План - конспект урока по истории Рооссиив 6 классе

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока истории России в 6 классе

«Московское государство в конце15-начале 16 века»

1. Ф.И.О Тюмина Антонина Михайловна

2. Место работы МБОУ Никольская СОШ

3. Должность учитель

4. Предмет история

5. Класс 6 класс

6. Тема и номер урока в теме. Московское государство в конце 15- начале 16 века

7. Базовый учебник История России 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М. Просвещение. 2012 г.

8. Цель урока: познакомить с управлением Московской Руси в конце 15-начале16 в.в.

9. Задачи:

- обучающие

а.) сформировать у учащихся знания по системе управления государством в 15-16 в.в.

б.) помочь учащимся сформировать образ Ивана Третьего как русского самодержца.

в.) раскрыть причины изменения характера и структуры великокняжеской власти.

- развивающие
а.) развивать навыки работы с учебником, картой, ИКТ, дополнительной литературой, навыки самоконтроля.

б.) продолжить работу по формированию умений работать с понятиями, сравнивать их, делать анализ текста и выводы по тексту, умений работать со схемой.

- воспитательные

а.) воспитывать любовь к Родине, к ее историческому прошлому.

б.) воспитывать самодисциплину и навыки самостоятельной работы.

10. Тип урока - комбинированный с применением ИКТ.

Основные этапы урока: 1. Повторение изученного материала.

2. Создание проблемной ситуации и работа по ее разрешению.

3.Получение новых знаний.

4. Выделение главного, закрепление и контроль усвоения.

11. Формы работы учащихся:

-фронтальная беседа.

- тестирование.

-работа в парах.

- работа с книгой.

- групповая работа.

- самостоятельная работа.

- применение знаний в новой ситуации.

12. Характеристика основных видов деятельности на уровне учебных действий.

- показывать на исторической карте территорию Московской Руси в конце 15 - начале 16 века;

- объяснять смысл понятий: кормление, Боярская Дума, местничество, приказы, поместье,Судебник.

- уметь работать с историческим документом и делать на его основе выводы.

13.Ожидаемые учебные результаты.

После этого учебного занятия учащиеся смогут:

- называть и объяснять основные понятия, характеризующие государственную власть в Московском государстве;

- уметь высказывать свое мнение, строить работу в малой группе, вести диалог, взаимодействовать с другими учащимися.

- закрепят навыки работы с текстом по отбору информации, ее осмыслению.

14. Необходимое техническое оборудование:

- компьютер, проектор, экран.

- карта «Образование централизованного русского государства».

15. Структура и ход урока.

Структура и ход урока

Этап урока. Использование НСО и ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

Методические

обоснованиея

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Рабочее место ученика

1 мин

Настрой на работу на уроке.

2

Повторение изученного. Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ивана Третьего»

  1. Фронтальный опрос.

- Назовите причины собирания русских земель вокруг Москвы?

- Подсчитайте, сколько лет продолжалось монгольское иго?

- Сколько лет велась борьба Москвы и Твери?

- Сколько лет просуществовала Новгородская республика?

- Используя карту, оцените значение присоединения новых территорий для Московского княжества.

Заполнение таблицы: - какие действия Ивана Третьего можно отнести к внутренней, а какие к внешней политике?

- Объясните, почему стало возможным освобождение от монгольского ига?

Тестирование (прилож.)

Ответы на вопросы учителя



Самостоятельная работа по карточкам.





Работа с картой атласа и настенной картой



Работа с таблицей в рабочей тетради

Решают тесты

10 мин

Развитие навыков самостоятельной работы







Развитие умений работы с картой

Развитие умений работы с таблицей, умений анализировать текст и делать выводы

Взаимоконтроль и самоконтроль

3

Постановка целей урока, мотивация деятельности учащихся, создание проблемной ситуации.

Слайд- карта Киевская Русь 9-12, 12-13 в.в

Вспомните, каким было управление Древнерусским государством? ( карта «Русское государство в 12-15 в.в.»)

