Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории 5 класс































Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 5 класса МОУ «СОШ с.Ивановка Ивантеевского района Саратовской области».

Рабочая программа по учебному предмету «История» для 5 класса разработана на основе:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - standart.edu.ru/

  • Примерная программа по истории. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).

  • Примерное тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).

  • Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. - М.: Просвещение, 2011.

  • Поурочное тематическое планирование курса всеобщей истории для 5-9 классов. История Древнего мира 5 класс. - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. - М.: Просвещение, 2013.

  • Дидактическая оснащенность курса всеобщей истории в основной школе - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина - А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. - М.: Просвещение, 2013.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей средних школьников.

Основные цели и задачи курса:

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе- рантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

  • освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:

- формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­
ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур

Сроки реализации программы:

Один учебный год.

Внесенные изменения в программу и их обоснование:

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой. Отведены 2 часа для проведения мониторингов по курсу истории Древнего мира.

Формы контроля, возможные варианты его проведения:

Используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся:

Устные ответы, тестирование, мониторинги, зачеты, творческие работы ( участие в конкурсах, конференциях), мультимедийные презентации.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста, мониторинга, зачета учащихся по истории

% выполнения

менее

39

40-74


75-90

90-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание


2


3


4


5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5


  • Минимальное количество - 10 слайдов

10


  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

15


  • Вставка графиков и таблиц

10


  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10


  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10


  • Слайды представлены в логической последовательности

5


  • Красивое оформление презентации

10


  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90



Общая характеристика учебного предмета:

Изучение курса всеобщей истории в 5-9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Главная содержательная линия курса - человек в истории. Деятельность развертывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе рассмотрены следующие аспекты данной деятельности:

-экономическая история древних государств;

- социальная история государств древности;

- политическая история государств древности;

- история внешней политики государств древности;

- социокультурная история государств древности.

Описание места предмета в базисном плане:

Количество учебных недель в году - 35. На предмет «история» отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год, в I четверти - 17 часов, во II четверти - 16 часов, в 3 четверти - 20 часов, в 4 четверти - 17 часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет под­ростку возможность узнать и понять условия зарождения со­временной цивилизации, особенности её поступательного раз­вития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира че­ловека, вокруг которой формировались все ценности культу­ры, вся структура представлений о мироздании, дано пред­ставление об особенностях и тенденциях развития современ­ной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники зна­комятся с универсальными ценностями современного мира -гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историче­ское время и в разных странах, учащиеся смогут при соответ­ствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры ге­роизма и самоотверженности во имя общества. В этом заклю­чается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия лю­дей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приори­тета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентирова­но на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обе­спечивается логически выстроенной системой понятий, рас­крывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явле­ний, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текста­ми будут способствовать формированию и развитию историче­ского мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспе­чит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готов­ность к новому, дисциплинированность, ответственность, ком­муникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие инди­видуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

- научиться пользоваться информацией;

- научиться общаться;

- научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориенти­рованное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении рели­гий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит ус­ловия для идентификации учащихся с современным обществом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к уровню подготовки обучающегося за год

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Показатели освоения курса:

Показателями усвоения учебного содержания курса являют­ся базовые компетентности: социально-адаптивная (граждан­ственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая , коммуникативная

Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

  • способность осуществлять поиск нужной информациино заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.


Содержание курса:

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов)

Введение. Что изучает история? Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 часов)

Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство.

Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Обобщение «Древний Восток».

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 часов)

Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземноморья. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В театре Диониса.

Афинская демократия при Перикле. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток.

В Александрии Египетской.

ДРЕВНИЙ РИМ (17 часов)

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Расцвет империи во 2-м веке. «Вечный город» и его жители». Римская империя при Константине.

Взятие Рима варварами. Итоговый мониторинг.

Повторение (6 часов): жизнь первобытных людей. Повторение: древняя Греция.

