителей знают в наши дни что такое секта. Процентное соотношение на примере местных жителей до и после распада Советского союза значительно изменилось. Это произошло в результате законного существования не запрещенных религиозных движений. Те, кто родились в с. Голубея, Дубровского района крестились в церкви и посещали церковные службы свободно. Так как 3 человека из опрошенных родом из Дубровского района.






















Заключение

До конца существования Российской империи в городе преобладало православие. После установления коммунизма религия являлась запретной, и те ,кто ее исповедовали вероучения, открыто порицались. На протестантские службы в советское время ходили специальные наблюдатели. В советский период православного храма в городе не существовало. Все святые источники близ города бетонировались или уничтожались вообще. Верить в Бога считалось постыдным и диким для всех. Нельзя не упомянуть в заключении о новых религиозных движениях появившихся на территории Жуковки в 90-е годы. Это Белое братство, Свидетели Иеговы, Кришнаиты. О существовании данных движений нам известно лишь то, что они просуществовали не более 5-6 лет так и не расширив сферы своего влияния. Это объясняется тем, что город слишком мал да же сейчас для активной сферы деятельности тоталитарных сект. На данный момент изменилось и отношение к самой религии и к храмам. Растет приход. Изменился и протестантский храм, на месте старого дома было построено новое здание с крестом. Синагогу в городе больше не строили так же , как и не построили мечеть

Итак, мы видим, что после распада СССР отношение к религии изменилось кардинальным образом. На смену атеизму пришла вера в Бога. В начале учебного года батюшка приезжает освящать школы. В хаме можно все чаще встретить школьников. А дети могут наизусть цитировать молитвы. Религия- неотъемлемая часть истории российского народа. Как мы види из всего вышеизложенного после распада СССР жители Жуковки изменили свое отношение к религиозным верованиям и атеизм сменился верой в бога. Наша гипотеза доказана.

В ходе данной работы я познакомилась с коренными жителями нашего города, больше узнала об культурных особенностях города, углубила знания истории Брянского края. Эта работа пригодится мне и в дальнейшем для развития не только знаний, но и для расширения кругозора.

Список используемой литературы

Настоятели христианских храмов в городе Жуковке на сегодняшний день(помогли в сборе информации)

Протоиерей Богатырев о. Руслан настоятель храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского г.Жуковка

Воснятин Павел Васильевич пастор храма Евангельских Христиан Баптистов

Источники

Жители города Жуковки и Жуковского района

  1. Клочкова Мария Григорьевна 1925 г.р.

  2. Немцева Александра Петровна 1931 г.р.

  3. Вера Владимировна Духович 1937 г.р.

  4. Ильюшкина(Буданова) Светлана Митрофановна 1937 г.р.

  5. Серёгина(Матюхина) Светлана Дмитриевна 1938 г.р.

  6. Плотникова Нина Васильевна 1939 г.р.

  7. Клочкова Алла Васильевна 1945 г.р,

  8. Коваль Анатолий Васильевич 1946 г.р

  9. Митина(Авруцкая) Неля Михайловна 1949 г.р.

  10. Фроликова Татьяна Дмитриевна 1950 г.р.

  11. Фролова Людмила Павловна

  12. Иванькова(Ильюшкина) Лариса Анатольевна 1970 г.р.

Архивные материалы

  1. ГАБО Ф.619 О.2 д. 60 Л 22-26 Мероприятия в Жуковском районе

  2. ГАБО Ф.35 О.1 Д. 56

Литература

  1. Русаков Н.И. История земли Жуковской ч.1. Брянск. 2006 г.

  2. Коновалов Б.Н., Новиков В.И.Человек свободный от религии.

  3. Историческое описание церквей и приходов Брянского уезда. Белые Берега 2008.

Интернет- ресурсы

  1. Крупская Н.К. "Дети - наше будущее". Москва, "Просвещение". 1975 (Сборник статей и речей о дошкольном воспитании)КАК ВЕСТИ СРЕДИ РЕБЯТ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ ПРОПАГАНДУ ycnokoutellb.livejournal.com/116561.html (22.01.2014)


  1. Сайт Жуковского благочиния zhukovka.prihod.ru/blaghramscategory/view/id/22173(12.12.2013)


1 См. об этом Н.К.Крупская "Дети - наше будущее". Москва, "Просвещение". 1975 (Сборник статей и речей о дошкольном воспитании)КАК ВЕСТИ СРЕДИ РЕБЯТ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ ПРОПАГАНДУ ycnokoutellb.livejournal.com/116561.html

2

Из личного архива бывшего директора Дома пионеров Фроликовой Т.Д 1950г.р

3

Из интервью Митиной/ Авруцкой Нели Михайловны 1949 г.р. и воспоминаний Веры Владимировны Духович 1937 г.р

4

Из интервью Немцевой Александры Петровны, Фроловой Людмилы Павловны

5

ГАБО Ф.619 О.2 д. 60 Л. 22-26(мероприятия Жуковского района)

6

Из рассказа бывшего методиста Жуковского краеведческого музея в РДК Митиной/Авруцкой Нели Михайловны 1949 г.р.

7

Однако не стоит думать , что так было везде, по словам , к примеру, Немцевой А.П. отведению религиозных культов не препятствовали и сильно людей не осуждали да же за пасхальные яйца.

То же подтверждают и Клочкова М.Г. 1925 г.р, Клочкова А.В. 1945 г.р, но сдесь нужно сделать поправку, така как семья Клочковых ведет свое начало из Дубровского района, где детей крестили в церкви в с. Голубея

8

Человек свободный от религии. Б.Н. Коновалов В.И. Новиков

9

Русаков Н.И. История земли Жуковской ч.1. Брянск, 2008. С. 86.

10

Историческое описание церквей и приходов Брянского уезда. Белые Берега 2008. С.43-45.

В Жуковском храме во имя святого благоверного князя Александра Невского до 1898 года не было своего священника. Церковь была приписана к старейшей волостной Николаевской, построенной в 1795 году в селе Фошня, что в 15 верстах от станции Жуковка. Самостоятельный приход был открыт в Жуковке в 1898 году и состоял из поселка Жуковки и деревень: Жуковки, Месковичей, Сидоровки, Титовки, Орловки и Вышковичей. Количество прихожан обоего пола было 1369 душ. На строительство храма в Жуковке протоиреем Иоанном И.Сергиевым (Кронштадским) было пожертвовано 200 рублей. Однако как утверждается в «Историческом описании церквей и монастырей Орловской епархии», главнейшим жертвователем при построении храма был дворянин Г.И.Ганцкевич.

Так же Сайт Жуковского благочиния zhukovka.prihod.ru/blaghramscategory/view/id/22173

11См. там же По запросу краеведческого музея города Жуковки в архив Новейшей истории пришла копия дневника Рогнединской партизанской бригады, в котором говорилось, что в 1943 году 26 апреля взорвали вышку и церковь. В церкви засели немцы, которые думали, что в святом месте их не тронут.

12Приложение 3

13 Со слов Фроликовой Т.Д

14

Из личного архива бывшего директора Дома пионеров Фроликовой Т.Д 1950г.р

© 2010-2022