Задания для проверки по истории Казахстана

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговая работа по истории Казахстана.6 класс.

Выберите правильный ответ

1. Кто старше?

А) питекантроп

Б) неандерталец

В) « человек умелый»


2. Шабакты, Бориказган, Карасу, Казангап, Каратау. Что объединяет эти названия?

А)Это названия мест, где проходили встречи древних жителей Казахстана саков с войсками Кира

Б) названия древних рудников, где производили бронзу

В) названия первых стоянок древних людей на территории Казахстана


3. Как называется среднекаменный век?

А)палеолит

Б) неолит

В) мезолит


4. Какой период относится к неолиту?

А)12 тыс. - 5 тыс. лет до н.э.

Б) 10 - 9 вв. до н.э.

В) 5 тыс. - 3 тыс. лет до н.э.


5. Сплав каких металлов есть бронза?

А)меди и олова

Б) железа и цинка

В) алюминия и меди


6. Как по -другому назвать наскальные рисунки?

А)орнамент

Б)петроглифы

В)тамги


7.На смену андроновской культуре пришла…

А) бегазы -дандыбаевская

Б) караунгирская

В) бронзо- каменная


8. Жрецы - это…

А) повелители

Б) священнослужители

В) подданные


9.Неолитические стоянки.

А) Пеньки, Сексеул

Б) Шебир, Ботай

В) Караунгир, Акшатау


10. Какое определение подходит к археологии?

А)наука, изучающая природу и общество

Б) наука, изучающая обычаи и традиции народов стран мира

В) наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным историческим источникам.


11. Эпоха бронзы охватывает период ..

А) с 2800 по 900 год до н.э.

Б) с 3000 по 1000 год до н. э.

В) с 2500 по 800 год до н.э.


12. Что такое керамика?

А) посуда из дерева

Б) изделия из обожженной глины

В) посуда, сделанная из сплава меди и олова


13. Каким было земледелие у андроновцев?

А) плужное земледелие

Б) мотыжное земледелие

В) подсечное земледелие


14. Изображение божества из камня или дерева называется..

А) памятник

Б) статуя

В) идол


15.Какое животное было приручено ботайцами?

А)лошадь

Б) коза

В) корова


Закончи предложение.


  1. Древнейшие люди появились на территории Казахстана примерно______________________________________________________________________________________________________________________________________


  2. Резкое похолодание на Земле наступило______________________________________________________________________________________________________________________________________


  3. Самым первым использованным людьми металлом стала___________________________________________________________________


  4. Эпоху неолита называют______________________________________________________________________________________________________________________________________


  5. Поселение Ботай является памятником___________________________________________________________________________________________

Задания по истории Казахстана. 6 класс.

1.Закончи предложение.


А) Древним миром мы называем…


Б) Первыми орудиями человека были…


В) Древнейшие люди занимались…….


Г) Ученые условно делят каменный век на три периода….


Д) Первоначальный коллектив людей получил название ……


Е) Первые люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками ……


Ж) Каменные орудия труда были разнообразны - это……


З) Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило ……


И) Ученые считают, что таяние ледников началось ……


2. Исторический диктант.


1. Кроманьонец

2. Чоппер

3. Синантроп

4. Неандерталец

5. Палеолит

6. Питекантроп

7. Мезолит

8. Австролопитек

9. Неолит


  1. Древнекаменный век


  2. Древнейший человек


  3. Каменное орудие труда


  4. Новокаменный век


  5. Найден в Китае


  6. Человек разумный


  7. Он мог добывать огонь


  8. Среднекаменный век


  9. Найден на о.Ява в 1891 году

О задачах преподавания Истории Казахстана в средней школе по новым программам

Методика преподавания любого школьного предмета создается позже, чем начинается его изучение. Вопрос о методе привлекает к себе внимание тогда, когда назревает потребность проанализировать приемы преподавания, чтобы их осмыслить и усовершенствовать. Так было с преподаванием всемирной истории: оно началось раньше, чем была разработана методика. Так обстоит дело с методикой преподавания истории Казахстана. Мы начали преподавать новый систематический курс с 1992 г., еще не подвергая процесс преподавания изучению.

