Тематическое планирование и пояснительная записка по истории для 6 класса

  Рабочая программа создана на основе  Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации – 2004 г. - Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; - Примерной программы основного общего образования по истории -Авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 г...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


1Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации - 2004 г.

- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- Примерной программы основного общего образования по истории

-Авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства и народов России с древнейших времен и до наших дней» 2004 года.

-Также на основе рабочих программ Н.И.Чебаторѐвой « Рабочие программы по истории» 5-11 классы-М. «Глобус» 2008;

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и истории Нового времени в 6 классе. В ФБУП на курс история Нового времени рекомендовано 24 часа. За счет резервного времени добавляем 8 часов, так как фактологический и теоретический материал данного курса объемен и важен для освоения учащимися. Таким образом изучение курса рассчитано на 32 часа. В ФБУП на курс История России рекомендовано 34 часа. За счет резервного времени добавляем 2 часа, таким образом на изучение истории России отводится 36 часов.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Нового времени и истории России.

Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся.

При проведении уроков применяются технологии поддерживающего обучения (традиционное обучение), игровые, личностно- ориентированные, информационные (компьютерные). Методы обучения : частично - поисковый, беседа, обсуждение, игра, работа с источниками и другие.

Дозирование домашнего задания соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Занятия проводятся в систематически проветриваемом , озелененном и просторном кабинете, в котором соблюдены все нормы САНПина.

Учитывая местные климатические условия (актированные дни), курсы, праздничные дни возможна корректировка программы за счет уплотнения учебного материала или за счет уроков обобщения и повторения.





Цели и задачи:

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.


В цели курса входят:

- освоение школьниками ключевых исторических понятий;

- ознакомление с основными религиозными системами;

- раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе VI-XVI веков;

- раскрытие специфики власти;

- раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций;

- ознакомление обучающихся с событиями отечественной и всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого, основными процессами развития человеческого общества;

- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

- развитие у обучающихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно - следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории ;

- формирование у обучающихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира.


Основная функция курса - формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий обучающимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоречивых точек зрения.








Содержание рабочей программы

ИСТОРИЯ РОССИИ XVII-XVIII ВВ. 6 класс

Тема 1. Русь Древняя

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси XII-. XIII вв

Тема 3. Русь Московская. Образование единого русского государства


НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV-XVIII. 6 класс

Тема 1. Становление средневековой Европы

Тема 2. Византийская империя и славяне в \/1-Х1 вв

Тема 3. Арабы в \/1-Х1 вв

Тема 4. Феодалы и крестьяне

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы

Тема7. Образование централизованных государств в Западной Европе (Х1-Х\/вв.)

Тема 8. Германия и Италия в ХII-ХV вв

Тема 9. Славянские государства и Византия в Х1V-ХV вв.




Распределение учебного материала


Название темы, раздела

Количество контрольных работ

Тема 1. Становление средневековой Европы

1

Тема7. Образование централизованных государств в Западной Европе (Х1-Х\/вв.)

1

Тема 1. Русь Древняя

1

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси XII-. XIII вв

1

Тема 3. Русь Московская. Образование единого русского государства

1

Всего:

5





Календарно-тематическое планирование по курсу «История средних веков» (6 класс)


н,

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, измерители

Домашнее задание

Дата проведения урока

план/ факт

1

Вводный урок

1

Урок изуче­ния нового материала

Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества.

Источники знаний об истории Средних веков

Называть хронологиче­ские рамки «средневе­ковья».

Определять по ленте времени географиче­ские пределы средне­векового мира

Задание на сравнение хронологичес­ких рамок «древнего мира» и «средневе­ковья». Задание на определение понятий урока.

Учебник с. 6-10

Тема 1. Становление средневековой Европы(5 часов)

2

Древние германцы и Римская империя

1

Урок изуче­ния нового материала

Германские племена. Конец Западной Рим­ской империи(Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской им­перии. Что они могли перенять друг у друга

Сравнить богов древних греков и богов гер­манцев

§1

3

Королевство франков и герман­ская церковь в V-VIII вв.

