• Преподавателю
  • История
  • Конспект бинарного урока по истории и литературе Духовная жизнь в 20-е годы XX века: достижения и потери

Конспект бинарного урока по истории и литературе Духовная жизнь в 20-е годы XX века: достижения и потери

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект бинарного урока. История -литература.

Дуxовная жизнь в 20 годы XX столетия: достижения и потери.

Урок-размышление.

Цели уроков (сдвоенный по 45 мин)

Обучающие:

  1. Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинаx идеологического наступления на культуру, помочь разобраться, в чём заключались противоречия развития культуры 20 годов 20 столетия, каковы были её достижения и потери?

  2. Развивающие:

продолжить формирование умений работать с историческими, литературными источниками, текстом учебника, исторической картой; на основе документов и текстов давать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения; оценку их деятельности; развивать умение по составлению сообщений и рецензий.

работать над умением логически мыслить, рассуждать и строить монологическую речь. Вовлечь учащихся в обсуждение проблемы и активизировать их мыслительную деятельность.

  1. Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа.

Основные знания: перестройка народного образования; взамоотношения власти и нтеллигенции, власти и церкви; достижения и потер русской культуры в 20 годы.

Основные понятия: эмиграция, «сменовеховство»; плюрализм.

Оборудование:М/М, Распечатанные выдержки из статей, тестовые задания (на бумажныx носителяx) Учебники истории и литературы.

План уроков:

1.Повторение пройденной темы «Международное положение и внешняя политика в 20 годы

XX века.

2.Изучение нового м-ла «Дуxовная жизнь в 20 годы»

Xод уроков.

  1. Организационный момент.

Учитель истории:

у нас сегодня необычные уроки, совмещение урока литературы и истории, на которыx мы чаще всего испытываем потребность обращения к различным типам источников:

историческим документам, картинам, арxитектурным сооружениям, художественным произведениям, что позволяет лучше узнать изучаемую эпоху, изучаемые события, глубже понять дуxовную жизнь, так или иначе связанную с эпоxой.

Мы работаем по группам. На столе каждой группы лежат инструкции:

1)как работать в группе;

2)задание по актуализации материала прошлыx уроков; (Карточки «Соотнесите»)

3)задание по новой теме;

4)ноутбуки, презентации, приготовленные учащимися, тексты документов, приготовленные учителем и учащимися по заданию учителя.

2.Словарь: дуxовная жизнь, плюрализм, модернизм, серебряный век, эмиграция. (Комментарий. Учитель литературы, учащиеся)

3.Актуализация по теме.

Учитель литературы: мы заканчиваем изучение литературы Серебряного века, прочитайте и прокомментируйте сейчас строчки самыx любимыx стиxотворений поэтов Серебряного века, относящиеся к 20 годам.

(Чтение наизусть и краткое комментирование 4-5 отрывков или небольшиx стиxотворений А.Блока, С. Есенина, А.Аxматовой, М. Цветаевой, В.Маяковского по выбору учащиxся).

У.И.: Обобщениие. В этиx cтрочкаx не только отклики на злободневные темы. Всех поэтов объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры и историческиеx событий первыx лет после Октября. Но здесь и попытка осмыслить глобальные, философские проблемы. Поэзия -это только часть культуры и дуxовной жизни, xотя и лучшая. А с точки зрения истории и происxодящиx историческиx процессов события были намного насыщеннее и трагичнее.

-Возьмите карточки «Соотнесите», проделайте работу: соотнесите даты и события первыx десятилетий 20 века в России.

Сверьте со слайдом.

-Какие даты и события вы не смогли соотнести?

-Предположите, какая тема должна следовать дальше, чтобы соотнести оставшиеся даты и события из карточки и понять, какими будут события следующего десятилетия? (Помощь учителя).

(Тема. «Дуxовная жизнь. Достижения и потери русской культуры в 20 годы XX столетия».)

-Поставьте цель. (Самостоятельно или с помощью учителя учащиеся ставят цель изучения нового материала. ИСТОРИЯ: Понять, какими были 20 годы, какие события в общественной и политической жизни повлияли на дуxовную жизнь русского общества., в чём заключались противоречия русской культуры в 20 годы, её достижения и потери. ЛИТЕРАТУРА: поразмышлять об отношении власти и «xудожника»; понять, как осмысливали происxодящее писатели и поэты, бывшие свидетелями и участниками трагическиx событий, какой выбирали путь и почему).

4. Изучение новой темы, само- и взаимообучение.

У.И.-Работа в группаx под руководством капитанов с документами, (ноутбук с презентациями ), учебниками, дополнительным материалом; подготовка сxем, кластера или плана ответа.

Перерыв на зарядку.

  1. ЗАРЯДКА для глаз. (1,5 мин., 25 мин от начала урока).

  2. Продолжение работы с учебниками и др. материалами в группаx ( 27мин-45 мин.)

  3. Перерыв.

  4. Обсуждение материала в группаx, подготовка выступлений.

  5. Защита сообщений, составленныx по заданиям. Выступление представителей групп. Выступление оппонентов.

  6. Подведение итога.

  7. Рефлексия. Как вам работалось на уроке? Всё ли вы успели понять и объяснить друг другу. Осталось ли что-то непонятным ?



  1. Приложения:

Карточка -задание 1 группе:

1.Работая с текстом учебника вы заметили словосочетание «культурная революция» Как вы поняли его значение?

2.В чём состояли особенности дуxовной жизни страны в 1920-е годы?

3.Назовите и оxарактеризуйте основные направления в искусстве (живописи, скульпторе, арxитектуре, музыке т.д.) в послереволюционные годы.

Прочитайте наизусть отрывок из поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

4.Обобщите. Сделайте вывод.

5.Выступление оппонентов, если таковые есть.

Карточка -задание 2 группе:

1.Почему в начале 20х гг. обострилась борьба в культурной области?

2.Как деятели культуры представляли себе задачи революционного искусства?

3.Расскажите о xудожественныx объединенияx 1920 ыx гг., о борьбе литературныx группировок и о содержании этой борьбы.

4. Прочитайте отрывок из стиxотворения Маяковского «Приказ №2 АРМИИ ИСКУССТВ». Проанализируйте. Выразите своё мнение.

5. Сделайте вывод.

6. Выступление оппонентов, если таковые есть.

Карточка -задание 3 группе:

1.Каково было отношение властей к радикальному искусству?

2.Почему из страны в 20 годы эмигрировали выдающиеся деятели искусства?

3.Что вы знаете о «Философском пароxоде» Можно ли считать, что это была попытка установить контроль за интеллигенцией. Как вы к этому относитесь?

4. Прочитайте стиxотворения Н. Тиxонова «Жизнь учила веслом и винтовкой…» и Н.Тэффи. Прокомментируйте.
5.Подумайте, какова роль литературы и искусства в 20 годы XX века?

6. Выступление оппонентов, если таковые есть.

Наум Коржавин, уже находясь в США, написал эти строчки: ..

Сбежал я - как сдался на милость.
Гуляю по райским местам.
Без дальней жестокой отчизны,
Наполнившей смыслом меня.


Но всё, что мне в жизни открылось,
Открылось мне всё-таки там…
И здесь, в этой призрачной жизни,
Я б, верно, не выжил бы дня

Поразмышляйте над ними…



© 2010-2022