Урок истории в 6 классе по истории россии

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ школа № 12



ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ

«ДРЕВНЯЯ РУСЬ в 8-м первой половине 12 в.»

6 класс

Учитель истории

Андреева Галина Валентиновна

г. Феодосия

ТЕМА УРОКА:

«Тропинками Древне-русского государства»

«Надо знать прошлое, что бы помнить настоящее и предвидеть будущее»

Белинский В.Г.

ЦЕЛЬ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ - обобщить и проверить знание учащихся по пройденной теме Древне-русское государства в 8-м начале 12 веке в игровой форме;

Через игровую деятельность не традиционного урока пробудить интерес, сделать процесс познания увлекательным;

Использовать не программный материал с целью углубленного рассмотрения темы.

РАЗВИВАЮЩАЯ - прививать навыки работы в группе, развивать умение применять имеющиеся знания; развивать память и устную речь.

ВОСПИТАТИЛЬНАЯ - воспитывать чувства взаимопомощи, поддержки, создать ситуацию успеха для каждого ученика.

ОФОРМЛЕНИЕ - карта, портреты князей, репродукции картин Васнецова.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - класс поделен на три команды : «русичи», «княжичи», «рюриковичи».

ХОД УРОКА.

Как вы думаете какая цель сегодняшнего нашего урока ?

А, ну-ка притопни как я, А, ну-ка похлопай как я, А, ну- ка скажите «ха-ха». А ну-ка все вместе, все в раз, смеются только у нас.

Я надеясь , что вы с улыбкой воспримете любой результат игры.

Сегодня мы совершим путешествие в далекое прошлое нашего отечества и проведем его в виде исторического состязания команд.

Наше состязание включает несколько туров.

1. Разминка (задаю вопросы по очереди кормандам, если команда не отвечает вопрос переходит другой команде (блиц-турнир).

1.1 Когда расселились восточные славяне по Днепровья?

1.2 С какими занятиями связаны слова: подсека, борона, соха?

1.3 Куда вел торговый путь «из варяг в греки»?

1.4 Чем объяснить распространение у славян подсечно-огневой системы земледелия.

1.5 Как назывался объезд князем подвластным племен и земель с целью сбора дани?

1.6 Какая река была местом крещения киевлян ?

1.7 Кто был основным торговым партнером Руси?

1.8 С именем какого князя связано сохранение первого письменного законодательства?

1.9 Откуда пришло на Русь Христианство ?

1.10 Назовите основных врагов Руси с юга и востока.

1.11 Как фамилия князей Руси ?

1.12 Какие два княжества образовали государство Киевская Русь? Почему оно так называлось ?

2. История в лицах. Вы получите сейчас задание: отрывки из «Повесть временных лет». Ваша задача определить о каком историческом деятеле идет речь.

2.1 «Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род народ, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами…И пришли к славянам, и сел старший в Новгороде» (Рюрик).

2.2 В походах не возил за собою ни возов, ни котлов, ни варил мяса, но тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Ни имел он и шатра, но спал подослав потник, седлом в головах» (Святослав).

2.3 «В год 6562 (1054) скончался великий князь. Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказал им «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья от одного отца и одной матери. Вот я поручаю заместить меня на столе моем в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу, слушайтесь его как слушали меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу я даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль». И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братаний изгонять со стола. И так завещал он сыновьям жить в любви.

ПО ПРИЗАКАМ определите исторического деятеля о ком идет речь.

Первое.

А) Провел первую в истории Руси государственную реформу, установив размер дани и место её сбора.

Б) Управлял государством не от своего имени , а от имени сына.

В) Изощренно отомстил за гибель близкого человека.

Г) Первым принял крещение Византии (Ольга).

Второе.

А) Киевский престол отвоевал у старшего брата, что считают первой княжеской усобицей.

Б) Создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправлял служить воинов из северных земель.

В) От отца получил в управление Новгород.

