- Преподавателю
- История
- Конспект урока по теме: Социально-экономическое развитие страны после Отечественной войны 1812г
Конспект урока по теме: Социально-экономическое развитие страны после Отечественной войны 1812г
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова М.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по истории России в 8 классе по теме: « Социально- экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.»
Цели урока:
-
Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в 1812-1825 гг.
-
Определить причины противоречивости правительственного курса в отношении крепостного права.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал
Основные понятия: экономический кризис, легкая и тяжелая промышленность, пенька, полигон, полуфабрикат, ситец, сукно, тариф, устав.
План урока:
-
Экономический кризис 1812-1815 гг.
-
Отмена крепостного права в Прибалтике.
-
Проект А. А. Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.
-
Развитие промышленности и торговли
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
1) карточки с тестом (Приложение).
2) карточки с определениями.
3)Работа с классом. Вопросы с.45 №1, 2,3
3.Рассказ учителя по вопросу пункту 1 плана урока: экономический кризис 1812-1815гг.
Вопрос классу:
Как Отечественная война 1812г и заграничные походы отразились на экономике Российской империи?
Выслушав предположения учеников, подвести итог:
- сумма убытков за эти годы составила 1 млрд руб (астрономическая сумма, т.к. годовой доход государства не превышали 100 млн. рублей);
- разорены западные районы страны, т.к. пострадали от войны;
- тарифный устав, подготовленный в 1810г. Сперанским и денежная помощь Англии спасли Россию от экон.краха.
- Тяжелым бременем легли заботы по восстановлению разрушенных городов, а также выплата спец. пособий жителям пострадавших городов (= 15 млн. руб.);
- упадок крестьянских хозяйств - основы рос.экономики.
Вопрос классу: Какие задачи ставило перед собой правительство и император Российской империи по выходу из экономического кризиса? (исходя из последствий войны)
-
восстановление разрушенных западных районов, городов России
-
восстановить крестьянские хозяйства
-
наладить торговлю
-
Пункт 2 плана урока: Отмена крепостного права в Прибалтике.
- 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости без земли;
- 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками;
- 1818-1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.
Работа с документом на стр.50. Профессор К.И.Арсеньева о крепостном праве. 1818г.
Ответить на вопрос: На чем было основано мнение профессора К.И. Арсеньева об эффективности немного труда и неэффективности труда крепостных крестьян?
5.Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.
Заслушать доклад ученика об Аракчееве. (дать задание на предыдущем уроке).
Работа учеников с текстом учебника п.3 параграфа стр.47-48. Ученики должны ответить на вопросы:
-Кому Александр1 дал поручение разработать проект общероссийской крестьянской реформы?
- Был ли выбор чиновника случайным? Почему?
- Какие условия поставил император перед Аракчеевым?
-Что предложил Аракчеев?
- В чем заключалась реформа введения военных поселений? Назовите положительные и отрицательные стороны создания А.А.Аракчеевым военных поселений.
Привлечь к работе документы на стр.50-51. Современники о военных поселениях.
Ответить на вопрос: Какие настроения существовали в обществе в отношении военных поселений?
6.Развитие промышленности и торговли.
-
введение тарифного устава (преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну)
-
Рост фабрик и численности на них рабочих (95 -210 тыс.)
-
Государственные заказы (оружие и сукно)
-
Развитие легкой промышленности
-
расширение внутреннего рынка
-
Промышленные центры: Петербург, Москва, Тула, Урал
-
Применение паровых машин
-
развитие системы каналов, мощеные дороги
-
ярмарочная торговля
Заполнить таблицу «Развитие промышленности»
Район
Специализация
Петербург, Москва
Урал, Тула
Владимир, Иваново
Заполнить схему « Внешняя торговля в первой половине 19»
что ввозили вывозили
Вывод:
-
Неэффективность крепостного труда - необходимость реформ
-
Возможность развития фабричного производства на основе паровых машин
-
Новый этап в экономическом развитии страны.
Определяем противоречивость внутренней политики правительства в области экономики.
Закрепление:
1.Назовите причины экономического кризиса 1812-1815гг?
2. Кому была поручена разработка проект общероссийской крестьянской реформы?
3.Назовите новые черты экономической и социальной жизни.
6. Домашнее задание:
Параграф 7. Записи в ттради, задания в РТ, выучить понятия.
Приложение
1.Тест внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.»
1. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона?
А) сохранить существующие порядки;
Б) возможность проведения в стране крупных реформ
В) срочно отречься от престола
2. Свободомыслящее дворянство мечтало о:
А) отмене крепостного права
Б) конституции
В) о завершении победоносной войны;
3. Что должен был учитывать Александр I при подготовке реформы?
А) консервативно настроенное дворянство не видело необходимости в проведении реформ
Б) либерально настроенных дворян
В) ничего не учитывал
4. В каком году была принята конституция в Польше?
А) 1813 г. Б) 1814 г. В) 1815 г.
5. Какого положения не содержала в себе конституция Польши?
А) неприкосновенность жилища
Б) использование польского языка как государственного
В) глава польского государства - русский император
6.Как часто польский парламент должен был собираться?
А) 1 раз в месяц Б) 2 раза в год В) 3 раза в 5 лет
9. Кто занимался разработкой конституцией?
А) Н.Н. Новосильцев Б) С.Ю. Витте В) М.М. Сперанский
10. Как назывался законопроект новой конституции?
А) « Уставная грамота Российской империи»
Б) « Жалованная грамота русскому дворянству»
В) Конституция
2.Определения
Иезуиты
Мистицизм
Ценз