5 класс. Разработка урока ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс. Тема 4

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ, ИХ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

На прошлых уроках мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос + маленькая к/р по векам!!

Вопросы:

  1. Дайте определение истории как науки.

  2. Для чего нужно изучать историю?

  3. Изучение нового материала.

3.1. Предполагаемая прародина человека

Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами - карта восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

- На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

- Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение:

Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

Вопросы:

- Почему прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

- По каким признакам ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека - древнейших людях, и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни.

3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда. (7 мин.)

Учитель: Запишите в тетрадях тему урока - ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

Существует ещё одно важное понятие - первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.

Посмотрим, как выглядели наши далекие предки в учебнике. Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. У него было гру­бое лицо с ши­ро­ким при­плюс­ну­тым носом, тя­же­лая ниж­няя че­люсть без под­бо­род­ка, низ­кий, по­ка­тый лоб, глу­бо­ко по­са­жен­ные глаза, над ко­то­ры­ми на­ви­сал над­бров­ный валик. По­ход­ка у людей была не вполне пря­мая, длин­ные руки сви­са­ли ниже колен. Люди не умели раз­го­ва­ри­вать, об­ща­лись друг с дру­гом при по­мо­щи зву­ков и же­стов. Жили люди не в оди­ноч­ку, а груп­па­ми - че­ло­ве­че­ски­ми ста­да­ми.

Люди на­учи­лись из­го­тав­ли­вать про­стей­шие ору­дия труда. Уда­ряя кам­нем о ка­мень, они рас­ка­лы­ва­ли галь­ку так, чтобы ее края стали ост­ры­ми, как нож. С по­мо­щью та­ко­го ру­би­ла можно было за­ост­рять палки, раз­де­лы­вать туши жи­вот­ных, ко­лоть орехи. Уме­ние из­го­тав­ли­вать ору­дия труда было глав­ным от­ли­чи­ем древ­ней­ших людей от жи­вот­ных. Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Закрепление:

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно)

3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)

Учитель: Давайте представим, что мы с вами - не 5 класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

Люди ис­ка­ли съе­доб­ные ко­ре­нья и ули­ток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди кри­ка­ми за­го­ня­ли сла­бых, ста­рых или со­всем мо­ло­дых жи­вот­ных, оглу­ша­ли их ду­би­на­ми и уби­ва­ли.

3.4. Овладение огнем (5 мин.)

Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь - это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

Люди по­сте­пен­но овла­де­ли огнем. Ис­пы­ты­вая, как и все жи­вот­ные, страх перед таким сти­хий­ным бед­стви­ем, как лес­ные по­жа­ры, наши да­ле­кие пред­ки на­учи­лись со­хра­нять и под­дер­жи­вать огонь. Огонь от­пу­ги­вал диких жи­вот­ных, со­гре­вал жи­ли­ще, осве­щал сто­ян­ку в тем­ное время суток, мясо, ис­пе­чен­ное на углях, ока­за­лось вкус­нее и пи­та­тель­нее сы­ро­го.

  1. Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.)

- устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?».

В те да­ле­кие вре­ме­на че­ло­ве­ку пред­сто­ял еще дол­гий путь раз­ви­тия, пре­жде чем стать таким, как со­вре­мен­ные люди

Закрепление изученного на уроке (8 мин.)

Задание - составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя не менее пяти опорных слов (словосочетаний, можно из учебника), и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.

  1. Объявление и комментирование домашнего задания (2 мин.).


© 2010-2022