Повторение: культурное, политическое наследие Древнего Рима

Обобщение: наследие Древнего мира - фундамент современной цивилизации



Учебно-тематический план:



№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Контрольные работы

1.

Жизнь первобытных людей

7

0,5

2.

Древний Восток

19

0,5

3.

Древняя Греция.

20

0,5

4.

Древний Рим.

17

0,5

5.

Итоговый мониторинг.

1

1

6.

Повторение по истории Древнего мира.

6

1






Календарно-тематический план.

п/п

Тема урока

Элементы содержания урока

Освоение предметных знаний

Информационно-методическое, программное обеспечение.ИКТ, ТСО

Вид контроля

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 часов)

УУД: Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

1

Введение. Что изучает история?

История Древнего мира - первый период в истории человечества

Научатся: Составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

Карта мира

презентация

04.09

2

Древнейшие люди.

Расселение древнейшего человека

Научатся: Описывать условия существования древнейших людей

Карта мира

Презентация «Древнейшие люди»

Текущий

07.09

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Влияние природных условий на жизнь первобытного человека

Научатся: Давать определение понятий

Карта мира. Презентация « Родовые общины охотников и собирателей»

Текущий

11.09

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

Представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования

Научатся: Называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

Карта мира.

Дидактический материал -

познавательные задачи.

Текущий

14.09

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему

Научатся: Давать определение понятий

Презентация « Возникновение земледелия и скотоводства»

Текущий

18.09

6

Появление неравенства и знати.

Зарождение неравенства

Научатся: Анализировать причины появления неравенства

Презентация « Появление неравенства и знати»

Текущий

21.09

7

Счёт лет в истории.

Проверочная работа по теме «Жизнь первобытных людей»

Историческое время

Научатся: Определять век и вести подсчёт исторического времени

Лента времени

Дидактический материал - тесты.

Тематический

25.09

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (19 часов)

УУД:

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

8

Государство на берегах Нила.

Местоположение и природные условия

Научатся: Характеризовать природные условия Древнего Египта

карта «Древний Восток. Егитет и Передняя Азия»,

Презентация « Государство на берегах Нила»

Текущий

28.09

9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Труд, жилище, быт земледельцев

Научатся: Выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Картина «Гончарная мастерская»

Текущий

02.10

10

Жизнь египетского вельможи.

Жизнь и служба вельмож

Научатся: Давать определение понятий: вельможи, писцы, налоги

Презентация

« Жизнь египетского вельможи», документ

Текущий

05.10

11

Военные походы фараонов

Цели, причины, направления, итоги военных походов

Научатся: Показывать на карте пути и направления военных походов

карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»,

Презентация « Военные походы фараонов»

Текущий

09.10

12

Религия древних египтян

Боги и жрецы, загробное царство

Научатся: Называть характерные признаки и особенности верований древних египтян

Картины, СД-диск,

Презентация « Религия древних египтян»

Текущий

12.10

13

Искусство Древнего Египта.

Научные познания древних египтян

Научатся: Составлять описание памятников древнеегипетской культуры

Картины, презентация « Искусство Древнего Египта»

Текущий

16.10

14

Письменность и знания древних египтян.

Древнеегипетская школа

Научатся: Определять значение появления письменности для возникновения научных знаний

Египетский алфавит, документ

Текущий

19.10

15

Древнее Двуречье.

Местоположение, природа

Научатся: Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья

карта «Древний Восток. Егитет и Передняя Азия»

Презентация

« Древнее Двуречье»

Текущий

23.10

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Законы Хаммурапи

Научатся: Анализировать документ

карта «Древний Восток. Егитет и Передняя Азия»

Текущий

26.10

17

Финикийские мореплаватели.

Достижения финикийцев

Научатся: Характеризовать открытия финикийцев в области культуры

карта «Древний Восток. Егитет и Передняя Азия»,

презентация «Финикийские мореплаватели»

Текущий

30.10

18

Библейские сказания.

