- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 5 класс
Рабочая программа по истории 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мокшина Л.И. |
Дата | 10.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы основного общего образования (ФГОС). Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Примерной программы основного общего образования по истории 5-9 классы- Стандарты второго поколения, М.Просвещение 2010г, Рабочей программы основного общего образования по истории предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014., Основной образовательной программы образовательного учреждения, Базисного учебного плана МБОУ «Левженская СОШ».
В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях - «ступень развития» и «культурная общность»). В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Цель изучения предмета :
- дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения предмета:
-
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
-
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
-
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
-
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
-
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
-
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Место учебного предмета в учебном плане
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ»Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и на изучение предмета «История» в 5 классе выделено 68 часов ( из расчета 2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на использование УМК под редакцией А.А. Искендерова..
- Вигасин А.А. Годер Г.И. Свенцицкая И.С. под редакцией А.А.Искендерова. Всеобщая история, учебник «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2013 г.
Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:
-Е.Н.Сорокина Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира 5 класс. - - М.:»Вако», 2015.
-К.В.Волкова. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира 5 кл. Москва «Вако» 2015г.
-Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2013 г. .
-Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к
его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в
Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных
народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и
историческим источникам, способам изучения и охраны.
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
-
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
-
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
-
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
-
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
-
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
-
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
-
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-
различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
-
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
-
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Раздел II. Содержание тем учебного предмета
Тема раздела - Введение
Краткое описание темы: Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории. Счет лет в истории. Особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет). Понятия - год, век (столетие), тысячелетие , исторические источники, родословная-история семьи, историческая карта и ее значение, архитектурные памятники, загадочные письмена.
Тема раздела - Жизнь первобытных людей
Краткое описание темы: понятие «первобытные люди», древнейшие люди, постепенное расселение людей в Евразии, охота и собирательство, родовые общины, возникновение искусства и религии, родовые общины земледельцев и скотоводов ,начало обработки металла.
Тема раздела - Древний Восток
Краткое описание темы: Древний Египет-местоположение природные условия, возникновение единого государства, городов, быт земледельцев и ремесленников, жизнь вельмож, религия древних египтян, искусство древних египтян, особенности древнеегипетского письма, произведения литературы. двуречье в древности, древневавилонское царство, религиозные верования жителей двуречья, письменность двуречья, города Финикии, ремесла финикии древнейший алфавит, древние евреи, начало обработки железа, ассирийская держава, образование персидской державы, местоположение и природа Древней Индии, реки, города, религия, представление о кастах, местоположение и природа Древнего Китая, реки, Конфуций и его учение, письменность, изобретения Китая.
Тема раздела - Древняя Греция
Краткое описание темы: Древнейшая Греция -местоположение и природные условия, критское царство, микенское царство, поэмы Гомера « Илиада» и «Одиссея», начало обработки железа в Греции, греческий алфавит, полис Аттика, управление Афинами, законы Драконта, Реформы Солона ,спартанский полис, управление Спартой, греческие колонии, Олимпийские игры, греко-персидские воины, возвышение Афин, быт афинян, образование, афинская демократия, Македонские завоевания - возвышение Македонии при царе Филиппе, смерть Филиппа и приход к власти Александра, поход Александра Македонского на Восток, распад державы Александра после его смерти.
Тема раздела - Древний Рим
Краткое описание темы : Рим: от его возникновения до установления господства над Италией- местоположение и природные особенности Италии, легенда об основании Рима, возникновение республики, уравнение в правах патрициев и плебеев. Рим -сильнейшая держава Средиземноморья - Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье, установление господства Рима а Средиземноморье, рабство в Древнем Риме. Гражданские воины в Риме- разорение земледельцев Италии и его причины, крупнейшие в древности восстание рабов, превращение римской армии в наемную, захват Цезарем власти, борьба Антония и Октавиана, окончание гражданских воин.
Римская империя в первые века нашей эры - соседи римской империи, обожествление императоров, возникновение христианства, расцвет Римской империи, Рим - столица империи, архитектурные памятники Рима, падение Западной Римской империи, вторжение варваров, разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю.
