Конспект урока У войны не детское лицо

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ №12

г. Воронеж

Панова С. В. - учитель русского языка и литературы,

Суркова С. А. - учитель истории и обществознания

Интегрированный урок литературы и истории

на тему: «У войны не детское лицо»

(Великая Отечественная война глазами детей). Урок-память.

Цель: продолжить обучение целостному восприятию окружающего мира через работу с поэтическими текстами и историческими документами.

Задачи:

  • дать представление о жизни и подвиге детей в период Великой Отечественной войны;

  • развивать умение анализировать содержание текстов; извлекать информацию из исторических источников;

  • воспитание ценностных ориентиров: гордости за свою Родину, подвиг сверстников, чувства сострадания и милосердия.

Мотивация: создание условий для реализации общеучебных и творческих умений и навыков учащихся.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, компьютер, магнитофон, коллаж «Нет войне!».

Ход урока

Тот, кто зачёркивает память,

На будущее ставит крест.

А.Абрамов

Детям детей расскажите о них,

Чтобы помнили…

Р.Рождественский

1. Вводное слово.

Учитель литературы. Недавно наша страна и жители Воронежа отметили День Защитника Отечества и День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. И вот в одной из передач, посвящённых этим событиям, я услышала фразу, которая запала мне в душу: «Война - это не то, о чём стоит молчать; война - это то, о чём стоит говорить!» Я бы добавила, что о войне надо вспоминать и говорить, начиная с детского возраста, когда вы, ребята, уже можете понимать, что происходило и что может произойти вновь. Для чего? Да чтобы не допустить повторения этих страшных событий! Поэтому сегодня мы с вами будем говорить о войне, о войне, увиденной глазами детей, пережитой ими.

Сегодня у нас необычный урок, урок- память, и необычно звучит его тема: «У войны не детское лицо»

Учитель литературы. Эпиграфами к нашему уроку мы взяли строки из стихов А.Абрамова и Р.Рождественского (зачитывает эпиграфы). Почему именно эти строки? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

Учитель истории. В 1939 году началась самая страшная война в истории человечества - Вторая мировая. Составной частью ее была Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), когда фашистская Германия напала на Советский Союз. У врага были бесчеловечные цели: лишить наш народ государственности, большую часть его истребить, остальных превратить в рабов. Весь советский народ поднялся на защиту своей Родины.

Звучит отрывок из песни Александрова «Священная война»

Учитель литературы. Сегодня мы с вами рассмотрим, как эти страшные события военных лет отразились в литературе, в поэзии. Поэты стремились сделать чувство Родины близким, «лежащим у самого сердца». Волнующие стихи о войне были посвящены и детям. Поэты остро выразили несовместимость войны и детства. Они создали образы детей, вобравших в себя трагический опыт войны, страданий, лишений, ненависти, уничтожения - и неугасимой любви к родной земле.

Учитель истории. Самое дорогое - это жизнь человека. Это высшая ценность. И когда начинается война, она забирает именно ее.

Учитель литературы. В стихотворении «Земляника» воронежский поэт А.Жигулин показал, как страшные картины войны врываются в жизнь детей, оставляя в их душе незаживающую рану.

Ученица читает наизусть стихотворение.

Земляника.

Их было мало,

Этих сочных ягод,

В сквозном лесу, растоптанном войной…

Двенадцать лет.

Братишка - младше на год.

Горящий город где-то за спиной.

Обочиной устало шли солдаты.

Был жаркий день.

Мы тоже шли, как все.

И «юнкерс»,

Желтобрюхий и крестатый,

Парил над белым, выжженным шоссе.

Блестело солнце, словно новый никель,

Дрожало марево.

Хотелось пить.

Мы в ельнике искали землянику,

Чтоб хоть немного жажду утолить.

Их было мало,

Этих ягод сочных,

Под сенью придорожного леска.

В сухой траве по ярко-красным точкам

Мы узнавали их издалека.

И вот поляна.

Брат воскликнул звонко:

- Смотри, как много! -

И осёкся вдруг.

Зияла рядом свежая воронка,

И сладко пахло гарью.

А вокруг…

Прошли года, потоки лиц, событий…

Но лишь глаза закрою,

Вижу вновь,

Как на зубчатых блёклых листьях сныти

Большими каплями

Алеет кровь.

