Разработка урока в 9 классе Послевоенное восстановление народного хозяйства

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел: От сталинизма - к «оттепели»: Советский Союз в 1945-1964гг.

Тема урока: «Послевоенное восстановление народного хозяйства»

Класс: 9

Цели урока:

  • Сформировать представление о методах, источниках и результатах послевоенного восстановления народного хозяйства на основе сравнительного анализа с процессом восстановления после гражданской войны.

  • Развивать навыки самостоятельной работы с историческими документами, таблицами, коммуникативные способности учащихся - умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести цивилизованный диалог.

  • Формировать уважительное отношение к отечественной истории; продолжить воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лабораторно - практическое занятие.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, наглядный.

Оборудование: карта «Народное хозяйство в СССР в 1946-1953гг», атласы, документы.

Тексты ДМК:

  1. Из письма в Совет по делам колхозов И.П.Рахмановой из колхоза из колхоза им. Дзержинского Хоснивического района Калининской области.

  2. Из анонимного письма колхозников Кировской области.

  3. Отрывок из рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Основные понятия: конверсия, репарации, государственный заем, национальное богатство, военно- промышленный комплекс.

Основные даты: 1946-1950- четвертый пятилетний план, засуха 1946г., 1947г.- денежная реформа.

Опережающее задание: а) найти и записать в словари определение понятий конверсия, репарации, государственный заем, национальное богатство, военно - промышленный комплекс; б)2 сообщения о положении в деревне после ВОВ на основе воспоминаний своих близких; в) заполнить 2 колонку таблицы «Восстановление экономики СССР»

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Повторение и закрепление изученного материала.

  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока:Взаимное приветствие.

Взаимное приветствие.

2.Актуализация опорных знаний

Проверка заполнения таблицы (устный опрос по восстановлению хозяйства после гражданской войны); проведение понятийного диктанта.

Отвечают на вопросы, используя материал, внесенный в таблицу; пишут диктант.

3.Изучение нового материала

Переход к изучению новой темы.

Акцентирует внимание на самостоятельной деятельности учащихся.

Формулируют цель урока.

По мере изучения темы учащиеся должны не только вести записи в тетради, но и заполнять 3 колонку таблицы «Восстановление экономики страны»

1.Для изучения вопроса о потерях СССР в войне учащимся предлагается справочный материал.

На настенной карте показывает регионы, где были наибольшие разрушения.

Читают справочный материал и отвечают на проблемный вопрос: «Почему столь велики оказались материальные и людские потери СССР в минувшей войне? Ответ обоснуйте».

2.Вопрос о перспективах развития страны учащиеся изучают самостоятельно.



Обязательно если учащиеся не скажут, то учитель должен провести связь с «холодной войной» и возвращением к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой.

Вывод делает один ученик, остальные могут его дополнять.

Прочитать материал учебника и заполнить таблицуПосле выполнения задания отвечают на вопросы:

  1. Какая точка зрения на восстановление и развитие советской экономики вам нравится? Почему?

  2. Чем закончились данная экономическая дискуссия?

  3. Почему именно таков был исход?

3.Вопрос о методах восстановления экономики и восстановление промышленности учитель раскрывает сам, показывая по карте промышленные объекты, восстановленные в период четвертой пятилетки.

Внимательно слушают учителя, заполняют колонку по восстановительному процессу после ВОВ. Следят по карте за процессом восстановления промышленности.

4.Для изучения вопроса о положении в сельском хозяйстве в послевоенный период учащиеся заслушивают сообщения, анализируют документы.

Заслушивают сообщения одноклассников, знакомятся с документами. Используя материалы сообщений, документов отвечают на вопросы:

  1. Перечислите основные мероприятия аграрной политики Сталина и его окружения.

  2. Перечислите причины бедственного положения в сельском хозяйстве.

  3. Как вы думаете, можно ли было избежать трудностей, о которых идет речь в письмах?

5.Учащимся предлагается прочитать материал параграфа по источникам быстрого восстановления и результатам и ответить на вопросы.

