Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории 5 класс










Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы- Стандарты второго поколения, М.Просвещение 2010г, Рабочей программы основного общего образования по истории предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014., Основной образовательной программы образовательного учреждения, Базисного учебного плана МБОУ «Левженская СОШ».

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях - «ступень развития» и «культурная общность»). В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Цель изучения предмета :

- дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации

- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения предмета:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

Место учебного предмета в учебном плане

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ»Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и на изучение предмета «История» в 5 классе выделено 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю).

Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование УМК под редакцией А.А. Искендерова..

- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. под редакцией А.А.Искендерова. Всеобщая история, учебник «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2013 г.

Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:

-Е.Н.Сорокина Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс. - - М.:»Вако», 2015.

-К.В.Волкова. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира 5 кл. Москва «Вако» 2015г.

-Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2013 г. .

-Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к

его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в

Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных

народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и

историческим источникам, способам изучения и охраны.

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

  • - готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

  • выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Раздел II. Содержание тем учебного предмета

Тема раздела - Введение

Краткое описание темы: Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории. Счет лет в истории. Особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет). Понятия - год, век (столетие), тысячелетие , исторические источники, родословная-история семьи, историческая карта и ее значение, архитектурные памятники, загадочные письмена.

Тема раздела - Жизнь первобытных людей

Краткое описание темы: понятие «первобытные люди», древнейшие люди, постепенное расселение людей в Евразии, охота и собирательство, родовые общины, возникновение искусства и религии, родовые общины земледельцев и скотоводов ,начало обработки металла.

Тема раздела - Древний Восток

Краткое описание темы: Древний Египет-местоположение природные условия, возникновение единого государства, городов, быт земледельцев и ремесленников, жизнь вельмож, религия древних египтян, искусство древних египтян, особенности древнеегипетского письма, произведения литературы. двуречье в древности, древневавилонское царство, религиозные верования жителей двуречья, письменность двуречья, города Финикии, ремесла финикии древнейший алфавит, древние евреи, начало обработки железа, ассирийская держава, образование персидской державы, местоположение и природа Древней Индии, реки, города, религия, представление о кастах, местоположение и природа Древнего Китая, реки, Конфуций и его учение, письменность, изобретения Китая.

Тема раздела - Древняя Греция

Краткое описание темы: Древнейшая Греция -местоположение и природные условия, критское царство, микенское царство, поэмы Гомера « Илиада» и «Одиссея», начало обработки железа в Греции, греческий алфавит, полис Аттика, управление Афинами, законы Драконта, Реформы Солона ,спартанский полис, управление Спартой, греческие колонии, Олимпийские игры, греко-персидские воины, возвышение Афин, быт афинян, образование, афинская демократия, Македонские завоевания - возвышение Македонии при царе Филиппе, смерть Филиппа и приход к власти Александра, поход Александра Македонского на Восток, распад державы Александра после его смерти.

Тема раздела - Древний Рим

Краткое описание темы : Рим: от его возникновения до установления господства над Италией- местоположение и природные особенности Италии, легенда об основании Рима, возникновение республики, уравнение в правах патрициев и плебеев. Рим -сильнейшая держава Средиземноморья - Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье, установление господства Рима а Средиземноморье, рабство в Древнем Риме. Гражданские воины в Риме- разорение земледельцев Италии и его причины, крупнейшие в древности восстание рабов, превращение римской армии в наемную, захват Цезарем власти, борьба Антония и Октавиана, окончание гражданских воин.

Римская империя в первые века нашей эры - соседи римской империи, обожествление императоров, возникновение христианства, расцвет Римской империи, Рим - столица империи, архитектурные памятники Рима, падение Западной Римской империи, вторжение варваров, разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.



Раздел III. Тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь

ная

нагрузка

учащегося,

ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы ч

Контрольные работы ч.

Экскурсии, ч.

Проектная работа, ч.

Самостоятельные работы, ч.

1.

Введение.

2

2



2.

Жизнь первобытных людей

6

5


1

3.

Древний Восток

20

17


2

1

4.

Древняя Греция

21

19


1

1


5.