В ходе преподавания истории Казахстана еще только накапливаются некоторые эмпирические обобщения, составляются практические советы, пригодные на тот или иной случай, выдвигаются отдельные положения по улучшению учебно-воспитательного процесса. Именно так зарождаются элементы методики. Но эти методические рецепты и частные правила не превратили пока методику преподавания отечественной истории в действительно научную дисциплину, так как этот процесс связан с уровнем развития самой исторической науки. Автор первой русской методики Я.Г.Гуревич в книге «Опыт методики истории» писал: «Степень выработки методики каждого учебного предмета находится в прямой зависимости от степени научной разработки его»1. Поэтому разработка научно обоснованной методической системы по истории Казахстана - актуальнейшая задача современной школы. Успешно выполнить эту задачу можно только при условии, что методика преподавания истории Казахстана поднимется до уровня научной дисциплины.

История Казахстана как учебный предмет неразрывно связана с историей как наукой, так как учебный предмет есть изложение основ науки. Как и методика всякой другой дисциплины, методика преподавания истории Казахстана имеет свою специфику. В системе методики преподавания отечественной истории можно выделить две основные части: общую методику курса и частные методики преподавания отдельных разделов курса. Первая (общая) методика преподавания истории Казахстана имеет в виду весь процесс изучения отечественной истории в средней школе в рамках неполной средней и средней школы, а частные методики занимаются разработкой особых вопросов преподавания отдельных разделов. Например, методика преподавания истории древнего Казахстана, методика преподавания средневекового Казахстана и т.д.

Как содержание курса истории Казахстана, так и его методы определяются задачами, которые стоят перед школой вообще и преподаванием данного предмета в частности. Ведь педагог, не осознавший конечных целей и задач преподавания отечественной истории, не отдающий себе отчета в построении школьного курса истории Казахстана, в принципах отбора материала, ценности различных методов, неизбежно ведет свою практическую работу без глубоко продуманного плана. Как бы хорошо не знал он историю Казахстана, его работа будет лишена целенаправленности. Порою приходится встречать молодых учителей, сомневающихся в ценности теоретической методики. Они исходят из того, что главное - это знание предмета, а остальное «приложится». Чаще всего такие учителя пытаются преподавать так, как их учили в школе или в вузе, нередко непродуманно перенося в школу приемы вузовской работы. Наиболее инициативные из них пытаются найти более рациональные пути преподавания, однако не знакомые с методической теорией, они тратят время и силы на поиски того, что уже давно известно.

В практике преподавания отечественной истории общие принципы методики конкретизируются с учетом определенного класса, личности самого учителя, в зависимости от раздела программы или от наличия учебного оборудования. Работа учителя приобретает целенаправленность, если педагог ясно осознает стоящие перед ним образовательные, воспитательные и развивающие задачи каждого урока. Общая задача школьного обучения заключается в подготовке активных, самостоятельных, образованных граждан нашей страны. Преподавание отечественной истории расширяет кругозор учащихся. Обогащенный знаниями прошлого школьник начинает по-новому подходить к современности, он приучается сравнивать настоящее с прошлым, понимать исторические корни многих явлений. Сейчас, когда историческое образование в Республике Казахстан постепенно становится плюралистическим и многообразным, учитель истории сталкивается с проблемами не только дидактического или информационного характера. При еще нестабильной Концепции исторического и обществоведческого образования учителя сами активно участвуют в поиске и формировании новой структуры и содержания школьного образования, целей и приоритетов образовательной политики. Вот почему осмысление целей и задач современного исторического образования, содержания и структуры его, анализ качества подготовленных учебников по отечественной истории и моделирование учебного процесса на основе новых технологий обучения должны помочь определиться в перспективах развития истории Казахстана как учебного предмета.

