Конспект урока Принятие христианства на Руси 6 класс

Конспект урока в 6 классе на тему: «Принятие  и распространение христианства на Руси».   Цель: познакомить учащихся с основами вероучения – христианство - ; необходимость принятия новой религии на Руси, как происходило крещение и его последствия для средневековой Руси. Задачи: 1) обучающая; дать представления учащимся о православии, о ее первых шагах на Руси, готовность населения принять новую религию, ее распространение по стране и значение принятия православия для Руси, как средневекового госу...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 6 классе

по теме: «Крещение Руси».

Разработала Стаценко О.Н.

учитель истории МОУ «СОШ №8»

На данном урок были использованы следующие современные образовательные технологии:

1. Многоуровневое обучение (самостоятельная работа учащихся по заданным вопросам);

2. Развитие исследовательских навыков (сообщения, подготовленные учениками: поиск и анализ материала, выводы по изученному материалу, составление таблицы по подготовленному дополнительному материалу, работа с документом).

3. Технология игрового обучения (сценка по теме).



Конспект урока Принятие христианства на Руси 6 классКонспект урока Принятие христианства на Руси 6 классКонспект урока Принятие христианства на Руси 6 классКонспект урока Принятие христианства на Руси 6 классКонспект урока Принятие христианства на Руси 6 классТип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок - исследование

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, первой религиозной реформой, событиями крещения Руси, методами крещения.

2. Развитие творческих способностей, аналитического мышления, навыков работы с источниками и литературой, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитание патриотизма, развитие коммуникативной культуры, умение слушать.

Оборудование: элементы одежды представителей различных религий (для инсценировки);

карта "Русь в IX - XII вв."; иллюстративный материал; документ (отрывок из «Повести временных лет» Нестора):

1) о выборе вер (инсценировка);
2) о крещении Владимира, киевлян, жителей Новгорода (раздаточный материал).

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I этап

Проверка домашнего задания

Учитель проводит фронтальный опрос по домашней теме.

Учитель выставляет оценки за домашнее задание и работу возле доски (знание дат и определений).

  1. Работа учащихся у доски (даты и определения).

  2. Домашние кроссворды по теме: «Религия восточных славян».

  3. Фронтальный опрос по домашнему параграфу.

II этап

Постановка проблемного вопроса о необходимости принятия новой веры

Учитель формулирует тему, задачи урока, формулирует вопрос для исследования: «Зачем нужно было принимать новую религию? На какой из предложенных религий остановиться?».

Эвристическая беседа: политические задачи правления князя Владимира, возможность реализации главной внутриполитической задачи.

Записывают тему урока в тетрадь.

Пытаются ответить на проблемный вопрос.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о необходимости религиозной реформы.

III этап

Новый материал

Рассказ о 1 религиозной реформе 980 г.



Формулирует вопросы по теме:

1.Попробуйте определить причины принятия христианства на Руси

2. Работая с картой, определите религиозную принадлежность государств-соседей Руси).

Задаёт наводящие вопросы









Задаёт наводящие вопросы:

На каком языке проводится богослужение в православии и католичестве?

Каково взаимоотношение между церковной и княжеской властью в православии и католичестве?







Предлагает учащимся работу с историческим документом: отрывок из «Повести временных лет» Нестора.





Стремясь облегчить славянам принятие христианства,церковь освятила некоторые языческие праздники.

Какие языческие праздники вы можете назвать?

Внимательно слушают, делают вывод о том, что реформа не достигла цели, необходима новая вера.

Сравнивают общественное и социальное положение племен в разное время, делают вывод о том, что примитивная языческая религия не объясняла изменения положения.

Работа по группам.

1 группа учащихся работает с учебником и формулирует причины принятия христианства на Руси (записывают их в тетрадь).

2 группа учащихся работает с картой «Соседи Руси» и пытается определить религиозную принадлежность государств-соседей.

3 группа учащихся вспоминает из курса 6 класса основные религии и их отличительные черты.

Все вместе делают вывод, что Русь была единственной языческой страной, а значит нужно преодолеть изоляцию. Русь могла принять любую религию.

Смотрят инсценированную учащимися легенду о выборе веры

Два ученика делают сообщение о знакомстве русских с христианством (исследовательская работа: поиск и анализ материала осуществлялся учениками заранее), представляя свои выводы в виде таблицы.

Ученики записывают в тетрадь таблицу:

Византия

Рим

Хазария

Волжская Булгария

Христианство

иудаизм

ислам

?

Делают выводы-примерные ответы:

Владимир решил принять христианство, т. к.:

-православные храмы - красочны;

- не противоречила русским

обычаям;

- на Руси были христиане - Ольга (бабка Владимира).

Остальные ученики:

Сравнивают принципы православия и католичества, делают вывод о том, что организация православной церкви больше подходила Руси (возможность использовать свой язык в богослужении, подчинение церкви государству).

