- Преподавателю
- История
- 5 класс. Разработка урока ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
5 класс. Разработка урока ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Срибная Е.В. |
Дата | 28.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5 класс. Тема 4
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ход урока:
-
Организационный момент (1-2 мин.)
-
Проверка домашнего задания (5 мин.)
На прошлых уроках мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
Фронтальный опрос + маленькая к/р по векам!!
Вопросы:
-
Дайте определение истории как науки.
-
Для чего нужно изучать историю?
-
Изучение нового материала.
3.1. Предполагаемая прародина человека
Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами - карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).
Вопросы учащимся:
- На каком материке находится искомая область?
- Какая часть материка включает искомую область?
- Что такое, по-вашему, прародина?
При обобщении ответов учитель формулирует определение:
Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.
Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).
Вопросы:
- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?
- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?
(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)
Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека - древнейших людях, и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни.
3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока - ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.
Существует ещё одно важное понятие - первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.
Посмотрим, как выглядели наши далекие предки в учебнике. Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)
Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, низкий, покатый лоб, глубоко посаженные глаза, над которыми нависал надбровный валик. Походка у людей была не вполне прямая, длинные руки свисали ниже колен. Люди не умели разговаривать, общались друг с другом при помощи звуков и жестов. Жили люди не в одиночку, а группами - человеческими стадами.
Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи. Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных. Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.
Закрепление:
Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно)
3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)
Учитель: Давайте представим, что мы с вами - не 5 класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):
Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.
Люди искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.
3.4. Овладение огнем (5 мин.)
Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь - это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?
Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь. Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.
-
Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)
- устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?».
В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди
Закрепление изученного на уроке (8 мин.)
Задание - составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний, можно из учебника), и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.
-
Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).