Урок - экскурсия эволюция предметов быта

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Троицкое и Новомосковское окружное управление образования Департамента образования города Москвы







ГБОУ Школа № 2070(ВШО) п. Воскресенское

« Времен связующая нить: урок в школьном музее».

Номинация №3(для основной школы)

Тема:«Эволюция предметов быта»

Учителя истории

Мельниковой Елены Николаевны

Т.8-985-612-54-28














Москва, 2015

Пояснительная записка

Преподаватель: Мельникова Елена Николаевна

Предмет: история

Тема урока: Эволюция предметов быта..

Тип урока: Изучение нового материала.

Методическая цель урока:

Урок подразумевает наличие эмоционально окрашенной обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения практических задач.

Применяется иллюстрация повторяемого материала.

Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование учебной программы к уровню подготовки учащихся( учитывался уровень подготовленности учащихся класса) и установление межпредметных связей с другими предметами изучаемыми в образовательном учреждении .

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение целей и задачей урока с комментарием эпиграфа

  3. Обобщение и систематизация учебного материала( сопровождается представлением презентаций и выполнением заданий в « листах»).

  4. Подведение итогов - комментарии оценок.

  5. Инструктаж домашнего задания.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Развитие мотивации происходит с помощью создания проблемной ситуации при решении творческих задач.

Речевое развитие- представление презентации.

Воспитание практической самостоятельности ( проведение исследовательской работы по изучаемой теме)

Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа при подготовке к уроку и фронтальная на уроке.

Методы обучения на уроке:

Словесные ( слово учителя), наглядные (модели и презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).

Здоровьесберегающие технологии на уроке:

Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку ( шутка, смех).

Целью данного урока является формирование у обучающихся цельного образа русского человека, в основном проживающего в сельской местности. Дать понимание высокой степени натуральности хозяйства. Сформировать понимание того, что в 15-16 веках основным занятием было сельское хозяйство и сопутствующие перерабатывающие ремесла. Дать понимание того, что православие смогло ассимилировать ряд языческих обрядов и встроить их в систему христианских празднований и бытовых отношений. Показать остаточные элементы верований древних славян, которые особо полно выражались в суевериях и обиходных обрядах крестьян того времени.

Цель урока - сформировать у учащихся общие представления о предметах повседневной жизни, обычаях восточных славян, усвоить характерные черты русского быта, развивать навыки работы с дополнительными источниками.

Учитель. На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем жизнь восточных славян. Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Наше занятие пройдет в школьном музее. У вас в руках маршрутный лист "Кот ученый», где указаны остановки, предусмотренные нашей экскурсией.

. Рассмотрите предметы, находящиеся в этом зале. Попробуйте «разговорить» понравившиеся вам экспонаты:

- когда были созданы эти предметы;

- для кого они предназначались;

- как работали ремесленники (на станках или вручную);

- какими знаниями обладали мастера;

- как эти предметы могли попасть в музей.

Это задание вы можете выполнить в виде рассказа «О чем поведал …(название экспоната)».

Всего на маршруте 5 остановок. На каждой остановке вас встречают экскурсоводы, которые расскажут о выставленных предметах. Результатом экскурсии должен стать ваш рассказ одном из предметов быта.

Остановка 1

Мы будем говорить о посуде. Ее так много в каждом доме, она окружает нас всю жизнь. А вот самым главным достоинством посуды, о которой сегодня пойдет разговор, является, бесспорно, экологичность. Материал, из которого изготовлена эта посуда, безопасен для человека, более того, даже чрезвычайно полезен. Это глина.. Наш музей располагает интересной коллекцией посуды из глины. Это и горшки разнообразной формы, кувшины, крынки. Один из предметов датируется 9 веком.

Это очень старая посуда, давно вышедшая из повседневного обихода. Она не отличается изяществом, изысканностью форм. Но смотрим на нее и не можем глаз отвести. Почему она так привлекательна? В чем секрет ее обаяния?

Возьмите в руки горшочек, подержите. Что вы чувствуете? Тепло, какие-то совершенно неожиданные приятные ощущения, состояние уюта и комфорта, умиротворенности. Так в чем дело?

В глине. В уникальных свойствах этого природного материала, над созданием которого веками трудились три стихии: земля, вода, воздух.

Наши предки были очень наблюдательными и мудрыми людьми, сумели правильно воспользоваться этим даром природы.