Опыт преподавания истории СССР отражен в обширной методической литературе, в статьях и книгах А.И.Стражева, А.З.Редько, В.Г.Карцова, Д.Н.Никифорова, П.С.Лейбенгруба, А.А.Вагина, Н.В.Сперанской и других2. Однако тема исследования относится к малоизученным проблемам истории развития школьного образования. Дело в том, что история Республики как учебный предмет начала изучаться во всех школах страны (имеется в виду бывший СССР), кроме РСФСР, с 1960-1961 учебного года в рамках школьного предмета «История СССР». К настоящему времени в Республике Казахстан накоплен разнообразный опыт преподавания отечественной истории, однако работа по его обобщению еще только начинается. Первый сборник, подготовленный в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, отражающий опыт преподавания истории союзной республики, был выпущен в 1979 г., т.е. через 19 лет после введения курса. От казахстанских авторов в нем была представлена статья Т.Т.Турлугулова «Раскрытие в процессе преподавания истории Казахской ССР особенностей перехода казахского народа от феодализма к социализму»3.

До середины 80-х годов ХХ в. специальных учебно-методических работ по вопросам отбора содержания, организации учебно-воспитательного процесса по истории Казахстана, совершенствования форм и методов обучения было очень мало. Поэтому только с 1991 г. мы можем говорить о целенаправленной работе казахстанских ученых, учителей, авторов и разработчиков программ и учебников по истории Казахстана по созданию совершенно новой системы исторического образования, включающей два самостоятельных исторических курса - историю мира и историю Казахстана. В настоящее время происходит становление научного изучения отечественной истории в средней школе, начинается разработка методов эффективного обучения учащихся истории Казахстана, в исследовательской литературе говорится о состоянии кризиса в системе образования, делаются прогнозы ее дальнейшего развития. К сожалению, за сорок лет существования курса истории Казахстана сделано пока мало. Лишь совсем недавно средняя общеобразовательная школа получила учебники по всем действующим курсам истории Казахстана, соответствующим программам 1994 г., а переход на новые программы 2000 г. потребует создания новых учебных книг, так называемых «учебников нового поколения». До сих пор нет методических пособий для учителей по различным школьным курсам (кроме рабочих тетрадей по истории) с учетом возрастных особенностей школьников. Не получили должного освещения вопросы воспитания и развития учащихся на материалах отечественной истории, использования новых образовательных технологий, экспертной оценки новой учебной литературы и др.

Распад СССР застал систему школьного исторического образования Казахстана во время поисков наиболее рациональных путей реформирования. С 1991 г. в государствах СНГ (в том числе в Казахстане) началось лавинообразное принятие программ, концепций, законов об образовании, многие из которых были положительно восприняты обществом, но, к сожалению, оказались недейственными в условиях рыночных отношений. Одновременно с концептуальными разработками были приняты новые программы по истории для средних школ (1994 г.)4. Новым для этих программ было введение двух самостоятельных курсов всемирной и отечественной истории, единая периодизация, широкое использование культурно-исторического материала. На основе государственной политики в области исторического образования стали создаваться учебники по всем курсам истории.

Казахстанские ученые и педагоги видели эффективность реформирования средней школы в формировании новой структуры образования, построенной по линейному принципу в хронологической последовательности. Начавшаяся во второй половине 90-х годов ХХ в. работа по обновлению исторического образования способствовала появлению новых тенденций в отборе содержания отечественной истории, в технологии постановки целей и задач. Она характеризовалась усилением демократизации и гуманизации нашего общества, резким расширением круга доступных источников, устранением «закрытых» тем и привела к существенным качественным сдвигам.