Древний Рим

19

16


1

1

1

Итого

68

59


5

3

1




Раздел IV . Календарно- тематическое планирование

урока

Раздел, тема

Количество часов

68

Дата

проведе

ния

по плану

Дата

проведе

ния

по факту

Введение

2

1.

Откуда мы знаем, как жили наши предки

1

2.

Счет лет в истории

1

Жизнь первобытных людей

6

3

Древнейшие люди.

1

4

Родовые общины охотников и собирателей

1

5.

Возникновение искусства и религии

1

6.

Возникновение земледелия и скотоводства

1

7

Появление неравенства и знати

1

8

Обобщающее повторение по теме» Жизнь первобытных людей»

1

Древний Восток

20

9

Государство на берегах Нила.

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

11

Жизнь египетского вельможи

1

12

Военные походы фараонов

1

13

Религия древних египтян.

1

14.

Искусство Древнего Египта

1

15.

Письменность и знания древних египтян

1

16.

Обобщающее повторение по теме» Древний Египет

1

17.

Древнее Двуречье

1

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

19.

Финикийские мореплаватели

1

20.

Библейские сказания

1

21

Древнееврейское царство

1

22.

Ассирийская держава

1

23.

Персидская держава »царя царей»

1

24.

Природа и люди древней Индии

1

25.

Индийские касты

1

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

27.

Первый властелин единого Китая

1

28.

Обобщающее повторение по теме »Древний Восток»

1

Древняя Греция

21

29.

Греки и критяне.

1

30.

Микены и Троя

1

31.

Поэма Гомера «Илиада»

1

32.

Поэма Гомера»Одиссея

1

33.

Религия древних греков

1

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

35.

Зарождение демократии в Афинах

1

36.

Древняя Спарта

1

37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

38.

Олимпийские игры в древности

1

39.

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

40.

Нашествие персидских войск на Элладу

1

41.

В гаванях афинского порта Пирей

1

42.

В городе богини Афины

1

43.

В афинских школах и гимназиях

1

44.

В афинском театре

1

45.

Афинская демократия при Перикле

1

46.

Города Эллады подчиняются Македонии

1

47.

Поход Александра Македонского на Восток

1

48.

В Александрии Египетской

1

49.

Обобщающее повторение по теме» Древняя Греция»

1

Древний Рим

19

50.

Древнейший Рим

1

51.

Завоевание Римом Италии

1

52.

Устройство Римской республики

1

53.

Вторая война Рима с Карфагеном

1

54.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

55.

Рабство в Древнем Риме

1

56.

Земельный закон братьев Гракхов

1

57.

Восстание Спартака

1

58.

Единовластие Цезаря

1

59.

Установление империи в Риме

1

60.

Соседи Римской империи

1

61.

В Риме при императоре Нероне

1

62.

Первые христиане и их учение

1

63.

Расцвет Римской империи во 2-м в.н.э.

1

64.

Вечный город и его жители

1

65.

Римская империя при Константине

1

66.

Взятие Рима варварами

1

67.

« Значение истории Древнего мира»

1

68.

Итоговая тестовая контрольная работа

1




Лист изменений в тематическом планировании



Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР





































































































































Контрольно-измерительные материалы

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»

ВАРИАНТ 1

1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:

а) 2 миллионов лет назад; б) 3 миллионов лет назад; в) 1 миллиона лет назад;

г) 5 миллионов лет назад; д) 4 миллионов лет назад.

2. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а) 7 тысяч лет назад; б) 8 тысяч лет назад; в) 9 тысяч лет назад;

г) 10 тысяч лет назад; д) 6 тысяч лет назад.

3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледе­лие возникло в:

а) Южной Африке; б) Западной Азии; в) Передней Азии; г) Северной Америке;

д) Южной Америке; е) Австралии.

э 4. Главное отличие древнейших людей от животных:

а) прямохождение; б) речь; в) умение изготовлять орудия труда;

г) объем мозга; д) надбровный валик.