1

Комбиниро­ванный урок

Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Соз­дание империи Карла Великого

Уметь использовать текст исторического ис­точника при ответе на вопрос

Сравнить власть короля и власть вождя

§2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

Урок при­менения знаний (практикум)

Возникновение и рас­пад империи Карла Великого

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших историче­ских событий

В чем причи­ны распада империи Кар­ла Великого и периода фео­дальной раз­дробленности

§3

5

Западная Европа в 1Х-Х1 вв.

Культура Западной Европы в раннее средневековье

1

Комбиниро­ванный урок

Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории

Можно ли считать свя­щенную Рим­скую импе­рию государ­ством и почему?

§4-5

6

К/р «Европа в 5-12 веках»

1


Тема 2. Византийская империя и славяне в \/1-Х1 вв.( 2 часа)


7

Византия

при Юстиниане.

Культура Византии

1

Урок изуче­ния нового материала

Юстиниан и его прав­ление.

Войны Юстиниана. Культура Византии

Уметь анализировать и сравнивать историче­ские факты

Сравнить об­разование, науку и архи­тектуру в Ви­зантии и в Западной Ев­ропе VI-XI вв.

§6-7

8

Образование сла­вянских государств

1

Урок при­менения знаний

Образование славян­ских государств

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план

Рассказать о взаимоот­ношениях Ви­зантии и Болгарии (с точки зре­ния болгарина и византийца)

§8

Тема 3. Арабы в \/1-Х1 вв.( 2 часа)


9

Возникновение ис­лама.

Арабский халифат и его распад

1

Урок изуче­ния нового материала

Древняя Аравия: при­рода, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен.

|Завоевательные войны арабов

Раскрывать систему управления арабами. Объяснять объедини­тельную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности

мусульман. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснить при­чины распада Арабского халифата

Нанести на карту террито­рии, завоеван­ные арабами. Подготовить сообщение

о развитии образования, науки, литера­туры

§9

10

Культура стран

халифата

1

Урок применения знаний

Образование, литература

искусство, медицина

Рассказывать о развитии

культуры в странах халифата

Сравнить

культуру Византийской империи и стран хали­фата

§10

Тема 4. Феодалы и крестьяне ( 2 часа)

11

В рыцарском замке

1

Урок при­менения знаний и формирова­ния умений

Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произве­дения

Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и ил­люстрации учебника, составлять описание феодала

Составить рассказ «День фео­дала»

§11

12

Средневековая

деревня и ее

обитатели

1

Урок при-

менения

знании

Феодальные отношения,

натуральное хозяйство.

Жизнь и быт крестьян

Описывать условия и

образ жизни, занятия

средневекового зави­симого крестьянина

Задание на составление

сравнитель­ной таблицы «Жизнь и быт раба», колон­на зависимого крестьянина

§12

13

Формирование

средневековых го-

родов

1

Урок приме-

нения знаний

Происхождение городов.

Облик городов.

Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократи­ческих порядков

Называть причины возникновения городов в

Средние века. Описывать облик средне­векового города. Раскрывать систему са­моуправления в городе

Описать

Средневе-ковый город

вый город, сравнить город-коммуну и город-республику

§13

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе( 2 часа)

14

Горожане

и их образ жизни

1

Комбиниро­ванный урок

Городское самоуправ­ление Городские ре­месла и ремесленники. Борьба ремесленников.

Рассказывать о возник­новении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века

Сравнить на­туральное и товарное хозяйство (общее и осо­бенное)

§14

15

Могущество пап­ской власти. Католическая церковь и еретики

1

Урок изуче­ния нового материала

Разделение церквей. Германские императоры и церковь.

Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с ерети­ками

Объяснять причины раскола христианской церкви на католиче­скую и православную, источники богатства церкви.