Сегодня мы познакомимся с управлением Московской Руси.

Тема урока: Московское государство в конце 15 -начале 16 века.

План урока:

1.Как управлялась Московская Русь.

2. Кто помогал государю управлять государством.

3.Как в государстве вершился суд

Ребята Московское государство еще называют «единое российское» , как вы думаете, почему?

Постановка проблемы: «Почему о Московской Руси конца 15-16 в. можно говорить как о едином Российском государстве?»

Вспоминают и называют систему управления Киевской Руси.



Записывают в своих тетрадях тему и план урока





Затрудняются ответить, отмечают , что произошло объединение русских земель под властью Ивана Третьего.

3 мин

Актуализация знаний





















Выявление противоречий и умения найти проблемную ситуацию

4

Объяснение новых знаний.

Управление государством.

Работа со схемами «Управление государством», иллюстрациями, таблицами.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с заданием в группах.

Задания группам: прочитать текст учебника и ответить на вопросы:

1 группа: -Как управлялась Московская Русь и кто помогал государю управлять государством.

2 группа: Какие изменения произошли в войске.



3 группа: - Как в

государстве вершился суд. (вопросы для групп см.приложение)

Какие же изменения произошли в управлении государством в правление Ивана Третьего?

Самостоятельная работа в группах.

Запись понятий в тетрадь:

Боярская Дума, приказы, уезды, наместники, местничество, кормление, дворяне, дети боярские.

Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с таблицами и схемами



Отвечают на вопросы, смотрят презентацию, работают с понятиями, схемами.

Ответы учащихся

20 мин

Умения самостоятельной работы с текстом учебника, развитие навыков работы со схемами.



Умения анализировать информацию из разных источников. Систематизировать ее и делать выводы.

5

Решение проблемного вопроса. Закрепление.

Иллюстрации: печать, герб, Московский Кремль

Почему о Московской Руси конца 15 -начале 16 века можно говорить как о едином Российском государстве.

Обсуждают, делают выводы

6 мин

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подводит итоги урока, отмечает наиболее активных учеников, ставит оценки.

Что вам понравилось на уроке и что вас заинтересовало на уроке?

Определяет Д.З

Высказывают свое отношение к теме урока и правлению Ивана Третьего

3-5 мин

Стимулирование мотивации к обучению







ПРИЛОЖЕНИЕ.

ТЕСТ.

  1. Объединение русских земель завершилось:

а) в конце 15 - начале 16 века.

б) в середине 15 века.

в) в 16 веке.

2. Особую роль в объединении Руси сыграл князь:

а.)Иван Калита

б)Дмитрий Донской.

в) Иван Третий.

3. Битва на реке Шелонь произошла:

а) 1471 г.

б) 1371 г.

в) 1380 г.

4. Присоединение Великого Новгорода произошло:

а) 1478 г.

б) 1468 г.

в) 1458 г.

5. Тверское княжество вошло в состав Московской Руси в :

а)1475 г.

б) 1485 г.

в) 1495 г.

6. «Великое стояние на реке Угре» произощло:

а) 1480 г.

б)1475 г.

в) 1490 г.





Вопросы для групп.

1 группа.

1.Каким было управление Московской Русью.

2. Когда и как стал величать себя Иван Третий.

3. Что изменилось в престолонаследии.

4. Какой совещательный орган был при царе и чем он занимался

5. Что такое приказы и чем они занимались.

6. Кто и как управлял русскими землями.

2 группа.

1.Кто помогал государю управлять государством.

2. Чем занимались бояре, окольничьи, дьяки.

3. Что такое местничество.

4. Кто входил в государев двор.

5. Кого называли дворянами.

6. Чем занимались дети боярские.

3 группа

  1. Из кого состояло войско царя.

  2. Что нового появилось в войске царя.

4 группа.

  1. Кто в государстве вершил суд.

  2. Что нового появилось в законодательстве.

  3. В чьих интересах был составлен Судебник.

© 2010-2022