Конспект урока по истории

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Крепостничество капитализм»

  1. Организационный момент. Целеполагание. Эмоциональный настрой.

Добрые рассказы, помню я с детства.

Хочу, чтобы о них узнали и вы

Чтобы они попали под самое сердце

И заронили, зерно доброты!

Дорогие ребята! Все мы любили в детстве слушать чудесные сказки о храбрых героях и прекрасных царевнах, о добрых и злых волшебниках. Но согласитесь, куда интереснее слышать не сказку, а сущую правду о делах наших предков.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня мы окунемся в эпоху XVIII в. В конце урока определим вместе с вами самых активных участников. И по листу оценок, в конце урока вы сможете оценить свои знания и свою работу на уроке.

О ком же пойдет наш сегодняшний рассказ? У меня есть старинный чемодан, с разными добрыми, мудрыми историями. Сейчас я покажу вам вещи, а вы догадайтесь, кому они принадлежали? (лапти, галстук, бабочка)

(Это крестьяне и дворяне)

Кому они принадлежали?

2 группы получают карточки с надписями «Крестьяне» и «Дворяне».

Они были свободными? Как называется право помещика распоряжаться личностью крестьян? (крепостное право).

И поэтому крестьян называли (крепостными).

А как стали называть дворян, которые организовывали производство ли торговлю? (предпринимателями, буржуазия, капиталистами).

Итак, тема урока «Крепостничество и капитализм»

Слайд 1

  1. Создание проблемной ситуации

На прошлом уроке, вы изучали эпоху дворцовых переворотов. В исторической науке эта эпоха получила неоднозначную оценку. Как в это время развивалось хозяйство (экономика), мы узнаем из документов.

(Высказывания Д.М. Голицына и объявление в газете)

Слайд 2

- За введение, каких экономических порядков: капиталистических или крепостнических выступал видный сановник?

(Голицын выступал за развитие капитализма, так как в документе говорится, что в России надо развивать торговлю, отменить монополию государства на торговлю, передать ее в руки народа).

- О каких порядках в хозяйстве России оно свидетельствует?

(данный документ доказывает, что в стране господствовали крепостнические отношения, так как в нем говорится о торговле людьми. Людей продавали так же, как домашний скот).

  1. Формирование проблемы

Какое противоречие вы заметили?

(Судя по одному документу, в России развиваются капиталистические отношения, где люди лично свободные, судя по другому, Россия является крепостнической страной).

Какой возникает вопрос?

Слайд 3

В хозяйстве России XVIII в. преобладают крепостнические или капиталистические порядки?


  1. Актуализация знаний

Задание 1

Вспомним признаки капитализма и крепостничества.

Слайд 4 (пустая схема)

Слайд 5 (полная схема)

Поиск решения проблемы.

Задание 2

Перед вами список, где перечислены права и обязанности крестьян и дворян. Какие положения относятся к дворянам, а какие к крестьянам? Крестьянство выбирают свои права и обязанности, дворяне свои.

(проверяем устно)

Слайд 6

Докажите, что в эпоху дворцовых переворотов крепостное право достигло своего расцвета. Какими причинами вы это можете объяснить?

(Причины усиления крепостничества и увеличение привилегий дворянства были связаны с тем, что дворяне являлись главной опорой новых правителей).

Задание 3

Прочитайте диалог и послушаем мнение о крепостном праве. Попробуйте убедить в своей правоте других.

(Диалог дворян крестьян).

О чем это говорит: выскажите свою точку зрения, как люди 21 века?

Задание 4

Перед вами схема - рисунок. Рассмотрите ее и попробуйте предположить, как данные процессы повлияли на развитие сельского хозяйства. Заполните схему на листочках. Крестьяне заполнят черты аграрного общества. Дворяне черты капиталистического общества.

Слайд 7

Сельское хозяйство

Конспект урока по историиКонспект урока по истории

Черты аграрного общества Капиталистические черты


- крестьяне использовали старинные приемы трехполья;

- старые орудия труда;

- увеличился оброк и барщина

- развитие торговли;

- появляются крестьяне - отходники

Какие черты преобладают в сельском хозяйстве России в XVIII в.?

Что сдерживало развитие капитализма?

(Черты аграрного общества преобладали, но стали появляться и признаки капитализма. Крепостное право сдержало развитие капитализма).

Физминутка

Задание 5

А теперь поменяемся группами.

Дворянам. Используя текст учебника (стр. ) докажите, благодаря чему появлялись черты капитализма? (2 указа императрицы)

В чем особенность российской экономики? (на капиталистических предприятиях эксплуатировался труд зависимых людей)

Слайд 8

Крестьянам. Проведите анализ статических данных и текста и ответьте на вопросы (задания на листочках).

  1. В какой период количество рабочих возрастает быстрее?

  2. Как назывались рабочие?

  3. В России возрастает количество вольнонаемных рабочих, но одновременно развивается крепостное право. Откуда берутся вольнонаемные работники?

Число

мануфактур

Всего рабочих

Вольнонаемных

1726 г.

53

14 436

Нет данных

1750 г.

153

27 315

14 476

Конец 60-х гг. 18 в.

404

39 361

21 131

Начало 19 в.

2 423

104 141

58 537

Ответ. (За вторую половину XVIII в. возрастает количество мануфактур и рабочих. Растет количество вольнонаемных работников, так как их труд более эффективен и пользуется спросом. Их количество растет за счет крестьян - отходников. Для помещиков они были крепостными, для владельцев мануфактур - вольнонаемными. Помещики в любой момент могли вернуть крестьян обратно).

Как развивались промышленность и торговля во второй половине XVIII в.?

(Черты капитализма развивались, но крепостное право мешало этому процессу).

Ребята, а что же происходило в это время у нас в Башкирии? Попробуйте из эпизода фильма определить события

(Восстание башкир)

Слайд 9

Наша история богата и разнообразна. Многие исторические события отображены и в литературных произведения.

Слайд 10

Из какого произведения эта иллюстрация?

Перед вами отрывок из сказки Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик дух генералов прокормил».

Прочитайте отрывок и скажите, как автор относится к своим героям?

Задание:

Дворяне - дайте характеристику двум генералам

Крестьяне - опишите простого мужика

  1. Решение проблемы

Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока.

(В хозяйстве России XVIII века преобладали крепостнические порядки, но продолжали развиваться черты капитализма)


  1. Подведение итогов урока

Сегодня мы говорили об истории XVIII века. Но сегодняшняя история - это вы ребята. Давайте представим что ты…. Президент, министр образования…., ты министра здравоохранения. Какие изменения вы бы внесли в жизнь нашего государства? (ответы детей)

Спасибо! Я как учитель истории успела почувствовать, что вы не равнодушны к судьбе нашей страны. Пусть сбудутся все ваши пожелания, а наша Родина будет стабильной и процветающей.

  1. Рефлексия

Слайд 10

Самооценка

На листе самооценки, ставим себе окончательную оценку.

Слайд 11

Домашнее задание:

  1. Прочитать §

  2. Пересказать по вашим таблицам.

  3. Найдите и назовите художественный фильм, который отображает события XVIII века (эпоху дворцовых переворотов; правление Екатерина 2).

Назовите режиссера.

Вручение календариков, пригласительных.


© 2010-2022