Читают материал по данному вопросу и отвечают на следующие вопросы:

  1. Каковы, на ваш взгляд, главные источники, позволившие советскому народу в короткий срок восстановить экономику?

  2. Выделите общее и различие с источниками восстановления после гражданской войны.

4.Повторение и закрепление изученного материала

Задание: «На основе заполненной таблицы сравните восстановительный процесс народного хозяйства второй половины 40-х гг. и восстановление, осуществленное в стране после Гражданской войны. Есть что- либо общее между этими процессами или существует важнейшее отличие? Ответ аргументируйте».

Ответы учащихся

  1. Подведение итогов урока и инструктаж по выполнению домашнего задания

Выставление оценок за работу на уроке. Инструктаж.

Записывают домашнее задание :

  1. Составить развернутый план ответа по теме.

  2. Работа по контурной карте.

  3. Творческое задание (написать письмо от имени колхозника городским родственникам) - по выбору.

Справочный материал

Таблица«Война унесла до 27 около 28 млн человеческих жизней, в том числе на фронтах безвозвратные потери составляли, по последним данным, 8 668 400 человек ( по другим оценка до 10 млн). Мы понесли большие потери по сравнению с Германией, безвозвратные потери которой составили 5,5 млн. человек. Была уничтожена треть национального богатства страны. Война отбросила нас на 5-10 лет по основным экономическим показателям.

Для сравнения: Англия потеряла 0,8%, Франция- 1,5% национального богатства, США-0%, получив за время войны 117 млрд. долл. чистой прибыли». //Колосков А.Г. История России.XX век. 11 кл.: Дидактические материалы.- М.: Дрофа,2001.- с. 161/

Тексты ДМК

  1. «Пятый год мы живем в мире и с каждым годом все труднее… Госналога все больше… если в 1949г. я уплатила 375 руб. и сдала 40 кг мяса, то в 1950г. -550руб и 44 кг. Мяса. А всего скота- коза и маленький поросенок. Денег не видим, так как на трудодни ничего не выдают. Живем лишь на своей картошке вдвоем с дочерью, а у кого семья большая, дети пухнут с голода». (Из письма в Совет по делам колхозов И.П.Рахмановой из колхоза из колхоза им. Дзержинского Хоснивического района Калининской области).

  2. «Руководители районов и областей в стремлении заработать ордена и благодарность правительства выколачивают хлеб у колхозов, оставляя колхозников голодными… Эти чрезвычайные меры привели к тому, что преобладающее большинство колхозников вынуждено питаться травой, мякиной, соломой и другими отходами. Как правило, с нового года колхознику нечего кушать, организм его истощается. Если бы не приусадебные участки, на которых колхозники сейчас сеют зерновые, многие колхозники умерли бы от истощения. Чувствуется наличие занавеса между центральными органами власти и массой народа… Надо меньше продавать хлеб за границу. Кормить досыта свой народ. Наш народ золотой, терпеливый, он многое перенес, надо лучше о нем заботиться». (Из анонимного письма колхозников Кировской области).

  3. «… пишет жена, с войны с самой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, но уходят повально или в город на завод, или на торфразработки. Мужиков в колхозе: бригадир Захар Васильевич да плотник Тихон 84 лет… Тянут колхоз те бабы, каких еще с 30-го года загнали, а как они свалятся- и колхоз сдохнет».(Отрывок из рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).


Список литературы:

  1. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., петров Ю.А. История Отечества. XX век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.- 4-е изд.- М.: ООО «ТИД» «Русское слово- РС», 2010.- 400с.

  2. История России. XX- начало XXI века: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков.-М.: Просвещение, 2002.- 400с/

  3. Колосков А.Г. История России.XX век. 11 кл.: Дидактические материалы.- М.: Дрофа,2001.-288с.

  4. Хрестоматия по отечественной истории. 1946- 1995 /Под ред. А.Ф. Кисилёва, Э.М. Щагина. М., 1996. С.20-21/

  5. Аксенов Ю.А. Послевоенный сталинизм: удар по интеллигенции // Кентавр.1991. октябрь- декабрь. С.88


© 2010-2022