5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобыт­ными людьми до перехода к занятию земледелием и ското­водством, относятся:

а) деревянная мотыга; б) деревянное копье; в) ткацкий станок; г) гарпун;

д) лодка-долбленка; е) рубило; ж) одежда из льняных тканей.

6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:

а) копья с каменным наконечником; б) рубила; в) палки-копалки; г) мотыги;

д) гарпуна; е) серпа.

7. Первым домашним животным стала:

а) свинья; б) корова; в) собака; г) кошка; д) коза; е) курица.

8. В период 40-14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:

а) охота; б) собирательство; в) рыболовство; г) ткачество;

д) земледелие; е) ремесло; ж) скотоводство.

9. Жилищами первобытным людям служили:

а) глиняные дома; б) пещеры; в) деревянные постройки; г) землянки;

д) шалаши из жердей; е) дома из ивовых прутьев.

10. Выберите признаки, характеризующие племя:

а) коллектив древнейших людей; б) Совет старейшин; в) единая территория проживания; г) небольшой коллектив людей (5 -10 чело­век);

д) объединение нескольких родовых общин; е) совместный труд; ж) коллектив соседей.

11. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью ро­довой общины, назывались:

а) старейшинами; б) вождями; в) сородичами; г) знатными воинами; д) царями; .12. Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:

-а) отпугивать диких зверей; б) заниматься земледелием и скотоводством; в) готовить вкуснее и питательнее мясо; г) согреваться холодной ночью; д) строить жилища;

е) устраивать празднества в честь богов; «ж) охотиться удачнее.

13. Впервые настенные рисунки были найдены археологом Саутуолой в:

а) Майкопском кургане на юге России; б) Каповой пещере на Урале;

в) пещере Альтамира в Северной Испании;

14 Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом че­ловеке, покидает его тело и возвращается в него:

а) оборотень; б) душа; в) жертва; г) идол; Д) НЛО; е) молитва.

15. Религиозные верования у первобытных людей возникли в свя­зи с тем, что они:

а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;

б) боялись встретить в пещерах оборотней;

в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;

г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа

ВАРИАНТ 2

1. Человек стал таким же, как люди нашего времени:

а) 2 миллиона лет назад; б) 1 миллион лет назад; в) 40 тысяч лет назад;

г) 10 тысяч лет назад; д) 30 тысяч лет назад.

2. Земледелие возникло в Западной Азии более:

а) 20 тысяч лет назад; б) 10 тысяч лет назад; в) 5 тысяч лет назад;

г) 3 тысяч лет назад; д) 2 тысяч лет назад.

3. Предполагаемой областью прародины человека является:

а) Северная Европа; б) Южная Австралия; в) Восточная Африка;

г) Южная Америка; д) Северная Америка; е) Гренландия.

4. «Человек разумный» отличался от древнейшего человека: а) объемом мозга; б) владением речью; в) владением мастерством художника; г) умением изготавливать орудия труда; д) способностью общаться с помощью разных зву­ков.

5. Орудиям труда и предметам быта, используемым первобыт­ными людьми после перехода к занятию земледелием и ско­товодством, относятся:

а)серп; б) одежда из шкур; в)деревянная мотыга; г) гарпун; д) ткацкий станок;

е) глиняная посуда; ж) деревянное копье.

6. Первобытные люди охотились на крупную рыбу при помощи:

а) рубила; б) дубины; в) лука; г) гарпуна.

7. Первый металл, из которого люди научились изготавливать ору­дия труда:

а) олово; б) бронза в) железо г) медь; д) серебро; е) золото.

8. Древнейшие люди, жившие около 2 миллионов лет назад, до­бывали себе пищу, занимаясь: а) охотой; б) скотоводством; в) ремеслом; г) земледелием;

д) собирательством; е) ткачеством; ж) рыболовством.

9. Первобытные люди шили себе первую одежду из:

а) хлопка; б) льна; в) звериных шкур; г) шелка; д) шерсти.

10. Выберите признаки, характеризующие родовую общину:

а) действие обычая «один за всех и все за одно­го»; б) коллектив древнейших людей;

в) коллектив родственников; г) объединение нескольких родов;

д) непостоянный коллектив людей; е) руководили общиной старейшины;

ж) общее хозяйство.

11. Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий:

а) старейшина; б) соплеменник; в) знатный воин; г) вождь; д) сородичи; е) воины.

12. Важнейшими изобретениями первобытных людей являются:

а) лук и стрелы; б) стекло; в) пурпурная краска; г) глиняная посуда;

д) лодка и плот; е) ткацкий станок; ж) письменность.

13) Первобытные художники на стенах пещер изображали:

а) сородичей-охотников; б) разбогатевших знатных вождей;

в) мудрых старейшин; г) животных и птиц.

14 Вера в существование в природе сверхъестественных сил на­зывается:

а) колдовством; б) религией; в) магией; г) искусством; д) молитвой; е) жертвой.

15. В могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни, потому что:

а) верили в продолжение жизни в «стране мер­твых»;

б) считали, что каждый должен пользоваться своими вещами;

в) боялись вещей умершего;

г) среди вариантов а), б), в) нет правильного от­вета.

задания по теме Жизнь первобытных людей»

1. Что означают слова и выражения: родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, идол, жертва, ремесленник.

2. Главное отличие древнейших людей от животных?

3. Основные способы добывания пищи древнейших людей?

4. Древнейшие орудия труда были -

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК

1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

а) мягкие и плодородные почвы; б) пустыни; в) высокие горы;

г) труднопроходимые джунгли; д) полноводные реки.

2. Жители Двуречья строили дома из:

а) обожженных глиняных кирпичей; б) высокого тростника-папируса; в) высушенных глиняных кирпичей; г) ливанского кедра; д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.

3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

а) изобретением лука и стрел; б) развитием ремесла; в) возникновением родовой общины; г) ведением военных действий.

4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

а) строительный лес; б) рогатый скот; в) финики; г) глиняные кирпичи;

д) пурпурные ткани; е) зерно; ж) металлы.

5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

а) защитить своих подданных от обращения в рабство; 6) защитить рабов от чрезмерного произвола хо­зяина; в) узаконить разделение людей на богатых и бед­ных; г) ограничить произвол властей и установить правопорядок.

6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:

а) египтянам; г) грекам; б) финикийцам; д) ассирийцам; в) вавилонянам; е) персам.

7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

а) удержать отвоеванные у гуннов земли; б) защитить торговые пути от набегов разбой­ников; в) помешать побегам рабов; г) поддержать правопорядок в стране.

8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы по­явились:

а) брахманы; б) знатные воины; в) земледельцы; г) ремесленники; д) слуги.

9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев яв­ляются:

а) шахматы; б) компас; в) ткани из хлопка; г) свод законов Хаммурапи;

д) поэма «Рамаяна»; е) цифры; ж) бумага.

10. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

а) клинопись; б) алфавит; в) рисунчатое письмо; г) иероглифическое письмо.

11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:

а) о Гильгамеше; б) о Прометее; в) о всемирном потопе; г)«Рамаяна»;

д) об Осирисе; е) о Геракле; ж) о троянском коне.

12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а) Вавилон; б) Мегиддо; в) Асуан; г) Ниневия; д) Фивы; е) Иерусалим; ж) Мемфис.

13. Соотнесите исторические факты с именами исторических дея­телей:

а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших законов;

б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и Сирии;

в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой китайской стены;

4) создание в Персии по­чтовой службы;

5) строительство храма богу Яхве.

14. Соотнесите события с датами:

а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и Северного царств Егип­та;

б) 6-й век до н.э.; 2) объединение индийских царств под властью Ашоки;

в) 3-й век до н.э. 3) образование Ассирийской державы;

4) строительство пирами­ды Хеопса;

5) образование персидской державы «царя царей».