Раскрывать причины возникновения ереси

Установить последова­тельность и длитель­ность событий

§15

Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы. ( 2 часа)

16

Крестовые походы

1

Урок изуче­ния нового материала

Крестовые походы и их последствия

Раскрывать причины и последствия кресто­вых походов

Определить участников всех кресто­вых походов

§16

17

Как происходило

объединение

Франции

1

Комбиниро­ванный урок

Возвращение фран­цузских территорий. Борьба Филиппа II Ав­густа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характер­ные черты сословной монархии

Задание на классифи­кацию госу­дарственной власти по ука­занным при­знакам. Перечислить характерные черты поли­тического устройства Франции

§17

Тема7. Образование централизованных государств в Западной Европе (Х1-Х\/вв.) ( 6 часов)

18

Что англичане

считают началом своих свобод

1

Комбинированный

урок

Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия воль­ностей». Английский парламент

Выявить общее и особенное в сословно-представи­тельной монархии Франции и Англии

§18

19

Столетняя война

1

Комбиниро­ванный урок

Причины поражения французов при Креси и Пуатье.

Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависи­мости. Поражение анг­личан. Итоги войны

Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии анг­личан и французов, оценивать их боеспо­собность

Установить последова­тельность и длительность Столетней войны

§19

20

Крестьянские вос­стания во Франции и Англии

1

Комбиниро­ванный урок

Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне

Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции.

Сравнить цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции

§20

21

Усиление коро­левской власти в конце XV в. во Франции и в Англии


1

Комбиниро­ванный урок

Завершение объедине­ния Франции. Укрепление королев­ской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превраще­ния Англии и Франции в централизованные государства

Объяснять причины ук­репления централизо­ванного государства во Франции. Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централи­зованного государства в Англии

Определить существен­ные черты централизо­ванного госу­дарства. Выявить об­щее и особен­ное в центра­лизованных государствах Франции и Англии

§21

22

Реконкиста

и образование

централизованных

государств

на Пиренейском

полуострове

1

Урок изучения нового

материала

Пиренейские государства: природа, климат,

условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в Х1У-Х\/ вв. Раскол в католической церкви

Показывать на карте

государства, расположенные на Пиренейском полуострове. Объяснять понятие «реконкисты» и расска­зывать о ее ходе. Знать причины образо­вания самостоятельных государств: Испания и Португалия

Сравнить

английский

парламент, Генеральные штаты и Кортес

§22

23

Усиление власти

князей в Германии.

Расцвет итальян­ских городов

1

Комбинированный

урок

Германские государства

в XI 1-Х V вв.

Расцвет римских городов

Уметь анализировать,

сравнивать изученный

материал, выделять общее и особенное

Почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизо­ванного госу­дарства

§23-24

Тема 8. Германия и Италия в ХII-ХV вв. ( 1 час)


24

Гуситское движение в Чехии

1

Урок

Чешское государство.

Национальное движе­ние в Чехии.

Ян Гус и Ян Жижка.

Объяснять, почему

гуситское движение на­зывают национальным.

Подготовить

характеристи­ку Яна Гуса

и Яна Жижки

§25

Тема 9. Славянские государства и Византия в Х1V-ХV вв. (1ч)

25

Завоевание турками-

османами Балкан­ского полуострова

1

Комбинированный

урок

Падение Константино­поля.

Значение гуситского движения

Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя

Рассказать о ходе и результатах гуситского движения

Уметь работать с

текстом учебника

Почему Восточная Рим­ская империя смогла просу­ществовать на тысячу лет больше, чем Западная Рим­ская империя

§26

Тема 10. Культура Западной Европы в Х1-ХVвв. (3)

27

Средневековое ис­кусство

Средневековая лите­ратура.

Архитектура, скульпту­ра и живопись

Раскрывать особенно­сти средневековой ар­хитектуры, скульптуры, живописи

Сравнить развитие науки и образования в раннем средневековье в период раннего Воз­рождения

§27-28

28

Культура раннего

Возрождения

Италии

Научные открытия и изобретения

1

Урок при­менения знаний

Новое учение о чело­веке.

Первые гуманисты. Ис­кусство раннего Воз­рождения

Уметь работать с раз­личными источниками информации

Почему это время назы­вается Возрождением?

§29

29

К/р «Европа в 12-16 веке»

1


§30

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (3ч)

30

Средневековый Китай

1

Урок изуче­ния нового материала

Китай в IV-VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социально­го и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн.

Культура средневеково­го Китая, ее общечело­веческая зависимость

Рассказывать о внут­ренней и внешней по­литике династии Манн. Объяснять причины ко­лониальных вторжения в Китай.

Объяснять причины крестьянских выступ­лений и гражданской смуты.

