Исследовательская работа «Мой прадед - выпускник Казанского университета»

История семьи. Знакомство с истоками своей семьи позволяет каждому человеку понять себя, впитать нравственные ценности, осознать свою причастность к истории страны, ощутить себя ее гражданином.Поэтому желание узнать историю своей семьи стало основой моей работы. Перед собой я поставила цель: изучить историю страны, родного края через историю своей семьи. Предметом исследования явилась старинная семейная фотография, датированная 1914 годом в г.Казани.
Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки республики Бурятия

МО «Курумканский район»

Районное Управление образования

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»



Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Номинация «История»





Тема:

«Мой прадед - выпускник

Казанского университета»

Автор: Буралова Виктория,

ученица 8 «б» класса.

Руководитель: Буралова З.Г.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Курумканская СОШ №1»



















с.Курумкан, 2015 г.











Содержание:

  1. Введение

  2. Глава I. Предмет исследования

  3. Глава II. История семейной реликвии

  4. Глава III. История семьи

  5. Глава IV. Трагическая судьба выпускника Казанского императорского университета

  6. Заключение

  7. Список использованной литературы

  8. Приложения







Введение

История семьи. Знакомство с истоками своей семьи позволяет каждому человеку понять себя, впитать нравственные ценности, осознать свою причастность к истории страны, ощутить себя ее гражданином.

Поэтому желание узнать историю своей семьи стало основой моей работы. Перед собой я поставила цель: изучить историю страны, родного края через историю своей семьи. Предметом исследования явилась старинная семейная фотография, датированная 1914 годом в г.Казани.

Для достижения цели нужно было решить следующие задачи:

1.найти родственников и людей старшего поколения, знающих нашу семью,;

2. собрать музейные и архивные материалы и изучить их;

3. прививать в себе навыки исследовательской работы: уметь ставить цель, составлять план-вопросник, уметь общаться с разными людьми, поиск и отбор нужной информации и т.д.

4. знать свое родословное древо и научиться писать исследовательскую работу по нему.

Основными методами работы явились:

  • поисковый;

  • описательный;

  • опрос респондентов;

  • поиск и отбор необходимой информации.



Глава I. Предмет исследования

В доме у дедушки Василия Будаевича Буралова в селе Улюн Баргузинского района висит в старинной добротной деревянной рамочке фотография, датированная 1914 годом (прил.1). Эта фотография давно вызывает у меня неподдельный интерес. Она пожелтела от времени, стала коричневой (а может, такой и была?), напечатана на толстой-толстой бумаге. На ней сфотографирована группа офицеров в мундирах, в белоснежных перчатках и с царскими орденами на груди. В первом ряду сидят достопочтенные люди с окладистой бородой, а сзади стоят более молодые. Среди них выделяется человек небольшого роста, брюнет, без усов, с тонкими чертами лица, выразительными глазами, с аккуратной стрижкой. Лишь глаза выдают в нем бурята. Кто он? Почему этот бурят оказался среди царских офицеров? Почему он одет в царский мундир? Что он делал в далеком 1914 году в г.Казани? Эти вопросы и явились толчком к дальнейшей работе.

Глава II. История семейной реликвии

На старинной фотографии, датированной 1914 годом, сфотографированы преподаватели и студенты отделения связи Казанского Императорского университета. Здесь учились поэт Г.Р.Державин, писатели Толстой и Аксаков, художник Шишкин, будущий профессор Лобачевский, В.И.Ульянов-Ленин.В стенах этого старейшего учебного заведения России учился и выдающийся ученый бурятского народа Доржи Банзаров. «Бурят получил европейское образование - счастливый случай!»,- пишет А.И.Уланов, посвятивший Д.Банзарову юбилейную статью. Не менее удивительно, что Д.Банзаров, имя которого в Бурятии известно каждому, был не единственным бурятом, окончившим Казанский университет. Спустя семь десятилетий по окончании университета Банзаровым диплом этого престижного учебного заведения получил и мой прадедушка Будаев Бурал Хабруевич(5).

Мы уже никогда не узнаем, как Бурал Будаев оказался в далекой Казани, как и с кем он добирался туда. Но его, наверное, так же, как и Доржи Банзарова, удивил огромный шумный город. Он, наверное, ходил по тем же мраморным ступеням, по которым ходили его знаменитые предшественники, слушал в тех же аудиториях лекции известных профессоров. Известно лишь то, что он окончил в 1914 году в престижном российском учебном заведении отделение связи по специальности «военный инженер-топограф».

Глава III. История семьи

Мой прадедушка, дед моего отца - Бурал Хабруевич Будаев родился в 1888 году в обеспеченной семье Хабруева Буды Путускеевича из рода Буура Һэнгэлдэр (Буршлайтан) в местности Ярикто Баргузинского аймака. В семье было семеро детей: две дочери Дарижаб и Энхээдэй и пятеро сыновей. Старший сын Бурал с 1888 года рождения, Данжа с 1891года, Цыремпил, Содном и Замбалан. Удивительно, но все пятеро получили высшее светское или духовное образование(2).

Бурал и Цыремпил поступили в Казанский университет. К сожалению, Цыремпил вскоре заболел и умер. Данжа (Дампил-духовное имя) учился в тибетском монастыре на острове Цейлон. Получив высшее духовное образование, в сане ламы-философа - габжа он вернулся на родину. Состоял на службе в Баргузинском дацане, где и был арестован в 1933 году. «Арестован 01.05.1933г. по ст. 58-10 УК РСФСР. 13.06.1933г. уголовное дело прекращено, из-под стражи освобожден»(4). В 2004 году его имя реабилитировано Прокуратурой Республики Бурятия (прил.2). Содном и Замбалан также имели духовное звание гэбшэ-ламы. Об их судьбе пока ничего неизвестно.