Раздел III. Тематическое планирование
п/п
Наименование
разделов и тем
Максималь
ная
нагрузка
учащегося,
ч.
Из них
Теоретическое обучение,
ч.
Лабораторные и практические работы ч
Контрольные работы ч.
Экскурсии, ч.
Проектная работа, ч.
Самостоятельные работы, ч.
1.
Введение.
2
2
2.
Жизнь первобытных людей
6
5
1
3.
Древний Восток
20
17
2
1
4.
Древняя Греция
21
19
1
1
5.
Древний Рим
19
16
1
1
1
Итого
68
59
5
3
1
Раздел IV . Календарно- тематическое планирование
урока
Раздел, тема
Количество часов
68
Дата
проведе
ния
по плану
Дата
проведе
ния
по факту
Введение
2
1.
Откуда мы знаем, как жили наши предки
1
2.
Счет лет в истории
1
Жизнь первобытных людей
6
3
Древнейшие люди.
1
4
Родовые общины охотников и собирателей
1
5.
Возникновение искусства и религии
1
6.
Возникновение земледелия и скотоводства
1
7
Появление неравенства и знати
1
8
Обобщающее повторение по теме» Жизнь первобытных людей»
1
Древний Восток
20
9
Государство на берегах Нила.
1
10
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
1
11
Жизнь египетского вельможи
1
12
Военные походы фараонов
1
13
Религия древних египтян.
1
14.
Искусство Древнего Египта
1
15.
Письменность и знания древних египтян
1
16.
Обобщающее повторение по теме» Древний Египет
1
17.
Древнее Двуречье
1
18.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1
19.
Финикийские мореплаватели
1
20.
Библейские сказания
1
21
Древнееврейское царство
1
22.
Ассирийская держава
1
23.
Персидская держава »царя царей»
1
24.
Природа и люди древней Индии
1
25.
Индийские касты
1
26.
Чему учил китайский мудрец Конфуций
1
27.
Первый властелин единого Китая
1
28.
Обобщающее повторение по теме »Древний Восток»
1
Древняя Греция
21
29.
Греки и критяне.
1
30.
Микены и Троя
1
31.
Поэма Гомера «Илиада»
1
32.
Поэма Гомера»Одиссея
1
33.
Религия древних греков
1
34.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
1
35.
Зарождение демократии в Афинах
1
36.
Древняя Спарта
1
37.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
1
38.
Олимпийские игры в древности
1
39.
Победа греков над персами в Марафонской битве
1
40.
Нашествие персидских войск на Элладу
1
41.
В гаванях афинского порта Пирей
1
42.
В городе богини Афины
1
43.
В афинских школах и гимназиях
1
44.
В афинском театре
1
45.
Афинская демократия при Перикле
1
46.
Города Эллады подчиняются Македонии
1
47.
Поход Александра Македонского на Восток
1
48.
В Александрии Египетской
1
49.
Обобщающее повторение по теме» Древняя Греция»
1
Древний Рим
19
50.
Древнейший Рим
1
51.
Завоевание Римом Италии
1
52.
Устройство Римской республики
1
53.
Вторая война Рима с Карфагеном
1
54.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье
1
55.
Рабство в Древнем Риме
1
56.
Земельный закон братьев Гракхов
1
57.
Восстание Спартака
1
58.
Единовластие Цезаря
1
59.
Установление империи в Риме
1
60.
Соседи Римской империи
1
61.
В Риме при императоре Нероне
1
62.
Первые христиане и их учение
1
63.
Расцвет Римской империи во 2-м в.н.э.
1
64.
Вечный город и его жители
1
65.
Римская империя при Константине
1
66.
Взятие Рима варварами
1
67.
« Значение истории Древнего мира»
1
68.
Итоговая тестовая контрольная работа
1
Лист изменений в тематическом планировании
Дата
Изменения,
внесенные в КТП
Причина
Согласование с зам. директора по УР
Контрольно-измерительные материалы
ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»
ВАРИАНТ 1
1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:
а) 2 миллионов лет назад; б) 3 миллионов лет назад; в) 1 миллиона лет назад;
г) 5 миллионов лет назад; д) 4 миллионов лет назад.
2. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:
а) 7 тысяч лет назад; б) 8 тысяч лет назад; в) 9 тысяч лет назад;
г) 10 тысяч лет назад; д) 6 тысяч лет назад.
3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледелие возникло в:
а) Южной Африке; б) Западной Азии; в) Передней Азии; г) Северной Америке;
д) Южной Америке; е) Австралии.
э 4. Главное отличие древнейших людей от животных:
а) прямохождение; б) речь; в) умение изготовлять орудия труда;
г) объем мозга; д) надбровный валик.
5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми до перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:
а) деревянная мотыга; б) деревянное копье; в) ткацкий станок; г) гарпун;
д) лодка-долбленка; е) рубило; ж) одежда из льняных тканей.
6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:
а) копья с каменным наконечником; б) рубила; в) палки-копалки; г) мотыги;
д) гарпуна; е) серпа.
7. Первым домашним животным стала:
а) свинья; б) корова; в) собака; г) кошка; д) коза; е) курица.
8. В период 40-14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:
а) охота; б) собирательство; в) рыболовство; г) ткачество;
д) земледелие; е) ремесло; ж) скотоводство.
9. Жилищами первобытным людям служили:
а) глиняные дома; б) пещеры; в) деревянные постройки; г) землянки;
д) шалаши из жердей; е) дома из ивовых прутьев.
10. Выберите признаки, характеризующие племя:
а) коллектив древнейших людей; б) Совет старейшин; в) единая территория проживания; г) небольшой коллектив людей (5 -10 человек);
д) объединение нескольких родовых общин; е) совместный труд; ж) коллектив соседей.
11. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:
а) старейшинами; б) вождями; в) сородичами; г) знатными воинами; д) царями; .12. Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:
-а) отпугивать диких зверей; б) заниматься земледелием и скотоводством; в) готовить вкуснее и питательнее мясо; г) согреваться холодной ночью; д) строить жилища;
е) устраивать празднества в честь богов; «ж) охотиться удачнее.
13. Впервые настенные рисунки были найдены археологом Саутуолой в:
а) Майкопском кургане на юге России; б) Каповой пещере на Урале;
в) пещере Альтамира в Северной Испании;
14 Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:
а) оборотень; б) душа; в) жертва; г) идол; Д) НЛО; е) молитва.
15. Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:
а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;
б) боялись встретить в пещерах оборотней;
в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа
ВАРИАНТ 2
1. Человек стал таким же, как люди нашего времени:
а) 2 миллиона лет назад; б) 1 миллион лет назад; в) 40 тысяч лет назад;
г) 10 тысяч лет назад; д) 30 тысяч лет назад.
2. Земледелие возникло в Западной Азии более:
а) 20 тысяч лет назад; б) 10 тысяч лет назад; в) 5 тысяч лет назад;
г) 3 тысяч лет назад; д) 2 тысяч лет назад.
3. Предполагаемой областью прародины человека является:
а) Северная Европа; б) Южная Австралия; в) Восточная Африка;
г) Южная Америка; д) Северная Америка; е) Гренландия.
4. «Человек разумный» отличался от древнейшего человека: а) объемом мозга; б) владением речью; в) владением мастерством художника; г) умением изготавливать орудия труда; д) способностью общаться с помощью разных звуков.
5. Орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми после перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:
а)серп; б) одежда из шкур; в)деревянная мотыга; г) гарпун; д) ткацкий станок;
е) глиняная посуда; ж) деревянное копье.
6. Первобытные люди охотились на крупную рыбу при помощи:
а) рубила; б) дубины; в) лука; г) гарпуна.
7. Первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда:
а) олово; б) бронза в) железо г) медь; д) серебро; е) золото.
8. Древнейшие люди, жившие около 2 миллионов лет назад, добывали себе пищу, занимаясь: а) охотой; б) скотоводством; в) ремеслом; г) земледелием;
д) собирательством; е) ткачеством; ж) рыболовством.
