Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории2004 г., примерной программы с внесенными изменениями. Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

- формирование ценностных ориентиров и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей
гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.

Программа ориентирована на учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История древнего мира» и авторскую программу, рекомендованную Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

На реализацию данного предмета отводится 68 часов (2 ч в неделю).

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира.

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в исторической культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

-раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Программа ориентирована на общеобразовательные классы среднего уровня обучения. Данные классы осваивают программу на базовом уровне.

Для организации образовательного процесса применены следующие педтехнологии:

• личностно-ориентированное обучение, направленное на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

• развивающее обучение, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

• объяснительно-иллюстративное обучение, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных знаний;

• учебно-игровая деятельность.

Формы текущего и итогового контроля.

При реализации программы используются следующие формы контроля:

• Тестовый контроль;

• Самоконтроль;

• Самостоятельная работа (классная, домашняя).





Календарно-тематическое планирование по истории 5 класс

№ урока

Тема

Дата по плану

Дата факт

Примечание

Раздел 1. Первобытные собиратели и охотники (5 часов)

1.

Источники знания жизни предков современных народов

2.

Счёт лет в истории

3.

Древнейшие люди

4.

Родовые общины охотников и собирателей

5.

Возникновение искусства и религиозных верований

Раздел 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

6.

Возникновение скотоводства и земледелия

7.

Возникновение неравенства между людьми

8.

Обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

Раздел 3. Древний Египет ( 8 часов)

9.

Местоположение и природные условия Древнего Египта

10.

Быт земледельцев и ремесленников

11.

Жизнь египетского вельможи

12.

Военные походы фараонов

13.

Религия древних египтян

14.

Искусство Древнего Египта

15.

В древнеегипетской школе

16.

Обобщающий урок по теме «Древний Египет»

Раздел 4. Западная Азия в древности (7 часов)

17.

Древнее Двуречье

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

19.

Финикийские мореплаватели

20.

Древние евреи

21.

Древнеевропейское царство и его правители

22.

Ассирийская держава

23.

Образование Персидской державы

Раздел 5. Индия и Китай в древности (5 часов)

24.

Местоположение и природа Древней Индии

25.

Индийские касты

26.

Местоположение и природа Древнего Китая

27.

Объединение Китая

28.

Обобщающий урок по теме «Древний Восток»

Раздел 6. Древнейшая Греция ( 5 часов)

29.

Природа и население Древней Греции

30.

Микены и Троя

31.

Поэма Гомера «Илиада»

32.

Поэма Гомера «Одиссея»

33.

Религия древних греков

Раздел 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

35.

Зарождение демократии в Афинах

36.

Древняя Спарта

37.

Основание греческих колоний

38.

Олимпийские игры

39.

Греко-ПерсидскиевойныНашествие персидских войск на Элладу

40.

Нашествие персидских войск на Элладу

Раздел 8. Возвышение Афин в Vвеке до н.э. и расцвет демократии ( 5 часов)

41.

В гаванях афинского порта Пирей

42.

В городе богини Афины

43.

В афинских школах и гимназиях

44.

В театре Диониса

45.

Афинская демократия при Перикле

Раздел 9. Македонские завоевания в IVвеке до н.э. (4 часа)

46.

Города Эллады подчиняются Македонии

47.

Поход Алесксандра Македонского на Восток

48.

В древней Александрии Египетской

49.

Обобщающий урок по разделу «Древняя Греция»

Раздел 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией ( 3 часа)

50.

Древнейший Рим

51.

Завоевание Римом Италии

52.

Устройство Римской республики

Раздел 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья( 3 часа)

53.

Вторая война Рима с Карфагеном

54.

Установление господства Рима над всем Средиземноморьем во IIвеке до н.э.

55.

Рабство в Древнем Риме

Раздел 12. Гражданские войны в Риме (4 часа)

56.

Земельный закон братьев Грахков

57.

Восстание Спартака

58.

Единовластие Цезаря в Риме

59.

Установление империи в Риме

Раздел 13. Могущество Римской империи ( 4 часа)

60.

В Риме при императоре Нероне

61.

Первые христиане и их учение

62.

Расцвет Римской империи во IIвеке

63.

«Вечный город» во времена империи и его жители

Раздел 14. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (5 часов)

64.

Римская империя при Константина

65.

Взятие Рима готами

66.

Восточная Римская империя при Юстиниане

67.

Урок повторения по разделу «Древний Рим»

68.

Итоговый обобщающий раздел по курсу истории древнего мира








Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности







Контрольная работа по теме «Древний Египет»

1. Оцените утверждение.

Древний Египет - это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря:

а) верно б) неверно

2. Выберите правильный ответ.Пешее войско фараона:

а) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу;

б) создавалось на время войны;

в) было единственным родом войск в Египте.

3. Выберите неправильный ответ.

Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, могли войти:

а) жрецы; б) фараон; в) только фараон.

4. Назовите понятие, которому соответствует данное описание.

Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:

а) саркофаг; б) мумию; в) гробницу.

5.Найдите лишнее.

Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:

а) иероглифы; б) бумага; в) папирус; г) чернила.

6. Продолжите перечень.

Фараону подчинялись: а) жрецы; б) вельможи; в) г) д) е)

7. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Высший правитель, главный судья, живой бог, высший военачальник:

а) это названия государственных должностей в Египте;

б) это титулы фараона;

в) это обязанности верховного жреца.

9. Вставьте вместо пропусков.

Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для __________________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - ________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота - платили ____________.



Контрольная работа

по теме «Древний Восток»

1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор?

а) Междуречье б) Египет в) Финикия

2. Где была написана книга, от которой произошло слова «библиотека»?

а) в Египте б) в Китае в) в Израиле

3. От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена?

а) от ассирийцев б) от гуннов в) от филистимлян

4. На чем писали в Древнем Китае?

а) на дощечках из бамбука в) на глиняных табличках

б) на пальмовых ветвях

5. Древнее государство, захватившее в VI в. до н.э. Вавилонское и Египетское царства?

а) Лидия б) Персия в) Израиль

6. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?

а) Адам б) Авраам в) Ной

7. Что выращивали земледельцы в Древней Индии?

а) хлопчатник и сахарный тростник б) чай в) какао

8. Что изобрели в Древнем Китае?

а) бумагу б) цифры в) шахматы

9. Предводитель персов, великий полководец древнего мира:

а) Хаммурапи б) Кир в) Крез

10. Где протекает река Янцзы?

а) в Китае б) в Индии в) в Междуречье

11. Кто учил в Древней Индии, что главное - личное достоинство человека, а не его происхождение?

а) Конфуций б) Брахма в) Будда

12. Письменность в ДревнемДвуречье?

а) линейное письмо б) иероглифы в) клинопись

13. Что изобрели финикийцы?

а) прозрачное стекло б) компас в) бумагу

14. Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов» и «городом крови»?

а) Ниневия б) Персеполь в) Вавилон

15. Дайте определение следующим терминам:

таран - каста - колония - буддизм -

16. Соотнесите страну и правителей:

а) Хаммурапи 1. Ассирия

б) Циньшихуанди 2. Персия

в) Дарий 3. Индия








Обобщающий тест по истории Древний Рим

5 класс Вариант 1

1. Когда в Риме запретили долговое рабство?

а) в эпоху республики б) в эпоху царей в) в эпоху императора

2. Кто такие патриции?

а) потомки древнейших жителей Рима

б) потомки племени этрусков

в) потомки греческих колонистов Италии

З. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

а) Рем б) Ромул в) Нумитор

4. Кто служил в римских легионах в республиканскую эпоху?

а) рабы б) бедняки в) земледельцы

5. Должностные лица, избиравшиеся в республиканском Риме каждый год:

а) сенаторы б) консулы. в) императоры

6. Какое племя жило на берегу реки Тибр, где был основан Рим?

а) галлы б) этруски в) латины

7. Высший орган власти в республиканском Риме?

а) сенат б) народные трибуны в) царь

8. Римский сенатор, заканчивавший каждую свою речь в сенате словами: «Карфаген должен быть разрушен»:

а) Катон б) Сципион в) Гракх

9. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

а) Тиберий Гракх б) Катон в) Сципион

10. Кто получал в республиканском Риме почетное прозвище «император»?

а) сенаторы б) полководцы в) народные трибуны

11. С правления какого императора Римское государство стали называть империей?

а) Октавиана Августа б) Цезаря в) Нерона

12. Римский полководец, друг Цезаря, воевавший с Октавианом Августом:

а) Антоний б) Помпей в) Тарквиний

13. Должность управляющего римской провинцией:

а) сенатор б) наместник в) император

14. Кто такой «диктатор»?

а) управляющий римской провинцией

б) правитель, обладающий неограниченной властью

в) главнокомандующий римской армией

15. Мать Ромула и Рема, согласно древнеримской легенде:

а) волчица б) Веста в) Рея Сильвия

17. Кого римляне называли «варварами»?

а) племена не знающие латинского или греческого языка

б) жестоких императоров

в) всех, кто проживал вне города Рима

18. Рабы, получившие в пользование участки земли:

а) колоны б) «рабы с хижинами» в) христиане

19. Что произошло в 509г. до н.э.?

а) В Риме установилась республика б) был основан Рим в) в Риме установилась империя

20. Римский император, при котором началась травля христиан:

а) Константин б) Нерон в) Октавиан Август

21. Какое зрелище Римляне предпочитали всем остальным:

а) театральное представление б) спортивное состязание в) гладиаторские бои

22. Кого Римляне называли лучшим из императоров (правил в 98-117г. н.э.)?

а) Цезаря б) Траяна в) Константина

23. Как переводится с латинского языка слово «Республика»?

а) власть народа б) общее дело в) власть знати

24. Кто спас Рим во время нашествия галлов в 390г. до н.э.?