Рассказывать о культуре Китая, ее общечелове­ческой значимости

Задание на работу с кар­той восстаний и граждан­ской смуты. Раскрыть значение ки­тайской куль­туры

§31

31

Индия. Государство и культура

1

Урок изуче­ния нового материала

Особенности экономи­ческого и политическо­го развития Индии. Делийский Султанат. Появление европей­ских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы

Раскрывать политиче­ское устройство индий­ских княжеств до втор­жения мусульман; значение индийской культуры

Задание на выявление последова­тельности со­бытий. Объяс­нить влияния индийской культуры на мировую ис­торию и культуру

§32

32

Государства и народы доко­лумбовой Америки

Африка

Наследие истории Средних веков в истории человечества

1

Комбиниро­ванный урок

Первые земледельче­ские культуры в Север­ной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке

Культура доколумбовой Америки, ее общекуль­турная значимость

Рассказывать о возник­новении государства у ацтеков, религии и го­сударственном устрой­стве. Рассказывать о религии и государствен­ном устройстве у майя и инков, о культуре до­колумбовой Америки, объяснить ее значение.

Сравнивать политическое и обществен­ное устройство у инков, майя, ацтеков

Описание государственно­го устройства, жизни и быта жителей Аф­рики и срав­нить их со странами Востока

Выполнение тестов, напи­сание эссе

§33-34



Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. С древнейших времён до конца XVI века»

(6 класс)

Раздел, тема

Кол-во

часов

Обязательный

минимум содержания

образования

Элементы дополни­тельного содержания

Основные

понятия

Знания, умения

Измерительные формы

контроля

Домашнее задание

Дата

прове­дения

план/ факт

Тема 1. Русь Древняя (9часов)

1

Введение

1

История России как часть всемирной истории. Что изу­чает история Оте­чества. Источники знаний о прошлом

Краткая характери­стика курса. История России как часть всемирной ис­тории.

Археология, куль­турный слой. Вспомогательные исторические дисци­плины

Умение работать с тек­стом учебника, выде­лять главное, исполь­зовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Беседа

Введение записи

2

Восточные славяне и их соседи в древ­ности

1

Восточные славяне и их соседи

«Повесть временных лет» о на­чале Руси

Индоевропейская группа народов, сла­вянская языковая семья, род, родовая община, племя, ко­чевники, дань, на­родное ополчение

Умение сравнивать, ус­танавливать причинно-следственные связи. Умение работать по карте, заполнять кон­турные карты

Ф/О, провер­ка карты

§1-2; исто­рическая карта, доку­мент с. 13

3

Соседи восточ­ных славян

Занятия, быт, веро­вания, обществен­ный строй

Род, родовая общи­на, племя, союз племен, соседская община («мир»), князь, дружина, бояре,

Умения и навыки рабо­тать с исторической картой.

Правильно отвечать на поставленные вопросы.

Тестирование + защита индивиду­альной творческой работы

§2; схема + творческая работа + кроссворд

4

Формирование Древнерусского го­сударства

1

Формирование Древнерусского го­сударства. Новгород, Киев

Первые

Рюриковичи. Русь и Ви­зантия

Государство, варяги, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, уроки, погосты. Основные теории возникновения госу­дарства у восточных славян

Умение устанавливать

причинно-следственные

связи.

Выделять главное

в тексте учебника.

Умение работать

с картой.

Развивать умение

составления схем

Проверка схемы, исторические дик­танты

§3; докумен­ты, вопросы, задания, со­ставление схем

5

Первые русские князья

1

Население дере­вень и городов. Княжеская власть

Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав 862 г., 882 г., 904 г., 945 г.

Продолжать развивать умение работать с ис­торической картой. Составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы

Проверка кросс­ворда + карта тест)

§4; состав­ление схемы

6

Правление князя Владимира и кре­щение Руси

1

Крещение Руси

Крещение Руси, 988 г., христианство

Умение сравнивать (языческая религия славян и христианство). Умение выделять при­чины, ход, значение ис­торического события (принятие христианства)

Проверка таблиц. Устно о Владимире Красное Солнышко

§5; состав­ление таб­лиц,

причины, значение принятия христианства (

7

Внутренняя политика.