Большое значение имел тот факт, что государственные документы по перестройке преподавания исторических и обществоведческих наук носили разрешительный характер, никому ничего не навязывали, не устанавливали сроков, но давали самостоятельность школам в решении вопросов организации гуманитарных курсов. Учебные заведения впервые в истории школы получили возможность самостоятельно разрабатывать программы курсов, вводить новые дисциплины. Реформа образования, которая осуществляется в настоящее время в РК, связана с комплексом мер, направленных на существенное изменение организационно-экономических, правовых, структурных и содержательных компонентов. Важнейшими факторами, определяющими сущность и направленность процесса реформирования, являются становление Республики Казахстан в качестве независимого государства, развитие различных форм собственности, вхождение Казахстана в мировую образовательную систему. Долгое время школа Казахстана была изолирована от опыта школ за рубежом, так как этот опыт оценивался однозначно негативно. Теперь нам предстоит создавать по существу новую школу, использующую все лучшее, что есть в мировой практике образования. Авторский коллектив новых программ по истории (5-11 классы) под руководством Т.Т.Турлугулова так определил цель изучения всемирной истории: «ознакомление детей со значительными событиями, которые произошли в истории человечества и ценностями, накопленными в ходе развития истории, воспитать их политически грамотными, социально активными патриотами, любящими историю и культуру народов мира, настоящими гражданами своей страны»5. Систематический курс всемирной истории изучается в 5-9 классах основной общеобразовательной школы в общем объеме 221 час учебного времени. Предмет охватывает историю человечества с древнейших времен до наших дней и представляет собой систематический, законченный курс. Основная девятилетняя школа является обязательной для всех, поэтому в программу включены только те материалы, которые обязательны по государственному стандарту образования. Кроме того, особенностями программы являются отказ от европоцентризма, принцип историзма, функциональная полнота знаний, непрерывность образования и др.

Что касается программы по отечественной истории, то она определяет следующие цели и задачи обучения истории Казахстана в школе:

- овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества на территории Казахстана с древности до нашего времени, о социальном, духовном, нравственном опыте, накопленном людьми;

- развитие способностей учащихся на основе анализа осмысления событий и явлений действительности в их уникальной и органической принадлежности к единому потоку исторического движения;

- восприятие идей гуманизма и демократических ценностей, взаимопонимания между народами;

- развитие уважения учащихся к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества;

- уделять больше внимания проблемам идейных и политических течений, характеристикам исторических личностей; всесторонне раскрывать сущность идейно-политической борьбы в 2030 годах в Казахстане, а также политические позиции их активных участников; по возможности сокращать учебные материалы, посвященные истории кровавых войн, переворотов, хозяйственной жизни, а также статистическим данным;

- знакомить учащихся с достижениями казахстанской исторической науки, показывать многосторонние аспекты исторических процессов и наличие альтернативных концепций по тем или иным историческим проблемам;

- уделять больше внимания истории культуры и искусства казахского народа, культурным связям между народами и их взаимообогащению;

- по-новому подходить к изучению религии, раскрывая ее прогрессивную и реакционную деятельность в многовековой истории;

- дать объективную оценку экономическим и культурным достижениям Казахстана в годы Советской власти, а также последствиям тоталитарного режима для казахского народа;

- осуществлять органическую связь изучения истории Казахстана с историей соседних стран, со всемирной историей;

- реализовывать межпредметную связь с такими учебными курсами, как родная речь, литература, география, окружающий мир, философия, экономика, экология и др.6.

Изменения, произошедшие в определении целей и задач обучения истории Казахстана, потребовали от авторского коллектива обновления принципов отбора содержания курса. Кроме общеизвестных принципов, таких как гуманизация и демократизация обучения, авторы программы руководствовались принципами функциональной полноты знаний, непрерывности образования, приоритетности цивилизационного, культурологического и национального подходов, а также дидактическими принципами историчности, научности, систематичности и доступности знаний.

Развитие Республики Казахстан предъявляет чрезвычайно возросшие требования к подготовке молодежи, а поток научных знаний неудержимо нарастает. Все чаще общество выражает неудовлетворенность качеством подготовки выпускников школ, трудностями в овладении большим объемом знаний. Налицо противоречие между возросшими задачами обучения, с одной стороны, и его содержанием и способами - с другой. Чему учить, как научно определить действительно необходимый состав и объем исторических знаний? Как усовершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности в соответствии с развитием казахстанского общества? Эти вопросы сохраняют актуальность и имеют первостепенное значение для реформирования средней общеобразовательной школы РК. Методика преподавания истории Казахстана призвана выделить и обозначить, переработать и синтезировать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и открыть новые закономерности - закономерности обучения отечественной истории. Это будут объективные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержанием, путями, средствами обучения и воспитания и развития, с одной стороны, и результатами обучения (эффективностью, качеством получаемых знаний) - с другой. На основе этих закономерностей можно будет разрабатывать практические рекомендации, охватывающие все стороны обучения.

