Урок Поход Александра македонского на Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4»

города Курчатова Курской области




Технологическая карта урока по истории в 5 классе «Поход Александра Македонского на Восток»



Автор: учитель истории и обществознания

Переверзева Ольга Владимировна




2016г.

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс: 5

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технологии: групповая технология, проблемное обучение, технология критического мышления.

Цель урока: сформировать представление об образовании державы Александра Македонского.

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания о выдающемся полководце Александре Македонском; дать характеристику греко-македонскому походу на Восток (цель, этапы, основные сражения, итог и значение).

Развивающие: продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками; развитие критического мышления в процессе восприятия информации и определение собственной позиции; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные: прививать интерес к историческим событиям прошлого; воспитывать у детей волевые качества на примере Александра Македонского; давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского и воспитывать чувство негативного отношения к войне.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУ

обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать противоречивую личность Александра Македонского.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

Ставить образовательные цели, планировать результаты их достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, развивать навыки анализа и самоанализа, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения.

Познавательные:

Уметь давать определения понятиям. Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между событиями, объектами и их характеристиками, описывать события и давать личностную оценку.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию, аргументировать свою точку зрения, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы, умение работать в группе.

  • Предметные УУД

Рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; развивать умение добывать и критически оценивать информацию.

Оборудование: карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток», презентация «Александр Македонский», карточки с заданиями для групп, карточки самоконтроля, медальоны для рефлексии.

Технологическая карта урока на основе технологии развития критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра, ведь доброта - самое удивительное явление мира. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и удивительно. Итак, за работу!

Включаются в образовательный процесс.

2.Стадия вызова

Мотивационно-целевой этап

Определение темы урока

Целеполагание


Интеллектуальная разминка

Создание общего списка



Работа с исторической картой






Постановка проблемы

Я предлагаю вам внимательно рассмотреть иллюстрацию на слайде (слайд №1), где изображен 12 летний Александр, усмиряющий своего коня Буцефала. Когда ему это удалось, то отец сказал: «Дитя мое, ищи себе подходящего царства-Македония для тебя слишком мала!»

-Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность мальчика?

-Да, действительно они подталкнули его на завоевания. Отсюда, что же нам предстоит сегодня изучить, как будет называться тема нашего урока?

(слайд №2)

Опираясь на тему урока, сформулируйте его цель .

Сегодня мы будем работать с вами, используя такой прием, как «ЗХУ». А точнее мы заполним таблицу, графы которой называются «Знаем, Хотим узнать, Узнали» (слайд №3).Таблицы лежат перед вами.

Для начала давайте поиграем с вами в игру «Ассоциация».

-Вспомните и запишите обо всем, что вам известно о «Македонии» (индивидуальная работа).

-Давайте проверим, что вы смогли вспомнить?

Запишем верные положения в первую колонку «Знаем» (учитель на доске).



Обратимся с вами к карте на стр. 204 учебника. Найдите на карте Македонское царство. Каким цветом оно окрашено. Внимательно рассмотрите легенду карту и определите направления походов полководца.

-Что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

-Вас ничего не удивляет? На основе полученных данных сформулируйте задачи нашего урока.

Учитель на доске заполняет колонку «ХУ».




В конце урока попытайтесь ответить на вопрос: Почему Александру удалось завоевать полмира?


-ответы учащихся

А.М. будет стремиться завоевать весь мир!

Формулируют тему урока: «Поход Александра Македонского на Восток»

(записывают в тетрадь)

Познакомиться с походом Александра Македонского на Восток.


Записывают все, что известно о Македонии, фактически воспроизводя прошедший материал. Индивидуальная работа на 2 мин.

Проверяют, создают общий список.

Записывают положения из общего списка в первую колонку

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.На севере Балканского полуострова.

2. Царь Филипп

3. Подчинили Грецию

4.Фаланга, сильная армия

5. 338г. до н.э.- битва при Херонеи

6. Александр стал царем в 20 лет после убийства Филиппа

-зеленым

Находят на карте Македонское царство.

Изучают ,называют направление-Малая Азия, Египет ,Персидское царство ,Восток.

Ответы учащихся- завоевал Египет, Финикию, Персию и даже часть Индии.

Формулируют задачи урока и заполняют вторую колонку таблицы «Хотим узнать»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1. О восточном походе македонского войска и образовании державы А.Македонского

2.О личности А.Македонского

3.Каков был маршрут

4.Основные сражения ,годы

5.Почему македоняне одержали победу

3.Стадия Осмысления




Работа в группах

Отчеты групп о проделанной работе.