Библия. Десять заповедей

Научатся: Объяснять значение понятий: миф, единобожие

карта «Древний Восток. Егитет и Передняя Азия»,

презентация

« Библейские сказания»

Текущий

09.11

19

Древнееврейское царство

Создание израильского государства

Научатся: Высказывать суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру

карта «Древний Восток. Егитет и Передняя Азия»

Текущий

13.11

20

Ассирийская держава.

Завоевательные походы

Научатся: определять причины возникновения и гибели Ассирии

карта «Древний Восток. Егитет и Передняя Азия»,

презентация

«Ассирийская держава»

Текущий

16.11

21

Персидская держава «царя царей».

Управление персидской державой

Научатся: Показывать на карте расположение Персидской державы

Карта «Персидское царство 6в. до н.э»

Текущий

20.11

22

Природа и люди Древней Индии.

Природные условия, занятия населения

Научатся: Характеризовать природно - географические условия

Карта «Индия и Китай в древности»

Презентация

« Природа и люди Древней Индии»

Текущий

23.11

23

Индийские касты

Религиозные верования, представления о кастах

Научатся: Составлять описание представителей индийских каст

Картины,

Презентация

« Индийские касты»

Текущий

27.11

24

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Философское учение Конфуция

Научатся: Сравнивать учения Будды и Конфуция

Картины

Текущий

30.11

25

Первый властелин единого Китая.

Проверочная работа по теме «Древний Восток»

империя Цинь

Научатся: Определять особенности географических и природных условий Китая

Карта «Индия и Китай в древности»

Дидактический материал - тесты.

Тематический

04.12

РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 часов)

УУД:

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

26

Греки и критяне.

Древнейшие государства (Крит, Микены, Троя)

Научатся:характеризовать природно-географические условия, основные занятия древних греков и критян

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.»

Текущий

07.12

27

Микены и Троя

Микенское царство, мифы о начале Троянской войны

Научатся: Сравнивать условия жизни греков и критян

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.», презентация

« Микены и Троя»

Текущий

11.12

28

Поэма Гомера «Илиада».

Поэма Гомера «Илиада»

Научатся: Характеризовать основных героев поэмы

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.»

Текущий

14.12

29

30

Поэма Гомера «Одиссея»

Поэма Гомера «Одиссея»

Поэма Гомера «Одиссея»

Поэма Гомера «Одиссея»

Научатся: Рассказывать основное содержание поэм Гомера

Рассказывать основное содержание поэм Гомера

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.»

Документы

Текущий

18.12

31

Религия древних греков.

Религиозные верования древних греков

Научатся: Называть имена мифических богов

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.», презентация

« Религия древних греков»

Текущий

21.12

32

Земледельцы Аттики теряют землю и

Свободу.

Бедственное положение земледельцев, долговое рабство

Научатся: Объяснять понятия «демос», «полис»

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.»

Текущий

25.12

33

Зарождение демократии в Афинах.

Реформы Солона

Научатся: Раскрывать причины и значение реформ

картины

Текущий

28.12

34

Древняя Спарта.

Спарта - военный лагерь

Научатся: Описывать образ жизни спартанцев и илотов

Презентация «Древняя Спарта»

Текущий

11.01

35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Местоположение колоний

Научатся: Раскрывать основные причины основания древними греками колоний

Карта «греческие колонии в 8-5 вв.»

Текущий

15.01

36

Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры - общегреческое празднество

Научатся: Описывать ход проведения Олимпийских игр

Презентация

«Олимпийские игры в древности»

Текущий

18.01

37



Победа греков над персами в Марафонской битве.

Марафонская битва


Научатся: Раскрывать причины победы греков


Карта «Греко - персидские войны»

Текущий

22.01

38


Нашествие персидских войск на Элладу.

