Повторительно-обобщающий урок Предпосылки реформ Петра

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок «Российская империя в XVIII веке»

Цель урока:

Повторить, обобщить и систематизировать знания по историческому периоду XVIII века через работу с историческими документами; подготовится к тестированию по теме: «Российская империя в XVIII веке»; повышение мотивации к изучению предмета.

Задачи:

Обучающие:

- организовать работу обучающихся по систематизации знаний основных теоретических вопросов темы;

- способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельной деятельности обучающихся;

- развивать навыки самоконтроля;

- продолжить работу по формированию умений ясно, четко и убедительно излагать свои мысли.

Воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда;

- воспитывать умение критически относиться к результатам деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа; работа по рядам.

Оборудование: ИКТ, документы, индивидуальные тесты, атласы.

Ход урока:

I. Орг. Момент.

II. Вводно-мотивационный. Вступительное слово учителя (1 мин.)

Определение целей урока, характеристика структуры урока и форм работы. (2 мин.)

В течение нескольких уроков мы изучали раздел «Россия в 18 веке».

В: Как образно называется в истории России 18 век? Деятельность каких русских правителей мы изучили? Кто из царей открыл эту эпоху и кто завершил?

Предполагаемые ответы

- эпоха Петра

- от Петра I до Екатерины II.

В: Какова цель нашего сегодняшнего урока?

Предполагаемые ответы

- повторить, обобщить и систематизировать знания по историческому периоду XVIII века.

В течение урока мы будем работать с историческими документами, тестами и заданиями которые возможно встретятся вам при сдаче дифференцированного зачета. Повторение организовано в виде соревнования по рядам. Ответы на некоторые вопросы необходимо выполнить на время и опубликовать на доске.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО - задания могут быть даны индивидуально слабым неактивным

студентам на уроке (см. Приложение 1)

III. Основная часть занятия

Задание 1. Давайте вспомним всех русских правителей от Петра до Екатерины и годы их правления. Хронологическая эстафета (по рядам) Максимальный балл за быстроту и точность - 8 б.

1)Петр 2 А. 1740-1741гг

2)Петр 1 Б. 1741-1761гг.

3)Иван Антонович и Анна Леопольдовна В. 1682-1725

4)Елизавета Петровна Г.1761-1762

5)Екатерина 2 Д.1762-1796гг.

6)Петр 3 Е.1725-1727гг.

7)Анна Иоанновна Ж. 1727-1730гг.

8)Екатерина 1 З. 1730-1740гг

.

Правильный ответ: 1Ж 2В 3А 4Б 5Д 6Г 7З 8Е (написать на доске)

Задание 2. Прочтите отрывок из работы историка и назовите имя правителя, о котором идет речь. Блиц-вопрос (как в личный зачет, так и балл команде)

«На весь XVIII и шире - петербургский период русской истории - ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века…- все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России».

С. В. Бушуев

Правильный ответ: ПЕТР 1

Задание 3. При оценке учитывается правильность ответа и написания на доске (2б). Каждому ряду выдается свой отрывок.

1.Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711г. и укажите название государственного органа, которому были даны описанные полномочия.

«Указ, что по отбытии нашем делать. 1.Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать…; то же и ябедникам… 2.Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых…5.Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые…по канцеляриям…осмотреть и посвидетельствовать…»

Правильный ответ: С . Н . Т СЕНАТ

2.Прочтите отрывки из Манифеста Петра I от 25 января 1721 года и укажите название государственного органа, о котором идет речь в произведении великого русского писателя «История Петра»

По учреждении …… духовенство поднесло Петру просьбу о назначении патриарха. Тогда-то Пётр, ударив себя в грудь и обнажив кортик, сказал: «Вот вам патриарх».

А.С. Пушкин

Правильный ответ: С . Н . Д СИНОД

3. Прочтите отрывок из исторического документа и назовите предприятие, организованное Петром по европейскому образцу.

Петр I энергично берется за укрепление промышленности. Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает ……….. и в легкой промышленности. Для ……….. характерно, в отличии от мелкотоварного производства, разделение труда, но преобладает еще ручной труд.

Правильный ответ: М . Н . Ф . КТ . Р . МАНУФАКТУРА

Задание 4. Внешняя политика России XVIII века одна из ярких страниц истории. Слава русского оружия способствовала повышению авторитета нашей Родины. Назовите основные события внешней политики Петра 1 и расположите их в хронологической последовательности. Оценивается правильность ответа и хронологическая последовательность (2б)+ 1б. за подведение вывода.

Это события Северной войны (1700-1721) и походы против Османской империи и Персии

Правильный ответ: Азовские походы, битва под Нарвой, у деревни Лесная, Полтавская битва, Прутский поход, Гангутское сражение и Гренгамское сражение, Каспийский поход.

ВЫВОДЫ ОБ ИТОГАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПЕТРА: (на доске дописать фразы)

1) Получение Россией выхода в Балтийское море

2) Прорыв экономической изоляции

3) Превращение России в великую европейскую и морскую державу

4) Образование Российской империи

Задание 5. Рассмотрите историческую ситуацию: После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Ответьте на вопросы:

1)Как называется данный период XVIII века?