Расцвет древнерусского государства. Жители Древней Руси

Древнерусское го­сударство при сы­новьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада)

1

Население дере­вень и городов Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда»

Княжеские усобицы. Владимир Мономах

Междуна­родные связи Древней Руси, Рас­пад Древ­нерусского государства Феодальные усобицы, вира, видок. тиун, послух, гривна, «Русская правда»

Народность, обще­ство, дружина, духо­венство, митропо­лит, вотчина, закуп, рядович, хоромы

Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Правление Влади­мира Мономаха. «Устав». «Поучение детям»

Уметь описать экономико-социальное положение, быт, нравы различных категорий жителей Древней Руси. Учиться работать в группах

Умение раскрыть при­чины княжеских междо­усобиц - ослабление строя.

Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах)

Зачет (тестирова­ние, вопросы и за­дания, практиче­ские задания, исто­рический диктант)

Блицопрос (карточ­ки)

§6, анализ документов

пп. 1.2;

вопросы,

8

Формирование древнерусской народности.

Культура Древней Руси

Быт и нравы Древней РУСИ.

1

Культура и быт Древней Руси

Летопись, пропо­ведь, фольклор, бы­лина. Устное народ­ное творчество, Не­стор, «Повесть временных лет»

Уметь выделять глав­ное (истоки и особенно­сти древнерусской культуры). Ценностное ориентирование древ­нерусского общества

Обсуждение, сооб­щения

§ 7; сооб­щения

§ 8; сооб­щения,

9

К/р «Тема 1. Русь Древняя »

1



Тема 2. Политическая раздробленность на Руси XII- XIII вв. (10 часов)

10

Начало раздроб­ленности Древне­русского государ­ства

1

Политическая раз­дробленность Ру­си. Экономические и политические причины раздроб­ленности.

Феодальная раз­дробленность, удельные княжества

Уметь определять со­циально-экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности. Развивать умение ра­боты с картой. Сводить знания в таб­лицы

Проверка карты, проверка таблицы, устный блицопрос

§9; до конца вопросы, карты, закон­чить таблицу

11

Экономические и политические причины раздроб­ленности.

1

Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зави­симое население.

Образование само­стоятельных кня­жеств и земель. Последствия фео­дальной раздроб­ленности

Образование само­стоятельных кня­жеств и земель. Последствия фео­дальной раздроб­ленности

§9;с.78-84

12

Главные политиче­ские центры Руси

1

Географическое положение, хозяй­ство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь)

Идея един­ства рус­ских зе­мель в пе­риод раздроб­ленности. «Слово о полку Игореве»

Раздробленность, удел, упадок Киева, междоусобные войны.

Уметь выделять общее и особенное в социаль­но-экономическом, по­литическом, культурном развитии удельных зе­мель. Уметь работать в группе

Защиты групповых работ

§10; ра­бота по груп­пам, состав­ление по схеме

13

Новгородская Земля

1

Географическое положение, хозяй­ство, политический строй крупнейших русских земель (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород Галицко-Волынская земля. Русь и Степь)

Идея един­ства рус­ских зе­мель в пе­риод раздроб­ленности.

Раздробленность, уделы, междоусобные войны. Образование само­стоятельных кня­жеств и земель. Последствия фео­дальной раздроб­ленности

Уметь выделять общее и особенное в социаль­но-экономическом, по­литическом, культурном развитии удельных зе­мель. Уметь работать в группе

Защиты групповых работ

§11; ра­бота по груп­пам, состав­ление по схеме (используя дополнитель­ную литера­туру, карту)

14

Нашествие с Востока. Монгольское на­шествие на Русь

1

Чингисхан и объе­динение монголь­ских племен. Мон­гольские завоева­ния. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление за­воевателям

Монголо-татары, имена, Чингисхан, Батый 1223 г., 1237-1238 гг., 1239-1240 гг.

Уметь работать по кар­те.

Определять причины завоевательных похо­дов монголо-татар. Уметь заполнять таб­лицы: дата, поход, за­хват территорий

§12; вопро­сы, карта, сочинение «Борьба рус­ского народа с иноземны­ми захватчи­ками»

15

Борьба с крестоносцами, борьба русских земель против экспансии Запада

1

Борьба Руси про­тив экспансии с Запада.