Ученики записывают в тетрадь таблицу:

? ХРИСТИАНСТВО

по Римскому образцу

По Византийскому образцу

Богослужение только на латинском языке

Разрешено вести службу на родном языке

Во главе церкви-папа Римский

Во главе церкви-глава светской власти-император, ему подчиняется патриарх

Приобщение к Византийской культуре, кн. Ольга первая из русских князей приняла христианство

Работа учащихся с документом отрывки из "Повести временных лет" Нестора. Отвечают на вопросы:

  1. Какое имя получил князь после крещения?

  2. Зачем летописцу рассказ о слепоте князя?

  3. Где и когда крестились киевляне?

  4. Как отнеслись киевляне к идее крещения?

  5. Как крестили жителей Новгорода?

  6. Какие средства использовал князь для крещения народа?

1 и 3 ответы записать в тетрадь.

Записывают в тетрадь дату принятия христианства.

Отвечают на поставленный вопрос (Масленица, Ивана Купала, верования в домовых, леших, коляды на Рождество, Поклонение Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, вместо Велеса-святой Василий).

IV этап

Закрепление материала

Двое учащихся делают вывод о причинах крещения (подводят итог беседы):

  • способствовала объединению страны;

  • способствовала преодолению международной изоляции;

  • могла объяснить социальное неравенство (нет власти не от бога);

  • православие было известно на Руси;

  • Русь имела давние связи с Византией;

  • религия более могущественного гос-ва могла способствовать авторитету Руси;

  • особая церковная организация (не противоречит обычаям, утверждает гос. власть).

V этап

Домашнее задание.

Учитель формулирует домашнее задание:

1. Параграф 5.

2 Зная причины принятия христианства, самостоятельно исследовать результаты крещения.

Домашнее задание:

Значение принятия христианства на Руси:

1.Изменение международного положения Киевской Руси;

2. Укрепление княжеской власти;

3. Духовное единение различных восточно-славянских племён;

4. Смягчение нравов;

5. Распространение письменности;

6. Бурное строительство церквей;

7. При церквях и монастырях создавались школы;

8. Развитие ремесла;

9. Иконопись;

10. Совершенствование огородничества;

11. Объяснение социального неравенства

Сценка.

Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.

Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммада.

Владимир: А какова вера ваша?

Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммад, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.

Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.

Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы - простому дереву.

Владимир: В чем вера ваша?

Католик: Все, что мы делаем - во славу Божию.

Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.

Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.

Владимир: Где же земля ваша?

Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.

Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.

Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.

Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.

1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.

2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.

3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.

Владимир: Так посему и быть.

Отрывок из «Повести временных лет « Нестора.

В 988 г. пошел Владимир с воинами на Корунь (в Крыму), город греческий, и взял его. Тогда князь послал греческим императорам, что если они не выдадут за него сестры своей Анны, то и с Константинополем будет тоже, что и с Корсунем. Анну долго уговаривали, но она боялась и плакала, говорила, что ни за что не пойдёт за язычника. Владимир, по поставленному условию, должен креститься. Князь велел объявить, что он и сам решил креститься, ждёт только царевны и священников. Анна прибыла в Корсунь.… У Владимира в это время разболелись глаза, так, что он не мог ничего видеть. Царевна посоветовала ему для излечения поскорее креститься. А после совершения над ним таинства крещения глаза его выздоровели. Примеру князя последовали многие из дружины его. Вслед за этим Владимир вступил в брак с царевной и возвратился в Киев, взяв с собой священников, мощи, иконы.

Владимир пришел в Киев, крестил всех близких людей; тотчас велел ниспровергать кумиров: одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы в ручей (Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, многие на берегу плакали, кричали: "Нашего князя околдовали греки", "Не отдадим на поруганье богов", "Всплывай, всплывай, светлый бог!".

…Священники ходили по городу и учили народ вере христианской…

После этого Владимир послал по всему городу со словами: "Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня".

На следующее утро на Днепре собралось много народу. Люди садились на землю, снимали обувь, входили в воду, священники совершали молитву. Но многие были недовольны, не понимая, что с ними происходит. Так совершалось крещение.

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли идолы. На том месте, где стоял идол Перун, Владимир поставил храм в честь своего ангела (святого Василия).

И начал Владимир строить по городам церкви, а людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у знатных людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…

..А новгородцы долго отстаивали своих языческих богов. Только когда город был взят тысяцким Путятой и Добрыней, дядей Владимира, они согласились креститься. Но и после этого многих воины силой тащили в Волхов для крещения, а многие прибегали к обману и разным хитростям.

Вопросы к тексту:

  1. Какое имя получил князь в крещении?

  2. Зачем летописцу рассказ о слепоте князя?

  3. Где и когда крестились киевляне?

  4. Как отнеслись киевляне к идее крещения?

  5. Как крестили жителей Новгорода?

  6. Методы крещения (обобщение).





Конспект урока Принятие христианства на Руси 6 класс Крещение киевлян

Конспект урока Принятие христианства на Руси 6 класс Крещение кн. Ольги

© 2010-2022