• Преподавателю
  • История
  • Конспект урока по теме: Социально-экономическое развитие страны после Отечественной войны 1812г

Конспект урока по теме: Социально-экономическое развитие страны после Отечественной войны 1812г

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме: Социально-экономическое развитие страны после Отечественной войны 1812г.Конспект урока по теме: Социально-экономическое развитие страны после Отечественной войны 1812г.Урок по истории России в 8 классе по теме: « Социально- экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.»


Цели урока:

  1. Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в 1812-1825 гг.

  2. Определить причины противоречивости правительственного курса в отношении крепостного права.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал

Основные понятия: экономический кризис, легкая и тяжелая промышленность, пенька, полигон, полуфабрикат, ситец, сукно, тариф, устав.

План урока:


  1. Экономический кризис 1812-1815 гг.

  2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

  3. Проект А. А. Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

  4. Развитие промышленности и торговли

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:

1) карточки с тестом (Приложение).

2) карточки с определениями.

3)Работа с классом. Вопросы с.45 №1, 2,3

3.Рассказ учителя по вопросу пункту 1 плана урока: экономический кризис 1812-1815гг.

Вопрос классу:

Как Отечественная война 1812г и заграничные походы отразились на экономике Российской империи?

Выслушав предположения учеников, подвести итог:

- сумма убытков за эти годы составила 1 млрд руб (астрономическая сумма, т.к. годовой доход государства не превышали 100 млн. рублей);

- разорены западные районы страны, т.к. пострадали от войны;

- тарифный устав, подготовленный в 1810г. Сперанским и денежная помощь Англии спасли Россию от экон.краха.

- Тяжелым бременем легли заботы по восстановлению разрушенных городов, а также выплата спец. пособий жителям пострадавших городов (= 15 млн. руб.);

- упадок крестьянских хозяйств - основы рос.экономики.

Вопрос классу: Какие задачи ставило перед собой правительство и император Российской империи по выходу из экономического кризиса? (исходя из последствий войны)


  1. восстановление разрушенных западных районов, городов России

  2. восстановить крестьянские хозяйства

  3. наладить торговлю

  4. Пункт 2 плана урока: Отмена крепостного права в Прибалтике.

- 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости без земли;

- 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками;

- 1818-1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

Работа с документом на стр.50. Профессор К.И.Арсеньева о крепостном праве. 1818г.

Ответить на вопрос: На чем было основано мнение профессора К.И. Арсеньева об эффективности немного труда и неэффективности труда крепостных крестьян?

5.Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

Заслушать доклад ученика об Аракчееве. (дать задание на предыдущем уроке).

Работа учеников с текстом учебника п.3 параграфа стр.47-48. Ученики должны ответить на вопросы:

-Кому Александр1 дал поручение разработать проект общероссийской крестьянской реформы?

- Был ли выбор чиновника случайным? Почему?

- Какие условия поставил император перед Аракчеевым?

-Что предложил Аракчеев?

- В чем заключалась реформа введения военных поселений? Назовите положительные и отрицательные стороны создания А.А.Аракчеевым военных поселений.

Привлечь к работе документы на стр.50-51. Современники о военных поселениях.

Ответить на вопрос: Какие настроения существовали в обществе в отношении военных поселений?

6.Развитие промышленности и торговли.

  1. введение тарифного устава (преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну)

  2. Рост фабрик и численности на них рабочих (95 -210 тыс.)

  3. Государственные заказы (оружие и сукно)

  4. Развитие легкой промышленности

  5. расширение внутреннего рынка

  6. Промышленные центры: Петербург, Москва, Тула, Урал

  7. Применение паровых машин

  8. развитие системы каналов, мощеные дороги

  9. ярмарочная торговля

Заполнить таблицу «Развитие промышленности»

Район

Специализация

Петербург, Москва

Урал, Тула

Владимир, Иваново


Заполнить схему « Внешняя торговля в первой половине 19»

что ввозили вывозили

Вывод:

  1. Неэффективность крепостного труда - необходимость реформ

  2. Возможность развития фабричного производства на основе паровых машин

  3. Новый этап в экономическом развитии страны.

Определяем противоречивость внутренней политики правительства в области экономики.

Закрепление:

1.Назовите причины экономического кризиса 1812-1815гг?

2. Кому была поручена разработка проект общероссийской крестьянской реформы?

3.Назовите новые черты экономической и социальной жизни.

6. Домашнее задание:

Параграф 7. Записи в ттради, задания в РТ, выучить понятия.






Приложение

1.Тест внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.»

1. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона?

А) сохранить существующие порядки;

Б) возможность проведения в стране крупных реформ

В) срочно отречься от престола

2. Свободомыслящее дворянство мечтало о:

А) отмене крепостного права

Б) конституции

В) о завершении победоносной войны;

3. Что должен был учитывать Александр I при подготовке реформы?

А) консервативно настроенное дворянство не видело необходимости в проведении реформ

Б) либерально настроенных дворян

В) ничего не учитывал

4. В каком году была принята конституция в Польше?

А) 1813 г. Б) 1814 г. В) 1815 г.

5. Какого положения не содержала в себе конституция Польши?

А) неприкосновенность жилища

Б) использование польского языка как государственного

В) глава польского государства - русский император

6.Как часто польский парламент должен был собираться?

А) 1 раз в месяц Б) 2 раза в год В) 3 раза в 5 лет

9. Кто занимался разработкой конституцией?

А) Н.Н. Новосильцев Б) С.Ю. Витте В) М.М. Сперанский

10. Как назывался законопроект новой конституции?

А) « Уставная грамота Российской империи»

Б) « Жалованная грамота русскому дворянству»

В) Конституция

2.Определения

Иезуиты

Мистицизм

Ценз


© 2010-2022