Александр Нев­ский. Сражение на Неве и Ледовое побоище

Ливонский орден

1240, 1242 гг. Рыцарский Орден, крестовый поход, крестоносцы, Владимир Невский, Невская битва. Ледовое побоище

Уметь работать с тек­стом учебника, выде­лять главное, причинно-следственные связи, роль личности

Устный блицопрос карточки, сообщения

§13;карто­схемы, со­общения «Александр Невский»

16

Русь и Золотая Орда

1

Русь и Орда

Последст­вия мон­гольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальней­шего раз­вития на­шей страны

Баскак, иго, ярлык, агрессия, эксплуата­ция, ордынское вла­дычество

Уметь определять сущ­ность и последствия монголо-татарского ига. Работать с документами

Устные ответы на вопросы провер­ка таблиц, схема на карточках

§14; вопросы, задания, таблицы,

по­следствия татаро-монгольского ига: потери, приобрете­ния

17

Русь и Литва

1

Обособление Юго-Западной Руси. Русь и Великие княжества Литов­ские в Х1-УХУ вв.

Уметь работать с картой. Уметь составлять хронологическую таблицу, опираясь на текст учебника, изложения учителя, карты

Устные ответы на вопросы

§15; вопросы, задания

18

Культура русских земель

1

Развитие культуры

Общерусское куль­турное единство и складывание мест­ных художественных школ.

«Слово о полку Игореве»

Уметь выделять общее и особенное в произве­дениях культуры каждого удельного княжества. Учиться сравнивать, анализировать истори­ческие источники (кар­тины, документы). Делать выводы. Участвовать в беседе

Викторина

§16; вопросы, задания, до­кументы, ил­люстрации учебника

19

К/р «Тема 2. Политическая раздробленность на Руси XII- XIII вв. »



Тема 3. Русь Московская. Образование единого русского государства (16 часов)

20

Предпосылки объ­единения русских земель, усиление московского княже­ства

1

Москва - центр со­бирания русских земель.

Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении рус­ских земель. Иван Калита и ут­верждение веду­щей роли Москвы

Порядок наследова­ния престола, Вотчинное, мона­стырское, помещи­чье и черносошное землевладение

Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утрачен­ные Русью

Выделять предпосылки объединения русских земель

Причина возвышения Московского княжества

Устные ответы, опрос, карточки, причины, предпо­сылки, сообщение «Иван Калита»

§17;вопросы и задания, характери­стика прав­ления Ивана Калиты

21

Куликовская битва. Москва - центр борьбы с ордын­ским игом

1

Куликовская битва. Дмитрий Донской

Сергей Радонежский, Дмитрий Донской, Куликовская битва, полк, рать

Уметь выделять глав­ное.

Выводить «уроки» из события.

Определять роль лич­ности с истории

«Исторический футбол» сообще­ния проверка кар­тосхем

§18; карто­схема Дмит­рий Донской; проблема «Уроки Кули­ковской бит­вы»

22

Московское княже­ство и его соседи в конце XIV - сере­дине XV вв.

1

Московское княже­ство и его политика. Иван III, Василий III

Предпосылки объеди­нения единого госу­дарства, политика московских князей. Междоусобные войны

Уметь кратко излагать исторический материал. Уметь развернуто изла­гать исторический ма­териал. Вести дискуссию

Блицопрос, карточ­ки

§19;карта; ответ на во­просы

23

Создание единого русского государ­ства и конец ор­дынского ига

1

Объединение рус­ских земель, конец зависимости рус­ских от орды. Распад Золотой Орды

Предпосылки обра­зования единого го­сударства. Централизованное государство, служи­вые люди, дворяне, поместье. Ханство, «Стояние на Угре»

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны. Уметь выделять исто­рические закономерно­сти.

Решать проблемные и познавательные задачи

Устный разверну­тый ответ на вопро­сы, проблемное за­дание на карте

§20; предпо­сылки вы­учить; вопросы и задание к параграфу

24

Московское государ­ство в конце XV -начале XVI вв., ос­новные социаль­ные слои

1

Завершение объе­динения русских земель. Присоеди­нение Москвой се­веро-восточных и северо-западных земель Руси, Становление цен­тральных органов власти и управле­ния.