Физкультминутка

(после выступления второй группы)



4.Стадия рефлексии

Возвращение к проблеме




Взаимопроверка групп

Рефлексия в форме самооценки.

Подведение итогов,9выставление оценок.

Домашнее задание


Рефлексия настроения

Для того, чтобы ответить на данные вопросы мы пройдем сегодня по маршруту восточного похода Александра Македонского. Перед вами карта «Походы Александра Македонского» на стр. 204, каждая группа должна будет пройти свой определенный отрезок похода Александра Македонского работая с учебником и полученными материалами (дополнительный материал, карточки с вопросами). После 8 минут работы каждая группа должна будет представить полученный результат и показать маршрут похода А.М. на карте.

Вспомните правила работы в группе: не кричать, уметь договариваться, быть активными.

1 гр.- 1 отрезок маршрута: от Македонии до города Исс

2 гр. -2 отрезок маршрута : от города Исс до Египта

3 гр. -3 отрезок маршрута: поход в Персидское царство

4 гр.- 4 отрезок маршрута: поход в Индию и возвращение Александра Македонского

Приложение

Учитель во время ответов заполняет колонку «Узнали»







Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Мы получили данные о походе Александра Македонского. Посмотрите на таблицу. Мы решили поставленные задачи?

Выскажите свою точку зрения по вопросу, поставленному в начале урока:

Так благодаря чему Александр Македонский смог завоевать полмира?


Представьте, что вы -люди 21 века -оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких стыдились? Обоснуйте ответ.

Используя изученную информацию выполните задания (лежат у каждого на столе и на экране). Слайд №4-7.

Игра «Вопрос». Ученики из разных групп задают классу вопросы по материалу урока и отвечают.

Мы хорошо поработали. Я прошу вас подумать несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью листков самооценки. Возьмите листы самооценки и заполните их.

Оценивание учителем.

Параграф 42.Вопросы, даты. По выбору:

- Составить речь для войска от имени Александра Македонского перед боем.

-Составить «тонкие» и «толстые» вопросы к пунктам параграфа. Слайд№8

Наш маршрут пройден. Кто чувствовал себя уверенно, был настойчив, шел уверенно возьмите медальон золотистого цвета. Кто испытывал затруднения, чувствовал неуверенно -медальон серебряного цвета.( На столах лежат медальоны разного цвета.)

Знаем

Хотим узнать

Узнали



Учащиеся с помощью жеребьевки делятся на группы перед началом урока.

Группы работают в соответствии заданиями.

Учащиеся представляют проделанную работу. Представители каждой группы показывают отрезок маршрута на карте,

В графу «Узнал» учащиеся записывают новую для себя информацию.

Знаем

Хотим узнать

Узнали

334 г. до н.э.- начало похода, встреча с персами на реке Граник

Цель- завоевать мир

333 г. до н. э.- битва при Иссе

332 г. до н.э.- осада Тира

Поход в Египет

Александра объявили богом

Основал город Александрия

331 г. до н.э.- поход в Персию, битва при Гавгамелах

Персидская держава перестала существовать

Александр провозглашен «царем Азии»

Поход в Индию

323 г. до н.э.- завершение похода в Вавилоне

323 г. до н.э.- смерть Александра

Распад державы



Сравнивают записи в колонках

Ответы учащихся

1.Благодаря своим личным качествам

2. Хорошо подготовленному войску

3.Слабости и разобщенности персидского войска

4. Народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту

Высказывают точку зрения, обосновывают свою позицию

Индивидуальная работа. Проверка по эталону

Ответы групп.


Работают с листами самооценки.


Записывают домашнее задание. Выбирают либо отвергают повышенный уровень

Выбирают




Список литературы:

Крушкол Ю.С. Плутарх. Александр. Хрестоматия по истории Древнего мира. М.,1987. С. 163-164, 165

История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Просвещение,2012.

Приложение

1. Соотнесите государства, города и факты их характеризующие

1. Вавилон а) Более полугода продолжалась оборона города

2.Египет б) Провозглашение столицей державы Александра

3.Индия в) Объявление Александра богом и сыном бога Солнца

4.Персия г) Провозглашение Александра «царем Азии»

5.Тир д) Встреча македонского войска с боевыми слонами

6.Троя е) Находится памятник Ахиллу

2. Наведи порядок: соотнести имена исторических деятелей и род их занятий

1. Филипп а )Друг Александра, спасший ему жизнь

2.Парменион б) Царь Македонии

3.Клит в) Полководец, советник Александра

4.Аристотель г) Царь Персидской державы

5.Дарий III д) Философ, учитель Александра







© 2010-2022