Глава IV. Трагическая судьба выпускника Казанского императорского университета

С 1915 года до 1917 Бурал Хабруевич работал начальником почтовой службы г.Баргузин Иркутской губернии. К 23 января 1920 года он уже заведовал Карафтитским телеграфным отделением и вскоре стал начальником почтовой конторы Баргузинского уезда.

В 1932 году Бурал Хабруевич женится на дочери Арьи Санхалдаевича Буянтуева - Дыжидме из рода Борсой Шоно. Ее отец является одним семерых сыновей главы рода Шоно Буянто Сакияева. У Дыжидмы Буянтуевны уже была дочь Ханда от первого брака. Бурал Хабруевич был на 14 лет старше своей жены. Женившись, он перевозит свою семью в г.Баргузин. В январе 1933 года у них родился сын Василий, мой дедушка. В 1937 году родилась дочь Дарима, а самую младшую назвали Надеждой (1).

Бурал Хабруевич работал с удвоенной силой и рвением. «В зной и холод, через хребты, реки, озера, через разбойные места вез он указы, письма, ценные посылки, пакеты, заодно, выполняя долг топографа, нанося на карту местность». Дочь Бурала Хабруевича учитель английского языка Дарима Бураловна Гатаповарассказывает: «Отец был инициатором, руководителем прокладки, проведения и эксплуатации телефонно-телеграфной линии Иркутск - Верхнеудинск - Баргузин - Курумкан, далее через Икатский хребет в Читу. Этот путь стал дорогой чести и жизни моего отца» (1). Каким надо быть выносливым путешественником, метким стрелком, наблюдательным синоптиком, тонким психологом, инициативным, деятельным организатором, ответственным руководителем и просто честным человеком в те далекие 30-е годы! Само время требовало скрупулезного отношения к работе, осторожности в обращении словами. Архивные дела 30-х годов XX века пестрят замечаниями, проверками, доносами, касающимися незначительных мелочей, которые могли утянуть обвиненного человека в бездну. «В фонде Р-1515с «Баргузинский исполнительный комитет аймачного Совета депутатов трудящихся» есть списки неблагонадежных людей. Критерии попадания в эти страшные бумаги были обширны: и социальное происхождение, и образованность, и род занятий до революции, и религиозная приверженность, и наличие большого скота, имущества»(6). Поэтому в пик сталинских репрессий не мог не попасться на глаза властям такой человек, как Бурал Хабруевич Будаев. В ноябре 1937 года его арестовали как «врага народа». По воспоминаниям дедушки Василия Будаевича Буралова, «ночью внезапно пришли солдаты и забрали отца. Конфисковали три ружья, много ценных вещей, угнали скот. Выслали отца «без права переписки». От отца больше не было вестей»(1).

Мой дедушка Василий Будаевич всю жизнь мечтал выяснить о дальнейшей судьбе своего отца. В конце 40-х годов он встретился с вернувшимся из сталинского лагеря Эрдэни Очировым, уроженцем села Аргада. Он рассказал дедушке о том, что они вместе Бурал Хабруевичем были на стройке Беломорканала. «Эрдэни выжил потому, что он был совсем молод, здоров и вынослив, а Бурал Хабруевич был уже в возрасте, сказалась и специфика работы инженера-топографа, здоровье было окончательно подорвано нечеловеческими условиями жизни, работы. Похоронен Бурал Хабруевич в общей могиле, где нет ни имен, ни могильной плиты»(1).

Дочь Дарима Бураловна, продолжая свой рассказ, говорит: «Смотришь на простые папиросы «Беломорканал» из плохонькой картонки в сине-розовый рисунок и думаешь: где же мучился и как умер мой отец? Стройка канала принимала жертвы репрессий безжалостно, методично. Тем трагичнее, что сегодня это канал, построенный на костях и слезах сотен тысяч людей, никому не нужен…В царское время получить образование в императорском университете, суметь стать полезным России - есть ли более великая честь для человека?!»(1).

Заключение

История моей семьи. В ней история моей страны, печальная и страшная. История моего прадедушки, его славные дела - это моя гордость, пример, достойный для подражания. Мой прадед смотрит на меня с фотографии на стене и говорит мне: «Ты хранишь память обо мне. Я жив, пока обо мне помнят в этом доме». Мы, потомки, помним его. И дом помнит его дыхание, голос, его неслышные шаги.

Работая над историей своей семьи, исследуя старинную фотографию прадедушки, я пришла к следующим выводам:

  1. история семьи - это живая иллюстрация к истории Отечества. Изучая историю фотографии, я узнала о своей стране, о родном крае.

  2. я теперь знаю, что являюсь хранителем памяти о своих предках, должна беречь честь своей семьи, гордо нести ее и передать потомкам.

Список использованной литературы

  1. Беседа с респондентами: с дочерьми Бурала Хабруевича Будаева - Д.Б.Гатаповой, Н.А.Раднаевой, с двоюродным братом отца С.Г.Ламуевым, с внуками и правнуками.

  2. Газета «Долина Баргузина», №71 от 09.11.2001г.

  3. Газета «Бурятия», №203 (4090) от 30.11.2003г.

  4. Газета «Бурятия», №231 (3375) от 03.12.2004г.

  5. Коробенкова Н.Д.«Семь колец жизни».-Улан-Удэ, изд-во ОАО «Республиканская типография», 2009г.

  6. Материалы Фонда Р-298 «Управление связи БМАССР» Национального архива Республики Бурятия.



© 2010-2022