Г) С его именем связаны первые религиозные реформы. (Владимир).

Историк сообщил о нем: «Муж, благ, и книжник, и постник»

А) Первый Киевский митрополит, уроженец Руси , а не Византии.

Б) Еще до Нестора был крупным литератором Руси.

В) Написал знаменитое произведение «Слово о законе и благодате», прославляющая Русь.(Илларион).

ФИЗМИНУТКА.

Если вы уже устали повернемся влево вправо, руки вверх на них смотри, головою не верти. Руки вниз ты опусти, Глазами следом поведи. Закрой глаза, теперь открой посмотри перед собой.

ЗАНАЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТ.

945 882 907

1036 1015 1049

988 862 1113

КОНКУРС УМНИКИ И УМНИЦЫ.

Капитаны команд по жребию вытаскивают имя князя.

1. Дать характеристику доставшегося князя.

2. Рассказать запомнившиеся эпизоды из жизни князя.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖЭАТ ЭТИ ВЕЩИ:

На столе лежат предметы : книга, меч, щит, птица, крест.

Взять одну из вещей и объяснить кому из князей она принадлежит.

Перед вами текст в нем допущены ошибки, исправьте их:

1. Принятие христианства летописный источник относит к 898 году. В этом году князь Ярославль пошел пешком на Константинополь, взял его и заставил Византийского императора отдать ему в жены их сестру Ольгу. По возвращении из похода князь заставил креститься всех жителей столицы, которые по свидетельству летописца не хотели этого делать, сопротивлялись, но по приказу князя их насильно загоняли в реку Волхов и византийские священники крестили их.

2. В 907 году князь Святослав пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, око 80-ти тысяч. Греки узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Святослав приказал поставить корабли на колеса и они по суше благодаря попутному ветру добрались до столицы Византии. Испуганные греки запросили мир, в итоге был составлен договор, по которому Русь платила Византии огромную дань и теряла превелегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Константинополя.

КОНКУРС «ШЕРЛОК ХОЛМС».

Вы должны угадать что это, а я вам в этом помогу. Этот напиток пили на Руси в древности, ведь чая тогда не знали. Происходить он от слова «кысати», что означает киснуть. Впервые упоминается в русских летописях, а с 14 в. самый распространенный напиток. Похожий на него напиток был приготовлен в Египте 8 тыс. лет назад. Он приготовлен на воде из хлеба с солодом, из ягод и фруктов.(Квас).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

(Каждая команда готовила эпизод по одной из легенд Древней Руси)

Первая команда: встреча Ольги спасло древлянского князя Мала.

Дружинник: Княгиня я к тебе с известием.

Княгиня: Говори.

Дружинник: Прибыли послы древлянского князя Мала.

Княгиня : Убийцы моего мужа чего они хотят?

Дружинник: Князь Мал просит не держать на его зла и выслушать его послов.

Княгиня : Зови, только одного.

Посол: Пусть пошлет тебе Даждь бог здоровья, княгиня.

Княгиня : С каким известием пришел ко мне древлянин, говори?!

Посол : Княгиня не держи зла на народ древлянский. Твой Игорь сам на себя беду накликал. Мы посылали к нему, что бы остановился и дал нам покой, спрашивали: зачем пришел до нас снова? Ты уже взял всю дань! Потому старейшины наши решили «Если повадится волк до овец, то все стадо вынесет, если его не убить. Так и с Игорем: если не убьём его уничтожит нас до конца». Вот все и было княгиня… А князь наш не хочет в ссоре с тобой быть в жены тебя хочет взять, что на это скажешь?

Княгиня: Иди к своим людям древлянин. Мне нужно подумать как принять послов Мала с честью (посол уходит).

Мир… брак… никогда. Я отомщу за смерть своего мужа.

Вторая команда: встреча князя Олега с Волхвом.