Исторический диктант №1 « Древний Восток»

ЕГИПЕТ ДВУРЕЧЬЕ ФИНИКИЯ

1. Глина, глина, глина

2. Папирус

3. Оливковые деревья

4. Города Ур и Урук

5. Шадуфы

6. Дар Нила

7. Города Тир и Сидон

8. Знаменитые мастера-ювелиры

9. Бог солнца Шамаш

10. Богиня Иштар

11. Походы в Нубию

12. Цари-фараоны

13. Приключения вельможи Сенухета

14. Изобретение прозрачного стекла

15. Божество Бес

16. Пурпурная краска

17. Клинопись

18. Величайшие мореплаватели древнего мира

19. Основание колоний

20. Четыре порога в верховьях реки

21. Хаммурапи

22. Морские пираты

23. Столица- город Мемфис

24. Тутмос III

25.Первые в истории законы (дошедшие до нас)

26. Изобретение букв

27. Основание Карфагена

28. Город Вавилон

29. Бог Амон-Ра

30. Богиня Исида

31. Мореплаватели, впервые обогнувшие Африку

32. Главное занятие населения - торговля

33. Мумия

34. Боги Осирис и Сет

35. Иероглифы

Исторический диктант №2 « Древний Восток»

ЕГИПЕТ ДВУРЕЧЬЕ ФИНИКИЯ АССИРИЯ

1.Клинопись

2. Ливанский кедр

3. Аллея сфинксов

4.Царь Южного царства подчинил Северное

5. Маски из цветного стекла

6. Глиняные статуи богов, мебель и книги из глины

7. Доставка воды на верхние поля шадуфом

8. Ворота богини Иштар

9. Раковина с драгоценной пурпурной краской

10. Кошка - священное животное

11. Дельта Нила

12. Сохранение тела человека после его смерти

13.»Хаммурапи получил власть от богов»

14. Мера веса- сикль

15. Бог Солнца Шамаш

16. Мореплаватели, достигнувшие берегов Северной Европы

17. Буквы алфавита

18. Библиотека Ашшурбанапала

19. Тутанхамон

20. Морские разбойники похищали людей и продавали их в рабство

21. Путешественники, первыми обогнувшие Африку

22. Первые орудия труда и оружие из железа

23. « Наполняй свои уши мудростью»

24. Древнейшее из семи чудес света.

25. Работать на хозяина он должен 3 года, а потом его следует отпустить на свободу.

26. Воины преодолевали реки с помощью кожаных мешков

27. Невиданная жестокость к побежденным

28. Военные походы в Ливию.

29. Плавится состав из мелкого песка и соды.

30. Бог Анубис - хозяин царства мертвых.

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

ВАРИАНТ 1

1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в: а) Афинах; в) Трое; б) Спарте; г) Коринфе.

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер со­здал произведения:

а) «Илиада»; б) «Антигона»; в) «Персы»; г) «Одиссея».

3. «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес: а) Телемак; б) Ахиллес; в) Одиссей; г) Алкиной.

4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки; б) короткие односложные слова;

в) гласные звуки; г) гласные и согласные звуки.

5. По законам архонта Дракона:

а) запрещалось долговое рабство;

б) назначалась смертная казнь за тяжкое и мел­кое преступление;

в) государственные дела решались Советом ста­рейшин;

г) выкупались рабы-греки, находящиеся за гра­ницей;

д) одинаково наказывались убийство человека и кража вещи;

е) разрешалось продавать хлеб за границу;

ж) судей выбирали из числа незнатных жите­лей полиса.

6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:

а) тайное голосование с помощью черных и бе­лых камешков;

б) командование войском двух царей;

в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г) осуществление высшей власти в полисе стра­тегом;

д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е) обсуждение важнейших вопросов Советом ста­рейшин;

ж) избрание архонтом только знатного и бога­того жителя Афин.

7. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой; б) демократией; в) тиранией; г) республикой.

8. Орхестра - это:

а) место, где размещали оркестр театра;

б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;

в) вид веселого представления, где действующи­ми лицами были современники зрителей;

г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

9. По-гречески «комедия» означает:

а) «песнь козлов»; б) «божественная песня»; в) «веселое шествие»; г) «песня неба».

10. Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой; б) вручение золотого яблока Афродите; в) рождение дочери Зевса богини Афины ;г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром.