2)Почему создалась ситуация выбора наследника?

Укажите не менее двух причин.

3)В чью пользу, и каким образом решился этот вопрос?

Приведите не менее двух положений

Правильный ответ:

1)Дворцовые перевороты

(1725 - смерть Петра 1 до 1762 - вступление на престол Екатерина 2)

2) Причины:

- издание Петром указа о престолонаследии, согласно которому монарх сам назначает наследника престола

- отсутствие распоряжения Петра I о назначении преемника (завещания)

- разногласия в верхах о возможном преемнике между представителями «старой родовитой» и «новой» знати:

а) предложение «старой» знати о передачи престола внуку Петра I - Петру Алексеевичу

б) предложение А.Меньшикова и других ближайших сподвижников Петра I о кандидатуре жены Петра I - Екатерине

3)Положения:

- вопрос о наследнике престола решился в пользу Екатерины I

- разногласия решила гвардия, поддержавшая по указанию А.Меньшикова кандидатуру Екатерины

Задание 6. Прочтите документ и ответьте на вопросы. Ответы не распределяются, задание рассчитано не только на точность, но и скорость. Кто раньше ответит правильно тот и получит больше баллов. За каждый правильный ответ по 1б.

Из работы историка Н.И. Павленко. «Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение верховников ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия - она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы, прежде всего, этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу (вступление), состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только 2, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишении императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и именами дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное дает основание считать «затейку» верховников олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего лишь двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия верховников».

В:Используя текст документа и свои знания по курсу истории, ответьте на вопросы:

1)Под каким названием вошел в историю период, описанный в документе?

1. Период вошел в историю под названием «Бироновщина»

2)Кем были составлены кондиции, и кому было предложено их подписать?

2. Кондиции были составлены Верховным тайным советом

3)Кому было предложено подписать кондиции?

3. их подписание было предложено Анне Иоанновне

4) Какова была цель кондиций

4. цель кондиций - ограничение абсолютной власти российского монарха

5) Почему ее не удалось реализовать

5.Эту цель не удалось реализовать т.к:

- отсутствие консолидации (единства) среди господствующего сословия, противоречия между приверженцами ограничения монархии и сторонниками самодержавной власти, неготовность основной массы дворянства к радикальным политическим переменам.

6) Кто помог Анне Иоанновне?

6.гвардия поддержала идею неограниченной монархии в лице Анны Иоанновны.

Задание 7. Литературная викторина (домашнее задание)

1. Историк …….. писал «Едва ли найдется в истории «побоище», которое вывело бы из строя больше бойцов». Назовите автора строк, о каких событиях ведет речь историк? Назовите его труды, посвященные данному историческому периоду?

Правильный ответ: В.О.Ключевский о строительстве Санкт-Петербурга;

его труд - «Курс русской истории».

2. Он молвил: «Мне вас жалко, вы сгинете вконец; но у меня есть палка, и я вам всем отец». Назовите автора и произведение, о ком идет в нем речь?

Правильный ответ: А.К. Толстой о Петре Великом и о том, что Россия большая, а порядка в ней нет; Петр 1 затевал реформы и поездку в Европу, у которой Россия училась в 18 веке.

Его труд называется «История государства Российского от Гостомыслы до Тимашева»

3. Сей шкипер был,
Тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно
Бег державный рулю
Родного корабля.
Назовите автора, произведение, о ком и о чем идет в нем речь?

Правильный ответ: Александр Сергеевич Пушкин о Петре 1 и его реформах, преобразованиях.

Его труд называется «Моя родословная».

4. «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем…» - откуда эти строки и к кому они обращены? Кто автор?

Правильный ответ: обращена к юным дворянам Книга "Юности честное зерцало" подготовленный епископом Рязанским и Муромским Гавриилом, сподвижником Петра Яковом Брюсом по указанию Петра 1

5. «Он дал нам то в императрице,

Чем Петр премудр в законах был»

Назовите автора и произведение, о ком идет в нем речь?

Правильный ответ: Державин Гавриил Романович о Екатерине 2 в своем одноименном произведении «Ода Екатерине II» Державин как бы сравнивает двух великих правителей, пытается показать общие черты правления

6. Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава
О как тебе благодарит!

Кому посвятил эти строки известный русский просветитель, назовите произведение, кто является автором?

Правильный ответ: Елизавете Петровне, посвятил в честь восшествия её на российский престол Михаил Васильевич Ломоносов; произведение называется «Ода "На день восшествия Елизаветы Петровны"»

Задание 8. Внутренняя политика правителей Российской империи XVIII века имела как общие черты с политикой европейских монархов этого исторического периода, так и свои особенности.

В.1:Прочтите отрывок из документа XVIII века и назовите императрицу, которая пожаловала дворянству эти права и привилегии.

«О личных преимуществах дворян. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и нерушимо….

12. Да не судится благородный, окромя своими равными.

13. телесное наказание да не коснется до благородного…

17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…»

Екатерина II 1762 - 1796г.

