Методическая разработка урока Историческая оценка деятельности и личности Петра I

Методическая разработка выполнена в виде таблицы, в которой показаны действия учителя на разных этапах урока, действия обучающихся, УУД и возможные результаты. Технология проведения урока: шесть шляп мышления. Она дает возможность рассмотреть деятельность и личность Петра I с разных сторон, с учетом разных оценок и мнений среди историков разных времен, сделать собственные выводы.
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему «Историческая оценка деятельности и личности Петра I»

Цель урока: сформировать у обучающихся понимание прогрессивной, хотя и противоречивой сущности преобразовательной деятельности Петра I

Задачи:
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания;

• развивать навыки отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;

• формировать у обучающихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, развивать умения работать с историческим документом;

• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, работа с историческим документом.

Метод: «Шесть шляп мышления»



I. Органи-

зационный

1-2 мин.

Приветствует обучающихся, проверяет их присутствие и готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

Организация учебной деятельности

II. Моти-

вация

Объявляет о начале последнего урока по эпохе Петра I и применяемый метод «Шесть шляп мышления»

Знакомятся с позициями «Шляп»

Коммуникативные:

проявить желание действовать согласно алгоритму, готовность работать в паре (группе)

III. Создание проблемной ситуации. Формули-

рование

задач урока

На предыдущих уроках мы познакомились с переломной эпохой в истории России - эпохой Петра I. Убедились в том, что Пётр оказался одним из самых влиятельных правителей в истории
Российского государства. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока и какие вопросы нам предстоит еще выяснить?

Предполагаемые ответы:

-повторить материал;

-подвести итог, какие последствия имели преобразования Петра I?

-дать оценку деятельности царя

Регулятивные умения:

определять цель, проблему в деятельности (учебной и жизненно-практической), выдвигать версии.

Коммуникативные:

планировать учебные действия при взаимодействии с учителем и одноклассниками

Личностные: осознание себя значимым субъектом

Познавательные:

логические действия - анализ изученного материала

Воспитание активной личности

Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.

Анализ изученных материалов

IV.

Актуализация знаний обучающихся

1. Красная шляпа. Чувства, эмоции, интуиция.

Личностные: умение организовать себя

Регулятивные:

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели.

Умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, саморегуляция.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.






Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам.





- Как бы вы охарактеризовали Петра?

- В качестве кого представили бы человеку, который о Петре мало знает?

Обсудить в группах и высказать без аргументации

-долго воевал, «прорубил окно» в Европу;

- создал армию, флот, выиграл Северную войну;

- людям приходилось подчиняться и терпеть его произвол;

- заставил брить бороды, носить одежду на европейский манер;

- провел много реформ, изменивших Россию;

- ввел новые обычаи, Новый год, фейеверки;

- открыл много школ, поощрял достойных людей, помогал их продвижению;

- заставлял переходить на европейские манеры

2. Белая шляпа. Факты.









- Как оценивали деятельность Петра при жизни?

- Как оценивали деятельность Петра во второй половине XVIII в.?

- Как оценивали деятельность Петра в XIXв.?



- Спор актуален до сих пор. Особенно остро разгорался в переломные моменты истории России

-антихрист первоначально и титул Великого к концу царствования

-выступление докладчика с кратким сообщением (признание успехов, но и осуждение за повреждение нравов)

-выступление докладчика с кратким сообщением (спор между западниками (положительная оценка) и славянофилами (отрицательная) о дальнейшем пути развития России.


3. Черная шляпа. Критика. Отрицательная оценка деятельности и личности Петра I

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог

Осмысление социально-нравственного опыта, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.






Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках;
сравнение данных разных источников, выявление их сходства и различия.




- за что современ-ники критиковали Петра I? Кратко сообщите факты, аргументы



-За что критиковали Петра историк Карамзин, славянофил Аксаков


-уничтожал всё традиционно русское;

-жестокость,

-спешность,

-огромное напряжение сил народа;

-тяжесть налогов;

-распутство;

-жесткий контроль,

-требование безусловного подчинения;

-фаворитизм.

Работа с документом

4. Желтая шляпа. Позитивный настрой. Положительная оценка Петра I

- За что и когда Сенат преподнес Петру титул «Великого»?

- В чем заключалась положительная оценка, данная Чаадаевым, Соловьевым, Ключевским?

Называют дату и событие

Чтение высказываний, оценок

5. Зеленая шляпа. Творческий подход.

Личность Петра I в произведениях искусства.