11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью

а) Анаксагор; 1) автор трагедии «Антигона»;

б) Поликлет; 2) создатель статуи «Дискобол»;

в) Софокл. 3) ученый, изучавший явления

природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;

4) автор комедии «Птицы»;

5) создатель скульптуры «Ко­пьеносец»;

6) ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.

12. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а) стратег; в) академик; б) оратор; г) поэт.

13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а) Акрополь; б) Эрехтейон; в) ипподром; г) стадион.

14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

а) поражение персов в Марафонской битве;

б) победа греческого флота в Саламинском сра­жении;

в) окончательное поражение персидской армии в битве при Платеях;

г) вторжение персов в Элладу под предводитель­ством Ксеркса;

д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском ущелье.

15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» - были обращены к:

а) Фемистоклу; б) Мильтиаду; в) Демосфену; г) Александру Македонскому.

16. В результате завоевательных походов Александра Македонс­кого произошло:

а) уничтожение Персидского царства;

б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

в) образование огромной державы;

г) объединение греческих полисов в единое го­сударство.

Задания по теме» Древняя Греция»

1.Объяснить значение терминов: амфора, афинские граждане, триер, Керамик, Агора, Акрополь, педагог, палестра, театр, стратег, междоусобные воины, фаланга.

2. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах;

1) граждане; а) участие в управлении государством

б) право на владение землёй

2) переселенцы; в) служба на военных кораблях

г) уплата налога за право жить в городе

3. Соотнесите права и возможности переселенцев и рабов в Афинах:

1) переселенцы; а) лишены права свободно распоряжаться собой и своим трудом;

2) рабы. б) уплата налога за право жить в городе;

в) лишены возможности менять место жительства;

г) лишены возможности созда­вать семью.

4. Соотнесите имена людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Геродот 1) создатель трагедии « Антигона»

б) Фидий 2) « отец истории», описавший события греко-персидских войн;

в) Аристофан 3) знаменитый скульптор, создатель статуи богини Афины.

г) Анаксагор 4) автор комедии « Птицы»

д) Софокл 5) ученый, считавший, что Земля вращается вокруг Солнца

5. Выбрать верные утверждения:

Для системы государственного управления Афинами при Перикле характерно:

а) тайное голосование с помощью черных и бе­лых камешков;

б) командование войском двух царей;

в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г) осуществление высшей власти в полисе стра­тегом;

д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е) обсуждение важнейших вопросов Советом ста­рейшин;

ж) избрание архонтом только знатного и бога­того жителя Афин.

6. Тестовые задания

1. Современниками Перикла были: а) Солон и Софокл б) Анаксагор и Фидий

в) Ксеркс и Леонид

2. Орхестра - это:

а) место, где размещали оркестр театра;

б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;

в) вид веселого представления, где действующи­ми лицами были современники зрителей;

г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

3. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой; б) демократией; в) тиранией; г) республикой.

4. «Если ты был в….и не восторгался ими, то ты осёл!» - так говорили о городе:

а) Спарта б) Афины в) Троя г) Тиринф

5.На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

а) храм Ники Бескрылой б) Парфенон в) храм Артемиды

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ РИМ»

ВАРИАНТ 1

1. Римская империя была разделена на 2 государства - Вос­точную империю и Западную империю в:

а) 300 году; б) 395 году; в) 410 году; г) 476 году.

2. Город Рим был назван в честь первого царя:

а) Рема; б) Ромула; в) Рамзеса; г) Рамы.

3. В походе, даже останавливаясь на одну ночь, римляне разби­вали укрепленный лагерь:

а) по строго установленному плану в форме тре­угольника;

б) по строго установленному плану в форме че­тырехугольника;

в) каждый раз по новому плану в зависимости от места расположения;

г) без строго установленного плана, по желанию римского главнокомандующего.

4. Государство римлян после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого вместе с семьей стало называться: а) империей; б) царством; в) республикой;

г) диктатурой; д) монархией.

5. Отметьте черты, отличающие управление Римской республи­кой от управления Афинами во времена Перикла:

а) с предложением закона мог выступать граж­данин, занимающий государственную должность б) с предложением закона мог выступать любой гражданин города;

в) за исполнение государственных должностей платили деньги;

г) исполнение государственных должностей было бесплатным;

д) огромной властью обладал сенат; е) огромной властью обладало Народное собра­ние;

ж) судьями могли стать только сенаторы.