В.2:Используя текст документа и свои знания по курсу истории, ответьте на вопросы:

- Как называется внутренняя политика Екатерины 2 (а также ряда европейских монархов) в истории?

- Дайте определение данной политики.

Правильный ответ:

- политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины 2;

- политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии Просвещения XVIII века (Фридрих II Великий Прусский, Иосиф II Австрийский)

IV. Подведение итогов повторения и обобщения:

Подведите вывод - чему способствовала политика российских монархов XVIII

века? Как повлияла на дальнейшее развитие страны?

Правильный ответ:

- Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны, способствовала созданию Российской империи;

- передовая часть российского общества оказалась подготовленной к восприятию идей следующего - 19 столетия;

- значительно ускорилось экономическое развитие страны;

- границы России расширились во всех направлениях и открыты выходы в Балтийское, Черное и Азовские моря.

- проникновению передовых веяний европейской культуры т.е перестала быть замкнутой.

Но несмотря на успехи, Россия продолжала значительно отставать от стран Запада, которые уже вступили на путь капиталистического развития.

Закрепление

- Для чего мы изучаем историю? Как она пригодится вам в жизни?

Итог урока - индивидуальное тестирование по разделу «Россия в XVIII веке»

в форме ЕГЭ (см.Приложение 2.)

Домашнее задание (2 мин.):

Дома придумать свои оригинальные задания по данной теме. На этом наш обобщающий урок закончен. Спасибо всем

Приложение 1.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО - задания могут быть даны индивидуально слабым неактивным

студентам на уроке:

1.Соедините части слов. Найдите в правом столбце окончания терминов, начало которых расположены в левом столбце и правильно соедините их части.

Оценивается скорость выполнения и точность ответа (2б)

Рек самблеи

Абсо овщина

Экс рут

Бар лютизм

Ас порт

Бирон щина

Правильный ответ: рекрут, абсолютизм, экспорт, барщина, ассамблеи, бироновщина

2. Укажите соответствие между именами правителей и органами власти, созданными в годы их царствованияПравильный ответ: 1Б 2А 3В; Г - лишнее т.к учрежден при Алексее Михайловиче

3.Расположите в хронологической последовательности их издания документы XVIII века.

А) «Указ о секуляризации церковных земель» (1762)

Б) «Табель о рангах» (1722)

В) «Указ о единонаследии» (1721)

Г) «Манифест о вольности дворянской» (1761)

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя императрицы, о которой идет речь.

« С приходом к власти (императрица) заменила всех сановников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра 1, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее царствование были достигнуты успехи в развитии науки и культуры, во внешней политике, чему способствовала деятельность М.Ломоносова, братьев Шуваловых…»

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

5. Прочтите отрывок из сочинения историка В.Ключевского и напишите имя императрицы, о которой идет речь.

«…Это царствование - одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней - сама императрица…Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении»

АННА ИОАННОВНА

6. «Продолжите предложение»

А) Екатерина 2 по происхождению была ………..?

Б) Произведение описывающее осаду Оренбурга Пугачевым называется ……?

В) В результате русско-турецких войн 1768-1791гг. Россия получает право держать свой флот на ……. море?

Г) Фамилия знаменитого русского полководца совершившего переход через Альпы в 1799г. ………?

Д) Человек, которого А.С. Пушкин называл «Первым нашим университетом»………?

Е) После правления Петра Первого началась эпоха ………….?

7. Узнать по описанию архитектора:

А) - Родом он итальянец, но с юных лет жил в России. Под его руководством на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры - Зимний дворец. В окрестностях Петербурга построил впечатляющие ансамбли (Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе). Он придавал зданиям торжественный, величавый вид, что подчеркивалось богатым декоративным убранством. - О ком идет речь? (……………). Растрелли

Б) - Он сын небогатого церковнослужителя. Необыкновенные способности к рисованию, проявились еще в детстве, поэтому он окончил Академию художеств, посетил Францию и Италию, где продолжил свое образование. Его творения связанные с Москвой. Здесь он построил горделивый и изящный дом Пашкова, богатого заводовладельца.

Он всю жизнь посвятил возвеличиванию и украшению родной земли средствами своего могучего искусства.

- О ком идет речь? (………………….). Баженов

8. «Найди ошибку».

А) Петр Первый никогда не увлекался военными играми, не проявлял большого интереса к наукам и ремеслам.

Б) Россия при Петре не воевала с Турцией за выход к Черному морю, оно и так было русским.

В) После окончания Северной войны Россия была экономически развитым государством и в восстановлении экономики не нуждалась.

Г) В годы царствования Петра Первого не произошло не одного восстания.(Астраханское восстание, восстание Булавина).

Д) Петербург был построен на равнине и при его строительстве не погиб ни один человек.

Е) При Петре не было проведено не одной реформы.

Ж) Реформы Петра Первого не продвинули Россию вперед она так и осталась на своем прежнем уровне развития.

З) После смерти Петра Первого сразу начинает править его дочь Елизавета Петровна. (1741- 1761г)


© 2010-2022