Учитель литературы. Анализ стихотворения «Земляника»

- Расскажите, что вы можете увидеть глазами этих детей.

- Какие чувства вызывает это стихотворение?

Учитель истории. Самыми беззащитными на войне является дети. И нет такой меры ответственности, которая искупила бы вину за их страдания и гибель.

Учитель литературы. Читая стихи военных лет, мы как будто отождествляем себя с их героями. Мы чувствуем их боль, страдания - и комок подступает к горлу… Мы послушаем стихотворение А.Твардовского «Две строчки».

Ученик читает наизусть стихотворение.

Две строчки.

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке…

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела,

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примёрзший, маленький, убитый,

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Учитель литературы. Анализ стихотворения « Две строчки».

- С кем себя отождествляет автор в этом стихотворении? Почему?

- С помощью каких эпитетов автору удалось так ярко передать весь ужас смерти этого паренька?

- «Мне жалко той судьбы далёкой…» Как вы понимаете эти слова?

Учитель истории. Немецко-фашистские захватчики ставили перед собой цель - истребить как можно больше людей. Они не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей.

У меня в руках «Акт о чудовищных злодеяниях немецко-фашистских извергов в курорте Теберда» от 5 июля 1943 года.

12 ноября 1942 года «... людей согнали в один из не отапливаемых бараков. Двое суток не давали ни пить, ни есть. На третьи - погнали к подножию горы Лысой, где приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках.

Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров был засыпан, земля еще долго шевелилась...»

Учитель литературы. Карачаевский поэт Осман Хубиев через 30 лет после войны написал об этом стихотворение.

Ученица читает наизусть стихотворение.

………

Мы с мамой шли. И вот под самый вечер

В ущелье, здесь, у Нижней Теберды,

Шагнула нам знакомая навстречу

И показала чёрный след беды…

Лежали в яме маленькие дети,

Убитые руками палачей.

Рыдало небо, беркут, горы эти,

Как сотни безутешных матерей…

Учитель литературы. Анализ стихотворения «Мы с мамой шли…»

- Как отразил поэт в своём стихотворении эти страшные события?

- С помощью какого олицетворения он выразил всю великую скорбь? ( « Рыдало небо, беркут, горы эти…)

- Когда слышишь это стихотворение, становится страшно. Но какие чувства рождает оно ещё?

Учитель истории. В белорусской деревне Хатынь гитлеровцы заживо сожгли 149 человек, и среди них 76 детей. И такая участь постигла 296 деревень.

Зверствовали фашисты и на Воронежской земле: в Песчаном Логу было расстреляно 450 человек, из них 35 детей, 1500 пленных красноармейцев и местных жителей - в Россоши, массовые казни были проведены в Семилукском и Хохольском районах.

Учитель истории. Но фашистам не удалось запугать советских людей, поставить их на колени. В борьбе с врагом участвовали не только взрослые, но и дети. Они из детства шагнули на войну...

Сохранилось заявление.

« В Березовский райком комсомола

от уч. 6 класса «А» Б. С. Ш.

Межевалова Геннадия Васильевича

заявление.

Мне 14 лет, но я очень прошу вас

послать меня на защиту нашего

родного города Сталина и зачислить

меня в разведку. Я обязуюсь бить

врага до последней капли крови.

10/ 11 - 1942 год подпись

Мать согласна.

Учитель истории. Юные жители Воронежской области помогали взрослым в тылу, в прифронтовых районах и на фронте. Они переходили линию фронта, собирали сведения о фашистах и передавали их советскому командованию, были связными в партизанских отрядах, разведчиками регулярных частей Советской Армии, становились сыновьями полков. Это Лилия Фододеева, Костя Феоктистов, Жорж Денисьев, Эдик Молчанов, Саша Варкель, Костя Стрелюк и многие-многие другие. Но не все имена героев стали известны.

Учитель литературы. Чтение учителем стихотворения А.Твардовского «Рассказ танкиста».

Анализ стихотворения.

- Как характеризует мальчика А.Твардовский?

- Почему именно такой мальчик мог стать участником этого события? Какими качествами он обладал?