6. К концу 2-го века до н.э. римляне установили свою власть:

а) в Западном Средиземноморье; б) во всем Средиземноморье;

в) в Египте; г) на территории Персидской державы.

7. «Наше море» ....... так назвал Средиземное море:

а) Помпеи; б) Красс; в) Пирр; г) Цезарь; д) Юстиниан.

8. Октавиан Август был пожизненным:

а) народным трибуном; б) консулом; в) диктатором; г) сенатором; д) царем.

9. В 1-м веке до н.э. появилась монета с портретом здравствую­щего героя, основателя империи:

а) Гая Юлия Цезаря; б) Октавиана Августа; в) Нерона; г) Траяна.

10. Падение Западной Римской империи было вызвано:

а) делением империи на Восточную и Западную; б) непрочностью императорской власти;

в) упадком хозяйства римских землевладельцев; г) ослаблением римского войска;

д) развитием торговли и мореплавания; е) ростом территории империи.

11. При императоре Траяне:

а) прекратились казни по ложным доносам;

б) увеличились налоги и злоупотребления на­местников провинций;

в) знатные провинциалы получили права рим­ского гражданина;

г) поощрялись доносчики, которым доставалась часть имущества казненного.

12. Укажите имя человека, не являвшегося римским историком и философом:

а) Тацит; б) Аристотель; в) Сенека; г) Тит Ливии.

13. К любимым зрелищам римлян относились:

а) гладиаторские бои; б) театральные представления;

в) Олимпийские игры; г) конные состязания.

14. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:

а) акведуки; г) триумфальные арки;

б) термы; д) храмы;

в) колонны; е) пирамиды.

15. Зажиточные римляне надевали:

а) шерстяную рубаху с короткими рукавами - тунику; б) тогу белого цвета;

в) тогу с пурпурной полосой по краю; г) рубаху из льняной ткани - хитон.

16. Соотнесите имена исторических личностей с их деятель­ностью:

а) Ганнибал; б) Тиберий Гракх; в) Спартак; г) Константин.

1) полководец, победивший римлян в битве при Кан­нах;

2) полководец, разбивший римлян в битве близ го­рода Зама;

3) предводитель восставших рабов в Италии;

4) император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;

5) народный трибун, добив­шийся продажи зерна из государственных амбаров;

6) полководец, подавивший восстание рабов в Италии;

7) народный трибун, добив­шийся принятия закона о переделе земли;

8) предводитель готов, раз­грабивших Рим.

Задания по теме: Древний Рим

1. Объяснить значение терминов: патриции, плебеи, республика, народные трибуны, консул, гладиаторы, диктатор, колоны, термы.

2. Установите последовательность событий восстания Спартака:

а) размещение лагеря восставших на Везувии б) поход Спартака на Сицилию и «ловушка» Красса, в) поход восставших к Альпам на север Италии г) разгром войска Спартака Крассом и гибель предводителя восставших, д) нападение на лагерь восставших военного отряда из Капуи е) победа Спартака у подножия Везувия.

3 Соотнесите имена исторических личностей с их деятель­ностью:

а) Ганнибал; б) Тиберий Гракх; в) Спартак; г) Константин.

1) полководец, победивший римлян в битве при Кан­нах;

2) полководец, разбивший римлян в битве близ го­рода Зама;

3) предводитель восставших рабов в Италии;

4) император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;

5) народный трибун, добив­шийся продажи зерна из государственных амбаров;

6) полководец, подавивший восстание рабов в Италии;

7) народный трибун, добив­шийся принятия закона о переделе земли;

8) предводитель готов, раз­грабивших Рим.