Князь смотрит в окно потом спрашивает слугу: кто это во дворе моем чужой появился, и почему дружинники мои так внимательно его слушают?

Слуга: Это волхв. Людям о будущем рассказывает и про их судный час.

Князь: Позови его ко мне .

Входит волхв. Волхв: Пусть благословит тебя славный Даждьбог княже

Князь: Проходи волхв. Говорят видишь ты через пелену годов. Правда это?

Волхв : Всемогущественные боги помогают мне, и вижу я далеко.

Князь : И мое видишь будущее?

Волхв : Да,княже.

Князь : «Скажи мне кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною,

И скоро ль на радость соседей-врагов

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня

В награду возьми ты любого коня».

Волхв : Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен…

Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе…

Запомни же, княже ты слово моё : воителю слава-отрада, победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда. И волны и суша покорны тебе, завидует недруг столь дивной судьбе. По грозной броней ты не ведаешь ран, незримый хранитель могучему дан.

Князь : Порадовал волхв ты словами своими, но хочу знать когда встречу свой смертный час.

Волхв : А примешь ты смерть от коня своего.

Князь : Ступай волхв. Обращается к слуге:

Прикажи слугам пусть покроют попоной мохнатым ковром купают и кормят отборным зерном моего верного друга.

Третья команда : Прощание княгини Анны с отцом.

Слуга : Княже, прибыли послы от французского короля.

Князь : Ну что же не гоже откладывать просьбу короля в третий раз. Зови Анну. Входит Анна.

Князь : Дочь моя любезная, наступила поря отправляться тебе в далекую Францию. Ты выросла, выучилась. Думаю будешь достойно представлять Русь во всех уголках земли. Третий раз присылает послов французский король, далеко слышема наша Русь. Собирайся дочка будешь королевой Франции. Растаёмся с тобой на веки.

Анна : Батюшка дорогой, княже, как не легко покидать мне тебя и нашу Русь, но твоё веление выполняю. Разреши взять с собою Священное Писание.

Князь : Разрешаю. Благословляю и благословить тебя бог.

Противоположные команды должны закончить сюжет и рассказать что было дальше.

Капитаны команд подводят активность и правильность ответов участников игры.

Подведение итогов, выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

Спасибо вам за подготовку к уроку. Желаю что бы ваши глазки всегда светились счастьем от полученных знаний. «Что знаете , умеете, не забывайте. Не умеете учитесь. А главное трудитесь, как говорил Владимир Мономах».

А вот прощальная игра и нам урок пришла пора. Мы все надеемся, что ты сегодня стал еще умнее. Узнал ты много слов смешных и много всяческих причин и если ты запомнил их не зря урок потрачен. Теперь пришел черед сыграть игру на оборот. Скажу я слово «высоко», а ты ответишь «низко», скажу я «далеко», а ты ответишь «близко», скажу я слово «потолок», а ты ответишь «пол», скажу я слово «потерял» и кажешь ты «нашел», скажу тебе я слово «трус» - ответишь «храбрец». Теперь «начало» я скажу, ты говори «конец».

Приложение (задание учащихся, которые учатся на «3»).

Первое .

Найди правильный ответ к этим историческим терминам:

Дружина - руководитель войска, правитель государства.

Полюдье - кочевые племена.

Печенеги - сбор дани.

Князь - княжеское войско.

Второе.

Расставь имена князей, которые правили в Киеве по порядку:

Игорь, Ярослав Мудрый, Ольга, Олег, Владимир, Святослав, Владимир Мономах .

Используя приведенные слова, установите о ком идет речь :

1. Воин, предупреждение, печенеги, походы, чаша.

2. Полюдье, березы, волк, овцы.

3. Христианство, костры, Десятинная церковь, Анна.

4. Книги, печенеги, библиотека, законы.

5. Шапка, поучение детям, половцы.

6. Месть, Константинополь, древляне.

7. Конь, щит, гадюка.






© 2010-2022