Историческое сочинение: 1157 - 1174 (правление Андрея Боголюбского)

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1157 - 1174

Период 1157 - 1174 гг. - это время правления Андрея Юрьевича Боголюбского - Великого князя владимирского и всей Руси, сына Юрия Долгорукого, внука Владимира Мономаха, одного из выдающихся государственных деятелей Древней Руси. Своей столицей Андрей сделал «пригород» Ростова - Владимир, который вскоре стал одним из красивейших городов Руси XII в. Этот период в истории России отмечается, во - первых, укреплением Владимиро - Суздальской государственности и дальнейшим падением престижности киевского престола; во - вторых, политикой, направленной на объединение русских земель под верховной властью владимирского князя ; в - третьих, расцветом культуры владимирской земли .

Наиболее важную роль в истории Руси этого периода сыграл сам Андрей Боголюбский, избранный Великим князем Владимирским суздальской и ростовской знатью на княжение после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году, т.к. считается одним из предвестников формирования единоличной власти на Руси.

1.Укрепление Владимиро - Суздальской государственности и дальнейшее падение престижности киевского престола. Андрей Юрьевич Боголюбский родился и вырос на севере и, в отличие от отца, главной своей опорой считал родные земли. Получив от Юрия управление в Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. Уходя, он взял с собой в Ростово - Суздальскую землю знаменитый образ Богоматери, написанный, по преданию, евангелистом Лукой и переданный отцу Боголюбского Константинопольским патриархом Лукой Хризовергом. По преданию, неподалеку от Владимира лошади, везшие икону в Ростов, остановились и не хотели идти дальше. Андрей приказал раскинуть шатры, во сне ему явилась Богоматерь и приказала написать икону, на которой изобразить ее так, как она привиделась князю, а кроме того, оставить ее образ, взятый из Вышгорода, во Владимире. Наутро обоз с иконой благополучно двинулся далее, достиг Владимира, и икона была поставлена в Успенской соборе города, где находилась до конца XV в., когда была перенесена в Москву. На месте чудесного явления Богоматери Андрей основал свою резиденцию, которая была названа «Боголюбово». Икона, привезенная князем Андреем, впоследствии стала самой почитаемой на Руси, защитницей Москвы и по месту своего первоначального пребывания получила название «Богоматерь Владимирская» (сейчас она хранится в Третьяковской галерее).

После смерти отца в 1157 году Андрей Боголюбский не стал занимать киевский престол, а остался в своей земле и перенес ее столицу из Ростова во Владимир - на - Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств. Неподалеку от Владимира он создал свою резиденцию Боголюбово. Находясь во Владимире, Боголюбский продолжал держать под своим контролем Киев и в 1169 году напал на него. Город был взят приступом «на щит», разгромлен и сожжен, что прежде русские князья никогда не делали по отношению к Киеву. Однако, взяв Киев, Андрей не пожелал остаться в нем, а перевел сюда своего брата Глеба из Переяславля. Сам он возвратился во Владимир - на Клязьме. Затем попытался подчинить себе Новгород, но безуспешно (1170). Тогда он задержал хлеб, идущий в Новгород через владимиро - суздальские земли, и вынудил новгородцев сменить князя. Удалось Боголюбскому укрепить также восточные границы Владимиро - Суздальской земли успешными походами на волжских булгар (1164, 1172).

2. Политика, направленная на объединение русских земель под верховной властью владимирского. В своей политической борьбе Андрей Боголюбский умело сочетал военное искусство с дипломатией: понимая, что удельные распри губят русскую землю, и боясь усобиц, Андрей удалил из Ростово - Суздальской области в Грецию всех родичей - младших братьев и племянников, выгнал старых отцовских бояр, которые привыкли вмешиваться в княжеские дела. Он был сторонником сильной княжеской власти, порой деспотичным и непокорным.

Поэтому неудивительно, что политика Боголюбского, направленная на объединение русских земель под верховной властью владимирского князя, вызвала сопротивление других князей и местной знати. Андрей был убит боярами - заговорщиками в своем пригородном замке Боголюбове, где постоянно жил (отсюда прозвище Боголюбский).

3. Расцвет культуры Владимиро - Суздальской земли. При Андрее начался расцвет культуры владимирской земли. Стремясь освободиться от влияния Византии, стал приглашать западноевропейских мастеров. Его еще также называют родоначальником русского белокаменного зодчества. Во Владимире были построены церковь Успения Богородицы (1158) с позолоченным куполом и Золотые ворота (1164), подобные киевским, храм Покрова на Нерли (1165). Кроме церквей были возведены монастыри Спасский и Вознесенский. Постоянные большие постройки привлекали многих искусных мастеров из других мест, увеличивали население городов. Вводятся новые праздники: Спас (1 августа) и Покров (1 октября). По своему благочестию и набожности Боголюбский напоминал деда своего, Владимира Мономаха. За свою добродетель и мученический конец церковь причислила его к лику святых.

Давая историческую оценку данному периоду можно привести высказывание известного русского историка В. Ключевского : « От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нем эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, - говорит о нем летописец, - такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел. Собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего темного угла, на Клязьме».



© 2010-2022