9. Первобытные люди шили себе первую одежду из:
а) хлопка; б) льна; в) звериных шкур; г) шелка; д) шерсти.
10. Выберите признаки, характеризующие родовую общину:
а) действие обычая «один за всех и все за одного»; б) коллектив древнейших людей;
в) коллектив родственников; г) объединение нескольких родов;
д) непостоянный коллектив людей; е) руководили общиной старейшины;
ж) общее хозяйство.
11. Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий:
а) старейшина; б) соплеменник; в) знатный воин; г) вождь; д) сородичи; е) воины.
12. Важнейшими изобретениями первобытных людей являются:
а) лук и стрелы; б) стекло; в) пурпурная краска; г) глиняная посуда;
д) лодка и плот; е) ткацкий станок; ж) письменность.
13) Первобытные художники на стенах пещер изображали:
а) сородичей-охотников; б) разбогатевших знатных вождей;
в) мудрых старейшин; г) животных и птиц.
14 Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:
а) колдовством; б) религией; в) магией; г) искусством; д) молитвой; е) жертвой.
15. В могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни, потому что:
а) верили в продолжение жизни в «стране мертвых»;
б) считали, что каждый должен пользоваться своими вещами;
в) боялись вещей умершего;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.
задания по теме Жизнь первобытных людей»
1. Что означают слова и выражения: родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, идол, жертва, ремесленник.
2. Главное отличие древнейших людей от животных?
3. Основные способы добывания пищи древнейших людей?
4. Древнейшие орудия труда были -
ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК
1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:
а) мягкие и плодородные почвы; б) пустыни; в) высокие горы;
г) труднопроходимые джунгли; д) полноводные реки.
2. Жители Двуречья строили дома из:
а) обожженных глиняных кирпичей; б) высокого тростника-папируса; в) высушенных глиняных кирпичей; г) ливанского кедра; д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.
3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:
а) изобретением лука и стрел; б) развитием ремесла; в) возникновением родовой общины; г) ведением военных действий.
4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:
а) строительный лес; б) рогатый скот; в) финики; г) глиняные кирпичи;
д) пурпурные ткани; е) зерно; ж) металлы.
5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:
а) защитить своих подданных от обращения в рабство; 6) защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина; в) узаконить разделение людей на богатых и бедных; г) ограничить произвол властей и установить правопорядок.
6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:
а) египтянам; г) грекам; б) финикийцам; д) ассирийцам; в) вавилонянам; е) персам.
7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:
а) удержать отвоеванные у гуннов земли; б) защитить торговые пути от набегов разбойников; в) помешать побегам рабов; г) поддержать правопорядок в стране.
8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:
а) брахманы; б) знатные воины; в) земледельцы; г) ремесленники; д) слуги.
9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:
а) шахматы; б) компас; в) ткани из хлопка; г) свод законов Хаммурапи;
д) поэма «Рамаяна»; е) цифры; ж) бумага.
10. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:
а) клинопись; б) алфавит; в) рисунчатое письмо; г) иероглифическое письмо.
11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:
а) о Гильгамеше; б) о Прометее; в) о всемирном потопе; г)«Рамаяна»;
д) об Осирисе; е) о Геракле; ж) о троянском коне.
12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
а) Вавилон; б) Мегиддо; в) Асуан; г) Ниневия; д) Фивы; е) Иерусалим; ж) Мемфис.
13. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:
а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших законов;
б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и Сирии;
в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой китайской стены;
4) создание в Персии почтовой службы;
5) строительство храма богу Яхве.
14. Соотнесите события с датами:
а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и Северного царств Египта;
б) 6-й век до н.э.; 2) объединение индийских царств под властью Ашоки;
в) 3-й век до н.э. 3) образование Ассирийской державы;
4) строительство пирамиды Хеопса;
5) образование персидской державы «царя царей».