Битва у Фермопильского ущелья


Научатся: Рассказывать о наиболее крупных сражениях


Картина «Саламинский бой», презентация

« Нашествие персидских войск на Элладу»

Текущий

25.01

39


В гаванях афинского порта Пирей.

Военный и торговый флот. Гавани Пирея

Научатся: Формировать умение обобщать отдельные факты

Картина «Афинская гавань Пирей»

Текущий

29.01

40

В городе богини Афины

Город Афины. Быт афинян. Храмы


Научатся: Формировать умение обобщать отдельные факты и делать несложные выводы

Раскрывать роль Афин в истории Древней Греции

Презентация « В городе богини Афины»

Текущий

01.02

41

В афинских школах и гимнасиях.

Образование афинян. Рабы - педагоги

Научатся: Раскрывать особенности древнегреческого воспитания и образования

Картины, презентации « В афинских школах и гимнасиях»

Текущий

05.02

42

В театре Диониса

Возникновение театра. Трагедии и комедии.

Картины, презентация « В театре Диониса»

Текущий

08.02

43

Афинская демократия при Перикле.

Плата за исполнение выборных должностей

Научатся: Называть характерные черты политического устройства Афин

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.»

Текущий

12.02

44

Города Эллады подчиняются Македонии

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц

Научатся: Раскрывать причины подчинения Эллады Македонии

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.»

Текущий

15.02

45

Поход Александра Македонского на Восток

Поход Александра Македонского на Восток

Научатся: Показывать на карте направления восточного похода

Карта «Древняя Греция до середины 5в. до н.э.», презентация

« Поход Александра Македонского на Восток»

Текущий

19.02

46

В Александрии Египетской. Проверочная работа «Древняя Греция»

Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья

Научатся: Давать оценку деятельности Александра Македонского

Карта «Завоевания Александра Македонского в 4 в. до н.э.», презентация « В Александрии Египетской», тесты

Тематический

22.02

ДРЕВНИЙ РИМ (17 часов)

УУД:

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

47


Древнейший Рим.

Легенда об основании Рима, природа и население Древней Италии


Научатся: Объяснять влияние природных условий и занятия жителей


Карта «Древний Рим»

Презентация « Древнейший Рим»

Текущий

26.02

48

Завоевание Римом Италии

Господство Рима над Италией

Научатся: Объяснять причины войн Рима с народами Италии

Карта «Древний Рим»

Текущий

29.02

49

Устройство Римской республики.

Управление Римской республикой, римское войско

Научатся: Сравнивать управление в Древнем Риме и Римской республике

Схема, презентация

« Устройство Римской республики»

Текущий

04.03

50

Вторая война Рима с Карфагеном.

Войны Рима с Карфагеном, создание военного флота

Научатся: Характеризовать войны Рима с Карфагеном

Карта «Рост Римского государства в 3в. до н.э.-2в. н.э.

Текущий

07.03

51

Установление господства Рима во всём

Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

Научатся: Рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья

Карта «Рост Римского государства в 3в. до н.э.-2в. н.э.

Текущий

11.03

52

Рабство в Древнем Риме.

Положение рабов, гладиаторские бои

Научатся: Описывать положение рабов в Древнем Риме

Карта «Рост Римского государства в 3в. до н.э.-2в. н.э.», презентация « Рабство в Древнем Риме»

Текущий

14.03

53

Земельный закон братьев Гракхов.

Гражданские войны в Риме

Научатся: Раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов

тесты

Текущий

18.03

54

Восстание Спартака.

Восстание рабов в Древнем Риме

Научатся: Описывать восстание рабов в Риме

Карта «Римская республика в 3-1 вв. до н.э.», презентация « Восстание Спартака»

Текущий

21.03

55

Единовластие Цезаря.

Кризис управления Цезаря

Научатся: Раскрыть причины возвышения Цезаря

Карта «Римская республика в 3-1 вв. до н.э.»

Текущий

25.03

56

Установление империи.