На изучение истории в основной школе отводится согласно Базисному плану 13 часов в неделю (по 6,5 часа на каждую историческую дисциплину), всего 442 часа в год. При этом предлагается следующая структура исторического образования в средней школе: 5 класс - 34 часа истории древнего мира и 34 часа введения в историю и история древнего Казахстана (2 часа в неделю); 6 класс - 34 часа истории древнего мира и 34 часа истории древнего Казахстана (2 часа в неделю); 7 класс - 51 час истории средних веков и 51 час истории средневекового Казахстана (V-XVII вв.) (3 часа в неделю); 8 класс - 51 час всемирной истории и 51 час истории Казахстана (1940-1914 гг.) (3 часа в неделю); 9 класс - 51 час всемирной истории и 51 час истории Казахстана (1914-2000 гг.) (3 часа в неделю).

В полной средней школе, независимо от профиля, рекомендуется повторение и углубление отечественной истории на более высоком проблемно-теоретическом уровне с введением интегративных, возможно междисциплинарных курсов, дающих целостное представление о современном обществе. Специально вводятся курс «Современный мир» для общественно-гуманитарного направления - 51 час (для естественно-математического - 34 часа), а также курс «Важнейшие периоды и научные проблемы истории Казахстана» для общественно-гуманитарного направления - 51 час (10-11 классы, по 3 часа на тему), для естественно-математического направления - 34 часа (примерно 2 часа на тему). При сохранении базисных теоретических знаний, категориального аппарата науки в средних общеобразовательных школах могут быть предложены альтернативные курсы введения в философию, истории философии, учебные курсы экономической теории и практики хозяйствования, истории и теории мировой и отечественной культуры, религии и атеизма.

Главная проблема кризисной ситуации исторического образования заключается в медленном реформировании. Мы недооцениваем последствия замедленной перестройки преподавания истории Казахстана и все больше отстаем от мирового уровня развития школы. Особенностью «традиционной» методики была ее ориентированность на «среднего» ученика, вследствие чего в учебном процессе преобладали фронтальные формы организации уроков. Этим облегчалось управление и усиливался информационный аспект обучения, но психологический аспект (развитие личности) недопустимо редуцировался. В концепции исторического образования, новых программах (2000 г.) и учебниках «нового поколения» развитие личности ставится на первое место. С устоявшимся представлением педагогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогических усилий, связаны многие проблемы современного образования.

Гуманистический подход перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью и через свою личность влиять на учащихся. Важнейшими условиями реализации разработанной стратегии являются: своевременный выпуск комплектов учебников по новой структуре исторического образования (пока мы имеем учебники «нового поколения» для учащихся 5,6,7,8 классов); оперативное методическое обеспечение нового содержания образования в условиях быстрого обновления содержания и концептуальных подходов к историческому образованию; внедрение современных личностно-ориентированных педагогических технологий, методик развивающего обучения, вовлечение учеников в различные формы познавательной деятельности, отработка на уроках истории умений и навыков, необходимых для социализации личности и, наконец, создание фонда средств обучения по отечественной истории, так как изменения, происходящие в содержании исторического образования, не подкреплены современными учебно-наглядными и аудиовизуальными пособиями.