- Какие чувства заставили его сделать это?

- Как рассказчик поблагодарил мальчика?

- Можно ли поступок мальчика считать геройским? Почему?

Учитель истории. На Керченском полуострове партизанам пришлось сражаться с врагом, укрываясь в угольных шахтах. С ними были и дети.

Учитель литературы. О том, как маленькие герои разделили со взрослыми все тяготы этих событий, Юлия Друнина написала стихотворение.

Ученица читает стихотворение наизусть.

……….

Вначале, случалось, пели,

Шалили, во тьме мелькая,

Вы, звёздочки подземелий,

Гавроши Аджимушкая,

Вы, красные дьяволята,

Вы, боль и надежда старших…

И верили дети свято,

Что скоро вернутся наши.

- В каком же ты классе?

- В пятом.

Мне скоро уже двенадцать!

…При этих мальцах солдату

Отчаянью можно ль сдаться?

Да, стали вы светлячками

Подземного гарнизона.

…Мрак. Жажда. Холодный камень.

Обвалы. Проклятья. Стоны.

И меньше живых, чем мёртвых,

Осталось уже в забоях…

«Эх, если б в районе порта

Послышался грохот боя!

Мы наших сумели б встретить,

Ударили б в спину фрицам!»

Об этом мечтали дети,

Ещё о глотке водицы,

О чёрном кусочке хлеба,

О синем кусочке неба.

Спасти их мы не успели…

Но слушайте сами, сами:

Наполнены подземелья

Их слабыми голосами.

Мелькают они по штольням

Чуть видными светлячками.

И кажется, что от боли

Бесстрастные плачут камни…

Учитель литературы. Анализ стихотворения «Вначале, случалось, пели…»

- Как называет детей автор? Почему?

- Сколько лет детям?

Учитель. Ребята, они были вашими ровесниками, тоже учились в пятом классе. Задумайтесь об этом!

- О чём мечтали эти дети?

- Боялись ли они врага или другие чувства двигали ими? Какие?

Учитель истории. Война - это и смерть, и холод, и голод. Если фашистам не удавалось захватить тот или иной город, то они окружали его, т. е. брали в кольцо блокады, чтобы костлявой рукой голода задушить его. Самой длительной блокаде был подвергнут город Ленинград, современное название - Санкт-Петербург. 900 дней и ночей мужественно сражался город. Зимой 1941 - 1942 г.г. жители получали: взрослые - 250, а дети - 125 г. хлеба.

Учитель литературы. Демонстрация пайки блокадного хлеба.

Музыка. Д.Шостакович «Седьмая симфония»

Учитель истории. Московские школьники решили отправить свои хлебные карточки ленинградским детям и принесли их в райисполком. Дежурная их внимательно выслушала, а потом горько заплакала, т.к. понимала, что город в осаде и хлебу туда дороги не было.

Из дневника Савичевой Тани, 11-летней ленинградской девочки: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942

Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч ночь 1942

Дядя Леша - 10 мая в 4 ч. дня 1942

Мама - 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня...»

Учитель истории. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в Горьковскую область, но не всех удавалось спасти. Таня умерла. На ее могиле в г. Шатки школьники установили памятник, чтобы люди не забывали об ужасах войны.

Д. Шостакович «Седьмая симфония»

Учитель литературы. Это страшное слово - «блокада», слово, которое вобрало в себя боль, слёзы, смерть от голода и обстрелов, страдания… Блокада стёрла грань между юностью и детством… На войне маленьких не бывает… Об этом и написал в своём стихотворении поэт Юрий Воронов.

Ученица читает стихотворение наизусть.

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали

И только в сорок пятом

Паспорта.

И в этом нет беды.

Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого,

Что мы не будем

Ни старше, ни взрослее,

Чем тогда.

Учитель литературы. Анализ стихотворения «В блокадных днях»

- Почему в это страшное время стирается черта между юностью и детством?

- Почему дети, пережившие блокаду, « не будут ни старше, ни взрослее, чем тогда»?

Учитель истории. О своей жизни во время войны школьники писали в детскую газету «Пионерская правда».

Письма детей зачитываются учащимися.