Исторический диктант №1 « Древний Восток»
ЕГИПЕТ ДВУРЕЧЬЕ ФИНИКИЯ
1. Глина, глина, глина
2. Папирус
3. Оливковые деревья
4. Города Ур и Урук
5. Шадуфы
6. Дар Нила
7. Города Тир и Сидон
8. Знаменитые мастера-ювелиры
9. Бог солнца Шамаш
10. Богиня Иштар
11. Походы в Нубию
12. Цари-фараоны
13. Приключения вельможи Сенухета
14. Изобретение прозрачного стекла
15. Божество Бес
16. Пурпурная краска
17. Клинопись
18. Величайшие мореплаватели древнего мира
19. Основание колоний
20. Четыре порога в верховьях реки
21. Хаммурапи
22. Морские пираты
23. Столица- город Мемфис
24. Тутмос III
25.Первые в истории законы (дошедшие до нас)
26. Изобретение букв
27. Основание Карфагена
28. Город Вавилон
29. Бог Амон-Ра
30. Богиня Исида
31. Мореплаватели, впервые обогнувшие Африку
32. Главное занятие населения - торговля
33. Мумия
34. Боги Осирис и Сет
35. Иероглифы
Исторический диктант №2 « Древний Восток»
ЕГИПЕТ ДВУРЕЧЬЕ ФИНИКИЯ АССИРИЯ
1.Клинопись
2. Ливанский кедр
3. Аллея сфинксов
4.Царь Южного царства подчинил Северное
5. Маски из цветного стекла
6. Глиняные статуи богов, мебель и книги из глины
7. Доставка воды на верхние поля шадуфом
8. Ворота богини Иштар
9. Раковина с драгоценной пурпурной краской
10. Кошка - священное животное
11. Дельта Нила
12. Сохранение тела человека после его смерти
13.»Хаммурапи получил власть от богов»
14. Мера веса- сикль
15. Бог Солнца Шамаш
16. Мореплаватели, достигнувшие берегов Северной Европы
17. Буквы алфавита
18. Библиотека Ашшурбанапала
19. Тутанхамон
20. Морские разбойники похищали людей и продавали их в рабство
21. Путешественники, первыми обогнувшие Африку
22. Первые орудия труда и оружие из железа
23. « Наполняй свои уши мудростью»
24. Древнейшее из семи чудес света.
25. Работать на хозяина он должен 3 года, а потом его следует отпустить на свободу.
26. Воины преодолевали реки с помощью кожаных мешков
27. Невиданная жестокость к побежденным
28. Военные походы в Ливию.
29. Плавится состав из мелкого песка и соды.
30. Бог Анубис - хозяин царства мертвых.
ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
ВАРИАНТ 1
1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в: а) Афинах; в) Трое; б) Спарте; г) Коринфе.
2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:
а) «Илиада»; б) «Антигона»; в) «Персы»; г) «Одиссея».
3. «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес: а) Телемак; б) Ахиллес; в) Одиссей; г) Алкиной.
4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:
а) согласные звуки; б) короткие односложные слова;
в) гласные звуки; г) гласные и согласные звуки.
5. По законам архонта Дракона:
а) запрещалось долговое рабство;
б) назначалась смертная казнь за тяжкое и мелкое преступление;
в) государственные дела решались Советом старейшин;
г) выкупались рабы-греки, находящиеся за границей;
д) одинаково наказывались убийство человека и кража вещи;
е) разрешалось продавать хлеб за границу;
ж) судей выбирали из числа незнатных жителей полиса.
6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:
а) тайное голосование с помощью черных и белых камешков;
б) командование войском двух царей;
в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;
г) осуществление высшей власти в полисе стратегом;
д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;
е) обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;
ж) избрание архонтом только знатного и богатого жителя Афин.
7. Афиняне называли управление в своем полисе:
а) диктатурой; б) демократией; в) тиранией; г) республикой.
8. Орхестра - это:
а) место, где размещали оркестр театра;
б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;
в) вид веселого представления, где действующими лицами были современники зрителей;
г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.
9. По-гречески «комедия» означает:
а) «песнь козлов»; б) «божественная песня»; в) «веселое шествие»; г) «песня неба».
10. Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:
а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой; б) вручение золотого яблока Афродите; в) рождение дочери Зевса богини Афины ;г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром.
11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью
а) Анаксагор; 1) автор трагедии «Антигона»;
б) Поликлет; 2) создатель статуи «Дискобол»;
в) Софокл. 3) ученый, изучавший явления
природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;
4) автор комедии «Птицы»;
5) создатель скульптуры «Копьеносец»;
6) ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.
12. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:
а) стратег; в) академик; б) оратор; г) поэт.
13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:
а) Акрополь; б) Эрехтейон; в) ипподром; г) стадион.
14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:
а) поражение персов в Марафонской битве;
б) победа греческого флота в Саламинском сражении;
в) окончательное поражение персидской армии в битве при Платеях;
г) вторжение персов в Элладу под предводительством Ксеркса;
д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском ущелье.
15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» - были обращены к:
а) Фемистоклу; б) Мильтиаду; в) Демосфену; г) Александру Македонскому.
16. В результате завоевательных походов Александра Македонского произошло:
а) уничтожение Персидского царства;
б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;
в) образование огромной державы;
г) объединение греческих полисов в единое государство.
Задания по теме» Древняя Греция»
1.Объяснить значение терминов: амфора, афинские граждане, триер, Керамик, Агора, Акрополь, педагог, палестра, театр, стратег, междоусобные воины, фаланга.
2. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах;
1) граждане; а) участие в управлении государством
б) право на владение землёй
2) переселенцы; в) служба на военных кораблях
г) уплата налога за право жить в городе
3. Соотнесите права и возможности переселенцев и рабов в Афинах:
1) переселенцы; а) лишены права свободно распоряжаться собой и своим трудом;
2) рабы. б) уплата налога за право жить в городе;
в) лишены возможности менять место жительства;
г) лишены возможности создавать семью.
4. Соотнесите имена людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:
а) Геродот 1) создатель трагедии « Антигона»
б) Фидий 2) « отец истории», описавший события греко-персидских войн;
в) Аристофан 3) знаменитый скульптор, создатель статуи богини Афины.
г) Анаксагор 4) автор комедии « Птицы»
д) Софокл 5) ученый, считавший, что Земля вращается вокруг Солнца
5. Выбрать верные утверждения:
Для системы государственного управления Афинами при Перикле характерно:
а) тайное голосование с помощью черных и белых камешков;
б) командование войском двух царей;
в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;
г) осуществление высшей власти в полисе стратегом;
д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;
е) обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;
ж) избрание архонтом только знатного и богатого жителя Афин.
6. Тестовые задания
1. Современниками Перикла были: а) Солон и Софокл б) Анаксагор и Фидий
в) Ксеркс и Леонид
2. Орхестра - это:
а) место, где размещали оркестр театра;
б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;
в) вид веселого представления, где действующими лицами были современники зрителей;
г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.
3. Афиняне называли управление в своем полисе:
а) диктатурой; б) демократией; в) тиранией; г) республикой.
4. «Если ты был в….и не восторгался ими, то ты осёл!» - так говорили о городе:
а) Спарта б) Афины в) Троя г) Тиринф
5.На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:
а) храм Ники Бескрылой б) Парфенон в) храм Артемиды
ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ РИМ»
ВАРИАНТ 1
1. Римская империя была разделена на 2 государства - Восточную империю и Западную империю в:
а) 300 году; б) 395 году; в) 410 году; г) 476 году.
2. Город Рим был назван в честь первого царя:
а) Рема; б) Ромула; в) Рамзеса; г) Рамы.
3. В походе, даже останавливаясь на одну ночь, римляне разбивали укрепленный лагерь:
а) по строго установленному плану в форме треугольника;
б) по строго установленному плану в форме четырехугольника;
в) каждый раз по новому плану в зависимости от места расположения;
г) без строго установленного плана, по желанию римского главнокомандующего.
4. Государство римлян после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого вместе с семьей стало называться: а) империей; б) царством; в) республикой;
г) диктатурой; д) монархией.