Особенность изучения отечественной истории в средней школе заключается в том, что учитель истории почти не располагает разнообразными источниками, средствами обучения для раскрытия неповторимых черт эпохи, психологии, мыслей и чувств участников событий, для ознакомления школьников с условиями, в которых жили и трудились люди на территории Казахстана. Эффективно решать образовательно-воспитательные задачи уроков по истории Казахстана можно лишь при комплексном использовании имеющихся в распоряжении учителя средств обучения, при умелой организации познавательных действий школьников. Как же осуществляется комплексное использование средств обучения? Прежде всего, учителю истории необходимо составить учебно-методический комплекс по конкретному курсу. Конечно, определенная работа в Республике Казахстан ведется, но очень медленно и лишь по некоторым направлениям. До сих пор школы испытывают острый недостаток в исторических картах и атласах, отсутствуют комплекты учебных картин, хронологические и синхронистические таблицы, справочники по археологии, отечественной геральдике, нумизматике и т. д. Между тем различные средства обучения, обладая специфическим воздействием на учащихся, выполняют определенные дидактические функции и являются важным условием активизации познавательной деятельности на уроке. Источниками новых знаний по истории Казахстана могут быть: документы эпохи, хрестоматии по курсу; книги для чтения; фотохроники (новейшее время); учебные документальные кинофильмы (о конкретных событиях или людях); серии цветных учебных картин по курсам истории Казахстана; комплекты портретов исторических деятелей по каждому периоду (с характеристикой); комплекты исторических карт большого формата; материалы по культуре Казахстана разных эпох (жилище, типы одежды и утвари, украшения, оружие и орудия труда); звукозаписи казахских музыкальных произведений; рабочие тетради по истории для индивидуализации обучения, тесты, которые значительно облегчат учителю проверку темы, раздела, курса и подготовят школьников к поступлению в вузы; карточки-задания, карточки-инструкции для групповой работы; методические пособия по курсам (разработки уроков); варианты планирования блоков уроков; сборники мифов, легенд, преданий казахского народа, героического эпоса и социально-бытовых поэм на русском языке; хронологические таблицы, логические схемы, графики, диаграммы; родословные казахских ханов; справочники по вспомогательным историческим дисциплинам, адаптированные для учащихся 5 классов; серии литературно-художественных и мемуарно-публицистических произведений по отечественной истории; краеведческий материал и др. Этот список можно было бы продолжить, однако, ограничимся перечисленным, так как простое перечисление необходимых учебно-наглядных материалов и аудиовизуальных средств - яркое свидетельство того, что необходимо не обновление, а создание совершенно нового фонда средств обучения.

С содержанием исторического образования органично связана технология обучения, которая несет в себе личностные качества автора. Одна и та же технология может применяться по-разному: более или менее добросовестно или творчески. И хотя результаты будут разными, они будут близки к некоему значению, характерному для определенной технологии. Сегодняшняя ситуация принципиально изменилась и дала простор для инновационного поиска: это и организационные преобразования, и интеграция учебных предметов, и целевой отбор содержания исторического образования, и экспериментальная проверка новых технологий обучения, и новые диагностические методики, дающие возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах. Поиски новых форм организации обучения вновь привели к использованию опыта концентрированного обучения, теоретически обоснованного в государственном стандарте и программах 1999 и 2000 годов: основная школа (5-9 кл.) - первый концентр, полная средняя школа (10-11 кл.) - второй концентр. В первом концентре исторического образования предусматривается изучение всемирной и отечественной истории с древнейших времен и до наших дней в равном объеме учебного времени, а во втором концентре знания старшеклассникам даются по проблемно-тематическому принципу. Учитель истории уже не навязывает учащимся какое-либо единственно правильное утверждение, как это делалось раньше, а дает возможность реализовать их права на свободный выбор взглядов и убеждений. Но он обязан сделать все возможное, чтобы свободное самоопределение личности осуществлялось осознанно, на основе научных знаний, целостного видения мира, наиболее важных проблем, которые стоят перед человечеством.

Преподавание истории на современном этапе требует поиска наиболее эффективных решений многих вопросов: правильное определение целей и задач современного исторического образования, развитие познавательной активности школьников, разнообразные способы диагностики, формирование знаний и умений на творческом уровне. Методика преподавания отечественной истории, как и вся дидактика переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Трудности возникают в связи с тем, что в учебных планах школы увеличивается число изучаемых дисциплин, а время на их изучение сокращается. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания истории, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