Как вы думаете, ребята, с каких пор человек научился делать посуду?

С давних пор…

Да, действительно, с очень давних пор. Ученые утверждают, что самому древнему горшку, найденному на раскопках в Японии, на острове Хонсю, 5 тысяч лет. . Такая посуда появилась в эпоху мезолита. А этот горшок - родом из бронзового века. На территории Мордовии первая глиняная посуда начала изготавливаться именно в это время.

Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких пословицах упоминается посуда?

Не боги горшки обжигают.

Если понять буквально эту пословицу, действительно, обжигать горшки, т.е изготавливать их, можно научиться. Да говорят, глина- этот волшебный материал не каждому в руки дается. А какую примету о посуде все знают?

Посуда бьется к счастью.

Это очень старая примета. И что же, правда, что посуда бьется к счастью? Просто люди придумали ее, чтобы не слишком расстраиваться из-за разбитой посуды. Ведь наши бабушки были очень аккуратными и бережливыми хозяйками, любили во всем порядок.


Остановка 2

ИУрок - экскурсия эволюция предметов бытастория утюга

Урок - экскурсия эволюция предметов быта

Урок - экскурсия эволюция предметов бытаУрок - экскурсия эволюция предметов быта

История утюга началась очень давно. Сначала для разглаживания одежды использовали плоский камень. Влажная одежда, придавленная таким «утюгом», высыхая, лишалась части складок.

Или сидела девица-красавица на сундуке, а под ней выстиранное бельё стопочкой сложено. Не просто так сидит - бельё отглаживает. На юбках каждую складочку приминали прутиками или камешками-грузилами.

Первой предшественницей утюга была… сковородка! В неё насыпали горячих углей, и, взявшись за ручку, ею гладили. Обращение с таким утюгом требовало определенной сноровки: мало того, что это было просто неудобно, так еще угольки и искорки все время норовили выпрыгнуть из «сковородки» и оставить на одежде дыры .

В России было свое приспособление для глажки. Рубель - рифленая доска. На скалку наматывали ткань, затем толстой плашкой с зазубринами ткань раскатывалась.

К середине XVIII века появился утюг с горящими углями внутри. По его бокам такого приспособления делались отверстия. Подуешь в дырочку, угли разгораются. Все утюги того времени отличались изрядным весом, так что глажка превращалась в настоящую физкультуру с поднятием тяжестей. Ведь вес некоторых утюгов был 10 килограмм. Но были и «малышки» с половину ладони для манжет, воротничков и кружев.

Позже придумывали паровые, газовые и даже спиртовые утюги. И вот, наконец, в 1882 году некто Генри Сили запатентовал электрический утюг. После этого началась история утюга, к которому мы привыкли в повседневной жизни. Хотя недостатки у этого изобретения тоже были: капризная техника била током. Через десять лет утюг обновили. вставив в него нагревательную спираль, надежно изолированную от корпуса.

С тех самых пор конструкция утюга практически не менялась, разве что совершенствовались отдельные детали. Например, придумали регулятор температуры, благодаря которому нагревающая спираль может отключиться. Добавили к утюгу увлажнитель. Как-то даже был запатентован музыкальный утюг, призванный мелодичными звуками скрасить скучный процесс глажки бел

Остановка 3

Один из первых аппаратов для записи звука был изобретен в 1898 году . Он представлял собой устройство, служащее для магнитной записи звука на стальной проволоке - телеграфон. Однако изобретение имело существенный недостаток, поскольку использование проволоки в качестве носителя было затруднительным ввиду проблемы соединения ее отдельно взятых кусков.

Очередной шаг, предшествующий такой современной услуге, как расшифровка аудиозаписей, был сделан Паульсеном немного позднее, когда он стал записывать магнитную запись на вращающийся стальной диск. Запись информации производилась по спирали при помощи перемещающейся магнитной головки. Интересен тот факт, что именно это изобретение и явилось, по сути, прообразом современного жесткого диска (винчестера), который столь широко используется в компьютерах!

Много лет спустя, в 1941 году инженеры из Германии Вебер и Браунмюлль создали кольцевую магнитную головку, подразумевалось и ультразвуковое подмагничивание при записи звука. Им удалось многократно уменьшить шумы и добиться высочайшего качества звучания в сравнении с механической и оптической технологиями.

