План-конспект по истории Древнего мира по теме: Индийские касты (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Индийские касты. 5 класс

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Технологии: Технология проблемно-диалогического обучения

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний в форме фронтального опроса.

Блиц - опрос.

А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна? ( Показать на карте).

В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).

Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).

Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия?

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).

Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?

З) Священное животное для древних индийцев?

И) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?

Л) В каких богов верили древние индийцы?

М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).

  1. Изучение новой темы.

Обращение к классу:

Яркое пятно:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

- Запись в тетради числа и темы урока.

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

- Запись в тетради определения «касты».

Учитель:

Касты - это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.

Главный бог - Брахма. Из частей его тела и произошли касты

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов - брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей - кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев - вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги - шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Рисунок: (человек со стрелками - из каких частей какие касты произошли)

Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.касты

Что имели

Чем занимались

Права

  1. Жрецы (брахманы)

2.Знатные воины (кшатрии)

3.Земледельцы (вайшьи)

4. Слуги (шудры)

-Что же мы узнали о положении каждой касты? / Выступление с использованием заполненной таблицы./

- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/

Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?

Чтение п. 21 - Неприкасаемые.

В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/. В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:

А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

4. Закрепление нового материала в форме игры «Да-нет».

1. Бог, создавший касты в Индии - это Брахма. Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.

6. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.

5. Домашнее задание: параграф 21, найти материал о культуре Индии .

© 2010-2022