5. Отметьте черты, отличающие управление Римской республикой от управления Афинами во времена Перикла:
а) с предложением закона мог выступать гражданин, занимающий государственную должность б) с предложением закона мог выступать любой гражданин города;
в) за исполнение государственных должностей платили деньги;
г) исполнение государственных должностей было бесплатным;
д) огромной властью обладал сенат; е) огромной властью обладало Народное собрание;
ж) судьями могли стать только сенаторы.
6. К концу 2-го века до н.э. римляне установили свою власть:
а) в Западном Средиземноморье; б) во всем Средиземноморье;
в) в Египте; г) на территории Персидской державы.
7. «Наше море» ....... так назвал Средиземное море:
а) Помпеи; б) Красс; в) Пирр; г) Цезарь; д) Юстиниан.
8. Октавиан Август был пожизненным:
а) народным трибуном; б) консулом; в) диктатором; г) сенатором; д) царем.
9. В 1-м веке до н.э. появилась монета с портретом здравствующего героя, основателя империи:
а) Гая Юлия Цезаря; б) Октавиана Августа; в) Нерона; г) Траяна.
10. Падение Западной Римской империи было вызвано:
а) делением империи на Восточную и Западную; б) непрочностью императорской власти;
в) упадком хозяйства римских землевладельцев; г) ослаблением римского войска;
д) развитием торговли и мореплавания; е) ростом территории империи.
11. При императоре Траяне:
а) прекратились казни по ложным доносам;
б) увеличились налоги и злоупотребления наместников провинций;
в) знатные провинциалы получили права римского гражданина;
г) поощрялись доносчики, которым доставалась часть имущества казненного.
12. Укажите имя человека, не являвшегося римским историком и философом:
а) Тацит; б) Аристотель; в) Сенека; г) Тит Ливии.
13. К любимым зрелищам римлян относились:
а) гладиаторские бои; б) театральные представления;
в) Олимпийские игры; г) конные состязания.
14. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:
а) акведуки; г) триумфальные арки;
б) термы; д) храмы;
в) колонны; е) пирамиды.
15. Зажиточные римляне надевали:
а) шерстяную рубаху с короткими рукавами - тунику; б) тогу белого цвета;
в) тогу с пурпурной полосой по краю; г) рубаху из льняной ткани - хитон.
16. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:
а) Ганнибал; б) Тиберий Гракх; в) Спартак; г) Константин.
1) полководец, победивший римлян в битве при Каннах;
2) полководец, разбивший римлян в битве близ города Зама;
3) предводитель восставших рабов в Италии;
4) император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;
5) народный трибун, добившийся продажи зерна из государственных амбаров;
6) полководец, подавивший восстание рабов в Италии;
7) народный трибун, добившийся принятия закона о переделе земли;
8) предводитель готов, разграбивших Рим.
Задания по теме: Древний Рим
1. Объяснить значение терминов: патриции, плебеи, республика, народные трибуны, консул, гладиаторы, диктатор, колоны, термы.
2. Установите последовательность событий восстания Спартака:
а) размещение лагеря восставших на Везувии б) поход Спартака на Сицилию и «ловушка» Красса, в) поход восставших к Альпам на север Италии г) разгром войска Спартака Крассом и гибель предводителя восставших, д) нападение на лагерь восставших военного отряда из Капуи е) победа Спартака у подножия Везувия.
3 Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:
а) Ганнибал; б) Тиберий Гракх; в) Спартак; г) Константин.
1) полководец, победивший римлян в битве при Каннах;
2) полководец, разбивший римлян в битве близ города Зама;
3) предводитель восставших рабов в Италии;
4) император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;
5) народный трибун, добившийся продажи зерна из государственных амбаров;
6) полководец, подавивший восстание рабов в Италии;
7) народный трибун, добившийся принятия закона о переделе земли;
8) предводитель готов, разграбивших Рим.