Следующим шагом на пути перевода аудио в текст было создание первых катушечных магнитофонов, где магнитная пленка наматывалась на катушку. Затем, на смену им пришли кассетные устройства. Впоследствии компания «Sony» разработала портативный проигрыватель «плеер», в основу которого легла компактная кассета. Его размер не превышал почтовую открытку. Поэтому, уже очень скоро популярность плеера многократно возросла.

Диктофон - устройство, требующееся для расшифровки аудиозаписей, также напоминает плеер, впрочем, сегодня широко распространены и цифровые диктофоны. В отличие от механических, они лишены подвижных деталей. Носитель же, помогающий осуществлять в дальнейшем перевод аудио в текст, представляет собой не магнитную пленку, а флэш-память. Необходимые для расшифровки аудиозаписей, цифровые диктофоны, осуществляют преобразование звукового сигнала в код, записывая его в микросхему памяти. Работа производится при помощи микропроцессора.

Современные технологии

1979 год ознаменовался созданием качественно нового носителя информации со стороны компаний «Philips» и «Sony». Речь идет об оптическом диске (Compact Disk, CD), предназначенном для записи и воспроизведения звука. Для проигрывания использовались CD-плееры и т.д.

Ну и в заключение, отметим итоговый этап на пути к переводу аудио в текст - создание MP3. Это первый массово признанный формат хранения аудио после CD-Audio. В 2001 году компанией «Apple» был выпущен первый образец МР3-плеера - iPod, на который можно записывать до 1000 песен. Сегодня технологии развиваются дальше, и, вполне возможно, что спустя десятилетие на крошечной пластине будет помещаться до 1 000 000.

Остановка 4

Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам: открытка возникла во время франко-прусской войны. У уУрок - экскурсия эволюция предметов бытачаствовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Англичане считают, что первую открытку сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»

Однако у китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же, несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало пУрок - экскурсия эволюция предметов бытаринято отправлять открытки и в Англии.

С 1874 года, ставшего «точкой отсчёта» истории открытки (именно в этом году она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне), прошло практически полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Она несколько раз меняла свой облик, при этом всегда отражая нравы и взгляды поколений.

Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - чёрные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зелёные - иногородние. «Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком».

Возрождение открытки началось в 90-е годы. Именно тогда стали появляться издательства, специализирующиеся на их производстве. Сейчас мы постепенно переходим от «машинных» к открыткам, сделанным вручную. Нand-made с применением декоративных и натуральных материалов: ткани, кожи, сухоцветов, минералов - ценится больше. У этих открыток есть душа.

Остановка 5

Отражение истории и культуры на производстве елочных игрушек в России

ИУрок - экскурсия эволюция предметов бытантересно то, что елочные игрушки, история, политика и искусство так же неразрывно связаны между собой. Хранители музея в резиденции Деда мороза в Великом Устюге, говорят, что по елочным игрушкам можно "прочесть" историю страны. И это действительно так. Около 1880 года в России появляются первые елочные игрушки, изготовленные фабричным способом. 24 января 1918 года выпустили декрет, по которому вводится новый календарный стиль. Отличие от старого - 13 дней. Мало того, 1 января совсем не красный день календаря, а рабочий. Именно поэтому интерес к отмечанию праздника ослабевает. С начала 1927 года, когда в новогодней елке углядели идеологическую угрозу советской власти, Новый год отмечать запретили и, соответственно, из продажи исчезли и елки, и игрушки. Но ровно через 10 лет Сталин передумал. 1 января 1937-го в газетах опубликовали лозунг, который позже растиражировали: "Жить стало лучше, жить стало веселее!". И вот в спешном порядке возобновляется производство елочных игрушек. Стартует серия елочных советских игрушек. Например, шарики с изображениями членов Политбюро. Огромный шар красного цвета, а на нем четыре символа счастья: портреты Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса. Эти шары - особенная редкость, поскольку производились только в течение одного года, 37-го, и только в Москве.

Оказывается, и в годы войны производство елочных игрушек не прекращалось. Правда, это делали маленькие артели. Главный материал - фольга и погоны, которые ввели с 43-го на 44-й год. Из них мастерили корзинки и парусники. А еще появились проволочные украшения из отходов производства. Это домики для птичек, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб - серп и молот. Самый популярный сюжет в игрушках - парашютист, а в открытках - Дедушка Мороз бьет врага. После войны производство новогодних украшений полностью восстанавливают к 1946 году. На московский завод елочных украшений и оптических приборов приходят новые художники.