Многона­циональный состав населения" страны. Местниче­ство

Вотчинно-поместные землевладения и положение крестьян. Феодально-зависимые крестьяне, судебник, пожилое, привиле­гии, служилое каза­чество, Юрьев день

Умение определять из­менения в социально-экономическом развитии. Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать вы­воды

Карта, схема, уст­ный опрос, карточки с индивидуальным заданием

§21; работа по карте; за­дание; даты; слова; схема

25

Церковь и государ­ство в XV - начале XVI вв.

1

Церковь в Русском государстве. Роль церкви в об­щественной жизни. Сергий Радонеж­ский

Становление рус­ской автокефальной церкви. Ереси. Не­стяжатели, иосиф­ляне.

Теория «Москва -третий Рим»

Уметь определять при­чины изменения в по­ложении Русской пра­вославной церкви. Причины появления ереси

Устный опрос, кар­точки с индивиду­альным заданием

§22;задания; новые слова; записи

26

Образование еди­ного государства (повторительно-обобщающий урок)

1

За счет 1ч

резервного

времени

Кроссворд, карточ­ки с заданиями. Игровое поле «Ин­теллектуальный лабиринт»

27

Реформы Избранной Рады.

1

Боярское правление. Укрепление центральной власти.


28

Иван Грозный. Начало правления

1

Условия развития страны в XVI в. Территория, насе­ление, характер экономики. Становление цен­трализованного го­сударства и само­державной власти. Иван Грозный. Реформы 50-60 гг. XVI в. Земские соборы

Избранная рада, централизованное государство, Зем­ский собор, приказы, стрельцы, дворяне, губа, судебник, царь, сословная монархия

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявление исто­рической закономерно­сти.

Роль личности в истории.

Умение кратко и раз­вернуто давать ответы, оперировать понятиями

Сообщения, табли­ца, индивидуальное задание, карточки, устный опрос

§23;таблица «Реформа избранной Рады»; даты; новые слова; сообщения

29

Внешняя политика Ивана IV

1

Московские госу­дарства и Великое княжество Литов­ское. Расширение территории госу­дарства

Ливонская война, за­сечная черта, наем­ник, казаки,

Речь Посполитая

Уметь выбирать глав­ное при составлении хронологической таб­лицы.

Видеть причинно-следственные связи.

Проверка, хроноло­гическая таблица «Внешнее положе­ние», устный блиц-опрос

§24; вопро­сы, хроноло­гическая таблица; карта;

30

Опричнина. Усиление власти Ивана Грозного


1

Опричнина

Опричнина, земщина, приказы, террор, самодержавие

Уметь выделить глав­ную суть явления (про­цесса). Причинно-следственные связи, итоги (последствия). Уметь анализировать исторические источники, осмысление их. Давать оценки истори­ческим явлениям

Решение познава­тельных задач по карточкам, устный блицопрос

§25; вопро­сы; карта; новые слова

31

Россия в конце правления Ивана IV

1

Централизованное государство; сословно-представительная монархия. Церковный Собор

Сословно-представительная монархия, острог, заповедные Лета

Уметь работать в груп­пах.

Анализировать источники. Сравнивать, осмысли­вать и оценивать исто­рические явления. Оперировать термина­ми и понятиями. Слу­шать товарищей, вести дискуссию

Проверка записей, тест

§25; Творческое задание по группам; «Суд над Иваном IV»

32

Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках. .

1

Развитие культуры в XVI в. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строи­тельство шатровых храмов

Влияние централи­зации на культурную жизнь стра­ны.

Дионисий.

Печатник, иконостас

Изучать, сравнивать, анализировать, описы­вать, давать характери­стику произведениям искусства.

Писать краткие сооб­щения

Сообщения, кросс­ворды, блицопрос

§26; Сообщение, кроссворд или викторина

33

Архитектура и живопись в 14-16 веках. Русская культура в конце XV - нача­ле XVI вв.

1

Русская культура в конце XV - нача­ле XVI вв.