4. Тестовые задания:

1. Сенат даровал Октавиану почетное прозвище Август, что означало:

а) священный б) сын неба в) благородный г) просветленный

2. Огромный амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей, назывался:

а) Пантеоном б) термой в) Колизеем

3. Главной торговой площадью города. Рима был: а) Акрополь б) Парфенон в) Форум

4. Во времена правления императора Константина был издан указ:

а) разрешающий колонам уходить от хозяина;

б) запрещающий колонам уходить с участков земли; в) объявляющий колонов рабами;

г) обязывающий колонов платить налог в каз­ну императора.

5. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

а) Тиберий Гракх б) Катон в) Сципион

6. Гражданские войны в Риме - это войны между:

а) Римом и Карфагеном; б) гражданами Рима; в) гражданами и рабами;

г) патрициями и плебеями.

7. Рабы, обученные сражаться друг с другом в вооруженном поединке на арене, назывались:

а) арендаторами; в) ликторами; б) ветеранами; г) гладиаторами.

8. Во времена правления императора Константина был издан указ:

а) разрешающий христианам молиться и строить храмы б) запрещающий организацию христианских общин в) запрещающий христианам строить храмы

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1. Первые государства в истории человечества возникли в доли­нах рек:

а) Нила; б) Луаны и Сены; в) Инда и Ганга; г) Волги и Оки;

д) Янцзы и Хуанхэ; е) Тигра и Евфрата; ж) Тибра и По.

2. Родиной демократии является:

а) Римская республика; б) Греция; в) Египет; г) Вавилония; д) Персия.

3. Всесильным владыкой Египта был:

а) фараон; б) император; в) стратег; г) архонт; д) консул.

4. В 1-м веке до н.э. в Риме устанавливается империя, что озна­чает:

а) правление аристократии; б) власть сенаторов; в) единоличное правление;

г) власть народа; д) власть консулов.

5. Укажите имя человека, никогда не занимавшего должность стратега:

а) Мильтиад; б) Бренн; в) Фемистокл; г) Перикл.

6. Римскими императорами, прославившими свое имя и как вы­дающиеся полководцы, были: а) Цезарь; б) Нерон; в) Юстиниан; г) Октавиан Август;

д) Траян; е) Марк Аврелий; ж) Гонорий.

7. «Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор и должен быть казнен», - записано в законах: а) Ману; б) Хаммурапи; в) 12 таблиц; г) Юстиниана.

8. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Египту, Риму, Константинополю:

1) Рим; а) храм Святой Софии;

2) Египет; б) куполообразный Пантеон; д)Колизей

3) Константинополь, в) гробница фараона Тутанхамона; е) Колонна Трояна

г) Большой сфинкс; ж;) пирамида Хеопса

9. До сегодняшнего дня мы пользуемся изобретениями первобыт­ных людей:

а) цифрами; б) глиняной посудой; в) охотничьим луком со стрелами;

г) шахматами; д) компасом; е) лодкой и плотом; ж) ткацким станком.

10. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произ­ведения:

а) Вергилий; 1) «Записки о Галльской войне»;

б) Аристофан; 2) «Энеида»; 3) « Антигона»; 4) « История»;

в) Гомер; г) Цезарь. 5) «Птицы»; 6) «Илиада»; 7) «О природе вещей»

8) «Рамаяна».

11. Первобытные художники изображали на стенах пещер ране­ных животных, так как считали, что они помогают: а) привлечь зверей в пещеру; б) добиться успеха на охоте;

в) умилостивить силы природы; г) защититься от хищников.

12. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью являет­ся:

а) личная свобода человека; б) стремление к богатству;

в) покаяние и милосердие; г) уважение к старшим-

13. Вера в одного бога появилась у

а) египтян; б) римлян; в) евреев; г) греков; д) ассирийцев; е) вавилонян.

14. В 3-м веке до н.э. царь Ашока заявил о своей преданности учению:

а) Рамы; б) Конфуция; в) Будды; г) Яхве; д) Иисуса Христа.

15. Установите последовательность событий мировой истории:

а) взятие Египта персами; б) битва при Херонее;

в) разграбление Рима вандалами; г) строительство пирамиды фараона Хеопса;

д) образование государства в Южном Двуречье; е) реформы архонта Солона в Афинах;

ж) начало правления Перикла в Афинах


© 2010-2022