«...Меня зовут Тоня. В школе у нас очень много дел. Пилим дрова, делаем макеты, шьем кисеты, делаем конверты, ходим в госпитали дежурить, читаем раненым газеты, и много других дел находится» г. Агрыз, 1942год.

«...Как мне хочется пойти добровольно в автоматчики, чтобы убить хоть одного фашиста за смерть наших отцов и братьев. А сейчас я стараюсь учиться, чтобы хоть чем-нибудь помочь Родине, прискорить победу над врагом...» Лактионова Ядвига. 1945 год.

Учитель литературы. Дети делали всё, что могли, чтобы помочь тем, кто воевал, чтобы приблизить победу… Поэт В.Соколов написал об этом стихотворение.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Что делал я тогда? Снопы вязал,

А может быть, работал на прополке,

Когда ты тоже полем проползал,

Где каждый метр изранили осколки.

Меня поймёт, кто был для фронта мал,

Мальчишка, живший на Оби иль Каме,

Он тоже географию сдавал

По карте, сплошь истыканной флажками.

Ни на минуту друга не забыв,

Я жил, ни слова о тебе не зная,

Прошла война. Коль всё ж придёт другая,

Нам без тебя являться на призыв.

Но как ты жив! Не памятью, не тенью,

А так, что кажется: ты здесь вот рядом, сам,

Погибший на московском направленьи,

Быть может, самый юный партизан…

Учитель литературы. Анализ стихотворения «Что делал я тогда?»

- Как дети, которые были малы для фронта, помогали тем, кто воюет?

- Почему они это делали?

Учитель истории. Война в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: дети и горе, дети и смерть. И когда дети беспощадной волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои.

Учитель литературы. Да, дети и смерть, дети и война несовместимы. Дети должны жить в мире, учиться в школе, смеяться и радоваться жизни. И эта мысль отражена в стихотворении Михаила Садовского.

Ученица читает стихотворение наизусть.

«Несовместимы дети и война

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной, безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,

Стволы их станут трубами органа,

И в дружном хоре голоса сольют

Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,

Пусть льдины злобы и вражды растают!

Дружить давайте, дети всей земли!

Пусть наша дружба с нами вырастает!

Учитель истории. Мы с вами рассмотрели страшные факты войны в исторических документах, письмах, как они отразились в поэзии, а теперь посмотрим кадры из фильма о войне.

Просмотр кадров из фильма.

Учитель литературы. Рефлексия. Ребята, вы сегодня многое услышали о войне. Я думаю, что вы почувствовали весь ужас тех страшных событий. Скажите, какие эпитеты можно подобрать к слову « война»?

Дети подбирают эпитеты к слову «война».

Учитель литературы. Вы многое сегодня узнали о страшных событиях тех лет; я думаю, что многое поняли, прочувствовали. Та война, унёсшая миллионы жизней, в том числе и детских, давно закончилась. Так почему же мы сегодня о ней вспоминаем и ещё долго будем помнить? Может быть, надо забыть о ней, вычеркнуть из памяти? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вернёмся к нашим эпиграфам. Как вы понимаете эти строчки? Что имели в виду поэты?

Дети объясняют смысл эпиграфов.

Заключительное слово. Учитель литературы. Дети и война… Это страшное сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, чтобы предостеречь. Вы, нынешние дети, не видели той войны, но, зная о ней, при слове «фашист» вы можете сказать как выстраданное и глубоко понятое: «Ты помнишь, что они сделали с людьми, с нашими сверстниками?!» И ещё: «Ты не хочешь, чтобы была война? Я тоже не хочу!»

Список литературы:

  1. Акаткин В.М. Воронеж. Родина. Любовь. Поэзия Воронежского края. Хрестоматия. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 2000.

  1. Курганова В. М. Поэзия периода Великой отечественной войны. - М.: Советская Россия, 1983.

  2. Максимова Э. Дети военной поры. - М.: Политиздат, 1988.

  3. Николаева С. Дети и война. Очерки. - М.: Детская литература, 1991.

5. Панова В. И. История Воронежского края. - Воронеж: Родная речь, 2004.

6. Россия, которую мы не знали. 1939-1993. Хрестоматия. - Под ред. Главацкого М. Е. - Челябинск: Южно - Уральское книжное издательство, 1995.


© 2010-2022