Настоящий праздник Нового года возник, когда в 1947 году день 1 января был, наконец, объявлен нерабочим днем, как в дореволюционные времена.

В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Пока у власти в стране находился Сталин, все, в том числе и производители игрушек, ориентировались на его мнение. Сталин очень уважал хоккей - соответственно, появились «елочные хоккеисты», любил цирк - на елках возникли цирковые персонажи. Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.

Одна из самых модных тем в эпоху правления Хрущева - сельскохозяйственная. Выпускался весь ассортимент фруктов и овощей. Но преобладала кукуруза. На елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы».

В ту пору на экраны вышел фильм "Карнавальная ночь". Это положило начало выпуску часов и будильников, на которых всегда оставалось пять минут до Нового года.

В начале 60-х на первый план выходит тема космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Параллельно стартует и серия девочек в национальных костюмах, как символ "15 республик - 15 сестер".

Современное украшение елки.

С середины 60-х производство елочных игрушек окончательно поставили на поток. То есть исключили технологии, которые требовали больше ручного труда. Появляются игрушки из пенопласта и пластика - они не бьются. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, желтый, красный, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединенные к проводу, который включался в розетку. Но, по сравнению со свечками, пожароопасность снизилась во много раз (не одна елка сгорела в результате использования свечей и бенгальских огней; страдали и жилища). Позже появились и более усовершенствованные электрогирлянды, которые мы используем и по сей день.

В 70-е годы дизайн игрушек становится менее разнообразным. Фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, «шишек», «пирамидок», «сосулек» и «колокольчиков». Встречались, правда, звери неопределенной породы (не то медведи, не то собаки), а также такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом.

В 80-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. Иногда приходишь к кому-то в гости - и смотришь, на елочке шарик висит точно такой же, как у тебя дома! На самом деле, не так уж они и плохи - шарики разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками, зеленые и фиолетовые «шишки», как будто обсыпанные сахаром.

В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура - серебристая, оранжевая, желтая. В 1970-е вернулась мода украшать елочку богато и разнообразно, правда, многие так завешивали все сверху «дождем», что убранства становилось практически не видно.

В 90-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных - символов наступающего года. С конца 80-х годов страну завоевала мода на всевозможные гороскопы и это не могло не отразиться на новогодней индустрии. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой.

Сегодня, после всех этих крайностей в моду вошли неординарные и нестандартные игрушки и украшения, все чаще на елках можно встретить и необычные материалы, такие как солома и различные игрушки из нее сделанные, бумага и лоскутки ткани, а так же предметы технического прогресса такие, как компьютерные диски. А что - они даже понаряднее будут - кругленькие такие, на свету радугой переливаются

Домашнее задание - составить рассказ об одном из предметов быта, используя материалы экскурсии.

1.журнал «Gala-Биография» 3-2009

2. Журнал "Антикватория", № 6-1/17-18 (ноябрь 2005 г. - февраль 2006 г.)

3. Русское декоративное искусство: От древнейшего периода до XVIII в.: Т. 1 / Под. ред. А. И. Леонова. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.

4. Рабинович М. Г. О Древней Москве: Очерки материальной культуры и быта горожан в 11-16 вв. - М., 1964.

5. Древний Новгород: прикладное искусство и археология. - М., 1985.

6. Романенко Е. В. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. - М.: Молодая гвардия, 2002

7. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. - М., 2006

8. Буганов В. И. Мир истории: Россия в 17 столетии. - М., 1989

9. Кудряшов К. В., Яновский А. Москва в далеком прошлом: Очерки городской жизни, быта и нравов Москвы XVI-XVII веков. - М., 1962

10. Русский традиционный быт: Энцикл. слов. / И. И. Шангина.- СПб.: Азбука-классика, 2003

11. Пушкарева, Наталья Львовна. Женщины Древней Руси. - М.: Мысль, 1989.

12. Древний Новгород: прикладное искусство и археология. - М., 1985.

13. Рябцев Ю. С. История русской культуры 11-17 векрв: художественная жизнь и быт 11-17 вв. - М., 1997.

14. Рябцев Ю. С. Путешествие в историю старой русской жизни. - М., 2006.

15. Калязина Н., Комелова Г. Русское искусство петровской эпохи. - Л., 1990.

© 2010-2022