Регулятивные:

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Овладение умениями работы информацией, использования современных источников информации, представлять результаты своей деятельности

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления





- Личность Петра I всегда привлекала внимание деятелей искусства


-Если бы возникла идея создать новый памятник Петру, то что бы вы предложили написать на пьедестале (передать суть)

Презентация «Памятник Петру I: история создания, символы»

Стихотворение А.С.Пушкина «Медный всадник»

Версии обучающихся

V. Рефлексия

6. Синяя шляпа. Управление процессом.

Подведение итогов

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Познавательные:

анализ, структурирование знаний, выведение следствий

Осмысление социально-нравственного опыта, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе.

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований

Просит предложить подходы к оценке неоднозначной личности

Петра I как личность можно оценить на «+», «-«, «+-« и его деятельность соответственно.

Значение:

Россия приобрела статус великой державы на мировой арене. Не смотря на успехи и потери, героизм и трагизм, применение жестоких методов, Петр I сам служил России и добивался от других служения Отечеству



Приложение

Историки о Петре I

"… Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры. Петру предстояла трудная задача: для образования русских людей необходимо было вызвать иностранных наставников, руководителей, которые, естественно, стремились подчинить учеников своему влиянию, стать выше их; но это унижало учеников, которых Петр хотел сделать как можно скорее мастерами; Петр не поддался искушению, не принял предложения вести дело успешно с людьми выученными, вполне приготовленными, но иностранцами, хотел, чтобы свои, русские, проходили деятельную школу, хотя бы это и стоило больших потерь, сопровождалось большими неудобствами…". (С.М.Соловьев)

"Нынешняя Россия, то есть Россия европейская, дипломатическая, политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, школьная есть произведение Петра Великого. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся мы с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам прошедшую историю, которая все еще как будто держит свою руку над нами и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко не ушли в будущее". (М.Н.Погодин)

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". При Петре началось то зло, которое есть и зло нашего времени. Как всякое неизлеченное зло, оно усилилось с течением времени и составляет опасную коренную язву нашей России… Он только переменил цепи на цепи, цепи своей исключительной национальности он переменил на цепи чужеземной национальной исключительности, национальности европейской, цепи, следовательно, тягчайшие… Петр захотел … оторвать Русь от родных источников ее жизни, захотел втолкнуть Россию на путь Запада, путь ложный и опасный. Петр подчинил Россию влиянию Запада. Так совершился разрыв царя с народом, так разрушился этот древний союз земли и государства; так вместо прежнего союза образовалось иго государства над землею. Так Русский монарх получил значение деспота, а свободно подданный народ - значение раба - невольника в своей земле". (И.С.Аксаков)

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы". "Реформа, скромная и ограниченная по своему первоначальному замыслу, направленная к перестройке военных сил и к расширению финансовых средств государства, постепенно превратилась в упорную внутреннюю борьбу, взбаламутила всю застоявшуюся плесень русской жизни. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя…". (В.О.Ключевский)

«...общий характер его деятельности, образованность России, им начатая, - вот основание его величия и нашего будущего благоденствия. Ибо благоденствие наше зависит от нашего просвещения, а им обязаны мы Петру. Потому будем осмотрительны, когда речь идет о преобразовании, им совершенном. Не позабудем, что судить об нем легкомысленно есть дело неблагодарности и невежества; не позабудем, что те, которые осуждают его, не столь часто увлекаются ложною системою, сколько под ней скрывают свою корыстную ненависть к просвещению и его благодетельным последствиям, ибо невежество, как преступник, не спит ночью и боится дня» (И.В. Киреевский)

А.С. Пушкин о Петре I:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые - жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или, по крайней мере, для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».

«Все дрожало, все безмолвно повиновалось».

История создания памятника Петру I

«Гром-камень»

Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам.

Методическая разработка урока Историческая оценка деятельности и личности Петра I

Уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 год по 27 марта 1770 года. Для погрузки и доставки соорудили специальную пристань, специальный корабль.

Работы по обтёске пьедестала проводились во время движения камня и в Петербурге. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры.

Методическая разработка урока Историческая оценка деятельности и личности Петра I

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782

Все подготовительные работы к отливке осуществлял сам автор памятника Фальконе. Работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа(18 августа) 1782 года.

Это был второй конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя-законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы - символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

По мнению Екатерины II, памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный «Гром-камень», отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.

Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.», подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследия между деяниями Петра и собственной деятельностью.



© 2010-2022