4. Тестовые задания:
1. Сенат даровал Октавиану почетное прозвище Август, что означало:
а) священный б) сын неба в) благородный г) просветленный
2. Огромный амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей, назывался:
а) Пантеоном б) термой в) Колизеем
3. Главной торговой площадью города. Рима был: а) Акрополь б) Парфенон в) Форум
4. Во времена правления императора Константина был издан указ:
а) разрешающий колонам уходить от хозяина;
б) запрещающий колонам уходить с участков земли; в) объявляющий колонов рабами;
г) обязывающий колонов платить налог в казну императора.
5. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?
а) Тиберий Гракх б) Катон в) Сципион
6. Гражданские войны в Риме - это войны между:
а) Римом и Карфагеном; б) гражданами Рима; в) гражданами и рабами;
г) патрициями и плебеями.
7. Рабы, обученные сражаться друг с другом в вооруженном поединке на арене, назывались:
а) арендаторами; в) ликторами; б) ветеранами; г) гладиаторами.
8. Во времена правления императора Константина был издан указ:
а) разрешающий христианам молиться и строить храмы б) запрещающий организацию христианских общин в) запрещающий христианам строить храмы
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
1. Первые государства в истории человечества возникли в долинах рек:
а) Нила; б) Луаны и Сены; в) Инда и Ганга; г) Волги и Оки;
д) Янцзы и Хуанхэ; е) Тигра и Евфрата; ж) Тибра и По.
2. Родиной демократии является:
а) Римская республика; б) Греция; в) Египет; г) Вавилония; д) Персия.
3. Всесильным владыкой Египта был:
а) фараон; б) император; в) стратег; г) архонт; д) консул.
4. В 1-м веке до н.э. в Риме устанавливается империя, что означает:
а) правление аристократии; б) власть сенаторов; в) единоличное правление;
г) власть народа; д) власть консулов.
5. Укажите имя человека, никогда не занимавшего должность стратега:
а) Мильтиад; б) Бренн; в) Фемистокл; г) Перикл.
6. Римскими императорами, прославившими свое имя и как выдающиеся полководцы, были: а) Цезарь; б) Нерон; в) Юстиниан; г) Октавиан Август;
д) Траян; е) Марк Аврелий; ж) Гонорий.
7. «Если человек украл осла, овцу или раба, он - вор и должен быть казнен», - записано в законах: а) Ману; б) Хаммурапи; в) 12 таблиц; г) Юстиниана.
8. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Египту, Риму, Константинополю:
1) Рим; а) храм Святой Софии;
2) Египет; б) куполообразный Пантеон; д)Колизей
3) Константинополь, в) гробница фараона Тутанхамона; е) Колонна Трояна
г) Большой сфинкс; ж;) пирамида Хеопса
9. До сегодняшнего дня мы пользуемся изобретениями первобытных людей:
а) цифрами; б) глиняной посудой; в) охотничьим луком со стрелами;
г) шахматами; д) компасом; е) лодкой и плотом; ж) ткацким станком.
10. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произведения:
а) Вергилий; 1) «Записки о Галльской войне»;
б) Аристофан; 2) «Энеида»; 3) « Антигона»; 4) « История»;
в) Гомер; г) Цезарь. 5) «Птицы»; 6) «Илиада»; 7) «О природе вещей»
8) «Рамаяна».
11. Первобытные художники изображали на стенах пещер раненых животных, так как считали, что они помогают: а) привлечь зверей в пещеру; б) добиться успеха на охоте;
в) умилостивить силы природы; г) защититься от хищников.
12. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью является:
а) личная свобода человека; б) стремление к богатству;
в) покаяние и милосердие; г) уважение к старшим-
13. Вера в одного бога появилась у
а) египтян; б) римлян; в) евреев; г) греков; д) ассирийцев; е) вавилонян.
14. В 3-м веке до н.э. царь Ашока заявил о своей преданности учению:
а) Рамы; б) Конфуция; в) Будды; г) Яхве; д) Иисуса Христа.
15. Установите последовательность событий мировой истории:
а) взятие Египта персами; б) битва при Херонее;
в) разграбление Рима вандалами; г) строительство пирамиды фараона Хеопса;
д) образование государства в Южном Двуречье; е) реформы архонта Солона в Афинах;
ж) начало правления Перикла в Афинах