а) Муций Сцевола б) гуси в) волчица

25. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

а) демократия б) диктатура в) республика

Обобщающий тест по истории Древний Рим

5 класс Вариант 2

1. Как назывались завоеванные Римом области?

а) «наше море» б) провинции в) царство варваров

2. Царство, ставшее следующей жертвой Рима после Карфагена?

а) Македония б) Египет в) Парфия

3. Кто производил набор в войска в республиканском Риме?

а) цари б) народные трибуны в) консулы

4. Что такое «триумф»?

а) строительство триумфальной арки

б) торжественный въезд в Рим полководца-победителя

в) торжественное богослужение в Риме

5. Жрицы богини огня и домашнего очага:

а) авгуры б) весталки в) гаруспики

6.Административный орган управления в Древнем Риме:

а) сенат б) форум в) Пантеон

7. Народные трибуны имели право произносить в сенате слово «вето». Что оно означало?

а) «приветствую» б) «разрешаю» в) «запрещаю»

8. Войсковое соединение римской армии:

а) фаланга б) легион в) преторий

9. Наместником какой римской провинции был Гай Юлий Цезарь?

а) Италии б) Галлии в) Испании

10. Сенатор, друг Цезаря, возглавивший против него заговор:

а) Антоний б) Октавиан в) Брут

11. Второй по величине город Италии, где возник заговор рабов под предводительством Спартака:

а) Коринф б) Капуя в) Помпеи

12. Римский полководец, приемный сын Цезаря, завершивший эпоху гражданских войн:

а) Октавиан Август б) Антоний в) Брут

13. Чего хотели заговорщики, убившие Цезаря?

а) установить империю б) восстановить царскую власть в) восстановить республику

14. Как называлось правление в Риме с Октавиана Августа?

а) республика б) империя в) тирания

15.Автор одного из «Евангелий» - рассказов о жизни и учений Иисуса Христа:

а) Иуда б) Иоанн в) апостол Павел

16. Главный источник рабства в Риме:

а) завоевания б) торговля в) долговая кабала.

17. Кто получал в республиканском Риме почетное прозвище «император»?

а) сенаторы б) полководцы в) народные трибуны

18. Германские племена, захватившие Рим в 410г.:

а) даки б) венеды в) готы

19. Сенатор, друг Цезаря, возглавивший против него заговор:

а) Антоний б) Октавиан в) Брут

20. Река, переходя которую, Цезарь сказал знаменитые слова «Жребий брошен»!

а) Тибр б) Рейн в) Рубикон

21. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?

а) консулы б) императоры в) народные трибуны

22. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

а) в 509г. до н.э. б) в 74-71г. до н.э. в) в 313г. н.э.

23. Последний император Западной Римской империи:

а) Константин б) Ромул в) Юстиниан

24. Кто такие колоны?

а) рабы б) воины в) земледельцы

25. Кого римляне называли «варварами»?

а) племена не знающие латинского или греческого языка

б) жестоких императоров

в) всех, кто проживал вне города Рима


Перечень учебно-методического обеспечения


1.Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 кл.: Пособие

для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011;

2. Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб.для 5 кл. общеобразоват.

учреждений / А.А. Вигасин и др. - М.: Просвещение, 2011;

3. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. - М.:

Просвещение, 2013;

4. Г.И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира: Пособие для учителя.

- М.: Просвещение: Учеб. лит., 2010;

5. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. 5 класс. В 2 выпусках.

- М.: Просвещение, 2013;

6. История древнего мира и средних веков. 5-6 кл.; Дидактические материалы / В.В.

Сухов и др.-М.: Дрофа, 2000;

  1. История: Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. (Заочные путешествия и экскурсии, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол») / Авт. - сост. И.В. Кузьмина. - Волгоград: Учитель, 2005;

  2. История. 5-9 классы: повторительно - обобщающие уроки в нетрадиционных формах / авт. - сост. СВ. Парецкова, И.И. Варакина. - Волгоград: Учитель, 2006;

  3. История и граждановедение. Сценарии творческих уроков / Под ред. B.C. Кукушина. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005;

  4. Лупаядов В.Н. История. Исторические термины и понятия на уроках и дома. (Практические задания: тесты, задачи, кроссворды, исторические олимпиады). -Брянск: Курсив, 2004;

11. Нескребтов А.Л. Тесты но истории древнего мира и средних веков: Пособие для

учителей общеобразовательных школ, Саратов; Изд-во «Слово», 1998;

  1. Открытые уроки. История 5, 6,7,10 классы. Основы государства и права 9 класс /Авт. - сост. О.А. Бондаренко. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2012;

13. Парфенов В.Н. Тесты по истории древнего мира. - Саратов: Лицей.2003;

14. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира: 5-й

кл.: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История

Древнего мира. 5 класс» / К.В. Водкова. - М.: Экзамен, 2006;

  1. Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: Книга для учителя.

- М.: Издательство «Первое сентября», 2006.

Контурные карты и атлас по истории Древнего мира.


© 2010-2022