«Сказания о князьях

Владимирских», «Задонщина», «Ска­зание о Мамаевом побоище», «Хожде­ние затри моря», «Троица». Афанасий Никитин, Феофан Грек, Анд­рей Рублев

Умения выделять главное.

Сравнивать с культурой начала XV в. Давать характеристику описательную произве­дениям искусств. Учиться писать краткие сообщения

Сообщения, викторина

§27; Записи, сообщения, развёрнутый план (воз­можно за­полненная таблица)

34

Быт 15-16 веков.

Повторение.

1

Особенности жизни населения Руси в 15-16 веке.

Быт и нра­вы. «Домо­строй»

Уметь работать в груп­пах.

§28;

35

К/р «Тема 3. Русь Московская. Образование единого русского государства»


§1- 28; вопро­сы карта; сооб­щения

36

Повторительно-обобщающий урок.

1

Уметь работать в груп­пах.

Анализировать источники

Проверка, хроноло­гическая таблица, устный блиц-опрос







Требования к уровню подготовки обучающихся.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени мира и России;

  • Временные границы эпохи нового времени истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

  • Оперировать историческими понятиями и датами.

  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

В результате изучения курса учащиеся 6 класса должны получить знания о периодизации Средних веков России и Европы.

Знать и уметь объяснить смысл основных понятий курса: «Великие географические открытия», абсолютизм, социальная структура общества, гуманизм, философы - гуманисты, Возрождение, Реформация, Контрреформация, революция, абсолютная монархия, парламентская монархия, парламент, эпоха Просвещения, колония, колониальный период, директория (по всеобщей истории Нового времени).

Знать и уметь объяснить смысл основных понятий курса: причины Смуты, самозванец, народное восстание, гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение, засечная черта, буржуазия, барщина, оброк, ясак, «белые и черные слободы», «крепостные и приказные люди», земский собор, боярская дума, приказы, раскол, старообрядцы, гвардия, Северная война, рекруты. Регулярная армия, экспорт, импорт, подушная подать, коллегия, губерния, абсолютизм, Синод, Сенат, Ассамблеи, дворцовый переворот, конституционная монархия, Русско - турецкая война, конфедерация, секуляризация, дума, восстание Пугачева, барокко, классицизм (по истории России)

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация .,

Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.


Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри - предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри - предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Литература

Учебная литература

Агафонов С.В. «Схемы по истории России XVII-XVIII века. 6 класс»

Агафонов С.В. «Программа курса «Средние века. Конец V-XVI век»

Агафонов С.В. «Схемы по Средним векам. Конец V-XVI век. 6 класс»

Дмитриева О.В. «Новая история. Конец V-XVI век»

Короткова М.В. «Дидактические материалы по истории России XVII-XVIII века».

Кочегаров К.А. «Рабочая тетрадь по истории России V-XVI века».

Майков А.Н. «История России V-XVI века. Методические рекомендации»

Пчелов Е.В. «История России V-XVI века»

Пчелов Е.В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 классы»

Сафронова И.В., Фокеева И.М. «Средние века. Конец V-XVI век: Тематическое планирование курса для 6 класса общеобразовательных учреждений»

Стецюра Т.Д. «Рабочая тетрадь по Средним векам. Конец V-XVI век»

Дополнительная литература

Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. СПб., 1997.

Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 2005.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1990.

Сахаров А.Н. Подвижники России. М., 1999.

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

Дополнительные пособия для учителя

-Зуев М. Н. История России для ШКОЛЬНИКОВ и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2003;

-Ивашко М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк - Альфа, 2005;

-Серкин А.В Тематическое и.поурочные планы по история России XX в.К учебнику Н. В. Загладина, С. Т. Минкова, С. И. Козленко, Ю. А. Петрова.

«История России XX век»-М.»Экзамен»200б.

-Вотромеев, В. П.-Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА

ПРЕСС, 1999;

-История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. -М.: Русское слово, 1997;

-Е.В.Симонова Тесты по истории России XX- начало XXI века.9 класс.-М.: Экзамен,2008;

-В.Ф.Габдулхакова «Методика индикативной оценки качества образования в школе.» -Шкопа, Казань ,2006;

-И.М. Фокеева «Национально-региональный компонента исторического образования» -.Казань ,Тарих ,2003.


© 2010-2022