Решение образовательных, воспитательных и развивающих задач в системе личностно-ориенти-рованного обучения направлено на развитие и саморазвитие личности, строящей и совершенствующей себя. В связи с этим изменяется роль и характер деятельности как учителя, так и ученика. Помощи со стороны взрослых не должно быть слишком много, иначе она станет тормозом активности ребенка. Постепенный переход от педагогической помощи к педагогической поддержке, а затем к педагогическому продвижению предполагает изменение акцента с методов и приемов работы учителя - к способам учебной деятельности самого ученика. Методами и приемами, стимулирующими развитие познавательного потенциала учеников, будут: 1) педагогическая помощь - поощрение и порицание, технология педагогического требования, игры и игровые формы организации учебной деятельности; 2) педагогическая поддержка - аргументированный выбор учебного содержания, темы, источников, способов ее выполнения, формы отчетности, режима работы, определения наиболее рационального способа выполнения задания; 3) педагогическое продвижение - самооценка по плану, схеме, самоанализ содержания, самооценка своих познавательных способностей и выбор коррекционных занятий по развитию памяти, самостоятельное составление опорных схем по изучаемому материалу.

Таким образом, мы можем говорить о том, что учебный процесс является очень сложным процессом объективной действительности, включающим большое количество разнообразных связей и отношений. Обучение как специально организованная деятельность значительно ускоряет темпы индивидуального развития каждого школьника.

Ученик в школе на каждом уроке, в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким использованием современных технологий обучения, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования. Достичь оптимального построения обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания, а также на основе учета особенностей внутренних и внешних условий данного класса.

Список литературы

  1. Гуревич Я.Г. Опыт методики истории // Педагогический сб. - М., 1877. 1У. - С. 376.

  2. Андреевская Н.В., Вернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. - М, 1947; Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания в старших классах. - М., 1959; Волобуев О.В., Клокова Г.В. Методика преподавания истории СССР (VIII-IX кл.). - М., 1979; Зиновьев М.А. Основные вопросы методики преподавания истории. - М., 1955; Карцов В.Г. Очерки обучения истории СССР в VIII-X классах. - М., 1955; Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII-X классах. - М., 1977; Он же. Идейно-нравственное воспитание в обучении истории СССР. - М., 1983; Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. - М, 1964; Редько А.З. Психологические особенности усвоения истории учащимися 4-8 классов. - М.,1961; Стражев А.И. Методика преподавания истории. - М., 1964.

  3. Турлугулов Т.Т. Раскрытие в процессе преподавания истории Казахской ССР особенностей перехода казахского народа от феодализма к социализму// Сб. НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. - М., 1979.

  4. Программы по истории 5-11 классы. - Алматы, 1994.

  5. Программы по истории 5-11 классы. - Алматы, 2000.

  6. Там же. - С. 3, 57-58.

ПАМЯТКА

по изучению состояния методической работы и преподавания истории и географии

Район Уилский район (15.11 - 16.11.2012 г.)

1.Анализ состояния методической службы по району:

-анализ работы методического кабинета по изучаемому предмету на текущий период;

-планирование работы методической службы;

-работа с педагогическими кадрами: создание творческих микрогрупп по проблемным вопросам;

-методическая работа по предмету: организация семинаров, круглых столов, творческих мастерских, предметных объединений и т.д.;

2.Анализ качества образования по изучаемым предметам затекущий период:

-анализ и планирование;

-анализ уровня преподавания изучаемых предметов;

- подготовительная работа по ЕНТ:

  • результаты промежуточного тестирования за 10- 11 класс, работа педсовета школы по подготовке к ЕНТ;

  • анализ тестового материала: по предмету, по количеству изучаемых тем в ГОСО;

  • работа с родителями;

  • психологическое сопровождение;

  • сведения об ответственном учителе по подготовке к ЕНТ;

-работа с одаренными учащимися (системность планирования, защита проектов, конкурсы, олимпиады, результативность);

-работа с слабоуспевающими (системность планирования, результативность).

3.Выявление профессионального, методического уровня учителей : преподавания истории и географии

-работа методических объединений: планирование, анализ работы за прошлый учебный год, самообразование, взаимопосещение;

-работа с педагогическими кадрами: определение качественного состава учителей (по стажу, категории, образованию), школа молодого учителя, наставничество;

-качество знаний по предметам (диаграммы, процентное соотношение);

-самообразование учителя;

-материально - техническая база: наличие кабинетов и оснащенность, методическое обеспечение кабинетов.



© 2010-2022