Характер власти Октавиана

Научатся: Рассказывать о борьбе Антония и Октавиана

Карта «Римская республика в 3-1 вв. до н.э.», презентация « Установление империи»

Текущий

04.04


57

Соседи Римской империи

Территория империи, соседи Римской империи

Научатся: Описывать жизнь соседей Римской империи

Карта «Римская империя в 1-3 вв. н.э.»

Текущий

08.04

58

В Риме при императоре Нероне.

Восстание в армии, гибель Нерона

Научатся: Показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти

Карта «Римская республика в 3-1 вв. до н.э.», презентация

« В Риме при императоре Нероне», тесты

Текущий

11.04

59

Первые христиане и их учение.

Зарождение и распространение христианства

Научатся: Рассказывать о жизни и деятельности христиан

Карта «Римская империя в 1-3 вв. н.э.»

Текущий

15.04

60

Расцвет империи во 2-м веке.

Возникновение и развитие колоната

Научатся: Сравнивать положение колона и раба

картины

Текущий

18.04

61

«Вечный город» и его жители».

Рим - столица империи

Научатся: Описывать повседневную жизнь римлян

Карта «Римская империя в 1-3 вв. н.э.», презентация

««Вечный город» и его жители»

Текущий

22.04

62

Римская империя при Константине.

Признание христианства, основание Константинополя

Научатся: Характеризовать деятельность Константина

Карта «Римская империя в 1-3 вв. н.э.»

Текущий

25.04

63

Взятие Рима варварами. Проверочная работа по теме «Древний Рим»

Распад Римской империи, вторжение готов В Италию, падение Римской империи

Научатся: Объяснять причины падения Римской империи

Карта «Римская империя в 4-5 вв. н.э.», тесты

тематический

29.04

64

Итоговый мониторинг

Изученные факты и понятия по курсу


тесты

Итоговый

02.05

65

Повторение: жизнь первобытных людей.

Изученные понятия и факты по теме

Научатся: Определять значение первобытной эпохи в истории человечества

Карта мира, схема путешествия

Тематический

06.05

66

Повторение: древняя Греция.

Изученные понятия и факты по теме

Научатся: Определять значение культурного наследия Древней Греции

Тесты, документы

Тематический

09.05

67

Повторение: культурное, политическое наследие Древнего Рима.

Изученные понятия и факты по теме

Научатся: Анализировать культурное, политическое развитие Древнего Рима

тесты

Тематический

13.05

68

Обобщение: наследие Древнего мира - фундамент современной цивилизации.

Изученные понятия и факты

Научатся: Сравнивать древние мировые цивилизации

тесты

Итоговый

16.05

69-70

Итоговое обобщение


Научатся: Сравнивать древние мировые цивилизации

20.05-23.05













Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.:


Учебный методический комплект.


- А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История древнего мира. 5кл. М., Просвещение, 2014

- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5кл. в 2 вып. М., Просвещение, 2014

- Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. М., Просвещение, 2009

Дидактический материал

- Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории древнего мира. М.,2009

- Смирнов Г. Задачник по истории древнего мира. М.: Просвещение 2009

Методические пособия:

  1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2010.

  3. Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. - М. : ВАКО, 2005

  4. Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

  5. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно - методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002

  6. Г.А.Цветкова Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос -пресс» 2004

Список дополнительной литературы для учащихся.

- Книга для чтения по истории древнего мира / под. ред. А.И. Немировского. М., 2006

- Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 2007


Список литературы:

1.Методическое письмо О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Федеральный базисный учебный план. Сборник нормативных документов МО РФ. М., Дрофа, 2009

3.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов МО РФ. М., Дрофа, 2009

  1. Яndex-энциклопедии. encycl.yandex.ru

  2. Рубрикон. rubricon.ru/

  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. megabook.ru/

Рабочая программа по истории 5 классРабочая программа по истории 5 классРабочая программа по истории 5 классРабочая программа по истории 5 класс

17


© 2010-2022